Напоминание

Элементы геометрии в 5 классе


Авторы: Старикова Вера Алексеевна, Иванова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики,учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: технологические карты
Тема: Элементы геометрии в 5 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Автор

Старикова Вера Алексеевна, Иванова Татьяна Александровна

Место работы

ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района

Предмет

Математика

УМК

Математика 5 класс, Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др., М,:Просвещение, 2017г., рабочая тетрадь, тематические

тесты, устные упражнения

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия и изучения новых знаний

Технологии урока

Обучение в сотрудничестве, коммуникативно-диалоговая, здоровьесберегающая

Тема урока

Разнообразный мир линий

Цель

Сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умение распознавать, описывать и

характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область, изображать и конструировать линии

Планируемые

результаты

Предметные результаты.

Различать виды линий, распознавать их на чертежах, рисунках, находить их аналоги в

окружающем мире, изображать линии от руки и с использованием линейки.

Метапредметные результаты. Развивать внимание, мышление, коммуникативность.

Личностные УУД. Осознание значимости решения учебных задач, установление связи учащимися между целью

учебной деятельности и ее мотивом, нравственное оценивание усваиваемого содержимого.

Регулятивные УУД. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать

последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать своё предположение; адекватно оценивать

правильность выполнения действия.

Познавательные УУД. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в

разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Задачи

Личностные

-

самовыражение

-

саморегуляция

-

позитивная моральная самооценка

-

добиваться результата, как в исполнительской, так и в творческой деятельности

-

развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками

Предметные

-

распознавать на чертежах, рисунках линии, находить их аналоги в окружающем мире

-

изображать линии от руки и с использованием чертёжных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге

-

описывать и характеризовать линии

-

видеть внутреннюю и внешнюю область линий

Метапредметные

-

овладение межпредметными понятиями

-

самостоятельное создание способа решения проблемы

-

поиск и выделение необходимой информации

-

готовность вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

-

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение логических рассуждений

Форма работы

учащихся на уроке

Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование

мультимедиа проектор, компьютер, наглядные пособия (маршрут для зайчика), карточки-смайлики

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

Мотивация к

учебной

деятельности

Рефлексия

Приветственное слово

учителя.

Учитель представляется и

высказывает свое

удовольствие от встречи с

данным классом

Включаются в

деловой ритм урока

Самоопределение

(внутр. и внеш.)

Оценивать

готовность к учебной

деятельности

Учитель анализирует

полученную картину

настроения обучающихся

Обучающиеся

показывают карточку,

которая

соответствует их

настроению

Побуждает учеников к

деятельности

Приглашаю вас в

удивительное путешествие

Слайд 1

Впервые человек взял в руки

кусок угля и провел им по

стене пещеры еще в

глубокой древности.

Он изобразил контуры

предметов, животных,

объектов природы.

Из чего состоят эти рисунки?

Один читает вслух

-из линий

Проявлять

интерес к

новому знанию,

осознавать свою

сопричастность

Прогнозировать

Анализировать

услышанное. Уметь

строить логическую

цепь рассуждений

Мы отправляемся в

путешествие.

Создает проблемную

ситуацию, предлагает

задание.

Задание

Зайчик с утра проснулся,

захотел позавтракать. Он

знает, в каких местах растут

Работают цветными

карандашами (чертят

линии на

заготовленных

листах

от зайчика к

продуктам).

Получаются

различные линии:

Формирование

самостоятельнос

ти и

настойчивости

Целеполагание -

постановка новых

целей,

преобразование

практической задачи

в познавательную

Аргументировать

свою точку зрения,

спорить и отстаивать

свою позицию не

враждебным для

оппонентов образом

Уметь анализировать

условие задачи,

составлять модель и

преобразовывать её в

случае необходимости

морковь, капуста, где есть

вода. Он для себя решил

нарисовать маршрут на

карте. Но у него нет

карандашей. Помоги

зайчику. Для каждого

предмета определите свой

цвет и нарисуйте путь.

Побуждает к высказыванию

своего мнения

Предлагает сформулировать

проблемный вопрос

- Что сегодня на уроке нам

предстоит выяснить?

