Напоминание

Начальный этап работы над мелкой техникой с детьми младшего школьного возраста.


Автор: Давыдова Людмила Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "УДШИ"
Населённый пункт: город Удомля Тверская область
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Начальный этап работы над мелкой техникой с детьми младшего школьного возраста.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Удомельская детская школа искусств»

Давыдова Людмила Ивановна

Начальный этап работы над мелкой

техникой с детьми младшего

школьного возраста.

Удомля

2017

Оглавление:

Введение

1.

Некоторые приёмы развития техники пианиста

2.

Об индивидуальных особенностях пальцев

3.

Работа над гаммами

Заключение

Литература

Введение.

«Педагог должен дать исполнителю то, что называется школой».

А.Гольденвейзер

Развитие технического мастерства должно занимать важное место на

начальном этапе обучения игре на инструменте. Художественная сторона

исполнения музыкального произведения зависит от уровня развития техники,

что ведёт к совершенствованию исполнительского мастерства.

Проблемы

развития

фортепианной

техники

учеников-пианистов,

формирование необходимого аппарата «воплощения», воспитание свободы

пианистических

движений

всегда

были

в

центре

внимания

музыкальной

педагогики.

Вопрос

недостаточного

развития

технического

мастерства,

напряжённых,

скованных

движений,

мышечной

зажатости

рук

учеников-

пианистов

остаётся

и

сегодня

одним

из

серьёзных

в

решении

проблем

фортепианного исполнительства.

Пианистический

аппарат

развивается

на

принципах,

создающих

наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки.

1.Принцип естественности.

Стараться,

чтобы

положения

рук

и

корпуса

не

включали

неестественных

элементов,

которые

большей

частью

осложняют

игру

и

увеличивают усталость.

2.Принцип экономности.

Все движения совершаем экономно: чередуя мышечное напряжение и

расслабление.

3.Принцип целесообразности.

Вся двигательная деятельность во время игры должна иметь смысл и не

превращаться

в

формальный

шаблон.

Практика

музыкальной

педагогики

показывает, что развитие мелкой техники является необходимым условием

пианистического мастерства.

Целью

данной

работы

является:

развитие

пианистических

качеств

ученика и создание условий для их развития.

Для

реализации

поставленной

цели

в

методической

работе

раскрываются следующие задачи:

1.Обучение приёмам звукоизвлечения.

2.Развитие мелкой техники через упражнения.

3.Поддержание интереса, желание трудиться для достижения цели.

1.

Некоторые приёмы развития техники пианиста.

Понятие «техника пианиста» практикуется весьма широко, включая не

только двигательные качества, но и умение свободно и естественно играть на

инструменте.

Главным

условием

хорошего

звукоизвлечения

является

абсолютная свобода руки, запястья и всего тела вообще. Только пальцы и

суставы кисти должны при необходимости более или менее фиксироваться.

Например, упражнения стоя:

а) поднимаем руки в сторону от корпуса и произвольно опускаем их,

сознательно сосредоточившись на полной пассивности падения,

б)

раскачиваем

руки

вдоль

корпуса

и

продолжим

их

пассивное

колебание вплоть до остановки;

в) размашистыми движениями вращаем вытянутыми руками вокруг

корпуса с ощущением абсолютной свободы плечевых суставов;

г) поднимаем плечи и внезапно легко и непроизвольно опускаем их.

Упражнения сидя:

а)) описываем круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки;

б) подвесим кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о

край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отведём её в

сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустим

и

дадим

возможность

самостоятельно

колебаться

вплоть

до

полной

остановки);

в) свободно и легко положим кисть до запястья на край стола (суставы

кисти слегка согнуты). Другая рука крепко захватывает снизу первую под

локтём

и

вытягивает

её

вперёд.

Запястье

при

этом

пассивно

и

мягко

приподнимается вверх, кисть опрокинется и ляжет на тыльную поверхность

пальцев,

тем

самым

мы

тренируем

пассивность

запястья.

