Напоминание

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования через декоративно-прикладное искусство


Авторы: Хашимова Анна Сергеевна, Дабагян Оксана Юрьевна
Должность: Педагог дополнительного образования, преподаватель педагогики и психологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования через декоративно-прикладное искусство
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческого воображения у детей младшего

школьного возраста в системе дополнительного

образования через декоративно-прикладное искусство

Автор: Хашимова Анна Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Автор: Дабагян Оксана Юрьевна

Преподаватель педагогики и психологии

В

статье

рассматривается

проблема

создания

цикла

занятий

по

декоративно-прикладному

искусству

на

основе

активного

введения

в

их

содержание

комплекса

творческих

заданий,

которые

нацелены

на

формирование

и

развитие

творческого

воображения

у

детей

младшего

школьного возраста в системе дополнительного образования.

Ключевые

слова:

творческое

воображение,

декоративно-прикладное

искусство, творчество детей младшего школьного возраста, дополнительное

образование.

Цель

исследования: теоретически

обосновать

и

экспериментально

проверить возможность развития творческого воображения у детей младшего

школьного возраста посредством декоративно-прикладного искусства в системе

дополнительного образования.

Гипотеза

исследования заключается

в

предположении

о

том,

что

декоративно-прикладное

искусство

способствует

развитию

творческого

воображения у младших школьников при следующих условиях:

- выявление специфики развития творческого воображения у

младших

школьников;

-выявление

эффективных

методов

и

приемов

развития

творческого

воображения у детей младшего школьного возраста;

-проектирование и апробация комплекса учебных занятий по декоративно-

прикладному искусству, направленного на развитие творческого воображения.

Проблемой

изучения

творческих

способностей

занимались

такие

отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и

другие. Изучение творчества широко представлено во многих научных трудах

В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева. Творческое воображение как

продукт

мыслительной

деятельности,

реализуемый

в

разных

видах

деятельности

изучался

Л.С.

Выготским,

Н.В.

Рождественской,

Д.Б.

Элькониным, В.А. Крутецким, Э.В. Ильенковым, В.Н. Дружининым.

С.Л. Рубинштейн давал следующее определение понятию воображение:

«Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и

порождение

на

этой

основе

новых

образов,

являющихся

и

продуктами

творческой деятельности человека и прообразами для нее.»[2, с.317].

По мнению В.А. Крутецкого, воображение — это «создание образов таких

предметов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше» [1 с.32].

Таким образом, в психологии есть

довольно популярное определение

воображению. Это психический процесс, суть которого заключается в создании

новых

уникальных

образов,

через

переработку

воспринятого

материала

представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно

рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность

субъекта.

Работа

воображения

это

один

из

путей,

ведущих

к

познанию

и

освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта.

Целенаправленное

развитие

воображения

у

детей

сначала

происходит

под

влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А

затем дети самостоятельно представляют замыслы и планы их реализации. В

первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных

видах деятельности, т. е. там, где деятельность протекает с использованием

реальных объектов в воображаемых ситуациях.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети

владеют

способами

преобразования

впечатлений,

используемые

в

игре

и

художественной

деятельности.

Средства

и

приемы

воображения

начинают

интенсивно осваиваться в дошкольном возрасте. Воображение и творческие

способности

в

младшем

школьном

возрасте

приобретают

самостоятельный

характер. Этот период характеризуется быстрым и плодотворным развитием и

является наиболее благоприятным.

Поведение

детей

младшего

школьного

возраста

характеризуется

повышенной активностью, стремление к деятельности, расширением сферы

интересов.

Дети

данной

возрастной

категории

обладают

о собой

восприимчивостью и гибкостью поведения, они открыты для сотрудничества,

имеют достаточную интеллектуальную зрелость

Данный возрастной период также важен для становления мировоззрения

ребенка, так как, то, чем занимается младший школьник в свободное от уроков

время,

откладывает

отпечаток

на

его

дальнейшую

жизнь.

В

процессе

творческого развития детей значительную роль играет система дополнительно

образования, которая является уникальной с точки зрения создания творческой

атмосферы общения по интересам.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором

учащиеся

могут

развивать

свою

творческую

и

познавательную

активность,

реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности,

которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В

дополнительном

образовании

ребёнок

сам

выбирает

содержание

и

форму

занятий,

может

не

бояться

неудач.

Дополнительное

образование

детей

-

необходимое

звено

воспитания

многогранной

личности,

её

образования,

её

ранней профессиональной ориентации.

Для

развития

воображения

большие

возможности

имеет

декоративно-

прикладное

искусство.

Процесс

создания

декоративных

изделий

помогает

лучше понять ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий

особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Процесс развития воображения должен осуществляться с учетом следующих

принципов

построения

занятий:

идти

от

простого

к

сложному,

обеспечить

дозированный

де фицит

информации,

о суще ствить

и н т е г р а ц и ю

образовательных

областей,

применить

комплексно

-

тематический

подход,

использовать соотношение известного и неизвестного на оптимальном уровне.

Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами проводилась

опытно-экспериментальная

работа.

Эксперимент

проводился

в

МБОУДО

«Дворец творчества детей и молодежи» г. о. Тольятти. Для

осуществления

эксперимента

были

определены

контрольная

15

человека

и

экспериментальная группы 15 человек.

