Автор: Потапов Константин Дмитриевич
Должность: учитель фикультуры и обж
Учебное заведение: МБОУ "Кюереляхская СОШ им.С.Г.Коврова"
Населённый пункт: Республика Саха (Я), Горный улус, с.Кюерелях
Наименование материала: проект
Тема: "Военно – патриотический лагерь "Патриот""
Раздел: полное образование
МБОУ «Кюереляхская средняя общеобразовательная школа
им. С.Г.Коврова»
МР «Горный улус» РС (Я)
Проект:
Военно – патриотический лагерь
«Патриот»
Автор проекта: учитель физкультуры и ОБЖ
Потапов Константин Дмитриевич
с. Кюерелях – 2017 г.
Примерный план военно-патриотического лагеря «Патриот» на I сезон.
I. Введение
Цели и задачи лагеря ?
II. Образовательно-оздоровительная работа.
Методы и формы работ. Чем и как будут заниматься дети. Каковы способы ожидаемых результатов.
III. Контингент ребят.
Кто едет в лагерь (возраст, требования к мед.допуску).
IV. Кадровое обеспечение.
V. Этапы реализации и сроки.
Приложения: 1. Распорядок дня.
2. Распределение часов по дням.
3. Дневной набор продуктов.
I. Введение.
I. 1. Цель и задачи летнего лагеря труда и отдыха. Рациональный режим дня. Использование естественных сил природы
для укрепления здоровья. Формы, средства и методы обеспечения оптимальной двигательной активности. Навыки
выполнения утренней гимнастики. Ответственность за сохранение общественному и личному имуществу. Навыки
коллективной деятельности.
2. Активизация работы по военно-патриотическому воспитанию подростков. Выработка практических умений и
навыков, используемых в дальнейшей военной службе.
3. Инструктивные материалы, документы планирования. Оформление здания и территории лагеря. Формирование
отрядов. Изучение состава отдыхающих детей и подростков с учетом их интересов и состояния здоровья, распределение
и
закрепление
участков
территории
за
отрядами.
Разметка
площадок
для
утренней
гимнастики,
подвижных
игр,
соревнований.
4. Возрастные особенности детей и подростков. Анатомо-физиологические и психо - эмоциональные особенности.
Индивидуальная потребность в двигательной активности. Изучение склонности к конкретным видам двигательных
действий.
5. Меры предупреждения травматизма. Требования безопасности при подготовке лагеря к приему детей. Возможные
виды травматизма на территории лагеря. Приемы оказания первой медицинской помощи.
6.
Режим
дня
в
летнем
лагере.
Формирование
полезных
привычек
по
самоорганизации,
самообслуживанию,
самовоспитанию. Рациональное распределение времени на различные виды деятельности.
7. Физиологическая потребность в двигательной активности. Влияние физических упражнений на организм. Научно
обоснованные нормы физической нагрузки.
8. Естественные силы природы и летний отдых детей. Солнечная радиация и здоровье. Воздействие воды и воздуха
на организм. Усиление положительного воздействия естественных факторов природы. Методы закаливания.
9. Педагогический коллектив в период организации и проведения летнего лагеря. Обязанности начальника смены,
воспитателя, медсестры. Деятельность воспитателя отряда. Актив отряда. Воспитательные, учебные и спортивно-
оздоровительные мероприятия в течение дня. Анализ работы отряда за день, неделю.
Цель проекта: Активизация работы по военно-патриотическому воспитанию юношей и подростков.
Задачи проекта:
1. Формирование здорового физического потенциала в среде будущих воинов.
2. Совершенствование спортивного, технического мастерства, повышение уровня общей физической подготовки.
3. Выработка практических умений и навыков, используемых в дальнейшей военной службе.
4. Организация активного летнего отдыха юношей и подростков спортивного лагеря.
5. Профессиональная ориентация ребят на службу в армии.
6. Профилактика правонарушений.
7. Правовое воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к личности и закону.
8. Развитие и распространение военно-прикладных видов спорта.
9. Воспитание у молодых людей моральных и психологических качеств защитника Родины.
Механизм
реализации
проекта:
Военно-патриотический лагерь «Патриот» проводится на 1 сезон, в летние
каникулы с 18 июня по 7 июля. 20 дней. Лагерь расположен на местность участка «Дьегуер - Эбэ», от села Кюерелях
8км.