Сформулируйте тему и цель

урока

Откройте тетради, запишите

число, классная работа и

тему урока «Разнообразный

мир линий»

Слайд 2

замкнутые,

пересекающиеся,

самопересекающиеся

Демонстрируют свою

работу, вступают в

диалог, предлагают

свои варианты

ответов. По-разному

формулируют вопрос

Формулируют тему и

цель урока

Записывают число,

классная работа и

тему урока

«Разнообразный мир

линий»

Обнаруживать и

формулировать

учебную проблему,

тему и цель урока

Изучение

нового

материала

Сравните ваши линии

Отвечают на вопросы

-Линии разные,

прямые, кривые,

пересекаются, не

пересекаются,

длиннее, короче и т.д.

Умение

выдвигать

гипотезы при

решении

учебных задач,

креативность

мышления

Умение понимать и

использовать

наглядные средства

Выдвигать версии

Выполнение

пробного учебного

действия

Построение речевых

высказываний

Слушать и вступать в

диалог, отстаивать

свою точку зрения,

приводить

аргументы,

Классификация,

сравнение

Самостоятельно

формулировать

понятия

Слайд 3

Линии

Слайд 4

Виды линий

Учитель на доске делает

рисунок

Что изображено на рисунке?

(внешняя и внутренняя

область)

Начертите в тетради

замкнутую линию, закрасьте

внутреннюю область синим

цветом

Чтобы из одной области

Упр. № 1 ( учебник)

Задание: нарисуйте в

тетради одну

замкнутую, а другую

незамкнутую линию

Ребята

рассматривают

рисунок 1.2

Ответы детей по

рисунку

Выполняют задание.

Один ученик у доски:

Волевая

саморегуляция в

ситуации

затруднения

подтверждая их

фактами

Использование

критериев для

обоснования своего

суждения

попасть в другую, надо

пересечь границу.

Определить сколько раз

различные кривые

пересекают границу между

внешней и внутренней.

Где ещё встречаются

внешние и внутренние

области?

Физкультминут

ка

А в лесу растет

черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже

приседать.

(приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой

несу. (ходьба на

месте)

Здоровьесбережен

ие

Первичное

закрепление и

применение

знаний в новой

ситуации

Задание: нарисуйте в

тетради замкнутую линию

без самопересечений и

закрасьте внутреннюю

область получившейся

фигуры. Отметьте какую-

нибудь точку во внутренней

области, во внешней, на

границе областей.

Клетчатая бумага – это

удобный «инструмент» для

вычерчивания линий; он

помогает видеть

характерные точки линии,

выработать алгоритм

изображения.

Рисуем на клетчатой бумаге

упр. № 9, № 5 (учебник)

На воспроизведение

Ребята выполняют в

тетради, один

комментирует

решение с места.

Умение

контролировать

процесс и

результат

учебной

деятельности

Умение планировать

и осуществлять

деятельность,

направленную на

решение задачи

Умение работать с

информацией

Поиск и выделение

необходимой

информации, которая

определяет данную

предметную область,

применение ее при

выполнении

практических заданий

рисунка всегда нужно

начинать с анализа, который

лучше выполнять с

карандашом в руке. Спираль

можно «прочитать»: одна

клетка вправо, одна клетка

вверх, две клетки влево, и

т.д.; теперь легко будет ее

воспроизвести. Сначала это

нужно сделать «от руки»,

тонко очерченным простым

карандашом, а потом при

желании провести ярче уже

намеченные линии с

помощью линейки. (Можно

все делать «от руки», без

инструментов)

Ребята выполняют

задание (помощь

учителя при

необходимости)

Подведение

итогов урока

Предлагается учащимся

подвести итоги (упр. № 11 ,

№ 8 )

Обобщить знания и умения.

Отвечают на вопросы

и выполняют задания

Сообщают, чему

научились, что

узнали на уроке

Контроль, коррекция,

оценка

Моделирование,

преобразование

модели

Рефлексия

Просьба учителя поднять

смайлик, соответствующий

настроению обучающегося в

конце урока

Предлагает рефлексивные

вопросы

Продолжают

предложение

Сегодня я узнал (а)...

Было интересно…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

У меня получилось..

Мне захотелось и др

Адекватное

понимание

причин успеха /

неуспеха в

учебной

деятельности

Рефлексия способов и

условий действия

Домашнее

задание

П.1.1, №4, 6. Учитель

комментирует домашнее

задание и отвечает на

вопросы обучающихся

Задают вопросы при

непонимании

Осознать

необходимость

получения

знаний

Планировать

действия

Уметь оформлять

свои мысли в устной

и письменной форме

Уметь работать с

текстом учебника



В раздел образования