Напоминание

Стилизация в орнаменте


Автор: Макарова Светлана Валентиновна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа–интернат МЧС"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: дидактическое пособие
Тема: Стилизация в орнаменте
Дата публикации: 11.06.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС»

Студия

изобразительного

искусства

Стилизация

в орнаменте

Искусство это абстракция, извлекайте ее из

природы,

фантазируя

на

ее

основе,

и

думайте

больше

о

процессе

творчества,

нежели

о

результате".

Поль Гоген

Понятие

стилизации

и

стиля

В

декоративной

композиции

важную

роль

играет

то,

насколько

творчески

художник

может

переработ ать

окружающу ю

действительность и внести в нее свои мысли

и

чувства,

индивидуальные

оттенки.

Э т о

и

н а з ы в а е т с я

стилизацией.

Стилизация

к а к

п р о ц е с с

р а б о т ы

предст авляет

с о б о й

декоративное

обобщ ение

изображаемых

объ е к т о в

(фигур,

предметов)

с

помощью

ряда

условных

приемов

изменения

формы,

объемных

и

цветовых

отношений.

В декоративном искусстве

стилизация

метод ритмической организации целого,

благодаря которому изображение

приобретает признаки повышенной

декоративности и воспринимается

своеобразным мотивом узора

(тогда мы говорим о декоративной

стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального

характера, а предполагающая наличие готового образца

для

подражания

или

элементов

уже

созданного

стиля

(например,

декоративное

панно,

выполненное

с

использованием приемов хохломской росписи);

б)

декоративная, в которой все элементы произведения

подчинены условиям уже имеющегося художественного

ансамбля

(например,

декоративное

панно,

подчиненное

среде интерьера, сложившегося ранее).

а)

б)

Декоративная

стилизация

отличается

от

стилизации

вообще

своей

связью

с

пространственной

средой.

Поэтому

для

полной

ясности

вопроса

рассмотрим

понятие декоративности.

Под декоративностью принято понимать художественное

качество произведения, которое возникает в результате

осмысления

автором

связи

его

произведения

с

предметно-пространственной средой, для которой оно

предназначено. В этом случае отдельное произведение

задумывается

и

осуществляется

как

элемент

более

широкого композиционного целого.

Можно сказать, что

стиль – это художественное

переживание времени,

а декоративная стилизация

художественное переживание

пространства.

Для

декоративной

стилизации

характерно

абстрагирование – мысленное отвлечение от

несущественных, случайных с точки зрения художника

признаков с целью заострения внимания на более значимых,

отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого

объекта

необходимо

стремиться,

чтобы

композиция

(панно)

отвечала

принципу

архитектоничности,

т.е.

нужно выстраивать

систему связей отдельных частей и элементов в

единую целостность произведения.

Роль стилизации как художественного метода в

последнее

время

возросла,

так

как

увеличилась

потребность людей в создании стилистически цельной,

эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла

необходимость

создания

произведений

декоративно-

прикладного

искусства,

которые

без

стилизации

не

будут

отвечать

современным

эстетическим

требованиям.

Любые

орнаментальные

композиции

представляют

собой

упорядоченные

и

закономерные построения; большую роль в

них

играют

разрабатываемые

мотивы,

из

которых выстраиваются орнаменты.

От

того,

насколько

выразительно

изображаются

мотивы

в

композиции,

зависит восприятие всего орнаментального

построения .

Рассмотрим орнамент из растительных форм.

Определившись, какой будет композиция –

статичной или динамичной – начнем работать над

изображением мотивов, из которых она

выстраивается.

При работе над эскизными зарисовками мотива

(например, цветка) необходимо обратить внимание

на характерные, наиболее яркие его особенности,

отказавшись от второстепенных деталей.

При этом характерные особенности цветка могут

быть максимально утрированы и доведены до

знаковости.

Каким же образом можно менять форму объекта?