Учебные теоретические и практические занятия могут проводиться по всем разделам программы, по темам, по
дням. Программа рассчитана на подростков среднего и старшего школьного возраста (14 -17л.). Данная программа дает
начальные знания по строевой, огневой подготовке. На занятиях учащиеся ознакомятся с основными строевыми
приемами и закрепят свои знания на практических занятиях по строевой, огневой подготовке и по туризму.
Форма одежды участников для всех видов программы – курсантская: камуфлированный костюм, головной убор, ботинки
или сапоги военного образца.
Основные направления работы:
Учебно-тренировочные занятия по боевой, строевой, технической, стрелковой подготовке.
Массовая физкультурно-оздоровительная работа (подготовка и сдача контрольных нормативов по ОФП, массовые
лично-командные соревнования, спортивные праздники, игры на местности, туристские походы).
Разнообразные
формы
работы
по
военно-патриотическому
воспитанию
(диспуты,
встречи
с
работниками
военкоматов, знакомство с историей своего края).
Привлечение к общественно-полезному труду.
Целенаправленное, систематическое формирование необходимых будущему воину качеств.
Аннотация проекта:
Выработка у участников ВПЛ «Патриот» необходимых качеств, знаний, навыков и умений для защиты Отечества в
основных сферах социально значимой деятельности, связанных с обеспечением безопасности и могущества Родины,
желание служить в Вооруженных Силах РФ – являются теми положительными результатами проведенных лагерей,
которые обуславливают необходимость продолжения долгосрочного проекта.
Цели лагеря:
Выполнение программ по военно-патриотическому воспитанию участников лагеря, распространение полученного
опыта работы посредством СМИ и издания методического пособия.
Задачи:
Организация и проведение теоретических и практических занятий согласно программе лагеря, а так же мероприятий,
способствующих воспитанию патриотизма и повышению престижа военной службы.
Краткое описание проекта:
Участникам каникулярного проекта наряду с отдыхом будут предложены следующие виды деятельности: занятия по
истории Российской Армии, ОВС, которая будет включать в себя строевую, огневую, тактическую, стрелковую части и
туризм. Занятия по курсу «ОБЖ»; конкурсы, соревнования, тематические игры. Сдавшие зачеты по теоретической и
практической части занятий будут иметь возможность использования в улусном «военно – спортивном» конкурсе
«Снежный барс».
Ожидаемые результаты:
Участники военно – патриотического лагеря «Патриот» получат знания, умения и навыки по основным воинским
дисциплинам и по туризму. Получат навыки общения и работы в коллективе.
II. Образовательно – оздоровительная работа.
Для реализации поставленных целей, образовательных и оздоровительных задач используем следующие формы и
методы работы.
Формы и методы
работы
На
индивидуальном
уровне
В работе с малой
группой
В работе со всей
группой
Учебное занятие
(теоретическое,
практическое)
+
+
Беседа
+
+
+
Трудовая
деятельность
+
+
+
Соревнование
+
+
+
Обсуждение
итогов дня
+
+
+
Физические
упражнения,
спортивные игры
+
Турпоход
+
III. Контингент ребят.
Из 15 – 20 ребят комплектуется состав группы. Подбор детей примерно с VIII-XI кл. (14-17л.), к этому возрасту
дети по своим потребностям (стремлению к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей,
испытанию
себя,
самоутверждению)
и
возможностям
(
образовательным
и
физиологическим)
созревают
к
самостоятельной жизни.В летний лагерь могут быть зачислены дети, не имеющие медицинских противопоказаний.
IV. Кадровое обеспечение.
1.
Начальник лагеря
2.
Воспитатель-инструктор- 1чел.
3.
Медицинский работник- 1чел.
4. Ответственный за питание (повар)- 1чел.
Структура управления лагерем.
V. Этапы реализации и сроки.
В летние школьные каникулы с 18 июня по 7 июля 20 дней. Лагерь расположен на местность «Дьегуер- Эбэ», от
села Кюерелях 8км.
Учебные теоретические и практические занятия могут проводиться по всем разделам программы, по темам, по
дням. Программа рассчитана на подростков среднего и старшего школьного возраста (14-17 л.). Данная программа дает
начальные знания по строевой подготовке. На занятиях учащиеся ознакомятся с основными строевыми приемами и
закрепят свои знания на практических занятиях по строевой подготовке и по туризму.