Для того чтобы проектировать развитие творческого воображения младших

школьников,

необходимо

было

сначала

выявить

реальный

уровень

их

сформированности, а затем проследить динамику развития.

Исследование

осуществилось поэтапно. Для решения задач на каждом

этапе

выделены

критерии,

показатели

и

определены

соответствующие

диагностические методики.

В

начале

эксперимента

на

диагностическом

этапе

с

целью

уточнения

показателей сформированности уровня развития творческого воображения у

детей младшего школьного возраста были определены критерии:

оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные,

нетрадиционные идеи);

беглость (способность продуцировать большое количество идей);

гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении

проблем).

Для выявления уровня развития творческого воображения применя-

лись три методики Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что-нибудь», методике Е.А.

Панько

«Придумай

игру», Л.А.Михайлова «Исследования

индивидуальных

особенностей воображения»

По результатам проведенных методик исследования был выведен средний

показатель результатов

уровня развития творческого воображения

у детей

младшего школьного возраста.

Таблица 1.

Средний показатель на констатирующем этапе

Уровни

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

чел

%

чел

%

Очень высокий

0

0%

0

0%

Высокий

2

13%

0

0%

Средний

7

47%

6

40%

Низкий

3

20%

6

40%

Очень низкий

3

20%

3

20%

Рисунок 1. Средний показатель результатов уровня развития

На основе анализа стало очевидно, что у детей младшего школьного

возраста в недостаточной степени развито творческое воображение. Так низкий

и

очень

низкий

уровень

составил

40%

в

экспериментальной

и

60%

в

контрольной группах.

На основе констатирующей части исследования была определена цель

формирующего этапа: активизация исследовательской деятельности младших

школьников, направленной на развитие творческой деятельности.

Формирующий этап эксперимента включал в себя изучение, организацию и

осуществление

мероприятий,

направленных

на

развитие

творческого

воображения

у

детей

младшего

школьного

возраста

через

декоративно-

прикладное искусство.

На контрольном этапе эксперимента повторно проведено тестирование по

тем же методикам.

Таблица 2

Сравнительные

результаты

среднего

показателя

развития

творческого

воображения у детей младшего школьного возраста

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

Уровни

Констат

ирующий

этап

Контроль

ный этап

Констати

рующий этап

Контроль-

ный этап

%

%

%

%

Очень

высокий

0%

40%

0%

0%

Высокий

13%

33%

0%

20%

Средний

47%

27%

40%

47%

Низкий

20%

0%

40%

27%

Очень низкий

20%

0%

20%

6%

Рисунок 2 - Сравнительные результаты среднего показателя

экспериментальной группы развития творческого воображения у детей

младшего школьного возраста

Рисунок 3 - Сравнительные результаты среднего показателя контрольной

группы развития творческого воображения у детей младшего школьного

возраста

По результатам среднего показателя выявлено, что в экспериментальной

группе очень высокий уровень развития творческого воображения повысился на

40%, высокий уровень повысился на 20%, средний уровень понизился на 20%,

низкий и очень низкий уровни понизились на 20%.

В контрольной группе

очень высокий уровень развития творческого воображения остался на нулевом

уровне, высокий уровень повысился на 20%, средний уровень повысился на

7%, низкий уровень понизился на 20%, очень низкий уровень понизился на

14%.

Полученные

результаты

свидетельствуют

о

том,

что

занятия

по

декоративно-прикладному

искусству

способствуют

развитию

творческого

воображения у детей младшего

школьного возраста. Поэтому можно смело

говорить об эффективности творческих заданий, которые использовались на

занятиях.

На

основе

проделанной

работы

мы

увидели, что

у

детей

возрос

интерес к творчеству.

Резюмируя

вышесказанное, следует

придерживаться

следующих

рекомендаций по развитию творческого воображения младших школьников:

- развивать воображение у ребёнка нужно как можно раньше, желательно

с раннего возраста;

- необходимо расширять сенсорный опыт детей;

- при воспитании ориентироваться не на стандарт, а на индивидуальные

особенности;

- развивать

мыслительные

операции, в

обучении

помогать

включать

самостоятельный интеллектуальный поиск;

- обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве, не

сдерживать инициативы детей;

- н а р я д у

с

т в о р ч е с к и м

в о о б р а ж е н и е м

р а з в и в а т ь

восприятие, внимание, память, мышление;

- развивать воображение, используя богатство эмоциональных состояний

ребенка, его чувства;

- предлагать детям решать творчески возникающие у них проблемы;

- способствовать

оттачиванию

художественных

навыков

как

главного

инструмента художественного творчества.

Литература

1.

Крутецкий,

В.А.

Психологические

особенности

младшего

школьника [Текст]: Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие

для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической

психологии, 1996. – С.226-241

2.

Марцинковская,

Т.Д.

Диагностика

психического

развития

детей

[Текст]:

Учеб.

Пособие

/

Т.Д.

Марцинковская.-

М.:

Издательство:

«Линка-

пресс», 1997 – 176 с.

3.

Панько,

Е.А.

Развитие

познавательных

процессов

дошкольника [Текст]: Учеб. Пособие / Е. А. Панько, А. Н. Белоус, Ю. Н.

Карандашев. - Минск МПИ, 1984. - 101 с.

4.

Рубинштейн

С. А. Основы

общей

психологии [Текст]:

Учеб. пособие / С.А. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.



В раздел образования