Мгновение

остаёмся в этом положении, а потом дадим всей руке свободно упасть под

собственным весом назад;

г) уперев третий палец о край стола, легко двигаем кистью в запястье

без перерыва вверх-вниз. Движения чередуются с круговыми движениями

запястья;

От первых шагов ребёнка в музыкальном воспитании зависит и его

дальнейшее музыкальное образование. Необходимо сразу построить и

показать ему мостик из того мира, где он сейчас находится к тому миру,

который несёт в себе музыка. Запоминается всё, что было в первый раз.

Поэтому важно, чтобы ребёнок запомнил свои первые занятия на

фортепиано, как что-то привлекательное, приятное, эмоционально яркое и

артикуляционно-удобное. Он должен справляться сразу со всем или со

многим, чему его учат. Потом будет труд, упорный труд – по мере таланта.

Начиная свои занятия, ребёнок прежде всего, хочет воспроизводить на

инструменте что-то красивое и знакомое ему по слуху. Если задание педагога

совпадает с этим желанием, то тут рождается осознанная и понятная цель, и

педагог своими пояснениями помогает с ней справиться. Уточняются

соотношения звуков, их названия, усваиваются другие понятия. Попутно

возникает задача исполнения, но оказывается, что это не так легко: руки не

слушаются, «не знают», что надо делать. И здесь возникает момент, когда

надо заняться первичными приёмами игры, нахождением тех форм игры и

тех физических ощущений, которые дадут возможность справиться с этой

задачей. Начинается длительный путь приспособления к инструменту и

развития фортепианной техники.

«Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой

звука».

В.И.Сафонов.

1.Предлагаю ученику взять с пюпитра карандаш и положить его на

колени, затем обратно на пюпитр. Это упражнение психологически

настраивает на извлечение звука естественным движением, а не каким-то

особенным, непривычным.

Клавиатуру мысленно делим пополам: «Высокое царство» - для правой

руки; «Подземное королевство» - для левой руки.

2. .Упражнение «Капельки». Брать произвольные звуки.

Первоначальные навыки игры non legato связаны с использованием

пластичного движения всей руки: мягкий подъём (начинающийся небольшим

плавным движением локтя в сторону), чувство «отдыха» кисти при этом;

затем плотное погружение руки в клавиатуру на кончик пальца (без шлепка и

без удара), чему способствует лёгкое прогибание кистевого сустава.

3.Упражнение «Зайчики». Играть через клавишу по белым клавишам.

Пальцы ставить ближе к чёрным клавишам.

В основу первого прикосновения к клавише должно быть взято

дыхание. Чтобы певец запел, он должен взять дыхание, так же и руки

пианиста должны «дышать».

4. Упражнение «По брёвнышкам». По чёрным клавишам подряд вверх

и вниз.

Дышащая рука пианиста опускается на клавиатуру всем своим весом.

Снимать руку надо спокойно.

5.Упражнение «Радуга». Играть по белым клавишам через октаву. Рука

в воздухе рисует радугу.

Какова при этом форма пальца? Она соответствует арке и существует в

природе руки – в слегка закруглённом положении пальцев и кисти. Форму

лежащей на боку арки сохраняет вся рука, будучи чуть согнута в локте.

6.Упражнение «На парашюте». По чёрным клавишам через октаву.

Важно точное «приземление» парашютиста. Правильное взаимодействие с

клавиатурой даёт звук – ровный, певучий, долго длящийся.

7.Упражнение «Восход и закат солнца». Играть одновременно двумя

руками от одного звука в противоположном движении через октаву. Г.Нейгауз

писал, что в двигательном отношении спутниками «хорошего»звука будут

всегда: полнейшая гибкость, «свободный вес», то есть рука, свободная от

плеча и спины до кончиков пальцев… Говоря о звуке, невозможно говорить о

его извлечении, то есть о «технике», говоря о технике, нельзя говорить о

звуке.

