Автор: Хабаху Валентина Борисовна
Должность: преподаватель отделения "Народные инструменты"
Учебное заведение: МКУ ДО "Детская школа искусств" а. Понежукай
Населённый пункт: Республика Адыгея, Теучежский район, аул Понежукай
Наименование материала: статья
Тема: ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА
Раздел: дополнительное образование
Хабаху Валентина Борисовна
преподаватель «Детсой школы искусств»
а. Понежукай
ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА
Введение
Творчество – это процесс деятельности, в ходе которой создаются
новые духовные или материальные ценности. Ещё так нередко называется
особое
мышление,
за
счёт
коего
человек
может
выйти
за
пределы
традиционного
бытия.
И
в
целом
творчество
–
это
ещё
и
процесс
вкладывания личностью в то, что он делает, его собственных возможностей и
соображений.
По-разному можно растолковать данный термин. Хотелось бы уделить
внимание
такому
понятию,
как
педагогическое
творчество,
овладению
преподавателями
методологией
творческого
преобразования
мира.
Это
достаточно важно, потому что творчество в данном контексте подразумевает
открытие новых знаний, объектов, проблем, а также способов их решения.
Профессиональная
педагогическая
деятельность
является
процессом
постоянного
творчества.
Но
тут
есть
своя
специфика.
Творчество
преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально
новое,
масштабно
ценное.
Оно
направлено
на
кое-что
более
важное
и
серьёзное
–
на
развитие
личности.
Безусловно,
хороший
преподаватель
разрабатывает собственную педагогическую систему. Однако она есть не
целью
его
творчества,
а
лишь
способом
достижения
лучших
в
этой
деятельности результатов.
Педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и
воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат
многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и
гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в
каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний
спор
о
том,
что
такое
педагогика
-
наука
или
искусство,
разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:
без
глубокого
знания
науки
воспитания
не
развивается
искусство
воспитывать.
Знание
закономерностей
обучения
и
воспитания,
овладение
методами педагогического процесса - основа учительского мастерства. К
2
усвоению
педагогики
надо
подходить
как
к
научно
-
познавательной
деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое
искусство
как
неотъемлемый
элемент
педагогической
деятельности.
А
педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий
призвание,
призыв,
внутреннее
осознание
того,
что
это
его
путь
-
путь
поиска,
постоянного
беспокойства,
путь
сомнений
необыкновенной
требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда
3
Творчество как основа и цель педагогики искусства
Современный
педагог
немыслим
вне
творчества.
С
позиции
философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и
социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе
объективных законов реальной действительности.
Педагогика
творчества
–
наука
о
педагогической
системе
двух
взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и
самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности,
для
которой
характерна
устойчивая,
высокого
уровня
направленность
на
творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий
следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
– потребностью
в
профессиональном
самовоспитании
и
разумном
использовании передового педагогического опыта.
В
современных
условиях
все
больше
появляется
творчески
работающих
учителей.
Это
педагоги,
обладающие
высокой
культурой,
владеющие
альтернативными
педагогиче скими
т ех н ол о г и я м и ,
индивидуальным
стилем
работы
и
добивающиеся
в
итоге
высоких
результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как
дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя –
выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти
себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а
4
может
быть,
и
талант.
Это
требует
знаний,
навыков,
педагогического
мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по
педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.
Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того,
что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы
определить,
что
же
получается
лучше
всего,
необходимо
постоянно
пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть
бесконечным.
В
современных
условиях,
когда
объем
необходимых
для
человека
знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно
привить
детям
умение
самостоятельно
пополнять
свои
знания,
ориентироваться
в
стремительном
потоке
научной
информации,
перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и
самореализации человека в будущем.
В настоящее время разработано Фундаментальное ядро содержания
общего
образования,
в
котором
говорится:
реализация
творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной
и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и
универсальной духовно-нравственной установки – “становиться лучше” –
есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога
и обучающегося.
Организация творческой деятельности требует от каждого педагога
знания и использования вариативных технологий. Технология творческой
деятельности
педагога
подразумевает
наличие
системы
и
алгоритма
действий,
где
каждый
этап
может
быть
подвергнут
анализу
и
оценке,
разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду,
что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией,
индивидуальными
свойствами
человека,
которые
крайне
сложно
проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.
5
Дать
готовый
алгоритм
творческой
деятельности
невозможно.
Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент
творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая
технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие
основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование,
конструирование,
содержательный,
информационный,
организационно-
деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.
Творчески работающие педагоги нашей школы, реализуя на практике
технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие
задачи:
–
поддержка
и
развитие
интереса
к
предметам,
расширяющие
кругозор детей, а именно с творческой стороны;
– формирование исполнительских навыков;
– решение практических упражнений;
– организация работы с современными источниками информации.
Подводя итог, становится ясно, любые задачи могут быть решены
только
на
уроке,
где
царит
творчество,
потому
что
именно
в
классе
в
процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение.
Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска,
оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.
6
Заключение
Влияние
личности
педагога
школ
искусств
на
свою
деятельность
особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя
не
только
межличностные
отношения
между
детьми,
имеющими
общие
интересы, но и интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные
качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства
воспитания.
Педагогическая
наука
не
может
предусмотреть
это
бесконечное
множество
конкретных
ситуаций,
дать
указания
для
каждого
отдельного
затруднения.
Это
противоречие
разрешает
практическая
педагогическая
деятельность.
Педагогика
фиксирует
типичные
обстоятельства
и
типичные
трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует
условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого
богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого
индивидуального случая он действует творчески.
Педагогика
-
область
культуры,
интегрирующая
три
компонента:
искусство,
науку,
практическую
деятельность
по
организации
и
взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный
обмен
знаниями,
ценностями,
опытом
творческой
деятельности
и
индивидуальным опытом.
7