Напоминание

"Активные формы работы на уроках русского языка "


Автор: Гончарова Любовь Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ В(С)ОШ
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Активные формы работы на уроках русского языка "
Дата публикации: 10.06.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как

фактор развития ключевых компетенций учащихся.

Цель деятельности каждого педагога регламентируется целью деятельности

образовательного учреждения, в котором он работает, и которую, в свою

очередь, определяет социальный заказ общества.

Основными целями МАОУ В(С)ОШ являются:

Совершенствование

образовательного

процесса

через

внедрение воспитательной системы как условие успешного

развития социально - ориентированной личности, способной

к самореализации.

Формирование у учащихся устойчивых познавательных

интересов, включение каждого ученика в работу на учебных

занятиях

в

качестве

активного

участника

и

организатора

образовательного процесса.

Внедрение

инновационных

технологии

в

учебный

процесс.

Совершенствование общеучебных умений учащихся.

На мой взгляд, достижение данных целей возможно при решении главных

проблем: большинство детей не умеют выражать свои мысли, как в устной,

так и в письменной форме, качество знаний по русскому языку и литературе

остаётся

недостаточно

высоким;

многие

учащиеся

ещё

имеют

воспроизводящий уровень сформированности знаний, выполняют задания в

стандартных

ситуациях,

поэтому

моей

темой

самообразования

является:

«Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор

развития ключевых компетенции учащихся».

Цель моей

работы:

обосновать

эффективность

использования

активных

форм

работы

на

уроках

русского

языка

литературы,

способствующих

развитию

ключевых

компетенции

учащихся.

Данная

цель

предполагает

решение следующего ряда задач:

Показать

эффективность

технологии

критического

мышления на

уроках литературы, русского языка через активные формы

работы.

Исследовать

развитие

ключевых

компетенций

через

создание

активной самостоятельной деятельности учащихся.

Воспитание

и

развитие

толерантной

личности,

умеющей, готовой и желающей вступить в межкультурное

общение.

Совершенствование общеучебных умений учащихся.

В

с вя з и

с

и зм е н е н и я м и

ф ед е р а л ь н о го

г о с уд а р с т в е н н о г о

общеобразовательного

стандарта,

а

также

концепции

духовно

-

нравственного развития, лежащей на основе отбора содержания обучения

и воспитания молодого поколения, главная задача, стоящая перед любым

учителем-предметником, - воспитание и развитие личности; далее идёт

развитие

метапредметных

умений

и

способность

применять

их

на

практике, и лишь потом – знания, необходимые по данному предмету.

Анализ научной литературы, изучение достижений ведущих педагогов –

практиков,

собственный

опыт

привели

меня

к

мысли,

что

наиболее

эффективными

способами

для

достижения

цели,

определённой

Госстандартом

по

русскому

языку,

литературе

-

достижение

уровня

минимально

достаточной

коммуникативной

компетенции

-

являются

следующие:

Технология развития критического мышления

Совершенствование общеучебных умений

Системно – деятельностный подход в обучении

Использование ИКТ

Игровые технологии

Применение этих способов в комплексе – основа моей системы обучения

русскому языку и литературе.

Технология

критического

мышления основывается

на

так

называемом

интерактивном

обучении.

Интерактивное

обучение

это

обучение,

погруженное в общение. Учащиеся осваивают активные способы мышления

и

активные

способы

работы

с

информацией,

тем

самым,

пробуждается

интерес

к

исследовательской

работе,

обобщают

приобретённые

знания.

Элементы этой технологии я применяю с 2005 года.

Основатели

этой

технологии

Выготский

Л.С,

Цукерман

Г.А

утверждали:

«Наши дети должны понять, что чувства, испытываемые ими, могут быть

сходными,

но

не

одинаковыми.

Найти

и

показать

особенность

личного

переживания

(по

поводу

всего

занятия,

отдельного

эпизода,

конкретного

человека) – в этом заключается момент осмысления». Цель технологии –

обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного

включения

учащихся

в

познавательный

процесс.

Критически

мыслящий

человек задаёт вопросы:

Что я знаю?

Что я узнал нового?

Как изменились мои знания?

Что я буду с этим делать?

Технология критического мышления делится на основные фазы: вызов –

реализация (осмысление) - рефлексия. И имеет основные методические

приёмы: самостоятельная письменная работа учащихся, составление кластера

по ассоциациям, таблица Инсерт (сюжетная таблица, таблица толстых и

тонких вопросов), работа по информационной карте, сочинение синквея.

Нестандартные

и

интересные

уроки

литературы

по

этой

технологии

в

старших

классах.

Например:

«Евгений

Онегин»

-

«энциклопедия

русской

жизни»,

«Обломов

и

обломовщина»,

«Русский

народ

в

главе

«Крестьянка» ( по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»,

«Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Применение этой технологии

способствует

развитию

самостоятельного

мышления

(начинается

с

постановки и уяснения проблем, которые нужно решить); умению взглянуть

на

информацию

с

различных

точек

зрения

(работа

по

информационным

картам,

текстам).

