Автор: Алтынбаева Галия Равильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: Энгельс, Саратовская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание культурной среды при обучении школьников иностранному языку
Раздел: полное образование
Работу выполнила учитель немецкого языка МОУ
СОШ № 30 Алтынбаева Галия Равильевна
Энгельс 2019
Под образовательной средой в
дидактике понимается совокупность
элементов, оказывающих жизненно-
значимые влияния на школьников в
процессе их обучения.
При обучении иностранным языкам (ИЯ)
эффективность окружающей образовательной
среды имеет решающее значение для
достижения поставленных целей. По
определению И.Л. Бим, современная
эффективная образовательная среда при
обучении ИЯ - это все, что окружает учителя и
ученика как субъектов процесса обучения.
В младшем школьном возрасте окружающая
образовательная среда должна быть особенно
благоприятной в психическом, физическом и
эмоциональном плане, чтобы сохранить интерес
учеников к изучению нового языка и вызвать интерес и
уважение к другим культурам.
Образовательная среда при обучении ИЯ в начальной
школе включает внешние и внутренний компоненты.
Внутренний компонент, который мы называем
коммуникативно-деятельностным, связан с
воспитательно-учебным процессом.
Внешние компоненты связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-
учебный процесс:
предметное оформление кабинета (или классной комнаты), в котором проходят
занятия ИЯ;
другие предметы начальной школы, и в первую очередь, родной язык (обучение
грамоте на родном языке);
отношение родителей к ИЯ, которое передается детям, и условия, которые
создаются для успешного изучения нового языка дома.
Эффективная и благоприятная среда при обучении младших школьников
иностранным языкам, направленная на воспитание и развитие ученика как субъекта
культуры и как субъекта учебной деятельности, должна обладать следующими
характеристиками: быть культурной или культуросообразной, воспитывающей и
одухотворяющей, информативной, эстетичной, экологичной.
В кабинете ИЯ
информативность
обеспечивается, если
на его стенах размещены алфавит,
постеры, иллюстрирующие
грамматические правила,
виды родного края и стран изучаемого языка,
продукты проектной деятельности учащихся.
Для демонстрации успеха младших школьников в изучении
ИЯ в кабинете организуется специальное место для
размещения сменной экспозиции их творческих работ.
Эстетичность как качество культурной среды при обучении младших школьников ИЯ обеспечивается оформлением кабинета ИЯ,
видом учебников и наглядных пособий, внешним видом учителя ИЯ, его произношением и манерой общения.
Исследования по психологии восприятия цвета и организации окружающего пространства дают основания говорить о воспитательной
роли школьного интерьера. Цвет как компонент среды влияет на работоспособность школьника. Доказана зависимость усвоения учебного
материала от цветовой среды интерьера .
Чтобы повысить интеллектуальную работоспособность младших школьников и обеспечить их внимание, выбираются
те цвета, которые они любят, а это пастельные тона, теплые желтый и оранжевый, салатовый и бежевый цвета. Все
наглядные средства должны выглядеть эстетично и храниться в ярких, аккуратных папках, файлах, конвертах.
Экологичность культурной среды при обучении ИЯ в начальной школе
предусматривает учет психофизиологических особенностей младшего школьника.
Изучение особенностей внимания у детей младшего школьного возраста показало
затруднение формирования у них учебной деятельности. Слабо развита в этом
возрасте и способность к распределению внимания.
В связи с психофизиологическими особенностями младших школьников
представляется неправильным и даже вредным для психического здоровья детей,
начинать учить читать и писать на новом языке в I классе.
Для обеспечения экологичности культурной образовательной среды важно соблюдение
допустимого веса учебников.
Очень важно на начальном этапе обучения использовать книги с крупным
шрифтом и избегать зрительного переутомления.
Какие же конкретные способы организации культурной среды, учитывающие
возрастные особенности учащихся, возможны в начальной школе при обучении
ИЯ и которые может использовать учитель?
Использование проектной технологии со II класса - важное условие
построения культурной среды.
Тематика культурных проектов учеников определяется изучаемыми темами в
рамках УМК, и важно, чтобы они были связаны с поиском общего - того, что
объединяет, а не разъединяет людей разных культур.
Включение в обучение ИЯ аутентичных текстов, аудио - и видеоматериалов
остается пока наиболее реальным способом погружения детей в иноязычную
среду в условиях, когда у школьников нет естественной потребности в
использовании иностранного языка
.
Завершая, нужно подчеркнyть, что при обучении младших школьников ИЯ как
средству межкультурного общения на первый план выдвигается организация много-
национальной образовательной среды, в которой происходит воспитание, обучение и
закладываются основы культурного становления личности младшего школьника, и
которая оказывает непосредственное воздействие на воспитательно-учебный процесс .
Музыкальное сопровождение занятий национальными ритмами, музыкой
других стран, иллюстрациями, фильмами способствует формированию у
ученика картины мира.
Литература
•
Зайцева ИЛ. Моделирование образовательной среды//Человек: его сущность, развитие
и проблемы. Вып.8. - Ростов н/Дону: ГинГо, 2000; Ефремов АЛ. Педагогические условия
влияния культурной среды вуза на формирование нравственных ценностей студентов (в
контексте мультикультурного образования): Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2006;
Наседкина С.М. Создание креативной дидактической среды на среднем этапе обучения
иностранным языкам в лингвистических гимназиях (на материале немецкого языка):
Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2004; Спичко НЛ. Проектирование эффективной
образовательной среды при обучении английскому языку на 1 курсе педагогического вуза
(грамматический аспект, факультет английской филологии): Автореф. дис.... канд. пед.
наук. - М., 2006.
•
Бим ИЛ. Что мешает повышению результативности обучения иностранным
языкам//Иностр. языки в школе. - 2007. -№4.
•
Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного
образования//Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность,
содержание, технологии. - Ростов н/Дону, 1995.