Напоминание

Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности


Автор: Калинина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 104
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Раздел: высшее образование





Назад




Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста

в

театрализованной деятельности

В

психолого-педагогической

литературе

отсутствует

обобщенное

определение

театрализованной

деятельности.

Л.С.Выготский

детское

театральное

творчество

рассматривает

как

драматизацию,

Е.Л.Трусова

применяет

как

синонимы

понятия

«театрализованная

игра»,

«театрально-

игровая

деятельно сть

и

творче ство»

и

« и г р а - д р а м ат и з а ц и я » ,

В.Н.Всеволдовский-Генгро сс

-

драматиче ские

игры,

кото р ы е

характеризуются

«наличием

художественного

образа

и

драматического

действия».

Большинство

исследователей

приходят

к

выводу

о

том,

что

театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их

«творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин и др.). Игры-

драматизации

«представляют

собой

намеренное

произвольно е

воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом

— сценарием игры» (О.А.Карабанова).

Характерными

особенностями

театрализованной

деятельности

являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие

зрителей (Л.В.Артемова, Л.В. Ворошина, Л.С. Фурмина и др.).

Самостоятельная

театрализованная

деятельность

детей

старшего

дошкольного

возраста

организуется

в театрализованных

играх.Они

пользуются у детей неизменной любовью. Результаты анализа различных

точек

зрения

позволяют

рассматривать

театрализованную

игру

как

деятельность,

подчиненную

сюжету-сценарию

и

протекающую

в

обозначенных

временных

и

про странственных

границах.

В

театрализованной игре принятие образа овеществлено (переодеванием или

куклой)

и

выражается

с

помощью

различных

символических

средств

(мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т.п.).

Игра детей дошкольного возраста с теряет своего психологического

значения как желаемая деятельность и продолжает развивать психические

функции

ребенка,

прежде

всегонавыки

общения

(диалогическая

речь)

в

театрализованных играх.

Последовательность

формирования

театрализованных

игр

соответствует

историческому

развитию

разных

видов

сценического

искусства.

Поэтому

самостоятельная

театрализованная

деятельность

дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности

детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического

действия.

Основные

направления

развития

театрализованной

игры

состоят

в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или

фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное

построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со

свободной

ее

интерпретацией

ребенком

или

соединяются

несколько

произведений; от игры, где используются средства выразительности для

передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения

через образ героя;от игры, в которой центром является «артист», к игре, в

которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист»,

«оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка

связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных

способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой

деятельности

как

средству

самовыражения

личности

и

самореализации

способностей.

Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует

перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только

участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность

художественной

деятельности,

а

значит,

развитие

театрализованной

деятельности

целесообразно

осуществлять

в

контексте

художественной

деятельности.

По определению Л. В. Артемовой, театрализованные игры – это игры,

содержание которых построено на литературной или фольклорной основе, с

обязательным наличием зрителей .

И.Г.Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по

моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-

сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках;

деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или

куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и

пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.) .

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным

произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может

носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в

сюжетно-ролевых,

подчинения

сюжету,

почти

правилу,

отражающему

фиксированную

автором

логику

отношений

и

взаимодействий

объектов

окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

драматизации и режиссерские (по Л.В.Артемовой) .

В играх-драматизацияхребенок, исполняя роль в качестве «артиста»,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и

невербальной

выразительности.

Видами

драматизации

являются

игры-

имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые

диалоги

на

основе

текста;

инсценировки

произведений;

постановки

спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации

с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной

подготовки.

Ю.А.

Вакуленко

отмечает,

что игра-драматизация-

является

благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений.

Ролевые

диалоги

в

игре-драматизации

являются

показателем

не

только

развития

диалога

детей,

но

и

показателем

развития

самой

игры-

драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень

игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре

(ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей,

но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения

пользоваться

всеми

функциональными

видами

диалогических

реплик

и

соблюдать

существующие

правила

поведения

в

диалоге,

воспитатель

содействует развитию игры-драматизации .

Театрализованные

игры

в

дошкольном

возрасте,

так

или

иначе,

основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком.

Русская

народная

сказка

радует

детей

своим

оптимизмом,

добротой,

любовью

ко

всему

живому,

мудрой

ясностью

в

понимании

жизни,

сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт

социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами

для подражания (Е.А.Антипина).

Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся

как

игра-драматизация

по

готовому

сюжету

и

включают

в

себя

разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры, как «Гуси-лебеди»,

«Краски»,

«Где

мы

были

-

мы

не

скажем,

а

что

делали

-

покажем»,

«Садовник»

и

др.

Народные

игры

используют

разные

способы

налаживания диалогического общения детей со сверстниками :

1.

Ориентировка

на

партнера,

необходимость

слушать

и

слышать

его

голос,

речь,

смотреть

в

глаза.

Это

игры

типа

«Угадай

по

голосу»

(угадать

по

голосу,

кто

позвал);

«Что

изменилось?»

(внимательно

рассмотреть

и

запомнить

внешность

партнера

и

угадать,

какие

изменения

в

своем

внешнем

облике

он

произвел).

Цели

создания

ориентировки на партнера служат разнообразные хороводные игры, в

которых дети говорят и двигаются в едином темпе, держась за руки

(тактильный и слуховой контакты).

2.

Установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь партнера

и

готовность

вовремя

быстро

ответить

ему.

Вспомним

игру

«Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» партнер

должен откликнуться до окончания счета «раз, два, три».

3.

Поддержание

диалога

через

обмен

высказываниями

(вопросы,

комментарии, побуждения). Это разнообразные диалоги внутри игр, в

которых

заложены

ритуалы

(формулы)

приветствия,

прощания,

обхождения).

