Напоминание

Урок по литературному чтению Л.Н.Толстой "Лебеди"


Автор: Михайлова Любовь Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "НОШ №3 р.п.Озинки"
Населённый пункт: р.п.Озинки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок по литературному чтению Л.Н.Толстой "Лебеди"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная

школа №3 р.п.Озинки» Озинского района Саратовской области

Урок по литературному чтению в 3 классе Л.Н.Толстой «Лебеди»

Подготовила Михайлова Л.С.

учитель 3 класса

2018-2019 уч.год

Тема: Л. Н.Толстой «Лебеди».

Актуальная задача учителя в рамках представленного урока:

Цель урока:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

формирование умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии

автора, иллюстрации, ключевым словам

Тип урока: «открытие» новых знаний

Задачи:

Образовательные задачи:

продолжить

знакомство

детей

с

творчеством

Л.

Толстого,

учить

делить

текст

на

части,

составлять

план

рассказа,

создать

условия

для

эмоционального

восприятия

текста

через

работу над художественными средствами языка, развитие творческих способностей учащихся

Развивающие задачи:

способствовать созданию условий для развития речи учащихся, совершенствовать умения

обобщать, анализировать через эмоциональное восприятие текста; развивать мыслительные

операции (анализ, синтез) через составление характеристик героев, развивать положительную

мотивацию

через

формулирование

четких

дидактических

задач,

расширять

и

обогащать

словарный запас

Воспитательные задачи:

способствовать

воспитанию

эмоциональной

культуры

(умение

преодолевать

страх,

не

поддаваться панике), воспитывать смелость, решительность, воспитание культуры восприятия

произведений искусства, художественной литературы, обогащения мира чувств, развитие их

интереса к чтению и потребности в нём, воспитание бережного отношения к природе

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

выражать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать и н ф о р м а ц и ю

и з

о д н о й

ф о р м ы

в

д р у г у ю :

подробнопересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя)

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и

организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ) в исполнении учителя, учащихся;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст

Образовательные ресурсы:

компьютер,

интерактивная

доска, запись

музыкального

произведения

П.И.Чайковский

“Лебединое озеро”,“

Ход урока:

I.

Организационный момент.

- У нас на уроке гости, повернулись посмотрели на гостей и все на меня

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали!

Ещё на уроке к чему мы можем обратиться?

-Здравствуй, урок!

-Здравствуй, слово!

-Здравствуй, литературное чтение!

Итак, вперёд по дороге открытий!!!

Ход урока.

-Назовите фамилию, имя, отчество писателя произведения которого начали

изучать? (Лев Николаевич Толстой)

- Какие произведения по жанру писал Толстой? (сказка, басня , рассказ, быль)

- Произведение какого жанра читали дома?

(Рассказ)

-Назовите вид этого рассказа (научно-популярный)

- Почему? (автор сообщает сведения, факты

о жизни зайцев)

Сегодня продолжаем изучать тот же жанр произведений Л.Н. Толстого.

Учитель: Послушайте музыку Петра Ильича Чайковского из балета «Лебединое озеро»

- Какое настроение создала эта музыка? (сказочное, удивительное, волшебное)

Учитель: Есть птица красивая очень на свете,

Название «лебедь» имеет она,

Не встретить прекрасней её на планете,

Она из чудесного будто бы сна.

(Показываю слайд 1 и отдельно контур на доске).

Учитель: Постараемся угадать название рассказа.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого «Лебеди» и увидим,

какой у него лебедь: обычный или сказочный? (слайд 2 «Название рассказа»)

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель. ( Слайд 3)

Познакомиться… (с рассказом Л.Толстого)

Учиться правильно… (читать, находить в тексте слова, делить на части, составлять план)

Проанализировать… (рассказ «Лебеди»)

8.Изучение нового материала.

Символом урока будет лебедь, олицетворяющий верность, любовь, грациозность, красоту,

чистоту, гармонию. Для того, чтобы ваша речь была гармонична, она должна быть

выразительной и в этом вам поможет следующее упражнение.

-Скороговорка (слайд 4)

Прочитать скороговорку: «У лебедя с лебёдушкой трое лебедят»:

а) быстро

б) с интонацией восхищения

в) с интонацией нежной любви

Учитель: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие

известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть

красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Учитель: Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведении Л.Толстого «Лебеди».

- Кто из вас видел когда-либо лебедей?

Где вы можете прочитать о них?

Учитель: Валерия и Алена подготовили информацию о лебедях.