Ребёнок по своим психологическим возрастным особенностям не

может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далёкий

результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра

помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Раскрывает способности детей. Активизирует их творческие наклонности. С

её помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение приобретает

эмоционально-образное содержание.

В каждом конкретном случае при освоении тех или иных

исполнительских приёмов следует наводящими вопросами подвести ребёнка

к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он этого может

добиться. Упражнения позволяют вычленить определённые

«звукодвигательные» последования, сконцентрировать внимание на их

«выгрывании» и тем самым «кратчайшим путём ведут музыканта к освоению

типовых, наиболее распространённых фактурных формул и комбинаций…

Упражнения Анны Абрамовны Шмидт-Шкловской – выдающегося педагога и

незаурядного музыканта – легли в основу пособия. Оно состоит из трёх

тетрадей. Упражнения сгруппированы по видам техники. Всего 45

упражнений. Каждое упражнение имеет название, цветную иллюстрацию и

стихи.

Первая тетрадь посвящена основам звукоизвлечения, штрихам,

дуговым движениям.

Вторая тетрадь содержит упражнения на боковые движения и трели.

Третья тетрадь – репетиции, гаммы, арпеджио, терции.

Стихи в данном пособии не обычная подтекстовка. В небольшом

четверостишии есть образ, характер, настроение, что вызывает внутреннее

эмоциональное переживание и помогает ребёнку найти естественные приёмы

для решения художественной и пианистической задачи. Пение стихов (или

звукоречевая игра) играет большую роль в становлении музыкальной речи,

музыкального интеллекта.

Примеры из первой тетради:

№1 «Воробьишко». Взлёт и приземление, опорный пункт. Воробьишко

учится летать.

«Я утром выпал из гнезда, ко мне спешите все сюда».

№ 2 «Кошачьи лапки». Легато на секундовых последованиях, с опорой

на первый звук. Правильное использование веса руки, умение его

распределять (опора-освобождение).

«Моет котик лапкой нос».

№7 «Лягушонок». Кистевое staccato. При извлечении звуков кончики

пальцев активные.

«Лягушонок веселится каждый день, по болоту прыгать и скакать не

лень».

Примеры из второй тетради.

№22 «Ключик». Повороты кисти с опорой на 1 и 5 пальцы.

«Дверь скорей открой, теперь закрой, замочек мой, ключ золотой».

№ 24 «Паучок». Боковые движения по терциям с ощущением вращения

внутри руки.

«Паучок росинку спрятал в паутинку».

Принимая во внимание фактор, тормозящий техническое развитие на

начальном этапе обучения – затруднение изучения нотной грамоты (это

становится причиной замедления темпов освоения учебного репертуара и

вместе с тем снижение интереса к занятиям на инструменте), следует

применять специальные упражнения по слуху или «с рук». При данном

подходе снимаются напряжения, возникающие у детей в связи со сложностью

чтения нот, внимание и слуховой контроль ребёнка переключаются на

двигательные процессы, и это способствует активизации налаживания слухо-

двигательных связей.

2.

Об индивидуальных особенностях пальцев.

Пальцы очень различны по своим возможностям, и надо постичь их

природу. Особенно много внимания в этом отношении требует первый палец.

В первом пальце мы должны воспитывать мягкость и подвижность суставов.

Для правильной работы первого пальца необходимо делать упражнения вне

клавиатуры:

а) круговые движения пальца вокруг своей оси в одну сторону, затем в

другую;

б) движения по горизонтали и вертикали. Работать только пальцем.

Важно, чтобы первый палец не «уходил» с клавиатуры, когда играют другие.

Пальцы у нас все разные. «Выравнить» пальцы мы можем только слухом,

верным представлением о звуке. Вес руки надо умело располагать на пальцы,

«рассчитывая» этот процесс ухом, тогда пальцы будут деликатно

разговаривать, находясь все на равном положении.