Начальник лагеря
Воспитатель
Медик
Совет командиров
Ответственный за
питание
Командиры
отделений
Содержание занятий.
Раздел I. «Строевая подготовка».
Тема 1: Строи и управление ими..
Представления: О строе
Знания: Вид строя
Умения: Управлять строем
Тема 2: Обязанности командиров и курсантов перед построением и в строю.
Содержание: Порядок работы командиров перед построением и в строю. Обязанности курсантов перед построением и
в строю.
П. О обязанностях командиров и курсантов.
З. Правила работы командиров и курсантов перед построением и в строю.
Тема 3: Строевая стойка.
Содержание: Действия курсантов по командам «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы –
снять (надеть)».
Тема 4: Повороты на месте.
Содержание: Выполнение поворотов направо, налево, кругом на месте.
П О поворотах.
З Правила выполнения поворотов.
У Выполнение поворотов.
Тема 5:
Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте.
Содержание: Отработка движения строевым шагом. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения.
П. О движение строевым шагом
З. Правил строевого шага
Тема 6: Повороты в движении.
Содержание: Изучение и отработка поворотов направо, налево, кругом в движении.
П. О поворотах
З. Правила поворота
У. Производить повороты на месте и в движении
Тема 7: Размыкание и смыкание отделения на месте.
Содержание: Изучение порядка размыкания (смыкания) отделения на месте.
П. О размыкании и смыкании
З. Правила размыкания и смыкания отделения
У. Выполнение размыкания и смыкания отделения
Тема 8: Перестроение отделения из одной шеренги в две и из двух в одну.
Содержание: Изучение и отработка перестроения отделения из одной шеренги в две и из двух в одну.
П. О перестроение отделения из одной шеренги в две
З. Правила перестроения отделения из одной шеренги в две и из двух в одну.
У. Выполнение перестроения отделения из одной шеренги в две и из двух в одну.
Тема 9: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Содержание: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении одиночными военнослужащими. Выполнение
воинского приветствия в строю (отделение, взвод, рота) на месте и в движении
П. О воинском приветствии
З. Правила выполнение воинского приветствия
У. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении одиночными военнослужащими.
Раздел II. Туристическая подготовка.
Тема 1. Правила безопасности в туристском походе.
Содержание:Безопасность – основное требование ко всем туристским путешествиям. Персональная ответственность
руководителя за безаварийность. Обязанности руководителя и участников по обеспечению .безопасности.Основные
причины опасных ситуаций в походе:
- Слабая дисциплина участников
- Неграмотная построение маршрута
- Неумелое преодоление препятствий
- Переоценка собственных
сил и возможностей
- Переутомление
П. О причине возникновения опасных ситуаций походе.
З. Комплекс профилактических работ по обеспечению безопасности походе.
Тема 2: Характерные заболевания в походе, их профилактика, гигиена туриста.
Содержание:
Личная гигиена. Обувь туриста. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде. Содержание
походной аптечки. Самоконтроль туриста.
П. О профилактике и оказание ПМП при потертостях, ушибах, переломах.
З. Основные способы самоконтроля туриста.
У. Специфику комплектования походной аптечки.
Тема 3: Личное снаряжение.
Содержание: Перечень снаряжения для похода с ночлегом в полевых условиях. Подбор снаряжения в зависимости от
сезона и метеусловий. Требования к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в пользовании и переноске.
П. О составление списков личного снаряжения.
З. Подборе личного снаряжения.
У. Составлять перечни личного снаряжения.
Тема 4: Групповое снаряжение.
Содержание: Требования к снаряжению. Костровое оборудование. Кухонные принадлежности. Палаточное снаряжение.
Мед. Аптечка. Рем. Набор.
П. О составление списков группового снаряжения.
З. Основные требование к подбору группового снаряжения.
У. Составлять перечень группового снаряжения.
Тема 5: Организация лагеря.
Содержание: Требование к лагерю, к месту бивака, постановка палатки, разведение костра, кипячение воды.
П. О походном лагере.
З. Правила организации лагеря.
У. Организовать бивак, поставить палатку и вскипятить воду.
Тема 6: Техническое описание маршрута.
Содержание: Необходимость технического описания маршрута похода. Определение участков маршрута. Характер
местности.«Временная лента» маршрута, хронометраж маршрута.
