Авторы: Старикова Вера Алексеевна, Иванова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики,учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: технологические карты
Тема: Элементы геометрии в 5 классе
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Автор
Старикова Вера Алексеевна, Иванова Татьяна Александровна
Место работы
ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района
Предмет
Математика
УМК
Математика 5 класс, Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др., М,:Просвещение, 2017г., рабочая тетрадь, тематические
тесты, устные упражнения
Класс
5 класс
Тип урока
Урок открытия и изучения новых знаний
Технологии урока
Обучение в сотрудничестве, коммуникативно-диалоговая, здоровьесберегающая
Тема урока
Разнообразный мир линий
Цель
Сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умение распознавать, описывать и
характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область, изображать и конструировать линии
Планируемые
результаты
Предметные результаты.
Различать виды линий, распознавать их на чертежах, рисунках, находить их аналоги в
окружающем мире, изображать линии от руки и с использованием линейки.
Метапредметные результаты. Развивать внимание, мышление, коммуникативность.
Личностные УУД. Осознание значимости решения учебных задач, установление связи учащимися между целью
учебной деятельности и ее мотивом, нравственное оценивание усваиваемого содержимого.
Регулятивные УУД. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать своё предположение; адекватно оценивать
правильность выполнения действия.
Познавательные УУД. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в
разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Задачи
Личностные
-
самовыражение
-
саморегуляция
-
позитивная моральная самооценка
-
добиваться результата, как в исполнительской, так и в творческой деятельности
-
развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками
Предметные
-
распознавать на чертежах, рисунках линии, находить их аналоги в окружающем мире
-
изображать линии от руки и с использованием чертёжных инструментов на нелинованной и клетчатой бумаге
-
описывать и характеризовать линии
-
видеть внутреннюю и внешнюю область линий
Метапредметные
-
овладение межпредметными понятиями
-
самостоятельное создание способа решения проблемы
-
поиск и выделение необходимой информации
-
готовность вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение логических рассуждений
Форма работы
учащихся на уроке
Фронтальная, индивидуальная.
Оборудование
мультимедиа проектор, компьютер, наглядные пособия (маршрут для зайчика), карточки-смайлики
Структура и ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
Мотивация к
учебной
деятельности
Рефлексия
Приветственное слово
учителя.
Учитель представляется и
высказывает свое
удовольствие от встречи с
данным классом
Включаются в
деловой ритм урока
Самоопределение
(внутр. и внеш.)
Оценивать
готовность к учебной
деятельности
Учитель анализирует
полученную картину
настроения обучающихся
Обучающиеся
показывают карточку,
которая
соответствует их
настроению
Побуждает учеников к
деятельности
Приглашаю вас в
удивительное путешествие
Слайд 1
Впервые человек взял в руки
кусок угля и провел им по
стене пещеры еще в
глубокой древности.
Он изобразил контуры
предметов, животных,
объектов природы.
Из чего состоят эти рисунки?
Один читает вслух
-из линий
Проявлять
интерес к
новому знанию,
осознавать свою
сопричастность
Прогнозировать
Анализировать
услышанное. Уметь
строить логическую
цепь рассуждений
Мы отправляемся в
путешествие.
Создает проблемную
ситуацию, предлагает
задание.
Задание
Зайчик с утра проснулся,
захотел позавтракать. Он
знает, в каких местах растут
Работают цветными
карандашами (чертят
линии на
заготовленных
листах
от зайчика к
продуктам).
Получаются
различные линии:
Формирование
самостоятельнос
ти и
настойчивости
Целеполагание -
постановка новых
целей,
преобразование
практической задачи
в познавательную
Аргументировать
свою точку зрения,
спорить и отстаивать
свою позицию не
враждебным для
оппонентов образом
Уметь анализировать
условие задачи,
составлять модель и
преобразовывать её в
случае необходимости
морковь, капуста, где есть
вода. Он для себя решил
нарисовать маршрут на
карте. Но у него нет
карандашей. Помоги
зайчику. Для каждого
предмета определите свой
цвет и нарисуйте путь.
Побуждает к высказыванию
своего мнения
Предлагает сформулировать
проблемный вопрос
- Что сегодня на уроке нам
предстоит выяснить?