Лебеди

Валерия

Очень длинная шея лебедей облегчает добывание пищи из – под воды.

Питаются лебеди растениями, растущими на воде или на болоте, насекомыми и их личинками, червями,

ракушками, земноводными и рыбами. Погружая свою длинную шею в воду. Птицы обрывают там

растения и обшаривают ил. Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных

птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.

Алена

. Лебединая верность действительно существует. Пары у лебедей создаются однажды и на всю

жизнь. . А живут лебеди долго – до 30-40 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к

своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас,

людей.

Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед

своей гибелью.

Учитель:

Автор : Дементьев А. Композитор : Мартынов Е. Текст песни «Лебединая верность»

Учитель:

Откройте

учебники

на стр.134. слушаем произведение Л.Н.Толстого

«Лебеди»

-какие чувства вызвало у вас это произведение?

- какая тема этого произведения?

- о ком оно?

- к какому жанру относится? Докажите. (здесь описывается один день из жизни главного

героя)

Учитель ставит проблему.

- Предлагаю еще раз прочитать самостоятельно текст и увидеть какой образ героя рисует

автор: реалистичный или сказочный.

Словарная работа –трудные слова

Физкультминутка Птицы

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)

Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)

Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)

Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)

Учитель: - Понаблюдаем, как изменялся образ лебедя от одной части текста к другой.

Работа с учебником.

-Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

-Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго?

Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

-Прочитайте первый абзац про себя.

-Какое слово повторяется в этом отрывке?

-Какое значение имеет это повторение? (Слово «летели» повторяется много раз. Это

повторение указывает на дальность пути.)

-Что узнали о птицах в конце 2 абзаца? Прочитайте его вслух.

«Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и

слабее»

-Почему впереди летели старые лебеди?

-(Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.)

Учитель: образ лебедя: молодой, слабый , неопытный.

-Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?

Уморились. (слайд)

- Найдите и прочитайте, почему молодой лебедь один опустился на воду?

- А как море приняло птицу? Прочитайте.

Учитель: - образ лебедя: одинокий, грустный, печальный

Учитель: А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря: синее небо,

усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете.

Какие чувства вызывает эта картина?

(Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.)

-Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

(Он еще слаб. / Лебедь одинок.)

-Что же произошло за ночь?

Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.

Учитель: - образ лебедя: готов к полету, сильный, целеустремленный

Учитель: Давайте вернемся к проблеме, которую мы озвучали: какой образ лебедя рисует

нам автор реалистичный или сказочный? (Л.Н.Толстой – мастер слова, он тонко, штрихами

показывает необычность героя, который из слабого лебедя превращается в сильную и

целеустремленную птицу)

Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?( переживание, тревогу за лебедя)

Учитель: Такой вид рассказа называется художественный рассказ.

- Дети читают вслух Стр.136

Какой вчера изучили вид рассказ? (научно-популярный)

(Рассказы бывают

( – художественные и научно-популярные!)

- Чем отличаются эти рассказы?

Учитель: Деление текста на части

Сколько частей можно выделить в рассказе?

Какова основная мысль каждой части?

Как можно озаглавить каждую часть? Слайд

Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ ? (переживание, тревогу за лебедя)

- Чему учит нас этот рассказ?

- Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа?

Учитель:

-

Ребята,

а

сейчас

мы

будем

работать

в

творческих

лабораториях

(слайд

)

-

Алгоритм

ваших

действий:

1.

Выполните

задания

в

лаборатории.

2.

Выступает

один

участник

от

группы

с

лучшим

выполненным

заданием.

3.

Производите

самооценку.

-

Внимательно

ознакомьтесь

с

заданием.

1-я

группа

биологи,

рассказывают,

что

лебедь

перелетная

водоплавающая

птица

2-я

и

3-я

группа

писатели,

находят

слова

противопоставления

в

тексте

и

записывают

их

парами

(сказать

ребятам

противопоставление

это

сравнение)

4-я

группа-

артисты,

читают

выразительно

последнюю

часть

текста,

распределив

по

одному

предложению.

Учитель проверить

и оценить работу детей.

Домашнее задание. – Базовый уровень – прочитать выразительно любую часть текста

- Повышенный уровень – выучить заключительную часть рассказа

- Высокий уровень – написать собственное продолжение рассказа. (Слайд )

XI. Рефлексия. Вы заметили, что лебедь весь урок был с нами, он окреп, набрался сил, но

чтобы он основательно встал на крыло, давайте на перышках напишем ему пожелания.

Прикрепим перышки на контуре лебедя.



В раздел образования