П. О соствавление «временной ленты» и технического описания учебного маршрута.
З. Организацию хронометрирования на маршруте.
У. Составлять «временную ленту» и простейшее техническое описание маршрута.
Раздел III. Основы топографии и ориентирования на местности.
Тема 1: Карта, ее масштаб. Условные знаки топографических карт.
Содержание: Определение понятия «карта». Отличие плана от карты.Определение понятия «масштаб». Условные знаки
и обозначения карт для спортивного ориентирования.
П. О определение масштаба карты.
З. Отличия условных топографических знаков спортивного ориентирования.
У. Составлять карту с топографическими знаками и ее масштаб.
Тема 2: Компас, работа с ним. Ориентирование.
Содержание:
Марки
компасов.
Пользование
компасом
в
походе.
Ориентирование
по
солнцу,
звездам,
местным
предметам.
П. О определение сторон горизонта при помощи компаса.
З. Правила пользования компасом.
У. Определять стороны горизонта по компасу, по солнцу, по местным предметам.
Тема 3: Маршрутная съемка.
Содержание:
Маршрутная
и
площадная
съемка
местности.
Протяженность
маршрута,
площадь
участка.Способы
проведения съемки.
П. О глазомерной съемки участка местности.
З. Перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки.
У. Осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности.
Раздел IV. Медицинская подготовка.
Тема 1: Средства оказания первой медицинской помощи (ПМП).
Содержание: ПМП и средства ее оказания. Виды ПМП и классификация средств ее оказания.
П. О видах ПМП
З. Средства оказания ПМП
У. Выбирать средства в соответствии с видом ПМП.
Тема 2: ПМП при ранении.
Содержание: Виды ранений и ПМП оказываемая при них.
П. О видах ранениях
З. Средства оказания ПМП при ранениях
У. Выбирать средства ПМП в соответствии с видом ранения
Тема 3: ПМП при кровотечении.
Содержание: Виды кровотечений и ПМП оказываемая при них.
П. О видах кровотечений
З. Средства оказания ПМП при кровотечениях
У. Выбирать средства ПМП в соответствии с видом кровотечения.
Раздел V. Массово – физкультурно – оздоровительные мероприятия.
Подготовка и сдача контрольных нормативов по ОФП.
Футбол.
Волейбол.
Эстафеты комбинированные.
Игры на местности.
Спортивное ориентирование.
Ожидаемые результаты.
Получать знания, умение и навыки по основным воинским дисциплинам и по туризму. Жизнь в коллективе,
лидерство. Выживание в природной среде. Результаты физического оздоровления.
Учебно-тематический план летнего лагеря «Патриот»
№ тем
Наименование темы
Количество часов
теория
практика
Раздел I. Строевая подготовка (9ч.)
1.
Строи и управление ими.
-
1
2.
Обязанности командиров и курсантов
перед построением в строю.
-
1
3.
Строевая стойка
-
1
4.
Повороты на месте
-
1
5.
Движение строевым и походным шагом
-
1
6.
Повороты в движении
-
1
7.
Размыкание и смыкание отделения на
месте
-
1
8.
Перестроение отделения из одной
шеренги в два и из две шеренги в одну
-
1
9.
Выполнение воинского приветствия на
месте и в движении
-
1
Раздел II. Туристическая подготовка
(11ч.)
10.
Правила безопасности в туристском
походе
1
11.
Характерные заболевания в походе, их
профилактика, гигиена туриста
2
12.
Личное снаряжение
-
2
13.
Групповое снаряжение
-
2
14.
Организация лагеря
-
2
15.
Техническое описание маршрута
-
2
похода
Раздел III. Основы топографии и
ориентирования на местности. (8.5ч.)
16.
Карта, ее масштаб. Условные знаки
топографических карт.
1.5
1
17.
Компас, работа с ним .Ориентирование.
-
2
18.
Маршрутная сьемка.
2
2
Раздел IV. Медицинская подготовка
(9ч.)
19.
Средства оказания ПМП
1
2
20.
ПМП при ранении
1
2
21.
ПМП при кровотечении.Виды
кровотечений и ПМП оказываемая при
них.
1
2
Раздел V. Массовая физкультурно-
оздоровительная работа. ( 23ч.)
22.
Подготовка и сдача контрольных
нормативов по ОФП
-
4
23.
Спортивные игры: Футбол
-
5
Волейбол
-
5
Эстафета
-
5
24.
