Напоминание

Создание культурной среды при обучении школьников иностранному языку


Автор: Алтынбаева Галия Равильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: Энгельс, Саратовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание культурной среды при обучении школьников иностранному языку
Раздел: полное образование





Назад




Работу выполнила учитель немецкого языка МОУ

СОШ № 30 Алтынбаева Галия Равильевна

Энгельс 2019

Под образовательной средой в

дидактике понимается совокупность

элементов, оказывающих жизненно-

значимые влияния на школьников в

процессе их обучения.

При обучении иностранным языкам (ИЯ)

эффективность окружающей образовательной

среды имеет решающее значение для

достижения поставленных целей. По

определению И.Л. Бим, современная

эффективная образовательная среда при

обучении ИЯ - это все, что окружает учителя и

ученика как субъектов процесса обучения.

В младшем школьном возрасте окружающая

образовательная среда должна быть особенно

благоприятной в психическом, физическом и

эмоциональном плане, чтобы сохранить интерес

учеников к изучению нового языка и вызвать интерес и

уважение к другим культурам.

Образовательная среда при обучении ИЯ в начальной

школе включает внешние и внутренний компоненты.

Внутренний компонент, который мы называем

коммуникативно-деятельностным, связан с

воспитательно-учебным процессом.

Внешние компоненты связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-

учебный процесс:

предметное оформление кабинета (или классной комнаты), в котором проходят

занятия ИЯ;

другие предметы начальной школы, и в первую очередь, родной язык (обучение

грамоте на родном языке);

отношение родителей к ИЯ, которое передается детям, и условия, которые

создаются для успешного изучения нового языка дома.

Эффективная и благоприятная среда при обучении младших школьников

иностранным языкам, направленная на воспитание и развитие ученика как субъекта

культуры и как субъекта учебной деятельности, должна обладать следующими

характеристиками: быть культурной или культуросообразной, воспитывающей и

одухотворяющей, информативной, эстетичной, экологичной.

В кабинете ИЯ

информативность

обеспечивается, если

на его стенах размещены алфавит,

постеры, иллюстрирующие

грамматические правила,

виды родного края и стран изучаемого языка,

продукты проектной деятельности учащихся.

Для демонстрации успеха младших школьников в изучении

ИЯ в кабинете организуется специальное место для

размещения сменной экспозиции их творческих работ.

Эстетичность как качество культурной среды при обучении младших школьников ИЯ обеспечивается оформлением кабинета ИЯ,

видом учебников и наглядных пособий, внешним видом учителя ИЯ, его произношением и манерой общения.

Исследования по психологии восприятия цвета и организации окружающего пространства дают основания говорить о воспитательной

роли школьного интерьера. Цвет как компонент среды влияет на работоспособность школьника. Доказана зависимость усвоения учебного

материала от цветовой среды интерьера .

Чтобы повысить интеллектуальную работоспособность младших школьников и обеспечить их внимание, выбираются

те цвета, которые они любят, а это пастельные тона, теплые желтый и оранжевый, салатовый и бежевый цвета. Все

наглядные средства должны выглядеть эстетично и храниться в ярких, аккуратных папках, файлах, конвертах.

Экологичность культурной среды при обучении ИЯ в начальной школе

предусматривает учет психофизиологических особенностей младшего школьника.

Изучение особенностей внимания у детей младшего школьного возраста показало

затруднение формирования у них учебной деятельности. Слабо развита в этом

возрасте и способность к распределению внимания.

В связи с психофизиологическими особенностями младших школьников

представляется неправильным и даже вредным для психического здоровья детей,

начинать учить читать и писать на новом языке в I классе.

Для обеспечения экологичности культурной образовательной среды важно соблюдение

допустимого веса учебников.

Очень важно на начальном этапе обучения использовать книги с крупным

шрифтом и избегать зрительного переутомления.

Какие же конкретные способы организации культурной среды, учитывающие

возрастные особенности учащихся, возможны в начальной школе при обучении

ИЯ и которые может использовать учитель?

Использование проектной технологии со II класса - важное условие

построения культурной среды.

Тематика культурных проектов учеников определяется изучаемыми темами в

рамках УМК, и важно, чтобы они были связаны с поиском общего - того, что

объединяет, а не разъединяет людей разных культур.

Включение в обучение ИЯ аутентичных текстов, аудио - и видеоматериалов

остается пока наиболее реальным способом погружения детей в иноязычную

среду в условиях, когда у школьников нет естественной потребности в

использовании иностранного языка

.

Завершая, нужно подчеркнyть, что при обучении младших школьников ИЯ как

средству межкультурного общения на первый план выдвигается организация много-

национальной образовательной среды, в которой происходит воспитание, обучение и

закладываются основы культурного становления личности младшего школьника, и

которая оказывает непосредственное воздействие на воспитательно-учебный процесс .

Музыкальное сопровождение занятий национальными ритмами, музыкой

других стран, иллюстрациями, фильмами способствует формированию у

ученика картины мира.

Литература

Зайцева ИЛ. Моделирование образовательной среды//Человек: его сущность, развитие

и проблемы. Вып.8. - Ростов н/Дону: ГинГо, 2000; Ефремов АЛ. Педагогические условия

влияния культурной среды вуза на формирование нравственных ценностей студентов (в

контексте мультикультурного образования): Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2006;

Наседкина С.М. Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения

иностранным языкам в лингвистических гимназиях (на материале немецкого языка):

Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2004; Спичко НЛ. Проектирование эффективной

образовательной среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза

(грамматический аспект, факультет английской филологии): Автореф. дис.... канд. пед.

наук. - М., 2006.

Бим ИЛ. Что мешает повышению результативности обучения иностранным

языкам//Иностр. языки в школе. - 2007. -№4.

Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного

образования//Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность,

содержание, технологии. - Ростов н/Дону, 1995.



В раздел образования