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге,

являются игры-инсценировки.

Игры-инсценировки

-

это

свободный

пересказ

литературных

произведений

по

ролям.

Организации

таких

игр

предшествует

этап

ознакомления

с

произведением,

его.возможно,

неоднократный пересказ по ролям под руководством воспитателя, а затем

прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе

детей.

Ценность

таких

игр

состоит

в

том,

что

в

них

сочетаются

репродуктивные

реплики,

заимствованные

из

текста

произведения,

и

проективные,

«придуманные»

и

оформленные

ребенком

самостоятельно.

Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных

реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают,

вкладывают их в свой активный речевой багаж .

Режиссерские

игры - разновидность игр-инсценировок по мотивам

литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли

нескольких

персонажей

один

или

с

товарищем.

Передвигая

фигурки

настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети

разыгрывают

спектакли,

упражняясь

в

воспроизведении

литературных

диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением

той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при

помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей»

своих

режиссерских

игр,

то

воспитатель,

проявляя

внимание

и

заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству .

В

режиссерской

игре«артистами

являются

игрушки

или

их

заместители,

а

ребенок,

организуя

деятельность

как

«сценарист

и

режиссер»,

управляет

«артистами».

«Озвучивая»

героев

и

комментируя

сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды

режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,

используемых

в

детском

саду:

настольный,

плоскостной

и

объемный,

кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры,

которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием

игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с

событиями

из

мультфильмов,

книг.

Предметно-игровая

среда

для

режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового

материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает

ребенку

придумывать

и

разыгрывать

события,

составляющие

сюжетную

канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем

конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми

событиями.

Близость

структуры

игрового

и

сказочного

сюжета

дает

возможность использовать литературную сказку как основу для развития

сюжетосложения.

Опыт работы по развитию диалогического общения детей с ОНР III

уровнясо сверстниками говорит о том, что на разных возрастных этапах

первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от

этого педагог отбирает содержание, форму, метод обучения. М.М. Алексеева

указывает, что в дошкольном возрасте можно применять театрализованную

игру в различных режимных моментах .

Л.Ф.

Спирова

отмечает,

что

игровая

деятельность

как

ведущая

в

дошкольном возрасте может служить одним из эффективных путей развития

диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность

должна быть специально организована с учетом своеобразия психической

деятельности детей и их потенциальных возможностей .

Современные

исследования

физиологов

показали

большое

значение

театрализованной игры как деятельности, удовлетворяющей биологические,

духовные

и

социальные

потребности

развивающейся

личности

ребенка.

Такие

игры

с

успехом

могут

применяться

не

только

в

СДОУ,

но

и

в

повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической

речи в эмоционально привлекательной для дошкольников форме .

В дошкольном возрасте дети , согласно утверждению А.К. Марковой, с

большим

желанием

относятся

к

игре,

чем

совместной

деятельности

с

взрослым,

что

свидетельствует

о

низкой

потребности

в

общении

с

окружающими

людьми.

Слабое

развитие

потребностей

социального

характера приводит к тому, что и с приходом в школу дети с большими

трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях,

когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное

понимание обращенной речи.

Заслуживает внимания и тот факт, что дети дошкольного возраста,

поступив в 1 класс школы 5 вида, обнаруживают неумение пользоваться

своей речью; они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко

обращаются к сверстникам и взрослым.

Для большинства детей дошкольного возраста с ОНР III уровня по

наблюдению О.С. Павловой характерна внеситуативно-познавательная форма

общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-

деловой

форме

.

Ни

у

одного

из

них

не

наблюдалась

внеситуативно-

личностная форма общения, которая является характерной для нормально

развивающихся детей того же возраста.

Исследования Л.Ф. Спировой

показали, что развитие речи у данной

категории

детей

осуществляется,

прежде

всего,

в

русле

ведущей

деятельности, поскольку именно в ходе овладения ею у ребенка возникает

потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов .

Большинство

детей

с

нарушениями

речи

предпочитает

играть

в

одиночку. В тех случаях, когда дети с тяжелыми нарушениями речи играют

вдвоем,

их

действия

часто

носят

несогласованный

характер.

Сюжетно-

ролевую

игру

дошкольников

с

тяжелыми

нарушениями

речи

можно

определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.

Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.

У

дошкольников

с О Н Р III

уровняможно

выделить

следующие

особенности диалогической речи в игровой деятельности:

отсутствие навыка к программированию процесса игры;

Бедное

содержание

игры,

как

в

количестве

участников,

так

и

в

обыгрываемых действиях;

Не сформировано ролевое поведение.

Игровые

упражнения

в

диалоге

могут

быть

классифицированы

по

степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как

упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации

самостоятельных диалогов. Упражнения в диалоге на основе литературных

текстов

различаются

как

заученные

литературные

диалоги

и

как

литературные диалоги в свободной передаче.

По мнению Г.М. Ляминой , литературные произведения дают детям

наилучшие

образцы

диалогического

взаимодействия.

Заученные

литературные

диалоги,

передаваемые

детьми

в

инсценировании

стихов

(чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях формируют в

их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических

реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество

потешек, песенок, игр, построенных именно в форме диалогов .

Таким образом, одним из средств формирования диалогической речи

дошкольников

является

театрализованная

деятельность.

В

процессе

ее

организации у дошкольников развиваются организаторские умения и навыки,

совершенствуются

формы,

виды

и

средства

общения,

складываются

и

осознаются

непосредственные

взаимоотношения

детей

друг

с

другом,

приобретаются коммуникативные умения и навыки.



В раздел образования