Напоминание

"Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС НОО"


Автор: Лучкина Ксения Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: г.о. Электросталь, Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему:

«Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС НОО»

Адаптация

- природное

состояние

человека,

проявляющее ся

в адаптации

(привыкании)

к новым

обстоятельствам

жизни,

новой

работы,

новым

общественным

контактам, новым

общественным

р о л я м . Значимость

данного

этапа

вхождения

в

непривычную для ребят жизненную обстановку выражается в том,

что от благополучности

его

протекания зависит не только лишь благополучие овладения учебной работой,

но и

комфортность присутствия

в

школе, состояние здоровья малыша,

его позиция к школе и

учению.

Поступление

в школу вносит крупные изменения

в жизнедеятельность малыша.

Весьма

непростым

д л я первоклассников является

этап

адаптации

в

школе. Как

правило

он

составляет от 1 вплоть до 2 месяцев. В данный период некоторые ребята могут быть весьма

шумными, горластыми, без удержу бегают по коридорам, отвлекаются на уроках, в том числе

и могут вести себя нескромно с учителями: дерзить, упрямиться.

Другие весьма скованы, несмелы, стремятся держаться скрытно, слушают, если к ним

обращаются с задачей,

рядом мельчайшей неуспехе, замечании хнычут. У отдельных ребят

нарушается сон,

аппетит, они делаются весьма своенравны,

возникает интерес к игрушкам,

играм,

книжкам для очень маленьких ребят.

Возрастает число болезней,

которые называют

многофункциональными

отклонениями,

они обусловлены

той

перегрузкой,

какую

испытывает нервная система малыша, его тело в связи с внезапным переменой вида жизни, в

связи

с

существенным

увеличением

этих

требований,

которым

малыш

обязан

соответствовать [2].

Безусловно,

не у абсолютно всех ребят адаптация к школе проходит с аналогичными

отклонениями, однако есть первоклассники, у которых данный процесс очень задерживается.

У некоторых полной приспособленности к школе в 1 году учебы так и не совершается.

Такие ребята часто и долго болеют,

к тому же заболевания носят психосоматический вид,

данные

ребята

составляют

категорию

риска

с точки

зрения происхождения

школьного

невроза. Отдельные ребята к середине дня становятся уже бессильными, т.к. школа для них

представляется стрессогенным фактором,

уже дорога в школу для многих требует высокого

внимания, усилия.

В

течении

дня

у их

не

бывает

возможности

полного расслабления, равно

как

физиологического, так и интеллектуального, психологического.

Отдельные ребята

невеселы уже по утрам,

выглядят бессильными,

у их возникают

головные боли

и боли

в области живота:

боязнь,

беспокойство перед будущей работой в

классе из-за разлуки с домом,

родителями настолько огромен,

что малыш в отдельные дни

никак не может идти в школу. У отдельных ребят по утрам развивается тошнота.

Ребенку

следует помочь приспособиться в школе [4].

Задачи адаптационного этапа:

1.развитие свойств,

необходимых в общении друг

с другом

и коллективной работы

(совместная работа);

2.развитие умений общения.

Г.А.

Цукерман именует данный этап своеобразной инициацией

в новый возраст, в

новую систему взаимоотношений со взрослым, ровесником и лично собой.

Преподавателю важно сформировать доброжелательную атмосферу взаимодействия в

классе, если

любой

учащийся

сумеет

прояснить

для

себя

непонятное,

предложить

собственную точку зрения в обсуждении, утвердить мнение одноклассника, не похожее на

свое. Дети обучаются прислушиваться к собственным ощущениям, рассматривать результаты

собственных познаний.

Все это содействует снятию тревожности. Помимо названных выше общих проблем,

есть особые проблемы для первоклассников:

-вживание

в позицию

ученика

(поэтому

принципиально

продемонстрировать

различие: ученик — не ученик);

-внедрить представление оценки, самооценки и разные их критерии;

-обучить

малыша

задавать

вопрос

(не

столько

в

процедурном плане,

сколько

в

значении решимости);

-приготовить родителей к новой роли — родителя ученика;

-учреждение самопознания и доброжелательной, плодотворной обратной взаимосвязи.

Согласно М.М. Безруких, ход адаптации малыша к школе можно разбить на некоторое

количество этапов, каждый из которых содержит собственные характерные черты.

Первый

этап

адаптации

принято

называть

ориентировочным.

Данный

этап

характеризуется

тем,

что

происходит

бурная

реакция

организма

и

его

напряжение.

Продолжительность данного этапа адаптации длится примерно две-три недели.

Вторым этапом принято называть неустойчивое приспособление. На данном этапе

организм ребенка находит такие оптимальные варианты решений и нахождения реакций на

напряжение.

Данный этап характеризуется тем, что бурная реакция организма, которая проявлялась

на первом этапе, постепенно утихает.

Третьим этапом принято называть относительное приспособление. На данном этапе

организм ребенка находит для себя такие варианты реагирования на нагрузку извне, при

котором напряжение минимально.

Но, тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что детский организм не безграничен.

А значит, длительное воздействие напряжения на организм ребенка может нести угрозу [1].

По

типу

приспособления

детей,

принято

разделять

легкую

адаптацию,

среднюю

адаптацию и тяжелую адаптацию. Рассмотрим данные типы более подробно.

Легкая адаптация характеризуется тем, что организм ребенка приспосабливается в

течение первой четверти учебы.

Средней тяжести адаптация характеризуется тем, что состояние здоровья ребенка

компенсируется в течение полугода.

Однако для некоторых детей адаптация проходит тяжело. Данный тип адаптации

характеризуется тем, что состояние здоровья ребенка ухудшается к концу года. Данное

обстоятельство объясняется тем, что для ребенка данные нагрузки очень тяжелы и организм

не может справиться.

В качестве примера можно привести программу в рамках ФГОС НОО «Обруч».

Задачами

данной

методики

является

успешная

адаптация

ребенка

в

школе

через

родителей.

Родители

в

данном

случае

должны

быть

более

компетентны

в

отношении

воспитания детей.

На основании данной методики с родителями проводятся различные тренинги [5].

Главной целью данных тренингов является девиз: «Если хочешь что-то изменить –

сначала изменись сам».

В рамках данной методики проводятся различные мероприятия по взаимодействию с

детьми. Данные тренинги состоят из нескольких частей.

Первая часть состоит в играх и упражнениях детей и родителей. В данных играх они

взаимодействуют как партнеры.

Вторая часть тренинга состоит в обсуждении ранее проведенных игр.

В

качестве

результатов,

которые

прогнозируются

в

итоге

проведения

данных

тренингов можно назвать:

– повышение знаний родителей в области развития ребенка;

– проявление общности между родителями и детьми;

– изменение позиции родителя-педагога по отношению к ребенку.

Список литературы

1.

Азаров,

Ю.П.

Семейная

педагогика.

Воспитание

ребенка

в

любви,

свободе

и

творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c.

2. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева .

- М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

3. Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших

учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин . - М.: ИЦ Академия,

2013. - 368 c.

4. Бабаев, В.С. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник /

В.С. Бабаев, Ф.Ф. Легуша. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.

5. Бабакин, Б., С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: Уч. Пособие /

Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. Фатыхов и др. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 128 c.



В раздел образования