Автор: Дьяконова Аграфена Егоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБО ДО "Центр развития творчества и досуга"
Населённый пункт: п.Сангар Кобяйского улуса РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное обучение, воспитание и развитие детей через дополнительное образование"
Раздел: дополнительное образование
Инклюзивное обучение, воспитание и развитие
детей через дополнительное образование.
Система ДО РС(Я), как составляющая единого образовательного пространства
региона на современном этапе призвана выполнять одну из главных функций образования
- формирование личности, способной успешно адаптироваться и развиваться в мировом
сообществе. В этой связи актуальным представляется высказывание Горского В.А. о том,
что «…сегодня мало быть успешным, надо стать уникальным». Каждый ребенок от
рождения не похож на других: он обладает только ему присущими особенностями и
способностями
на
основе
которых
осуществляется
индивидуальная
траектория
личности. \М.. Петрова, кпн, директор РЦДО и ГПВД МО РС(Я), Т.Н. Багаева, зам.
директора по УМР РЦДО и ГПВД МО РС(Я)\
Эти слова относятся не только к здоровым детям, но к детям с ограниченными
возможностями здоровья (далее ОВЗ), так как ДО удовлетворяет особые образовательные
потребности детей-инвалидов. Именно вДО учитываются все особенности больных детей.
Педагогами
ДОД
успешно
используется
интеграция,
то
есть
совместное
обучение,
воспитание и развитие детей с разными диагнозами заболеваний в одном (кружковом)
объединении в процессе инклюзивного образования.
Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается Российскими учеными
как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с
ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в
социальном
развитии.
Система
психолого-педагогической
помощи
в
инклюзивном
образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ. Модель
инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как
одно целое. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для
развития ребенка с ОВЗ. Что же такое инклюзия? По мнению профессора Манчестерского
университета Питера Миттлера инклюзия «это шаг на пути достижения конечной цели –
создания включающего общество, которое позволит всем детям и взрослым, независимо
от
пола,
возраста,
этнической
принадлежности,
способностей
участвовать
в
жизни
общества
и
вносить
в
нее
свой
вклад.
Использование
инклюзии
в
воспитательно-
образовательном процессе позволит решить многие проблемы детей-инвалидов, которые
затрудняют
их
дальнейшую
социализацию.
\«Воспитание
и
обучение
детей
с
нарушениями развития» 2010. № 1, из ст. Н.Н. Малофеева\
Основными задачами вариативной формы интеграции (инклюзии) являются:
- расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической
помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка;
-
обеспечить
«особым»
детям
возможность
интегрироваться
в
среде
нормально
развивающихся сверстников;
- обеспечить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь;
-
обеспечить
педагогам,
работающим
с
интегрированными
детьми,
постоянную
и
квалифицированную методическую поддержку.
Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в
любом
типе
образовательного
учреждения
и
получить
при
этом
необходимую
ему
специализированную помощь.
Благодаря совместному воспитанию дети-инвалиды приобретают друзей, учатся
общаться со сверстниками, что в дальнейшем поможет им избежать одиночества и научит
жить в обществе. Ведь воспитываясь рука об руку с самого раннего детства, гуляя вместе,
участвуя в праздничных мероприятиях, они многому учатся друг у друга, учатся жить
вместе, уважая и воспринимая человека таким, какой он есть.
Кроме того, используя
инклюзивное
воспитание,
мы
сможем
вырастить
поколение,
которое
сформируют
общество с новыми взглядами, в котором обязательно найдется место для человека с
ограниченными возможностями здоровья.