К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму,

ее можно вытянуть более активно, а цветок

одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно

максимально округлить.

Важно также обратить внимание на ракурс

изображаемого объекта. При статичной композиции

избегать разворотов в три четверти, а использовать

вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной

или горизонтальной осям.

В динамичной композиции разумнее использовать

ракурсы и наклоны.

В процессе декоративного изображения мотива

возможно свободное обращение не только с размерами

элементов, но и с изменением пропорций, если данная

деформация оправдана композиционной целью, придает

выразительность и остроту.

При декоративной трансформации изображаемого

мотива важнейшее значение имеют те участки

формы, где есть изгибы и изломы. Именно они будут

являться местами для преобразования, особенно при

достижении эффекта статики и динамики в

орнаментальном построении.

Цвет и колорит

орнаментальной композиции

тоже подлежит преобразованию.

Он может быть

условным, совершенно отвлеченным

от натурального варианта

или заранее задуманным.

Изображение животных в орнаменте также требует

определенной

условности

передачи.

Излишнее

насыщение

деталями

будет

мешать

цельности

силуэта

и

усложнять

общее восприятие композиции.

Желательно, чтобы силуэт не был слишком изрезан и

вписывался в простые геометрические фигуры.

Природная форма должна приобретать условно-

декоративный смысл, при этом в одном и том же

правдивость изображения может сочетаться с элементами

мифологической условности.

При разработке орнаментального мотива

объемно - пространственную форму целесообразно

превращать в плоскостную; при необходимости же

объемного изображения обязательно использовать

обобщения, условности.

Большого

мастерства

в

стилизации

орнаментальных мотивов достигли египтяне.

Их

произведения

предельно

лаконичны

и

выразительны как по силуэту, так и по цветовым

решениям.

В

них

одновременно

присутствуют

условность изображения и узнаваемость объектов,

это яркие, декоративные, запоминающиеся образы.

Стилизация

природных форм

Окружающая нас природа является прекрасным объектом

для художественной стилизации. Один и тот же предмет

можно изучать и отображать бесконечное множество раз,

постоянно открывая новые его стороны в зависимости от

поставленной задачи.

В программе по декоративной композиции вопросу

стилизации природных форм уделяется большое внимание,

так как данные объекты всегда доступны и работа с ними

помогает овладеть аналитическим мышлением и способами

оригинального выражения натуры в трансформированных

формах,

т.е.

производить

преломление

увиденного

через

индивидуальность художника.

Стилизованное

изображение

изучаемых

объектов дает возможность находить все новые

о р и г и н а л ь н ы е

с п о с о б ы

о т о б р а ж е н и я

действительности,

отличные

от

иллюзорного,

фотографического изображения.

Стилизацию природных форм можно начать с

изображения растений. Это могут быть цветы,

травы,

деревья,

мхи,

лишайники

в

сочетании

с

насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных

мотивов

можно

пойти

двумя

путями:

изначально

выполнять

зарисовки

объектов

с

натуры,

а

в

дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления

декоративных

качеств,

либо

же

сразу

выполнять

с т и л и з о в а н н у ю

д е ко р а т и в н у ю

з а р и с о в к у ,

отталкиваясь от природных особенностей объектов.

И тот, и другой путь возможны в зависимости от

того,

какой

способ

изображения

близок

автору.

В

первом

случае

необходимо

тщательное

рисование

деталей

и

постепенное

изучение

форм

по

ходу

работы.

Во

втором

способе

художник

долго

и

тщательно

изучает

детали

объекта

и

выделяет

наиболее характерные для него.

Например, колючий татарник отличает наличие

шипов и угловатости в форме листьев, стало быть,

при

зарисовке

можно

использовать

острые

углы,

прямые

линии,

ломаный

силуэт ,

применить

контрасты

при

графической

обработке

формы,

линию

и

пятно,

светлое

и

темное,

при

цветовом

решении – контраст взаимодополнительных цветов и

разные светлотные тональности.

