Авторы: Хашимова Анна Сергеевна, Дабагян Оксана Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования, преподаватель педагогики и психологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования через декоративно-прикладное искусство
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческого воображения у детей младшего
школьного возраста в системе дополнительного
образования через декоративно-прикладное искусство
Автор: Хашимова Анна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Автор: Дабагян Оксана Юрьевна
Преподаватель педагогики и психологии
В
статье
рассматривается
проблема
создания
цикла
занятий
по
декоративно-прикладному
искусству
на
основе
активного
введения
в
их
содержание
комплекса
творческих
заданий,
которые
нацелены
на
формирование
и
развитие
творческого
воображения
у
детей
младшего
школьного возраста в системе дополнительного образования.
Ключевые
слова:
творческое
воображение,
декоративно-прикладное
искусство, творчество детей младшего школьного возраста, дополнительное
образование.
Цель
исследования: теоретически
обосновать
и
экспериментально
проверить возможность развития творческого воображения у детей младшего
школьного возраста посредством декоративно-прикладного искусства в системе
дополнительного образования.
Гипотеза
исследования заключается
в
предположении
о
том,
что
декоративно-прикладное
искусство
способствует
развитию
творческого
воображения у младших школьников при следующих условиях:
- выявление специфики развития творческого воображения у
младших
школьников;
-выявление
эффективных
методов
и
приемов
развития
творческого
воображения у детей младшего школьного возраста;
-проектирование и апробация комплекса учебных занятий по декоративно-
прикладному искусству, направленного на развитие творческого воображения.
Проблемой
изучения
творческих
способностей
занимались
такие
отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и
другие. Изучение творчества широко представлено во многих научных трудах
В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева. Творческое воображение как
продукт
мыслительной
деятельности,
реализуемый
в
разных
видах
деятельности
изучался
Л.С.
Выготским,
Н.В.
Рождественской,
Д.Б.
Элькониным, В.А. Крутецким, Э.В. Ильенковым, В.Н. Дружининым.
С.Л. Рубинштейн давал следующее определение понятию воображение:
«Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и
порождение
на
этой
основе
новых
образов,
являющихся
и
продуктами
творческой деятельности человека и прообразами для нее.»[2, с.317].
По мнению В.А. Крутецкого, воображение — это «создание образов таких
предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше» [1 с.32].
Таким образом, в психологии есть
довольно популярное определение
воображению. Это психический процесс, суть которого заключается в создании
новых
уникальных
образов,
через
переработку
воспринятого
материала
представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно
рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность
субъекта.
Работа
воображения
—
это
один
из
путей,
ведущих
к
познанию
и
освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.
Целенаправленное
развитие
воображения
у
детей
сначала
происходит
под
влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А
затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В
первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных
видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием
реальных объектов в воображаемых ситуациях.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети
владеют
способами
преобразования
впечатлений,
используемые
в
игре
и
художественной
деятельности.
Средства
и
приемы
воображения
начинают
интенсивно осваиваться в дошкольном возрасте. Воображение и творческие
способности
в
младшем
школьном
возрасте
приобретают
самостоятельный
характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием и
является наиболее благоприятным.
Поведение
детей
младшего
школьного
возраста
характеризуется
повышенной активностью, стремление к деятельности, расширением сферы
интересов.
Дети
данной
возрастной
категории
обладают
о собой
восприимчивостью и гибкостью поведения, они открыты для сотрудничества,
имеют достаточную интеллектуальную зрелость
Данный возрастной период также важен для становления мировоззрения
ребенка, так как, то, чем занимается младший школьник в свободное от уроков
время,
откладывает
отпечаток
на
его
дальнейшую
жизнь.
В
процессе
творческого развития детей значительную роль играет система дополнительно
образования, которая является уникальной с точки зрения создания творческой
атмосферы общения по интересам.
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором
учащиеся
могут
развивать
свою
творческую
и
познавательную
активность,
реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности,
которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В
дополнительном
образовании
ребёнок
сам
выбирает
содержание
и
форму
занятий,
может
не
бояться
неудач.
Дополнительное
образование
детей
-
необходимое
звено
воспитания
многогранной
личности,
её
образования,
её
ранней профессиональной ориентации.
Для
развития
воображения
большие
возможности
имеет
декоративно-
прикладное
искусство.
Процесс
создания
декоративных
изделий
помогает
лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий
особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка.
Процесс развития воображения должен осуществляться с учетом следующих
принципов
построения
занятий:
идти
от
простого
к
сложному,
обеспечить
дозированный
де фицит
информации,
о суще ствить
и н т е г р а ц и ю
образовательных
областей,
применить
комплексно
-
тематический
подход,
использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.
Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами проводилась
опытно-экспериментальная
работа.
Эксперимент
проводился
в
МБОУДО
«Дворец творчества детей и молодежи» г. о. Тольятти. Для
осуществления
эксперимента
были
определены
контрольная
–
15
человека
и
экспериментальная группы 15 человек.