Роль инклюзивного образования в жизни ребенка-инвалида, так же как и в жизни
здорового ребенка очень велика. Благодаря совместному воспитанию, обучению каждого
ребенка, включенного в этот очень не простой процесс, может измениться. Перспектива
пожизненного сидения дома, без
радостей, без удовольствия от жизни, для ребенка-
инвалида, может превратиться в полноценную жизнь, наполненную общением, работой,
мелкими удовольствиями, а самое главное чувством нужности обществу. А, для здоровых
детей, это способ научиться толерантности, взаимопомощи и заботе…
В декабре 2008 года методистами Кобяйского УЦВР («Улусный центр внешкольной
работы» п. Сангар, ныне МКОУ ДОД «ЦДТ») Никифоровой Г.Г. и Дьяконовой А.Е, был
разработан проект «Мы-рядом с вами» для детей – инвалидов. Обоснованием явилось
увеличение числа детей-инвалидов, детей с ОВЗ в целом в России, в республике и в нашем
улусе. В Кобяйском улусе тогда на учете состояли 109 детей-инвалидов, из них 77 детей
школьного возраста, 32 –дошкольного возраста. Наибольшее количество детей-инвалидов
и с ОВЗ были в таких наслегах, как: п. Сангар, с. Кобяй, с. Сайылык, с. Мастах и с.
Куокуй. Из 77 детей-инвалидов школьного возраста 34 детей учились в школе, домашним
обучением были охвачены 35 детей, 5 детей- инвалидов не подлежали обучению, они-
лежачие…
Цель Проекта «Мы-рядом с вами:
«Реабилитация,
социальная
защита
детей
–
инвалидов
и
организация
комплексного
воспитания и развития каждого ребенка с ОВЗ через дополнительное образование детей»
Основные задачи проекта:
- расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической
помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка;
-
обеспечить
«особым»
детям
возможность
интегрироваться
в
среде
нормально
развивающихся сверстников;
-
привлечь
педагогов
домашнего
обучения,
школьных
психологов
и
логопедов
в
совместную целенаправленную работу по социальной адаптации детей, нуждающихся в
особой заботе, внимании и реабилитации в целом;
-
установление
конкретной
адресной
помощи
детям
и
поддержки
родителей
детей-
инвалидов;
-
обеспечить
родителям
детей-инвалидов
возможность
получать
необходимую
педагогическую помощь;
-
обеспечить
педагогам,
работающим
с
интегрированными
детьми,
постоянную
и
квалифицированную методическую поддержку;
- разработать Программу «Мы-рядом с вами» с подпрограммами: «Здоровье-каждому
ребенку», «Мой досуг», «Оздоровительный лагерь «Ромашка», «Моё хобби»;
-организация кружков на дому по интересам, желаниям детей с ОВЗ
и по заявке их
родителей.
Проект «Мы – рядом с вами» был защищен нами в марте 2009 года на улусном
конкурсе социальных проектов и программ. Наш проект
был отмечен Грантом Главы
Кобяйского улуса Терехова С.И. и распространен:
- в с. Сайылыкво время улусного семинара педагогов ДОД (март 2009 г);
- в с. Кобяйперед женсоветом «Кубэйэ» и родителями детей-инвалидов (апрель 2009 г);
- в п. Сангар на общем родительском собрании «УЦВР» (май 2009г);
- в п. Сангар на базе «УЦВР» перед педагогами домашнего обучения, соцпедагогами,
педагогами
ДОД,
улусными
специалистами
«Соцзащиты»
(УСЗНиТ),
предс.
Совета
инвалидов (февраль 2010 г.);
- на республиканских фундаментальных курсах по линии ИРО и ПК для педагогов ДОД
(февраль 2012г.) вручен сертификат по обмену опытом работы с детьми-инвалидами через
ДОД) на республиканском уровне.
- выступление с отчетом работы по внедрению программы «Мы-рядом с вами» перед
специалистами республиканского Совета ветеранов (п. Сангар, 8 июня 2012 года-в День
работников социальной защиты)
-
в ы с т у п л е н и е
п о
о б м е н у
о п ы т о м
р а б о т ы
с
д е т ь м и - и н в а л и д а м и
ДьяконовойА.Е.руководителя
кружка
«Мы-рядом
с
вами»
(на
респ\семинаре
по
инклюзивному образованию, в августе 2015 года)
В данное время Программа «Мы-рядом с вами» в нашем Центре действует 6-й год,
одобрена
родителями
детей-инвалидов
(положительные
отзывы
родителей
имеются),
педагогами
ДОД,
распространена
в
Кобяйском
улусе,
поддерживается
спонсорами:
предпринимателями
частных
магазинов,
руководителями
предприятий
и
учреждений,
специалистами
УСЗНиТ
,
улусным
Обществом
инвалидов,
получил
высокую
оценку
специалистов
Республиканского
Общества
инвалидов…
Администрацией
Центра
выделена
ставка педагога ДОД (23 часа) специально для работы по программе «Мы-
рядом с вами» с детьми-инвалидами ( педагог ДО первой Дьяконова А.Е..).
