Напоминание

Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях


Автор: Кутлиева Юлия Олеговна
Должность: старший вожатый
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДО Савитар
Населённый пункт: город Агидель
Наименование материала: Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях
Тема: Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации учащихся в современных условиях
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования "Савитар"

город Агидель Республики Башкортостан

Профессиональное самоопределение как средство

социализации и адаптации учащихся в современных условиях

Старший вожатый

МАУ ДО ЦДО"Савитар"

Кутлиева Ю.О.

Агидель 2019г.

«Нужно готовить родителей и обучающихся к выбору тех профессий, которые

востребованы на рынке труда. Должна быть системная, плановая работа по

профориентации. Только тогда мы сможем правильно сориентировать выпускников

наших школ, когда на протяжении нескольких лет мы будем раскрывать им суть той или

иной профессии».

Профессиональное самоопределение - процесс формирования

личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее

самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и

социально-профессиональных потребностей, который происходит на

протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы

приложения сил и личностных возможностей.

Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе

критериев профессионализма. Один человек считает критерием

профессионализма просто принадлежность к профессии или получение

специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций,

другой человек полагает, что критерием профессионализма является

индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей

личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой более

высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Возникает вопрос: могут ли наши обучающиеся находить смысл в самом

процессе самоопределения? Ведь в данном случае очень важно

профессиональное самоопределение рассматривать как средство адаптации

учащихся в современных условиях.

Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является

поиск смысла для конкретного самоопределяющегося воспитанника. Но

единого смысла (для всех одинакового) быть не может.

Условно можно выделить следующие основные группы задач

профессионального самоопределения:

информационно-справочные, просветительские;

диагностические (в идеале - помощь в самопознании);

морально-эмоциональная поддержка ученика;

помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:

1) проблема решается "вместо" обучающегося, когда обучающийся занимает

пассивную позицию и еще не является "субъектом" выбора);

2) проблема решается "вместе" (совместно) с обучающимся - диалог,

взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти;

3) постепенное формирование у обучающегося готовности самостоятельно

решать свои проблемы.

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом

уровне обучающемуся просто сообщается нужная информация (это тоже

помощь!),

на втором уровне - анализируется определенная информация,

на третьем уровне - объясняется обучающемуся, как самостоятельно

получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам

по данной профессии, куда обращаться и т.д.)

Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала

организовать взаимодействие с обучающимся на втором уровне.

К сожалению, иногда приходится помогать обучающемуся, ограничиваясь

только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое

решение, а времени для этого не хватает).

Главная

(идеальная)

цель

профессионального

самоопределения -

постепенно

сформировать

у обучающегося

внутреннюю

готовность

самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать

перспективы своего развития. Идеальной данная цель названа потому, что

достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для

того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих

стремлений.

Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не

решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация").

Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но

и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось,

важнейшим итогом профориентационной помощи является не только

содействование конкретному выбору, но и формирование способности

совершать новые выборы).

Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в

контексте всей жизни и в контексте личностного становления.

Как помочь сориентироваться самоопределяющемуся обучающемуся?

Прежде дать установку на основные типы самоопределения:

профессиональное

жизненное

личностное

Остановимся на профессиональном самоопределении. Важную роль в

данном случае могут играть профориентационные игры с классом.

Анкетирование – один из способов профессионального самоопределения. на

выявление и оценку профессиональной направленности.

Итак, профессиональное самоопределение – это динамический процесс

развития ценностей, способностей, интересов школьников на протяжении

всего обучения в общеобразовательной школе. Оно является главным в

старшем школьном возрасте, это процесс принятия личностью решения о

выборе будущей трудовой деятельности: кем стать, к какой социальной

группе принадлежать и с кем работать.

Этапы и содержание профориентационной работы

1-4 классы: В младшем школьном возрасте формируется ценностное

отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

развивается интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на

посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе

социальной, трудовой, игровой, исследовательской.

5-7 классы: В среднем школьном возрасте развивается личностный смысл в

приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной

деятельности; представления о собственных интересах и возможностях

(формирование образа "Я"); приобретение первоначального опыта в

различных сферах социально-профессиональной практики: технике,

искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому

способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые

позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями,

предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-11 классы: Уточняются образовательные запросы в ходе факультативных

занятий и других курсов по выбору; в этом возрасте необходимо групповое и

индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования

адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формируется

образовательный запрос, соответствующий интересам и способностям,

ценностным ориентациям. Через самоподготовку и саморазвитие,

формируются профессиональные качества в избранном виде труда,

корректируются профессиональные планы, и оценивается готовность к

избранной деятельности.

Что должны делать педагоги дополнительного образования:

Познакомить обучающихся с различными значимыми для общества

профессиями во время занятии внеурочной деятельности, разработать

программупо профориентации младших школьников, включить в годовой

план по воспитательной работе мероприятия, направленные на

профориентационной работе, организовать взаимодействие с учреждениями

различных социальных сфер для организации профессиональных проб

учащихся,

организовать систематическое профессиональное

информирование учащихся, профконсультации.

Поэтому мы должны четко понять, что профориентационная работа важна

именно в школьном возрасте.

Выбирая из множества профессий, надо, чтобы обучающийся знал, чего

он сам хочет (мотивы выбора):

каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно

работать?

какая заработная плата его устроит?

какой образ жизни он хочет вести?

сколько времени и сил он сможет отдать освоению этой профессии?

Второе условие выбора профессии – учет своих способностей.

Третье условие – важно, чтобы воспитанник знал содержание профессии,

какими умениями и навыками должен обладать специалист, какими

психологическими качествами обеспечивается успешность в работе.

Большое внимание в работе уделяется тому, что необходимо предостеречь

детей от неправильного выбора профессии, к которому могут привести 2

причины:

Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание

требований к человеку, превратное представление об условиях работы,

оплате труда и т.д.).

Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях

(переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и

т.д.)

Следует обратить внимание на факторы, влияющие на результаты

самоопределения и приводящие к неправильному выбору профессии:

Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за

компанию, чтобы не отстать).

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной

профессии.

Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или

плохое различение этих реальностей).

Устарелые представления о характере труда в сфере материального

производства. Практически все профессии непрерывно меняют свой облик.

Незнание основных действий, операций и их порядка при решении,

обдумывании задачи о выборе профессии

Но помимо причин и факторов, которые могут привести к неправильному

выбору профессии, обучающиеся попадают в ситуации трудности выбора

профессии:

когда осознает необходимость своевременности выбора профессии, но

не знает вообще что хочет.

когда имеются внешние и внутренние препятствия для планирования

профессионального будущего.

Самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа его в будущем

была успешна и приносила ему удовлетворение. При профориентационной

деятельности немаловажным фактором является психологическое

сопровождение профориентации, поскольку очень важно то, какими

методами и формами работы будет осуществляться деятельность

Профессиональное определение, прежде всего, важно для самого

ребенка, важно, чтобы он знал, чего сам хочет, какую профессию он выберет

и сможет ли, ввиду своих особенностей и возможностей, ее освоить.

В процессе социализации человек становиться личностью. Важно, что

бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Таким образом, сегодня решая задачи по профессиональной ориентации, мы

можем сделать вывод, что конкретных рекомендаций ребенку мы дать не

можем. Мы можем лишь предложить ему несколько вариантов решения его

проблем, а выбор он должен сделать сам. Для этого, наша задача, научить

ребенка правильно выбирать.



В раздел образования