Напоминание

Методы профессионального обучения


Автор: Белла Казбековна Томаева
Должность: Методист
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение ПУ№8
Населённый пункт: г.Беслан,Правобережный район
Наименование материала: Статья
Тема: Методы профессионального обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методы профессионального обучения.

Специфика и методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний и

предмет изучения сформировалась и развивается на основе глубокого анализа и

обобщения передового педагогического опыта. В научном плане методика

профессионального обучения является частной дидактикой и опирается на

профессиональную педагогику, педагогическую психологию и физиологию,

раскрывающих закономерности усвоения знаний, формирования умений и навыков. Она

раскрывает общие вопросы процесса профессионального обучения, характерные для

практической профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в любой

отрасли, является основой осуществления процесса практического профессионального

обучения по конкретным профессиям, основой подготовки частных методик обучения.

Входя в состав психолого-педагогических дисциплин, методика профессионального

обучения выступает одной из ведущих при подготовке преподавателей профессионального

обучения. Она позволяет подготовить будущих педагогов к методически грамотному и

творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях

профессионального образования. Отличительными особенностями структуры этой

дисциплины являются содержательный и процессуальный компоненты. Содержательный

компонент предусматривает дидактическую, диагностическую и концептуальную

составляющие. Процессуальный — мыслительную деятельность обучаемых и обучающего

по приобретению и усвоению знаний и умений, а также руководство этим процессом .

Сегодня методика профессионального обучения развивается в двух главных направлениях.

Первое касается развития методики профессионального обучения, второе — относительно

независимое развитие частных методик, применяемых при изучении технических

дисциплин: технической математики, черчения, электротехники и пр. Владение методикой

— требование, предъявляемое к профессиональной деятельности преподавателя.

Методические знания связаны со способами и приемами, а также личностью и

творческим подходом самого обучающего. Своим объектом познания методика

профессионального обучения считает процесс обучения отдельной дисциплине в учебном

заведении. Предметом познания выступают педагогические знания и навыки

конструирования, применение таких средств обучения, которые помогают регулировать

образовательную деятельность преподавателя и познавательную деятельность обучаемых

по развитию и приобретению профессиональных знаний, а также умению применять эти

знания практически. Объекты познания технических наук — технические системы и

устройства, но методика профессионального обучения не ставит своей задачей изучать эти

системы и устройства, формировать методы их исследования. Объектом ее познания

является сам общественный образовательный и воспитательный процесс средствами той

науки, которая изучается.

Среди педагогов-исследователей, занимающихся предметными методиками обучения,

бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки.

Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее

преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету —

прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах

преподавания данной дисциплины. По нашему мнению (мы рассматривали этот вопрос в

вводной части), знание предмета — это лишь один из факторов реализации методики

обучения. Более точное разъяснение кроется в рассмотрении объектов познания

технических наук и методики обучения. Объектами познания технических наук являются

технические устройства и системы. Методика профессионального обучения не занимается

техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания

— общественный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки.

Предмет рассмотрения методики профессионального обучения — закономерности

методической деятельности педагога профессиональной школы по разработке

специальных средств обучения.

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом

профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания

обслуживают профессиональную деятельность преподавателей профессиональной школы,

тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью

самого педагога и его творчеством .

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике

профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение

понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов .

Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения

определенному предмету в учебном заведении (например, если речь идет о методике

обучения дизайну, то объектом методического познания является процесс обучения

дизайна, т. е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы

организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения). В то

же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения.

Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу

методических и педагогических знаний. Однако в чем отличие методики от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей

деятельности педагога как преподавателя определенной дисциплины и как преподавателя,

сочетающего в своей педагогической деятельности деятельность методиста (что по сути

конечно же взаимосвязано) . Предметом деятельности преподавателя определенной

дисциплины является организация процесса обучения по предмету

В то же время преподаватель свою профессиональную деятельность организует как

взаимодействие деятельности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с

целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и

организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении.

Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и

обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно,

результатом методической деятельности являются специально разработанные средства

обучения, образующие «канал», по которому происходит регуляция обучающей

деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению

профессиональных знаний, умений и навыков. В центре внимания педагогики находятся

диалектическое единство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса

обучения. В методике доминируют вопросы: «Как обучать?», «С помощью каких средств

обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?»

Владение методическими знаниями обеспечивает результативную профессиональную

деятельность педагога. Они тесно связаны с приемами и методами этой деятельности, а

также с индивидуально-типологическими особенностями педагога, уровнем его

компетентности, жизненным и педагогическим опытом и интуицией. Характеризуя эти

основы, можно констатировать, что выбор методики должен вытекать из самой сущности

учебной дисциплины. Кроме того, он должен базироваться на изучении истории развития

соответствующей отрасли знаний, определяться миссией учебного заведения,

основываться на современных достижениях в области философии образования

педагогики, психологии, социологии и других наук, на всестороннем знании

интеллектуальных возможностей обучающихся, их возрастных особенностей и на том, как

эти особенности проявляются в данных конкретных условиях.

Классификация профессиональных методов обучения современное развитие общества

требует, чтобы решение задач профессионального обучения осуществлялось с учетом

характера системообразующих связей между компонентами инновационной

образовательной системы. Поиск решений выполнения научно-исследовательских работ

для получения профессиональных компетенций .Найти звено, за которое можно вытащить

всю цепь, т. е. реально выполнить цели образования в новых социальных и экономических

условиях. Таким звеном могут стать интегрированные технологии, построенные на

современной базе информационных и коммуникационных средств. Реализация таких

технологий в процессе обучения позволит сформировать способность к проективной

детерминации будущего, ответственность за него, веру обучающихся в себя и свои

профессиональные способности влиять на это будущее .Выбранная методика призвана

обеспечивать качественные образовательные услуги и учитывать потребности общества и

рынка труда.

Литература:

Алексеева Л. П. Методика профессионального обучения: краткий курс лекций.

Челябинск: Цицеро, 2013. 139 с.

Зайцев В. С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования:

учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Татьяны Лурье, 2013. 198 с.

Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для

студентов учреждений ВПО. М.: Издат. центр «Академия», 2013. 314 с.

Теория и методика профессионального образования монография / под общ. ред. Е. Ю.

Никитина. М.: АПК и ПРО, 2011. 341 с. Беликов В. А., Валеев А. С., Гришин А. В.

Профессиональное образование личности на основе учебно-профессиональной

деятельности. Магнитогорск, 2011. 244 с. Столяренко Л. Д.

Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 636 с. Степанова-Быкова А. С.,

Дулинец Т. Г.

Методика профессионального обучения: курс лекций. Красноярск: ИПК СФУ, 2009. 300 с.

Аптрахимов Д. Р., Боган В. И., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Ребезов М. Б., Прохасько Л.

С., Попова М. А., Максимюк Н. Н., Канарейкина С. Г.



В раздел образования