Напоминание

Значение орнамента в русском народном костюме


Автор: Петухова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: Значение орнамента в русском народном костюме
Дата публикации: 10.06.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомство с русским народным орнаментом и вышивкой.

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена

русичи украшали свой дом, одежду, предметы, узорами. Если рисунок

повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Вышивка занимает особое место в русской культуре. Она не только красива,

но и многогранна. На огромной русской территории разные губернии

использовали свои отличительные техники, различия были и в используемых

материалах, и в цветовой палитре.

Так в Московской области цветной контур узора белой строчки выполнялся

яркой шерстью не резких тонов с преобладанием красных, изумрудно-

зеленых, синих и желто-оранжевых цветов. В мотивах вышивки Московской

области основным являлся ромб различных очертаний, дополненный

звездами и другими геометрическими фигурами.

В наших краях вышивали птиц-пав, орлов, барсов, коней, всадников и

хороводы женских фигур с ветками или птицами в руках.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Красный цвет- жизни, огня и солнца. Как оберег, он был призван защищать

жизнь.

Белый цвет- чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником

от темных сил.

Синий цвет- воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.

Черный- в орнаменте означал землю.

Зеленый- это трава, лес и их помощь человеку.

Магические символы и знаки на протяжении многих столетий играли

огромную роль в жизни наших предков. Их вышивали на рубахах, простынях,

рушниках и при этом верили, что они способны приносить счастье и

исполнять желания. Каждый орнамент имеет свой смысл.

В приобщении детей к русской народной культуре и знакомстве с орнаментом

и вышивкой первостепенную роль играет организация развивающей

предметно-пространственной среды. Так в группе в книжном уголке была

организована выставка книг русских народных сказок. Ребята рассматривали

иллюстрации, где герои сказок одеты в народные костюмы украшенные

орнаментом. В театральном уголке дети рассмотрели куклы-перчатки в

«рубашках» с вышивкой, а также посетили мини-музей детского сада

«Русская изба», где проводилась беседа об орнаменте. Дети закрепили

усвоенные знания в дидактических играх, изо – деятельности. Затем

происходило знакомство с понятием стежок и строчка. После этого дети

постепенно упражнялись в вышивке стежков «Дочки-строчки» и «Перевивы.

Свои первые шаги в вышивке дети отрабатывали на бумаге, шерстяными

нитками и использовали пластмассовые иглы.



В раздел образования