Для того чтобы проектировать развитие творческого воображения младших
школьников,
необходимо
было
сначала
выявить
реальный
уровень
их
сформированности, а затем проследить динамику развития.
Исследование
осуществилось поэтапно. Для решения задач на каждом
этапе
выделены
критерии,
показатели
и
определены
соответствующие
диагностические методики.
В
начале
эксперимента
на
диагностическом
этапе
с
целью
уточнения
показателей сформированности уровня развития творческого воображения у
детей младшего школьного возраста были определены критерии:
оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные,
нетрадиционные идеи);
беглость (способность продуцировать большое количество идей);
гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении
проблем).
Для выявления уровня развития творческого воображения применя-
лись три методики Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что-нибудь», методике Е.А.
Панько
«Придумай
игру», Л.А.Михайлова «Исследования
индивидуальных
особенностей воображения»
По результатам проведенных методик исследования был выведен средний
показатель результатов
уровня развития творческого воображения
у детей
младшего школьного возраста.
Таблица 1.
Средний показатель на констатирующем этапе
Уровни
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
чел
%
чел
%
Очень высокий
0
0%
0
0%
Высокий
2
13%
0
0%
Средний
7
47%
6
40%
Низкий
3
20%
6
40%
Очень низкий
3
20%
3
20%
Рисунок 1. Средний показатель результатов уровня развития
На основе анализа стало очевидно, что у детей младшего школьного
возраста в недостаточной степени развито творческое воображение. Так низкий
и
очень
низкий
уровень
составил
40%
в
экспериментальной
и
60%
в
контрольной группах.
На основе констатирующей части исследования была определена цель
формирующего этапа: активизация исследовательской деятельности младших
школьников, направленной на развитие творческой деятельности.
Формирующий этап эксперимента включал в себя изучение, организацию и
осуществление
мероприятий,
направленных
на
развитие
творческого
воображения
у
детей
младшего
школьного
возраста
через
декоративно-
прикладное искусство.
На контрольном этапе эксперимента повторно проведено тестирование по
тем же методикам.
Таблица 2
Сравнительные
результаты
среднего
показателя
развития
творческого
воображения у детей младшего школьного возраста
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
Уровни
Констат
ирующий
этап
Контроль
ный этап
Констати
рующий этап
Контроль-
ный этап
%
%
%
%
Очень
высокий
0%
40%
0%
0%
Высокий
13%
33%
0%
20%
Средний
47%
27%
40%
47%
Низкий
20%
0%
40%
27%
Очень низкий
20%
0%
20%
6%
Рисунок 2 - Сравнительные результаты среднего показателя
экспериментальной группы развития творческого воображения у детей
младшего школьного возраста
Рисунок 3 - Сравнительные результаты среднего показателя контрольной
группы развития творческого воображения у детей младшего школьного
возраста
По результатам среднего показателя выявлено, что в экспериментальной
группе очень высокий уровень развития творческого воображения повысился на
40%, высокий уровень повысился на 20%, средний уровень понизился на 20%,
низкий и очень низкий уровни понизились на 20%.
В контрольной группе
очень высокий уровень развития творческого воображения остался на нулевом
уровне, высокий уровень повысился на 20%, средний уровень повысился на
7%, низкий уровень понизился на 20%, очень низкий уровень понизился на
14%.
Полученные
результаты
свидетельствуют
о
том,
что
занятия
по
декоративно-прикладному
искусству
способствуют
развитию
творческого
воображения у детей младшего
школьного возраста. Поэтому можно смело
говорить об эффективности творческих заданий, которые использовались на
занятиях.
На
основе
проделанной
работы
мы
увидели, что
у
детей
возрос
интерес к творчеству.
Резюмируя
вышесказанное, следует
придерживаться
следующих
рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:
- развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно
с раннего возраста;
- необходимо расширять сенсорный опыт детей;
- при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные
особенности;
- развивать
мыслительные
операции, в
обучении
помогать
включать
самостоятельный интеллектуальный поиск;
- обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не
сдерживать инициативы детей;
- н а р я д у
с
т в о р ч е с к и м
в о о б р а ж е н и е м
р а з в и в а т ь
восприятие, внимание, память, мышление;
- развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний
ребенка, его чувства;
- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;
- способствовать
оттачиванию
художественных
навыков
как
главного
инструмента художественного творчества.
Литература
1.
Крутецкий,
В.А.
Психологические
особенности
младшего
школьника [Текст]: Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие
для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической
психологии, 1996. – С.226-241
2.
Марцинковская,
Т.Д.
Диагностика
психического
развития
детей
[Текст]:
Учеб.
Пособие
/
Т.Д.
Марцинковская.-
М.:
Издательство:
«Линка-
пресс», 1997 – 176 с.
3.
Панько,
Е.А.
Развитие
познавательных
процессов
дошкольника [Текст]: Учеб. Пособие / Е. А. Панько, А. Н. Белоус, Ю. Н.
Карандашев. - Минск МПИ, 1984. - 101 с.
4.
Рубинштейн
С. А. Основы
общей
психологии [Текст]:
Учеб. пособие / С.А. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.