Учащиеся

ощущают

себя

активными

субъектами

образовательного

процесса,

выражают

стремление

планировать

и

корректировать

свой

образовательный

маршрут.

Они

сами

добывают

информацию. Особое значение придаю использованию приёмов рефлексии –

обратной связи, которая дает возможность вырабатывать у детей умение

реально оценивать себя, свои ответы и свои возможности. Есть,конечно же, и

минусы в этой технологии. Я считаю, что на уроках литературы дети очень

много

работают

по

шаблону,

мало

с

текстом

произведения,

забывая

о

нравственной стороне. Это мешает «прочувствовать» произведение, к чему

нас призывает предмет литература. Ведь сегодня нам важно, чтобы после

уроков наши дети умели слушать друг друга, понимать друг друга, общаться

между собой. Всё это подтверждает мысль о том, что умению строить

интересный диалог на равных нужно учить, и образовательная ситуация в

этом смысле обладает огромными возможностями.

Наша школа активно работает по технологиям СОУ (совершенствование

общеучебных умений ), суть которых заключается в том, что продуктивное

использование

информации,

её

преобразование,

проблемное

обучение

невозможны

без

развитых

ОУ

(общеобразовательных

умений):

чтения,

письма,

вычислений.

Чтобы

работа

по

совершенствованию

общеучебных

умений шла успешно и давала положительный результат, методика В.Зайцева

предлагает применение различных технологии:

1. Технология повышения орфографической грамотности.

2. Технология увеличения скорости письма.

3. Технология достижения оптимального чтения.

4. Технология иллюстрирования тетрадей.

Воспитать грамотного, а не безошибочного пишущего ученика можно

только

в

рамках

хорошо

продуманной

языковой

системы

образования.

Известно,

что

становление

орфографического

навыка

школьников

идёт

трудно

и

медленно,

по э тому

на

у р о ка х

ру с с ко го

я зы ка

я

применяю т е х н о л о г и ю

п о в ы ш е н и я

о р ф о г р а ф и ч е с к о й

грамотности. Технология

применяется

в

режиме

повторения,

причём

работа ведётся ежедневно на каждом уроке русского языка в течение 5

минут

в

устной

форме

в

целях

наименьшей

траты

времени

на

механическую запись. Технология включает в себя:

1.Ежемесячное

проведение

диагностических

диктантов

для

выбора

наиболее

трудных

орфограмм

для

данного

класса.

Диагностические

диктанты, начиная с 5 класса содержат по 90 слов (по 10 слов на каждую

орфограмму).

Равное

количество

орфограмм

позволяет

сравнивать

их

усвоение. Слова в диктанте даю вперемежку. Результаты диктанта заношу

в

диагностическую

тетрадь,

ошибки

по

орфограммам

группирую,

определяются орфограммы, по которым допущено большое количество

ошибок т.е наиболее трудные, недостаточно освоенные.

2.Следующий этап - отработка слабо освоенной орфограммы в течение

недели, согласно технологии.

Работа с ключевыми словами. Ключевые слова записываю

заранее

на

доске,

причём

с

обязательным

графическим

объяснением, например : дочь, плащ, туч, могуч, пишешь, вскачь,

но уж, замуж, невтерпёж; учащийся читает и объясняет;

Следующий этап работы – работа с игровыми словариками,

учащиеся проверяют и оценивают свою работу;

Формирование

правила

привожу

с

опорой

на

ключевые

слова, не требуя от детей дословного запоминания .

Последний

этап

технологии

устная

диктовка

слов

по

данной орфограмме, где ученик даёт объяснение орфограммы,

о п и р а я с ь

н а

к л ю ч е в ы е

слова.

Работа по этой технологии должна проводиться систематически, результаты

обнадеживают. Данная технология представляется чрезвычайно перспектив-

ной.

Думаю,

как

результат

можно

привести

факт

снижения

количества

ошибок практически по всем орфограммам и повышение качества знаний по

русскому языку. Но есть орфограммы, которые не поддаются отработке.

Например,

орфограмма

«Безударная

гласная

в

корне

слова».

На

уроках

повторения все ясно и понятно, но как только следующий диктант, вновь

много ошибок на эту орфограмму . Думаю , что здесь есть над чем работать.

Иллюстрирование в освоении орфографии.

Учебный и воспитательный процесс рассматриваю как целостную дидакти

ческую

систему,

направленную

на

организацию,

передачу

знаний,

позволяющую мне не столько учить, сколько помогать школьнику учиться.

Глагол учиться не случайно имеет в русском языке значение «учить себя».

Главное, на что обращаю внимание, что осознает ребенок в этом материале, и

как он это осознает. Об этом писал К.Д.Ушинский : «Педагог, желающий что

– нибудь прочно запечатлеть в памяти, должен заботиться о том, чтобы как

можно

больше

органов

чувств

глаз,

ухо,

голос,

чувство

мускульных

движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте

запоминания». Очень важно: то, что ребёнок увидел, эмоционально пережил,

то становится «своим», настоящим знанием. Но что можно нарисовать на

уроках русского языка? Как проиллюстрировать орфографические правила,

грамматические

понятия?

