Автор: Екатерина Александровна Шорбан
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Иннокентьевка Завитинского района Амурской области
Населённый пункт: Завитинск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Олимпийские игры в Древней Греции
Раздел: среднее образование
Олимпийские игры в Древней Греции
Цель урока: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными
соревнованиями, традициями.
Задачи урока:
1.
Образовательные
объяснить процесс зарождения Олимпийских игр (связь мифологии и
религии древних греков);
выделить значение Олимпийских игр, их общегреческий характер;
описать порядок проведения и виды состязаний, состав участников
Олимпийских игр;
работать над понятиями
1.
Олимпийские игры (776г. до н.э.- 394г. н.э.) – празднества и
состязания в Др. Греции, которые устраивались в честь бога Зевса;
2.
атлет- участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач;
3.
пятиборье- система состязаний, включала бег, прыжки в длину,
метание копья и диска, борьба;
4.
ипподром- место для проведения конных состязаний;
5.
1 стадий = 191 м – дистанция бега (стадион)
ознакомить с персоналиями: Милон, Полидам, Феаген, Диагор.
2.
Развивающие
продолжить формирование умений работать с текстом учебника и
аудиовизуальной информацией, иллюстрациями;
продолжить работу над составлением конспекта;
выделять главное, описывать, оценивать, характеризовать, сопоставлять,
оперировать терминами, делать выводы.
3.
Воспитательные
воспитание чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству;
пробудить интерес к занятиям спортом;
популяризовать здоровый образ жизни.
УМК:
1.
Учебник В.И. Уколова, Л.П. МАринович, «История Древнего мира», М., 2012.
2.
Презентация «Олимпийские игры в древности».
Средства
обучения:
ноутбук,
экран,
интерактивная
доска,
раздаточный
материал,
теннисные шарики, корзинки
Тип урока: комбинированный, урок-экскурсия.
Здравствуйте ребята! Садитесь. Разрешите представиться. Меня зовут Шорбан Екатерина
Александровна, и сегодня урок истории веду я.
Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно
потрудиться. Вы расселись тремя группами, так мы и будем работать на уроке. Давайте вы
определите в каждой группе старшего. Ну вот, молодцы начинаем наш урок.
Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт
речь на нашем сегодняшнем занятии.
Это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то
прекращались все войны и столкновения. Для участия в этом мероприятии съезжались
жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков. Наследие
древних
греков
использует
и
нынешнее
поколение
людей:
это
событие
связано
со
спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году это грандиозное
событие пройдёт в нашей стране в городе Сочи. Ну что догадались?
Что вы знаете об Олимпийских играх?
Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность,
религия. Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались
Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них
участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
Сообщение темы урока учащимся и запись ее в тетради
Итак, в путь по Древней Олимпии времен Олимпийских игр.
Учитель: Но прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на
вопрос, ответ на который мы дадим в конце урока.
Какие
факты
подтверждают
мысль,
что
Олимпийские
игры
были
любимым
общегреческим праздником?
Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции –
Элида, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были
расположены
храмы,
святилища
греческих
богов,
а
также
места
для
проведения
тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Пиндар сказал об Олимпии так: "Мать
всех соревнований... и госпожа справедливости". Но местом обитания богов считалась не
Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). Однако в вопросе о
том, кто основал игры, имеются расхождения.
Учитель: На ваших рабочих столах лежит фрагмент мифа, с которым вы сейчас будете
работать самостоятельно в течение 2–3 минут. Внимательно прочитайте их.
1 группа: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил
жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он
глотал
новорожденных
младенцев.
Богиня
Рея,
родив
очередного
сына,
подала
отцу
завернутый
в
пеленках
камень,
который
тот
проглотил,
не
заметив
подмены,
а
новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с
Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
2 группа: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний
является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов –
вычистил
конюшни
царя
Элиды
и
в
честь
победы
над
Авгием
организовал
первые
состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.
