Напоминание

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА


Автор: Хабаху Валентина Борисовна
Должность: преподаватель отделения "Народные инструменты"
Учебное заведение: МКУ ДО "Детская школа искусств" а. Понежукай
Населённый пункт: Республика Адыгея, Теучежский район, аул Понежукай
Наименование материала: статья
Тема: ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хабаху Валентина Борисовна

преподаватель «Детсой школы искусств»

а. Понежукай

ТВОРЧЕСТВО КАК ОСНОВА И ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА

Введение

Творчество – это процесс деятельности, в ходе которой создаются

новые духовные или материальные ценности. Ещё так нередко называется

особое

мышление,

за

счёт

коего

человек

может

выйти

за

пределы

традиционного

бытия.

И

в

целом

творчество

это

ещё

и

процесс

вкладывания личностью в то, что он делает, его собственных возможностей и

соображений.

По-разному можно растолковать данный термин. Хотелось бы уделить

внимание

такому

понятию,

как

педагогическое

творчество,

овладению

преподавателями

методологией

творческого

преобразования

мира.

Это

достаточно важно, потому что творчество в данном контексте подразумевает

открытие новых знаний, объектов, проблем, а также способов их решения.

Профессиональная

педагогическая

деятельность

является

процессом

постоянного

творчества.

Но

тут

есть

своя

специфика.

Творчество

преподавателя не имеет цели создать что-то оригинальное, принципиально

новое,

масштабно

ценное.

Оно

направлено

на

кое-что

более

важное

и

серьёзное

на

развитие

личности.

Безусловно,

хороший

преподаватель

разрабатывает собственную педагогическую систему. Однако она есть не

целью

его

творчества,

а

лишь

способом

достижения

лучших

в

этой

деятельности результатов.

Педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и

воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат

многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и

гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в

каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний

спор

о

том,

что

такое

педагогика

-

наука

или

искусство,

разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:

без

глубокого

знания

науки

воспитания

не

развивается

искусство

воспитывать.

Знание

закономерностей

обучения

и

воспитания,

овладение

методами педагогического процесса - основа учительского мастерства. К

2

усвоению

педагогики

надо

подходить

как

к

научно

-

познавательной

деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое

искусство

как

неотъемлемый

элемент

педагогической

деятельности.

А

педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий

призвание,

призыв,

внутреннее

осознание

того,

что

это

его

путь

-

путь

поиска,

постоянного

беспокойства,

путь

сомнений

необыкновенной

требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда

3

Творчество как основа и цель педагогики искусства

Современный

педагог

немыслим

вне

творчества.

С

позиции

философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и

социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе

объективных законов реальной действительности.

Педагогика

творчества

наука

о

педагогической

системе

двух

взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и

самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.

Цель педагогики творчества – формирование творческой личности,

для

которой

характерна

устойчивая,

высокого

уровня

направленность

на

творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий

следующими личностными качествами:

– научным психолого-педагогическим мышлением,

– высоким уровнем педагогического мастерства,

– определенной исследовательской смелостью,

– развитым педагогическим чутьем и интуицией,

– критическим анализом,

– потребностью

в

профессиональном

самовоспитании

и

разумном

использовании передового педагогического опыта.

В

современных

условиях

все

больше

появляется

творчески

работающих

учителей.

Это

педагоги,

обладающие

высокой

культурой,

владеющие

альтернативными

педагогиче скими

т ех н ол о г и я м и ,

индивидуальным

стилем

работы

и

добивающиеся

в

итоге

высоких

результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как

дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя –

выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти

себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а

4

может

быть,

и

талант.

Это

требует

знаний,

навыков,

педагогического

мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по

педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того,

что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы

определить,

что

же

получается

лучше

всего,

необходимо

постоянно

пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть

бесконечным.

В

современных

условиях,

когда

объем

необходимых

для

человека

знаний резко возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно

привить

детям

умение

самостоятельно

пополнять

свои

знания,

ориентироваться

в

стремительном

потоке

научной

информации,

перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и

самореализации человека в будущем.

В настоящее время разработано Фундаментальное ядро содержания

общего

образования,

в

котором

говорится:

реализация

творческого

потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной

и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и

универсальной духовно-нравственной установки – “становиться лучше” –

есть одно из важнейших направлений развития творческой личности педагога

и обучающегося.

Организация творческой деятельности требует от каждого педагога

знания и использования вариативных технологий. Технология творческой

деятельности

педагога

подразумевает

наличие

системы

и

алгоритма

действий,

где

каждый

этап

может

быть

подвергнут

анализу

и

оценке,

разложен для простоты на несколько мини-этапов, хотя следует иметь в виду,

что творчество связано с вдохновением, ощущением момента, интуицией,

индивидуальными

свойствами

человека,

которые

крайне

сложно

проектировать, сравнивать, оценивать и рекомендовать другим.

5

Дать

готовый

алгоритм

творческой

деятельности

невозможно.

Рассматривая некоторые рекомендации ученых, позволяющие внести элемент

творчества в привычные действия, следует исходить из того, что любая

технология – это прежде всего система. Она включает в себя следующие

основные компоненты: диагностирование, целеполагание, проектирование,

конструирование,

содержательный,

информационный,

организационно-

деятельностный, контрольно-управленческий компоненты.

Творчески работающие педагоги нашей школы, реализуя на практике

технологию творческой деятельности, ставят для своих уроков следующие

задачи:

поддержка

и

развитие

интереса

к

предметам,

расширяющие

кругозор детей, а именно с творческой стороны;

– формирование исполнительских навыков;

– решение практических упражнений;

– организация работы с современными источниками информации.

Подводя итог, становится ясно, любые задачи могут быть решены

только

на

уроке,

где

царит

творчество,

потому

что

именно

в

классе

в

процессе творчества ребенок получает самое высокое духовное наслаждение.

Любой урок, если в нем не было места для творческого порыва, поиска,

оказывается неэффективным, если даже дается очень полезная информация.

6

Заключение

Влияние

личности

педагога

школ

искусств

на

свою

деятельность

особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя

не

только

межличностные

отношения

между

детьми,

имеющими

общие

интересы, но и интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные

качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства

воспитания.

Педагогическая

наука

не

может

предусмотреть

это

бесконечное

множество

конкретных

ситуаций,

дать

указания

для

каждого

отдельного

затруднения.

Это

противоречие

разрешает

практическая

педагогическая

деятельность.

Педагогика

фиксирует

типичные

обстоятельства

и

типичные

трудности, содержит богатый арсенал педагогических средств, анализирует

условия их успешного применения. Педагог - мастер извлекает из этого

богатства то, что ему требуется: применительно к особенностям каждого

индивидуального случая он действует творчески.

Педагогика

-

область

культуры,

интегрирующая

три

компонента:

искусство,

науку,

практическую

деятельность

по

организации

и

взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный

обмен

знаниями,

ценностями,

опытом

творческой

деятельности

и

индивидуальным опытом.

7



В раздел образования