Автор: Тивилева Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Яблонька"
Населённый пункт: р/п Мулловка Ульяновская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Экологическое воспитание дошкольнтков.
Воспитатель: Тивилева Ольга Валентиновна.
Тему
по
самообразованию
«Экологическое
воспитание
дошкольников»
я
выбрала не случайно. Экологические проблемы современности оказывают
влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного
человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и
могут
быть
решены
только
при
условии
формирования
экологического
мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и
культуры,
понимания
необходимости
реализации
принципов
устойчивого
развития.
В
решении
данной
задачи
ведущая
роль
принадлежит
экологическому
образованию.
Оно
призвано
разрешить
проблему
гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания
человека и сохранения природной среды.
С
принятием
законов
Российской
Федерации
«Об
охране
окружающей
природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и
«Об
экологическом
образовании
обучающихся
в
образовательных
учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой
базы
для
формирования
системы
экологического
образования
населения.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы
непрерывного экологического образования, первым звеном которой является
дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, его отношения к окружающему миру.
Первым этапом системы непрерывного экологического образования является
дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного
развития
экологического
воспитания
в
дошкольных
учреждениях
подчеркнута
на
Российской
конференции
«Проблемы
и
перспективы
экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в
ноябре
1997
года.
В
связи
с
выходом
ФГОС
ДО
в
детском
саду
экологическое
воспитание
реализуется
ч е р е з
непосредственно
образовательную деятельность и образовательную деятельность.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы
рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное
развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается
познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая
активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены
как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по
экологическому образованию считаются такие формы, в которых
дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой.
В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но
и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким
формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки,
экспериментирование, наблюдения.
Различные экологические акции и проекты помогут сформировать
экологическую культуру дошкольников.
В
экологическом
воспитании
детей
дошкольного
возраста
важно
формирования культуры чувств, постоянное закрепление их в жизненных
ситуациях.
Именно
благодаря
эмоциональному
ощущению
окружающей
среды
ребенок
может
естественно
воспринимать
явления
и
объекты,
проявлять
свои
чувства
и
средствами
искусства,
художественного
слова.
Таким
образом
можем
сделать
вывод
о
широких
возможностях
в
условиях современных ДОУ для экологического образования - системного и
интегрированного,
научно
обоснованного
и
наглядно
представленного.
В
детском саду есть возможность неоднократно возвращаться к теме в течение
дня, в разных вариантах - в виде игры, наблюдений, индивидуальной работы
и прочее. Происходит экологизация развивающей предметной среды всего
ДОУ, актуализируются широкие возможности для эстетического восприятия
природы.
Знания,
приобретенные
путем
непосредственной
игры
направляемой педагогом (дидактической игры) помогают сформировать у
ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как
хозяин, а как участник естественного процесса развития.