3 группа: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных
войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить
общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург
установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где
надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет
в ее пределы вооруженным, – преступником.
Учитель: Что вы узнали из этих мифов? Кому были посвящены, а может вы нашли
особенности Олимпийских игр? На какие выводы вас натолкнули эти миф (поклонение
богам; стремление показать силу и ловкость жителей Греции).
Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. От этой даты греки вели своё
летоисчисление.
Учитель: А давайте посчитаем, сколько лет прошло от основания Олимпийских игр до
сегодняшних дней? Работа с лентой времени.
Учитель: У любой игры есть правила. Ребята, а как вы думаете, были ли правила у
Олимпийских игр. Предположите какие могли быть правила? Попробуйте их составить. 1
минуту обсудите в группе.
Зачитываются предположения учеников.
Учитель: Было определено, что Олимпийские игры должны были проводиться раз в
четыре года (между жатвой и сбором винограда). В это время вступало в силу Священное
перемирие - обязательство греческих городов хранить мир и обеспечивать безопасность
всех направляющихся в Олимпию. Нарушителей ожидал штраф и исключение из числа
участников будущих Игр.
А кто же был участником игр? Предположения учеников.
Участниками
Игр
-
атлетами
(Атлет
-
участник
состязаний,
человек
крепкого
телосложения) - могли быть только свободные элинны, мужчины или юноши. Женщины
не имели права участвовать в Играх даже как зрители.
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в
Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в
восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были
казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)
Отобранные для участия в Играх за 10 месяцев, до начала состязаний, обязаны приступить
к тренировкам в своем родном городе. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало
прибыть в ЭЛИДУ - область, где расположена Олимпия (Южная Греция) и ещё там
тренироваться этот последний месяц. Участниками игр обычно становились зажиточные
люди. Как вы думаете, почему именно они? Так как бедняки же не могли тренироваться
долгими месяцами. (Жившие своим трудом крестьяне и ремесленники не могли столько
времени уделять тренировкам: земледельцы должны работать в оливковых садах, на
виноградниках и полях, гончары - делать посуду и т.д.)
Учитель:
Может
вы
ещё
хотите
добавить
какие-нибудь
правила.
Допишите
(ответы
учеников). А теперь давайте сравним с текстом на слайде.
Почему у нас встретились
расхождения (т.к. время другое). (Участниками были только свободные злинны мужчины.
Запрещалось присутствовать женщинам. Устанавливался мир. Проводились раз в 4 года.
Предварительная тренировка.)
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в
Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”
Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова
их программа.
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно.
Судьи клялись выносить справедливые решения.
Следующие три дня отводились состязаниям.
В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.
Пять незабываемых дней
1 день
(торжественное открытие)
Большинство соревнований проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С
одной стороны он примыкал к подножию холма, а с других сторон делались земляные
насыпи. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на
склонах холма и на земляных насыпях. Позже стали устраиваться места с проходами.
Плату за посещение стадиона не брали.
С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных
плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители
приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями. Многие состязания
устраивались под музыку.
Пятиборье: это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревнований
по пяти видам спорта.
Учитель: Внимательно рассмотрите рисунки, представленные на слайде, подумайте и
скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?
СОРЕВНОВАНИЯ
(2, 3, 4 день)
1. БЕГ (короткая дистанция - 192м.; двойной бег (туда
и обратно); долгий бег - 12 раз; бег с оружием)
(О древнегреческих бегунах складывали легенды - был
атлет, которого видели только в начале и в конце
дорожки, - на дистанции никто не видел - так быстро
он бегал. Другой бегун мог обогнать зайца. Третий,
бегал, не оставляя следов на песке.)
2. ПРЫЖКИ В ДЛИНУ (для усиления толчка
пользовались каменными или свинцовыми гантелями,
в момент отталкивания прыгун выбрасывал резким
движением руки с зажатыми в кулаки гирями, это
будто бы помогали прыгнуть на большее расстояние.
