Напоминание

«Коррекция фонематических процессов у детей».


Автор: Стенникова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ"СОШ№4"
Населённый пункт: город Верхняя Пышма,Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: «Коррекция фонематических процессов у детей».
Раздел: начальное образование





Назад




«Коррекция фонематических процессов у детей».

учитель- логопед МАОУ «СОШ№4»

Стенникова Наталья Геннадьевна

ГО Верхняя Пышма Свердловской обл.

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции,

необходимой для овладения чтения и письма бесспорна. Не случайно у детей

с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают

затруднения в овладении грамотой. Придя в школу, они часто оказываются в

числе неуспевающих.

Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным,

поверхностным, фрагментарным, не связанным в единую систему знаниям и

навыкам. Это «пассивный багаж», не обеспечивающий основы, на которой

можно успешно строить дальнейшее обучение.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных

направлений логопедической работы в процессе коррекции различных

нарушений речи.

Таким образом, свою работу по формированию фонематических процессов у

школьников строю поэтапно:

1.

Развитие и распознавание неречевых звуков.

2.

Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

3.

Формирование фонематического восприятия.

На первом этапе использую упражнения на различение звуков

окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов

природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко - тихо, долго -

кратко, высоко-низко). Далее предлагаю задания на определение количества

хлопков, ударов, сигналов, звонков и.т.д.) с разной силой, темпом, ритмом. На

данном этапе активно использую мультимедийные средства. Интерактивные

игры, аудио и медиа библиотеку с записью различных неречевых звуков, а так

же различные дидактические игры.

«Узнай по звуку». На слух определить природу звука: перелистывание

книги, удар предметом о предмет и.т.д.

«Найди предмет». Найти предмет , ориентируясь на громкость хлопков

ведущего.

«Тихо-громко». Соответственно звучанию ребёнок выполняет разные

движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий-полным

шагом.

На втором этапе ,когда ведётся работа с речевыми звуками, использую

следующие технологии:

«Ритмический диктант» – упражнения с элементами кодирования,

разработанные Коноваленко ,и успешно используемые в моей практике.

Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает

логопед.

«Прошагай слова» ,«Прохлопаем слоги»,«Назови гласные звуки»

Отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки,

стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

Узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Работу начинаем с

уточнением артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе

звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков.

«Слуховой диктант»- диктую слова ( по орфоэпическим нормам) .

предварительно предупредив о следовании гласных о, а. ( ААА, ООО, ОА,

АО, ООА, ОАА, АОА, АОО, ОООА).

«Четвёртый лишний.» Из четырех слов, отчетливо произнесенных

взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава; ком—ком—кот—ком;

«Улавливай шёпот»Логопед подает команды шёпотом, чётким, внятным, но

уловимым только в том случае, если каждый вслушается.

«Пирамида». Разместить слова-картинки из одного слога, из двух, из трёх.

«Карусель»-определять гласные звуки первого ряда по условному

обозначению и беззвучной артикуляции.

«Весёлые звуки», «Найди и назови».

Так как фонематическое восприятие-это умственное действие по

дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то

на третьем этапе ввожу упражнения на формирование звукового анализа и

синтеза:

«Письмо с пропусками». Логопед даёт задание «Я буду диктовать

предложение, а вы записывайте. Но вместо буквы О всегда ставьте точку».

«Внимание и счёт». Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с

цифрами от 1 до 6.Логопед просит детей поднимать карточку цифрой,

соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов ( борода-

города, редкий-резкий).

«Собери слова из звуков». Логопед называет слова, дети выделяют из

каждого слова, например первый звук. И заносят его в транскрипционные

скобки. По завершении работы из выделенных звуков оставляют слово.

«Сложение и вычитание букв» . Логопед предлагает ученикам выполнить с

буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и

получить в результате понятное слова.

«Скажи наоборот» гость-кость, зайка-сайка.

«Наборщик» образовать из звуков слова возможно большее количество

новых слов.

Данные упражнения позволяют уменьшать или полностью

ликвидировать логопедические проблемы, связанные с фонематическим

недоразвитием речи. Вместе с тем речевые нарушения у детей почти всегда

сопровождаются нарушениями в формировании общеучебных и

коммуникативных навыков.

У учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на

грамматические правила, например на безударные гласные, на удвоенные

согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный

гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а,

следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Существующая система обучения - рассчитана на детей аудиалов. А наши

дети в основном - визуалы и кинестетики. Поэтому транскрибирование

слова только путает детей и создаёт двоякий образ слова.

[карова] и корова, [сн'ишки] и снежки, больше порождая трудности письма,

чем предупреждая ошибки.

Рассмотрим технологию, которая является одним из способов возвращения

фонемному анализу статуса рабочей операции письма. Данная технология

представлена в книге Галины Геннадьевны Мисаренко «Обучение

фонемному анализу в первом классе». В процессе обучения школьников

автор призывает осуществлять фонемный анализ как рабочую операцию

кодирования — на слух без опоры на зрительный образ слова, обязательно

заканчивать фонемный анализ записью слова и его орфографическим

проговариванием, давать лишь точечные характеристики, необходимые для

решения конкретной графоорфографической задачи.

Технология обучения фонемному анализу.

Данная технология основана на принципе частотности расположения букв ,

предложенном В.Г.Горецким, В.А. Кирюшкиным, и А.Ф. Шанько.

1.

Подготовительный период.

2.

Звуки речи.

Уточнение понятия «звуки речи»и способами образования звуков речи

Определение количества звуков с опорой на слух и движения

артикуляционного аппарата. Графическое изображение звука.