Я

применяю

эту

технологию

при

изучении

орфограмм русского языка. Эти рисунки не для развлечения, они помогают

запомнить

правила,

вызывают

зрительные

и

смысловые

ассоциации,

способствующие быстрому запоминанию. Правила, которые «превращаются»

в

рисунки,

запоминаются

легко,

быстро,

и, что самое главное, надолго.

Ассоциируя

орфограмму с

предметом,

запоминают

лучше.

Практически

часть урока (Решение УЗ) происходит в работе по группам. Дети рисуют

механически, но содержание орфограммы будет осознанно лучше. Тема одна,

а детских рисунков, выражающих эмоции, – множество. Каждый рисунок

сочетает в себе осмысление, понимание темы и эмоциональное личностное

самовыражение

ученика.

Включает

эта

система

задания,

позволяющие

улучшить

сознание

смысла

новых

слов,

усвоение

определений,

видение

главного в новом материале, построение сверток информации. Есть и минус в

этой

технологии.

Я

думаю,

что

дети

(не

все!),

но

все

таки

слишком

увлекаются

рисованием,

забывая

о

самом

главном

в

изученной

теме.

Системно – деятельностный подход в обучении

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, направленный

на

достижение

не

только

предметный

образовательных

стандартов,

но,

прежде

всего,

на

формирование

личности

учащихся,

овладение

универсальными способами учебной деятельности. Совершенно иную роль

играет

учитель,

он

опирается

на

учебную

активность

поисково-

исследовательского типа. Процесс обучения должен происходить по иному;

готовых знаний учитель не дает: они возникают в процессе совместного

сотрудничества.

И

на

своих

уроках

я

стараюсь

«втягивать»

детей

не

в

упражнения, не в повторение, не в запоминание готового, а в размышление о

том,

что

неизвестно.

Такая

деятельность

развивает

у

школьников

способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного

и с помощью гипотез относительно неизвестного поднимать новые задачи.

Конечно, перестроиться сразу очень трудно. Но нужно учиться себя. А

научить учиться может только тот учитель , который сам совершенствуется

всю свою жизнь.

Достойное

место

в

технологии

встречных

усилий

занимает

принцип

наглядности, правила которого рекомендуют применять наглядность не только для

иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания

проблемных

ситуаций.

Современная

наглядность

позволяет

организовать

эффективную поисковую и исследовательскую работу школьников. В настоящее

время

большое

значение

приобретает

применение

современных

средств

наглядности:

учебного

телевидения,

видеозаписи,

слайдов,

возможностей

компьютерных технологий.

Нет,

наверное,

необходимости

подробно

останавливаться

на

каждом

из

принципов

обучения,

востребованных

технологией

встречных

усилий

-

это

и

научность обучения, преемственность и перспективность, прочность и связь с

жизнью. Каждый из них не изолирован друг от друга, все они взаимообусловлены,

тесно переплетаются и являются составляющими системы обучения предмету.

Реализацию встречных усилий можно организовать на уроках любого типа.

Задача

учителя

-

продумать

этапы

урока,

методы

и

приемы,

обеспечивающие

взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса. Приведу в

пример

обычный

урок,

построенный

на

технологии

встречных

усилий.

Условно

разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов»,

«сотворчество» и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы,

позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.

Следующая технология обучения - использование ИКТ на уроках русского

языка

и

литературы.

Использование

компьютера

на

уроках,

создание

и

работа

с

мультимедийными

презентациями,

обращение

к

ресурсам

Интерната, работа с – интерактивной доской - всё это стало неотъемлемой

частью

моей

педагогической

деятельности

и

ещё

одним

средством

применения активных форм работы. Темы мультимедийных презентаций:

«Нужен ли великий и могучий» в век высоких технологий? «(10 класс)»,

урок

русского

языка

в

11

классе»

«Учимся

понимать

исходный

текст»

( подготовка к ЕГЭ часть С).

Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя

русского языка и литературы, но я уверена, что никакие методы и приёмы не

будут работать в полной мере, если у учителя нет контакта с учащимися.

Составляющими

внеурочной

деятельности

являются

дополнительные

занятия

с

одарёнными

детьми,

подготовка

к

олимпиадам,

конкурсам,

различным внеклассным мероприятиям.

Проблемы, которые я вижу в своей работе:

1. Работа на дальнейшем повышением качества знаний учащихся,

особенно по русскому языку.

2. Повышение интереса к чтению; дети в последнее время очень мало

читают.

3. Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и

одаренными детьми.

Перспективы в работе:

1.

Продолжить освоение перспективных педагогических технологии, с целью

эффективного преподавания русского языка и литературы.

2.

Развивать

внеурочную

деятельность

с

целью

развития

интереса

к

и

литературе

и

р а с к р ы т и е

т в о р ч е с к о г о

п о т е н ц и а л а .



В раздел образования