Сформулируйте тему и цель
урока
Откройте тетради, запишите
число, классная работа и
тему урока «Разнообразный
мир линий»
Слайд 2
замкнутые,
пересекающиеся,
самопересекающиеся
Демонстрируют свою
работу, вступают в
диалог, предлагают
свои варианты
ответов. По-разному
формулируют вопрос
Формулируют тему и
цель урока
Записывают число,
классная работа и
тему урока
«Разнообразный мир
линий»
Обнаруживать и
формулировать
учебную проблему,
тему и цель урока
Изучение
нового
материала
Сравните ваши линии
Отвечают на вопросы
-Линии разные,
прямые, кривые,
пересекаются, не
пересекаются,
длиннее, короче и т.д.
Умение
выдвигать
гипотезы при
решении
учебных задач,
креативность
мышления
Умение понимать и
использовать
наглядные средства
Выдвигать версии
Выполнение
пробного учебного
действия
Построение речевых
высказываний
Слушать и вступать в
диалог, отстаивать
свою точку зрения,
приводить
аргументы,
Классификация,
сравнение
Самостоятельно
формулировать
понятия
Слайд 3
Линии
Слайд 4
Виды линий
Учитель на доске делает
рисунок
Что изображено на рисунке?
(внешняя и внутренняя
область)
Начертите в тетради
замкнутую линию, закрасьте
внутреннюю область синим
цветом
Чтобы из одной области
Упр. № 1 ( учебник)
Задание: нарисуйте в
тетради одну
замкнутую, а другую
незамкнутую линию
Ребята
рассматривают
рисунок 1.2
Ответы детей по
рисунку
Выполняют задание.
Один ученик у доски:
Волевая
саморегуляция в
ситуации
затруднения
подтверждая их
фактами
Использование
критериев для
обоснования своего
суждения
попасть в другую, надо
пересечь границу.
Определить сколько раз
различные кривые
пересекают границу между
внешней и внутренней.
Где ещё встречаются
внешние и внутренние
области?
Физкультминут
ка
А в лесу растет
черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже
приседать.
(приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой
несу. (ходьба на
месте)
Здоровьесбережен
ие
Первичное
закрепление и
применение
знаний в новой
ситуации
Задание: нарисуйте в
тетради замкнутую линию
без самопересечений и
закрасьте внутреннюю
область получившейся
фигуры. Отметьте какую-
нибудь точку во внутренней
области, во внешней, на
границе областей.
Клетчатая бумага – это
удобный «инструмент» для
вычерчивания линий; он
помогает видеть
характерные точки линии,
выработать алгоритм
изображения.
Рисуем на клетчатой бумаге
упр. № 9, № 5 (учебник)
На воспроизведение
Ребята выполняют в
тетради, один
комментирует
решение с места.
Умение
контролировать
процесс и
результат
учебной
деятельности
Умение планировать
и осуществлять
деятельность,
направленную на
решение задачи
Умение работать с
информацией
Поиск и выделение
необходимой
информации, которая
определяет данную
предметную область,
применение ее при
выполнении
практических заданий
рисунка всегда нужно
начинать с анализа, который
лучше выполнять с
карандашом в руке. Спираль
можно «прочитать»: одна
клетка вправо, одна клетка
вверх, две клетки влево, и
т.д.; теперь легко будет ее
воспроизвести. Сначала это
нужно сделать «от руки»,
тонко очерченным простым
карандашом, а потом при
желании провести ярче уже
намеченные линии с
помощью линейки. (Можно
все делать «от руки», без
инструментов)
Ребята выполняют
задание (помощь
учителя при
необходимости)
Подведение
итогов урока
Предлагается учащимся
подвести итоги (упр. № 11 ,
№ 8 )
Обобщить знания и умения.
Отвечают на вопросы
и выполняют задания
Сообщают, чему
научились, что
узнали на уроке
Контроль, коррекция,
оценка
Моделирование,
преобразование
модели
Рефлексия
Просьба учителя поднять
смайлик, соответствующий
настроению обучающегося в
конце урока
Предлагает рефлексивные
вопросы
Продолжают
предложение
Сегодня я узнал (а)...
Было интересно…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
У меня получилось..
Мне захотелось и др
Адекватное
понимание
причин успеха /
неуспеха в
учебной
деятельности
Рефлексия способов и
условий действия
Домашнее
задание
П.1.1, №4, 6. Учитель
комментирует домашнее
задание и отвечает на
вопросы обучающихся
Задают вопросы при
непонимании
Осознать
необходимость
получения
знаний
Планировать
действия
Уметь оформлять
свои мысли в устной
и письменной форме
Уметь работать с
текстом учебника