Основные мероприятия по внедрению программы «Мы – рядом с вами»:
-
«ЦДТ»: «Осенний бал» для детей с ОВЗ. ежегодная «Неделя детей-инвалидов (в
декабре),
выставки
прикладного
искусства
детей-инвалидов,
шахматные
и
шашечные
турниры для них, тематические утренники, праздники и встречи с проведением различных
конкурсов и игр, каждое участие детей отмечается дипломами, грамотами, призами и
подарками спонсоров, организуются кружки на дому, конкурсы для родителей детей-
инвалидов: «Я и моя мама», выставка родителей детей-инвалидов, семейные шахматные и
шашечные турниры, « Моя бабушка и я», «Экологический праздник» с викториной о
природе,
с
лесной
лотереей,
с
экологическим
чаепитием,
семинары
для
педагогов
домашнего
обучения,
психологов
и
соцпедагогов,
акции
«Милосердия»,
новогодние
утренники и другие… Каждое лето при Центре открывается оздоровительный лагерь
«Ромашка» для ослабленных здоровьем детей, куда по желанию родителей в первую
очередь принимаются дети-инвалиды и с ОВЗ.
- РОДИТЕЛИ: участие во всех совместных мероприятиях для детей, помощь в
организации и проведении родсобраний, кружков, праздников, конкурсов, утренников,
выставок…
- СПОНСОРЫ: материальная и моральная помощь детям-инвалидам, поддержка
семей
с
больными
детьми,
в
проведении
мероприятий,
выделение
транспорта
для
экскурсий детей…
Ожидаемые результаты:
-
формирование
комплексного
образовательного
пространства
для
развития
и
саморазвития каждого ребенка-инвалида через кружковую работу;
-консолидация
сил
предприятий,
учреждений,
ОУ
всех
типов,
общественных
организаций, спонсоров для реабилитации,
социальной помощи и поддержки
детей-инвалидов и их родителей;
-развитие
личности,
талантов
и
способностей
детей
с
ОВЗ
на
основе
добровольного и свободного выбора кружковых занятий по своим интересам и
социальной адаптации их к жизни в в обществе;
- психологическая и моральная поддержка родителей детей-инвалидов и создание
атмосферы доверия и успеха совместной деятельности в реабилитации и развитии
их детей.
На сегодня наши совместные достижения по внедрению программы «Мы-
рядом с вами»:
-сократилось число детей-инвалидов в целом по Кобяйскому улусу:
-выделена
ставка педагога ДО (18 часа в неделю) специально для кружковой
работы с детьми –инвалидами;
-постоянными
кураторами
работы
с
детьми
–инвалидами
являются:
методист
высшей\кат. «Центра детского творчества» п. Сангар»-Никифорова Г.Г, педагог
перв\кат. Дьяконова А.Е;
- опыт работы с программой «Мы-рядом с вами» -распространен на улусном и
республиканском уровнях;
- на высоком уровне организованы персональные выставки по ИЗО, поделкам,
оригами,
изделий
из
природных
материалов,
по
НТМ
двух
детей-инвалидов:
Зеркальцева Саши, ученика 5 класса Сангарской гимназии, Никифоровой Иры,
ученицы 4 класса Сангарской нац. СОШ рук. Максимова А.С, Гуляева М.А.);
- 4 детей-инвалидов являются призерами шахматных турниров улусного уровня,
более
10
детей
с
ОВЗ
успешно
занимаются
в
шахматном
кружке
«Дебют»
(рук.Бутырина ВН);
- дети-инвалиды, которые учатся в школе, успешно занимаются в танцевальном
ансамбле
«Кэскил»(рук.
Каратаева
А.П),
в
вокальноманс.