Маленьким ученикам говорю: первый палец – земледелец, он удалён от

городских жителей, способен к тяжёлой, подчас грубой работе. Однако он

должен уметь себя вести, когда попадает в общество, должен стать и

обходительным и деликатным. Научитесь ставить его на кончик, слегка

приподняв первый сустав над клавиатурой, как балерина стоит на пуанте.

Наряду с «тяжёлым» состоянием, он должен знать ощущение лёгкости и

подвижности.

Второй палец – это рабочий. Он умелый, сильный, способен к

разнообразной деятельности. Третий палец занимает высшее положение в

руке. Он выполняет организационные функции, олицетворяя собой

конструктивные силы! Четвёртый палец благодаря своему строению не столь

свободен и самостоятелен, на трудовую повинность он отзывается неохотно,

зато, будучи оснащён хорошей подушечкой, является ценным работником при

проведении кантилены. Это певец руки, и по отношению к другим пальцам

он представитель искусства. Пятый палец - как маленький братик – баловень

руки, её забота.

Конечно, это всего лишь педагогический приём, помогающий привлечь

внимание ученика к особенностям руки!

3.

Работа над гаммами.

Пальцы требуют ежедневной тренировки. Маленькому ученику

начинать играть упражнения лучше с середины клавиатуры, что обеспечит

правильное положение его руки и корпуса. Постепенно игра упражнений

распространится на всю клавиатуру в противоположном и параллельном

движении. Упражнения даются для организации рук, и в этом смысле их сила

превышает силу любой пьесы или этюда. Упражнения обычно не бывают

рассчитаны на игру в течение одного-двух уроков. Их можно не спрашивать

на каждом занятии, но ученик должен тренироваться ежедневно довольно

продолжительный период. При регулярной игре упражнений развивается

исполнительская воля учащегося.

Особое внимание в работе над техникой нужно уделять гаммам.

Иосиф Гофман назвал гаммы «музыкальной таблицей умножения». Откуда

взялось слово «гамма»? «Гаммой», то есть названием третьей буквы

греческого алфавита, окрестил поступенный звукоряд Гвидо д Ареццо –

итальянский монах XI века. Ему мы обязаны и наименованием самих нот.

Приступая к исполнению гамм, важно помнить, в чём состоит

основная трудность их исполнения, ибо восточная мудрость гласит: «Понять

трудность – значит наполовину справиться с ней». Работа над гаммами, в

сущности сводится над ровным туше, которое всецело зависит от

правильного движения первого пальца. Нужно следить, чтобы он плавно

уходил под играющие, а именно: в момент вступления второго пальца первый

не должен застревать на клавише, но должен плавно уходить под него, когда

же приходит очередь третьего пальца – первый должен находиться строго под

этим играющим пальцем – в малой позиции, и строго под четвёртым – в

большой. При этом постановка руки выглядит следующим образом: при

движении правой руки вверх пальцы идут за кистью, а при движении вниз

«толкает локоть». В левой руке зеркальная картина: при движении наверх

«толкает локоть», при движении вниз – пальцы движутся за кистью.

Наибольшую трудность для правой руки представляет движение наверх, а

для левой – движение вниз. При этом нужно тщательно следить за тем, чтобы

правая рука «не заваливалась» вправо, а левая – влево.

Существует целый комплекс подготовительных упражнений,

помогающих в дальнейшей игре гамм. Эти упражнения включают в себя

несколько этапов.

1.

«Вальс» - «Я хочу вальс танцевать». Гаммовые отрезки. Правая

рука играет по позициям гаммы вверх, левая – вниз. Позиция – это игра без

подворота первого пальца. Играем гамму ми-мажор.

2.

«Три-четыре». – «Три-четыре, три-четыре, чёрный кот живёт в

квартире». Перенос руки с одной позиции гаммы на другую.

3.

Отработка малой позиции.