Игры на местности
-
2
25.
Спортивное ориентирование
-
2
Примерный распорядок дня в летнем лагере.
07.00 – Подъем дежурных
07.30 – Общий подъем
07.35 – 07.55 – Зарядка
08.00 – 08.30 – Утренний туалет
08.30 – 09.00 – Завтрак
09.00 – 09.15 – Подготовка к утренним занятиям и работам
09.15 – 09.30 – Общий сбор, инструктаж
09.30 – 12.30 – Утренние занятия и работы
12.30 – 13.00 – Купание, подготовка к обеду
13.00 – 14.00 – Обед
14.00 – 16.00 – Занятия
16.00 – 16.30 – Полдник
16.30 – 16.45 – Совет командиров
16.45 – 18.30 – Вечерние занятия и работы (учебные занятия, соревнования, хозяйственные
работы)
18.30 – 19.30 – Подготовка к ужину
19.00 – 20.00 – Ужин
20.00 – 22.00 – Свободное время (вечерние мероприятия, прогулка, чтение книги и др.)
22.00 – 22.30 – Подготовка ко сну
22.30 – Отбой
Распределение часов по дням.
п/
п
Вид учебной и трудовой
деятельности
Кол-
во
меро
пр-ий
Обще
е
Кол-
во
часов
1
Пн
18.
06
2
Вт
19.
06
3
Ср
20.
06
4
Чт
21.
06
5
Пт
22.
06
6
Сб
23.
06
7
Вс
24.
06
8
Пн
25.
06
9
Вт
26.
06
10
Ср
27.
06
11
Чт
28.
06
12
Пт
29.
06
13
Сб
30.
06
14
Вс
01.
07
15
Пн
02.
07
16
Вт
03.
07
17
Ср
04.
07
18
Чт
05.
07
19
Пт
06.
07
20
сб
07.
07
1
Прибытие в лагерь
«Патриот».Отъезд
4
2
2
2
Уборка территории
4
2
2
3
Оформление здания и
территории лагеря (хоз.трудраб)
45
2
4
4
4
4
3
2
2
3
4
4
4
4
1
4
Разметка спортивных площадок
для спорт. игр, соревнований
6
2
2
2
5
Строевая подготовка
1
9
2
1
1
1
1
1
1
6
Туристическая подготовка
3
11
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
Медицинская подготовка
1
9
2
1
1
1
1
1
1
1
8
Топография
4
1
1
1
1
9
Подготовка и сдача по ОФП
2
4
2
2
10
Спорт. игры: футбол
1
5
1
1
1
1
1
11
Волейбол
1
5
1
1
1
1
1
12
Спортивные эстафеты
1
5
1
1
1
1
1
13
Ориентирование
1
4,5
1,5
1,5
1,5
14
Однодневный поход
2
+
+
15
Поход с ночлегом в полевых
условиях
2
+
+
Дневной набор продуктов для одного человека (в граммах).
№п/п
Продукты
Выходного
дня
Многодневных
летних
1.
Хлебные изделия
280-300
120-150
2.
Мука
50
50
3.
Мясные изделия
200
160-200
4.
Тушенка мясная
65
50
5.
Бульонные кубики
-
10-20
6.
Колбаса твердая
70
40-50
7.
Консервы рыбные
60
30-45
8.
Сельдь соленая
25
10-15
9.
Крупы, макаронные
изделия
200-230
160-200
10.
Макаронные изделия*
100
80-90
11.
Рис, гречка*
80
70
12.
Манка*
50
40
13.
Картофель
200-230
-
14.
Масло сливочное
40
40
15.
Масло растительное
30
20-30
16.
Молоко сгущенное
75
-
17.
Сахар
50
30-40
18.
Конфеты
20
30
19.
Чай
5
4-5
20.
Витамин с глюкозой
20
20
21.
Лук, чеснок
30
15-25
22.
Соус
25
20
23.
Соль
5
5
Использованная литература:
1.
Внеклассные мероприятия по физкультуре в среднем школе М.В. Видякин. – Волгоград 2004г.
2.
Туристско
–
краеведческие
кружки
в
школе.
И.А.Верба,
Я.Б.
Галкин,
А.П.
Радищев
–
М.:
Просвещение 1988г.
3.
Полевой туристский лагерь школьников – М. , 1997г.