Для вьюна характерна плавная тягучесть

стволов

и

мягкая

пластика

форм

листка

и

цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать

извилистые,

округлые

формы

и

деликатная

п р о р або т ка

д ет ал е й

с

и с п о л ь з о в а н и е м

преимущ ественно

тонкой

линии,

м я г к и х

тональных и цветовых отношений.

Один

и

тот

же

мотив

может

быть

трансформирован по-разному: близко к натуре или в

виде намека на нее, ассоциативно; однако следует

избегать слишком натуралистической трактовки

или

крайнего

схематизма,

лишая

узнаваемости.

Можно брать один какой либо признак и делать его

доминирующим,

при

этом

форма

объект а

изменяется

в

сторону

характерной

особенности

так, что приобретает символичность.

Предварительная эскизно-зарисовочная работа

очень

важный

этап

в

создании

рисунка

стилизованной

композиции,

так

как,

выполняя

натуральные зарисовки, художник глубже изучает

природу,

выявляя

пластику

форм,

р и т м ,

внутреннее

строение

и

текстуру

природных

объектов.

Эскизно-зарисовочный

этап

проходит

творчески,

каждый

находит

и

отрабатывает

свою

манеру,

свой

индивидуальный

почерк

в

передаче всем известных мотивов.

Выделим основные требования

к зарисовкам растительных форм:

1. Начиная работу, важно выявить наиболее ярко

выраженные особенности формы растения, его силуэта,

ракурсных поворотов.

2. При компоновке мотивов необходимо обратить

в н и м а н и е

н а

и х

пластическую

направленность

(вертикальную,

горизонтальную,

диагональную)

и

соответственно ей располагать рисунок.

3. Обратить внимание на характер линий, из

которых

складывается

абрис

изображаемых

элементов: от того, прямолинейные или мягкие,

обтекаемые

конфигурации

он

будет

иметь,

может зависеть и состояние композиции в целом

(статическое или динамическое).

4. Важно не просто зарисовать увиденное, а

найти

ритм

и

интересные

группировки

форм

(стеблей,

листьев),

делая

отбор

видимых

деталей в изображаемой на листе среде.

5. При зарисовке цветов необходимо детально изучить

строение

цветка,

расположение

и

форму

лепестков,

их

группировку

и

окраску,

ибо

это

и

будут

те

природные

особенности

объекта,

которые

дают

возможность

их

декоративного преобразования.

6. В работе с такими природными мотивами как кора,

срезы

деревьев,

мох,

камни,

раковины

перед

художником

стоит задача превращения фактурной поверхности мотива

в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий

особенности объекта.

7. Исследуя части и детали формы, можно

использовать

лупу,

микроскоп

это

дает

возможность

разложения

образа

на

части,

оперирования

разрезами

для

достижения

определенных

композиционных

задач

и

передачи

природных особенностей изображаемых объектов.

Примеры стилизации

Стилизация бабочки

Стилизация формы

Стилизация орнаментальных композиций

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гартман К.О. Стили. М.,1998.

2. Цветочные орнаменты в стиле модерн Эжена Грассе.

/users/la_belle_epoque.

3. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика

изобразительного искусства/ Р.В. Паранюшкин.-Изд.2-е н/Д:

Феникс,2005.-79с.:ил.

4. Сокольников Н.М. Изобразительное искусство: В 4 ч.Ч. 3.

Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.80с.: цв.ил.

5. Щекалева М.А. Бионическая практика: учебно-методическое

пособие / М.А. Щекалева ВГУЭС /

6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова.-М.:

Гардарики, 2007.-528с.

7. Солдадае Л. Семантика древнего орнаменте.// Декоративное

искусство СССР. 1980. № 9. С. 17 - 22.

Презентацию подготовил:

педагог дополнительного образования

Макарова С.В.

апрель, 2019год.



В раздел образования