«Ровесник»
(рук.
Потапова
С.Е.),
в
спортивных
кружках:
«Настольный
теннис»,
«Плавание»,
«Карате»(рук. Мосин Н.И.), «Юнкор» (рук. Никифорова Г.Г.), «Мой досуг» (рук.
Дьяконова А.Е.), «Умелые руки» (рук. Ноева Т.В.), «Мой компьютерный мир» (рук.
Захаров С.С.);
-оздоровительный
лагерь
«Ромашка»
для
детей
с
ОВЗ
ежегодно
пользуется
запросом и успехом у родителей;
-имеются положительные отзывы родителей детей с ОВЗ о работе по внедрению
программы «Мы-рядом с вами».
Каждый ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на
образование
в
любом
типе
образовательного
учреждения
и
получить
при
этом
необходимую ему специализированную помощь со стороны педагогов ДОД.
Благодаря совместному воспитанию педагогов и родителей дети-инвалиды
приобретают друзей, учатся общаться со сверстниками, что в дальнейшем поможет им
избежать одиночества и научит жить в обществе. Ведь воспитываясь рука об руку с самого
раннего детства, гуляя вместе, участвуя в праздничных мероприятиях, они многому учатся
друг у друга, учатся жить вместе, уважая и воспринимая человека таким, какой он есть.
Использование инклюзии в образовательно-воспитательном процессе
дополнительного образования детей позволяет решить многие проблемы детей-инвалидов,
которые затрудняют их дальнейшую социализацию. Интеграция –совместное обучение в
процессе инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ воспринимается «как
разные цветы в одном красивом букете» т.е. совместное воспитание и развитие больных
детей наравне со здоровыми сверстниками.
\
Овчинникова
Т.С.,
кпн.
ЛГУ
С-
Петербург,
из
выступления
на
респ\семинаре
«Особенности обучения и воспитания детей с ОВЗ в ОУ» август -2012 г. г. Якутск\
Таким образом система дополнительного образования детей создает единую
образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности по состоянию
здоровья.
Именно
в
системе
дополнительного
образования
детей
инклюзивное
образование понимается как самый эффективный педагогический процесс совместного
воспитания, развития и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В
ходе такого равного и увлекательного образования дети с ограниченными возможностями
здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в своем социальном развитии.
Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании через
кружковую
работу
действительно
основана
на
скорейшей
социальной
адаптации
и
успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, используя инклюзивное воспитание, мы, педагоги дополнительного
образования детей, сможем вырастить поколение, которое сформирует общество с новыми
взглядами,
в
котором
обязательно
найдется
место
для
человека
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Автор
Программы
«Мы-рядом
с
вами»:
Никифорова
Галина
Григорьевна,
методист
высшей категории по УМР МКО ДО «Центр детского творчества», п. Сангар, Кобяйского
улуса,Отличник образования РС(Я), Почетный работник общего образования РФ, Учитель
учителей РС(Я), Почетный ветеран системы образования РС(Я)”, Почетный гражданин
Кобяйского улуса, Почетный попечитель Кобяйского улуса, Глава “Династии педагогов
РС(Я)” - (Харлампьевых-Павловых из с. Кобяй), обладатель знака “За заслуги перед
Кобяйским
улусом”,
лауреат
республиканского
педагогического
конкурса
“Инновационные
проекты
и
программы
по
дополнительному
образованию
РС(Я)”,
педстаж 45 лет
Соавтор Программы “Мы-рядом с вами”: Дьяконова Аграфена Егоровна, педагог первой
категории МКО ДО “Центр детского творчества”, обладатель Почетного знака Главы
Кобяйского
улуса
“За
вклад
в
образование
Кобяйского
улуса”,
Награждена
многочисленными Почетными рамотами МО РС(Я), РЦДО и ДД при МО РС(Я), УСЗНиТ
Кобяйского улуса, МО “Кобяйский улус (район) РС(Я)”, творчески работающий педагог,
пользуется авторитеом родителей и любовью воспитанников.
Дьяконова А.Е.
Педагог МБО ДО «Центр развития творчества и досуга»
14.01.2016 год п. Сангар