Прыжки сопровождались музыкой.)
3. МЕТАНИЕ КОПЬЯ
4. МЕТАНИЕ ДИСКА (диски были каменными или
бронзовыми, самые большие диски весили более 5кг)
5. БОРЬБА (в борьбе важно не просто победить
противника, но сделать это красиво. Для победы
следовало заставить противника упасть три раза.
Удары кулаком запрещались, но разрешалось толкать
противника, применять подножку, прибегать к
обманным уловкам. По окончании боя побежденный
должен прилюдно сознаться в своем поражении)
Интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали и
другие соревнования: кулачный бой, панкратий,
соревнования колесниц.
О которых рассказывается из документов, найденных
археологами. Но папирус со временем истрепался и
распался на кусочки. Давайте попробуем их собрать и
узнать о этих соревнованиях.
Кулачный бой - самый древний и популярный вид
спорта. Он отличался от нашего бокса: не было ринга,
перерывов во время боя, участники не делились на
весовые категории. Выходя на кулачный бой,
участники надевали на голову особый бронзовый
колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнями с
металлическими шишками. Собираясь нанести удар,
боец принимал меры предосторожности: защищал
голову рукой; старался встать так, чтобы противника
ослепляло солнце, а затем изо всех сил бил кулаком,
фактически закованным в железо, по его ребрам, лицу
и туловищу. Схватка продолжалась до тех пор, пока
кто-нибудь из двоих не признавал себя побеждённым.
Обычно атлеты покидали поле боя обезображенными,
искалеченными, истекающими кровью. Часто их
выносили со стадиона полумёртвыми.
Панкратий соединял борьбу и кулачный бой.
Разрешались многие приёмы. Запрещалось пускать в
ход зубы и вывёртывать или ломать пальцы
противника, бить его по глазам.
Соревнования колесниц (12 кругов по ипподрому.
Самые опасные - в 462г. до н. э.: из 40 участников в
живых остался один). Состязание проходило на
специально устроенном ипподроме. Победителем
считался не наездник, а владелец лошадей. Выставлять
четверку лошадей могли лишь самые богатые люди. О
лошадях-победителях слагались стихи, им ставили
памятники. Юноши (до 16 лет) и взрослые
соревновались отдельно.
Учитель: Как вы думаете какие качества атлетов ценились при соревнованиях?
(Победить нужно было красиво, показав красоту тела, выказав смекалку, быстроту,
ловкость. Не приветствовалась грубость)
Игры сопровождались - Показом изобретений ученых, картин художников. Поэты,
ораторы, писатели читали свои произведения. Именно здесь в храме Зевса Геродот в 444г
до н. э. прочел отрывки своего труда о победе греков над персами.
Проведение физкультминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам
размяться. Проведём мини-олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и…
Побыстрее все вставайте!
Разминку с нами выполняйте.
Один, два, три, четыре, пять –
Руки выше подымать!
Головою покрути – лево-право,
Не спеши, лево-право, лево-право.
Что там делает сосед?!
Передай ему привет!
А теперь поприседаем,
До пяти все посчитаем.
У кого хрустит в коленке?
Показалось, может быть?
Потихонечку все сели.
И глазами поморгали.
Один, два, три, четыре, пять –
Урок продолжим мы опять
5 день
(ЗАКРЫТИЕ)
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол
из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие? Ученики делают предположения.
Победители или олимпионики (так называли победителей в
спортивных состязаниях ) один за другим подходили к главному
судье и получали заслуженные награды: венок из листьев дикой
оливы, росшей у храма Зевса. Глашатай объявлял имя атлета и
называл его родной город, а зрители восторженно кричали:
“Слава победителю!”
Победитель Игр, завоевав бессмертную славу, становился
самым уважаемым человеком в родном городе и во всей Элладе.