Звуковые графические диктанты.

Классификация звуков по способу произнесения.

Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или

отсутствию преграды

3.

Изучение модуля «гласные звуки».

Знакомство с понятием «гласный звук»

Обозначение гласных звуков в схеме. Формирование и закрепление

связи « звук-отсутствие преграды-гласный звук-красный цвет»

Определение количества гласных звуков , в одно-, двух- и трёхсложных

словах.

Слог .Слоговой анализ. Слоговые схемы слова.

Графические диктанты.

Ударение. Понятие «ударный гласный звук»

Подготовка к усвоению понятия «орфограмма».

4.

Изучение модуля «согласные звуки».

Знакомство с термином «согласный звук».

Закрепление понятия «согласный звук» Упражнения в различении

понятий «звук»-«буква».

Графическое обозначение согласных звуков в схемах.

Упражнения в различении мягких и твёрдых согласных, их правильном

произнесении.

Усвоение понятий «глухие и звонкие согласные»

Усвоение понятия «парные согласные».

Продолжение подготовки к усвоению понятия «орфограмма».

5.

Работа с буквами я, е, ё. ю. Разделительный мягкий знак.

Представление основных приёмов работы:

обучение фонемному анализу как рабочей операции письма

В настоящее время существуют две программы действий при кодировании

слова:

1)запись слова по прямому (графическому) соответствию;

2)запись слова с включением орфографических действий.

Для реализации первой программы действий

необходим количественный фонемный анализ последовательности и

количества звуков в слове с включением в него определения мягкости-

твердости согласных звуков. Для реализации второй программы требуется

знание фонологических характеристик звуков, т.е. качественный анализ.

Соответственно при обучении младших школьников в поле зрения учителя-

логопеда должны находиться оба вида фонемного анализа в равной степени.

В практику начальной школы проникло транскрибирование, при котором в

памяти учеников фиксируется двоякое изображение слова: [карова] и корова,

[сн'ишки] и снежки, больше порождая трудности письма, чем предупреждая

ошибки.

Транскрибирование вполне может быть заменено предлагаемыми ниже

схемами*.

Это одна из основных схем, которая позволяет фиксировать количественный

звуковой состав слова, имитируя его последовательную запись, и при

необходимости осуществлять полный или выборочный качественный анализ.

В схеме могут быть обозначены цветом любые звуки, нужные в конкретной

ситуации, например, все гласные, ударный гласный, мягкость или твердость

второго согласного, безударные гласные, звук, обозначаемый заданной буквой

или той, которая является темой урока, парный глухой согласный (если он

есть) и т.д.

Название каждой схемы представляет собой план ее начертания, поэтому оно

вводится с первого момента обучения детей и присутствует в каждом

задании, касающемся работы со схемами. Например, учитель-логопед

говорит: «Сейчас будем чертить слогобуквенную схему». И дети знают, что

сначала надо послушать слово, повторить «для себя», потом разделить на

слоги, изобразить количество слогов и вписать буквы заданных звуков.

При необходимости обозначить в схеме «опасное место», ученики находят

соответствующий кружок и превращают его в треугольник:

Схемы можно составлять по фонемному восприятию или представлению. В

первом случае материал для составления схемы произносится вслух, т.е.

участвует и слуховой анализатор (упражнение для обучения писать под

диктовку). Во втором, ученикам на короткое время предъявляется предметная

картинка или написанное слово, они мысленно, не артикулируя, повторяют

слово и чертят его схему (упражнение для подготовки к молчаливому письму

«про себя»).

Технологический план обучения фонемному анализу

Технология введения детей в фонемный анализ, основанная на принципе

частотности расположения букв, лучше других позволяет реализовать

принцип самостоятельности при обучении фонемному анализу и может быть

использована применительно к любому из этапов обучения. Обязательным

является лишь сохранение в неизменном виде подготовительного периода.

Звуки речи. Уточнение понятия «звуки речи»

В процессе изучения букв и звуков дети обводят ручкой

соответствующие графы и стрелки, давая фонетическую и артикуляционную

характеристику изучаемым звукам, вписывают буквы и обозначают

характеристики звуков, закрашивая кружки рядом с буквами. В готовом виде

в конце учебного года таблица будет выглядеть так (буквы в кружках

обозначают цвет: (з) — зеленый; (к)— красный; (с) — синий):

Узнав, что существуют звуки речи, ученики обведут верхний

прямоугольник.

Определение количества звуков с опорой на слух и движения

артикуляционного аппарата. Графическое изображение звука. Звуковые

графические диктанты

При первоначальном обучении важна техническая последовательность

усложнения групп звуков. На этом этапе ученики начинают «писать»

слуховые диктанты, т.е. изображать кружками число услышанных звуков. Но

поскольку это самое начало формирования умения писать слуховой диктант,

следует сразу учить первоклассников выполнять необходимые для успешной

работы действия. Для этого учитель-логопед помогает им составить план

действий и требует его неукоснительного соблюдения.

Классификация звуков по способу произнесения. Упражнения на

различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды.

Таким образом, традиционные технологии и данная авторская технология

гармонично сочетают в себе элементы трёх основных систем:

информационной, деятельностной и личносто-ориентированной и могут

успешно применяться в логопедической практике.

Известно, что вторичные отклонения легче ПРЕДУПРЕДИТЬ, чем

исправлять уже сформировавшиеся нарушения, поэтому

фонематические процессы необходимо РАЗВИВАТЬ!



В раздел образования