Важно следить за ровным положением руки; она не должна

«заваливаться». Ни вправо, ни влево, чётко «центрируясь» на косточке

третьего пальца. В этом упражнении очень важно следить за пуантой первого

пальца, а также за тем, чтобы не поднимался мизинец. Пальцы расположены

веерообразно. Палец не поднимается, но находится внутри клавиш.

Представим, что на кончиках пальцев висят маленькие гирьки, которые

«перекатываются по прямой» внутри клавиатуры. При отработке этого

упражнения полезно также дублировать игру ученика через октаву, имитируя

своеобразный дуэт с ним.

4.

Отработка большой позиции. Здесь работу нужно разбить на два

этапа: первый этап – (1, 2, 3 палец). Второй этап упражнения – (игра 2, 3, 4

пальцами). Здесь следует особо следить за тем, чтобы неиграющие пальцы, а

именно: мизинец и первый находились в покое.

5.

«Колечко», «Нажать звоночек». Чтобы подкладывание первого

пальца не нарушало плавного движения кисти руки нужно 1 и 3 или

1 и 4 соединить «в колечко». Полезно поупражняться, нажимая сразу

две соседние клавиши, такой аппликатурой.

6.

Играть стыки позиций. При движении наверх в правой руке идёт

пуанта первого пальца, при движении вниз – основание. Здесь важно следить

за двумя вещами:

а) кисть задействована минимально;

б) нужно создать видимость legato.

7. Упражнение из Школы Т. Лешетицкого «Змейка». Помогает

достигать полной звуковой ровности. Играется упражнение триолями, две

триоли на каждую пару соседних нот по ходу вверх. Затем следует две

триоли на следующую пару нот, начиная сверху на соседнюю ноту вниз.

Далее опять две триоли вверх и т.д. В нисходящем движении все триоли

исполняются также.

8. «На четвёртом этаже». Постепенное увеличение гаммообразной

линии в прямом и обратном движении.

9. Гамма ми-мажор –расходящая.

10. К.Черни Этюды №1.

Какие ошибки встречаются при отработке техники?

Одна из них такая: вместо того, чтобы плавно уходить под играющие

пальцы, первый палец делает рывкообразные движения, создавая эффект

шлейфа, который зацепился за гвоздь и мешает королеве идти дальше.

«Коза» первого пальца и оттопыренный мизинец. «Коза» - его основная

причина кроется в том, что маленькая не сформировавшаяся рука ребёнка,

играет репертуар, до которого он не дорос в плане исполнительского

аппарата. Если рука едва дотягивается в естественном положении до сексты,

а ему приходится одолевать октавные пассажи, то первый палец волей-

неволей «изгибается», чтобы достать нужный интервал.

Говоря о задранном мизинце, козе и заваленной руке, мы имеем дело с

проблемой лишних движений, Работа над мелкой техникой заключается в

сужении движения, его минимилизации. Перечисленные дефекты в

постановке рук приводят к зажатости, отсутствию двигательной свободы.

Заключение

.

Доброкачественный фундамент у начинающих требует многих усилий,

длительного времени. Начиная занятия с детьми 6-7 лет, надо стараться не

отпугнуть их чем-то слишком серьёзным. Нужно создать радостную

атмосферу, к которой стремиться каждый ребёнок, когда впервые

соприкасается с музыкой, как можно легче и понятнее преподносить ему

необходимые знания.

Литература:

1.

ЛиберманЕ.Я. «Работа над фортепианной техникой». – М.:

Издательский дом «Классика-21», 2007

2.

Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков».

– М.: Издательский дом «Классика-21», 2009

3.

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». М.: Издательство

«Музыка», 1988

4.

Монастыршина Ю.А. «К проблеме постановки рук на фортепиано»

5.

Макуренкова Е.»О педагогике В.В.Листовой». – М.: Издательство

«Музыка», 1971

6.

Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика». – Ростов-на-Дону

«Феникс», 2002



В раздел образования