В честь победителя воздвигали статуи. После окончания игр
победитель возвращался домой, где он в пурпурной одежде
возле главного храма города возлагал свой венок победителя в
дар богам. Почести в родном городе:
Пожизненная пенсия
Пожизненное питание
Освобождение от налогов
Почетное место в театре
(Наибольшую славу среди эллинов снискал Родосский борец
ДИАГОР. Он побеждал на Олимпийских и других всегреческих
играх. Этого же добились и его сыновья. А когда внуки
победили в Олимпии и под восторженные крики собравшихся
вынесли на арену доблестного деда, один из зрителей крикнул:
"Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет!")
Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского
движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего
урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым
общегреческим праздником? (посвящались богам, объявлялся мир, долгая подготовка к
играм, продолжались пять дней, правила игр)
Закрепление изученного материала.
1.
Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала
Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом
разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в
играх.
Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.
Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не
участвовали в пяти Олимпийских играх (20/4=5).
Учитель: К великому сожалению аналогичный случай произошел и в современной
истории Олимпийских игр летом 2008 г. В день открытия Пекинской олимпиады Грузия
двинула военную технику на мирных жителей Южной Осетии, как вы думаете, разрешит
ли Олимпийский комитет участвовать Грузии в олимпийских играх в Сочи в 2014 г. или
поступит также, как поступили со спартанцами.
2.
Выполнение теста на интерактивной доске.
3.
Работа с картой на интерактивной доске.
4.
А сейчас давайте сыграем в игру – «Эстафета», разделившись на 3 команды,
начиная с последней парты, назвать по одному – термину, который был усвоен на
уроке.
Домашнее задание: диск с мультфильмом «Гуффи олимпийские игры». Задание: что вы
ещё нового узнали об олимпийских играх?
Творческое задание: Все мы с нетерпением ждём зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014
г. Предлагаю продумать эскиз поздравительной открытки для победителей. Ведь при
награждении вручают букет цветов. А мы можем в оргкомитет внести предложение ещё и
о вручении поздравительной открытки.
Вывод по уроку: Таким образом, Олимпийские игры были своеобразным праздником
физической красоты и силы. Ценились ловкость, выносливость, победить красиво.
Олимпийские игры являлись также своеобразной подготовкой греков к трудностям,
которые их ожидали в любое время. Игры для др. греков были не только спортивными
состязаниями, но и воспитывали человека гармоничным развитым. Они ещё раз
напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию. Характер общегреческий
РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня выходя с урока, вам представится возможность принять участие в одном из видов
соревнований Олимпийских игр – баскетболе. На доске находится корзина в которую вы
должны закинуть мяч. Посмотрите внимательно и выберите тот мяч, который
соответствует вашему внутреннему состоянию после нашего урока. Зелёный – я всё понял,
мне было интересно. Жёлтый – У меня есть некоторые затруднения. Красный – я ничего
не понял. (выходят к доске по группам)
Учитель: Прошу старшего по группе оценить работу группы. Кто работал, а кто нет. Что у
вас получилось, а может есть ещё вопросы?
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за
активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы.
Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично.
Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю,
Учитель: В истории Олимпийских игр много интересных случаев, но есть и легенды.
Давайте познакомимся с ними.
«Живые легенды»
Леонид из Родоса
Феаген
Полидам
Милон Кротонский
Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) одержал 12
побед. Побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один стадий (стадиодром) и на
два стадия (диаулос), а также в беге с оружием.
Знаменитый бегун
и
кулачный
боец Феаген
уже в детстве был не по годам силен.
Возвращаясь из школы, он унес с рыночной площади понравившуюся ему бронзовую
статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяжеленную статую на прежнее место, а
молва об этом поступке распространилась по всей Греции.
Повсюду в Греции рассказывали о подвигах силача Полидама. Этот атлет одной рукой
удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды, гуляя по
склонам горы Олимп, он встретил свирепого льва и, подобно Гераклу, задушил его.
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом,
побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из
Кротона.