Автор: Хабушева Галия Якубовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: д.Островцы, Раменский район
Наименование материала: статья
Тема: Профессиограмма учителя иностранного языка
Раздел: среднее образование
Профессиограмма учителя иностранного языка.
Хабушева Г.Я., учитель английского языка
МОУ Островецкая средняя общеобразовательная школа».
Профессиограмма
–это
идеальная
модель
учителя,
преподавателя,
классного
руководителя, педагога. Это образец, которыми должен обладать учитель: знания, умения,
навыки для выполнения функции учителя.
Профессиограмма учителя иностранного языка содержит не только общее, что типично
для
педагогической
профессии
вообще,
но
и
то
особенное,
что
характерно
для
деятельности учителя иностранного языка. Она содержит характеристику педагогических
функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и
профессионально- методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций.
Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны следующие
функции:
- развивающая
- коммуникативная
- конструктивно-планирующая
- организаторская
Так как основной целью обучения иностранному языку в средней общеобразовательной
школе
является
овладение
учащимися
иностранным
языком,
то
коммуникативно-
обучающая функция педагогической деятельности учителя иностранного языка является
ведущей,
основополагающей,
она
определяет
содержание
в
значительной
мере
всех
других функций.
Успешное выполнение педагогических функции предполагает владение соответствующей
им
системой
общепедагогических
и
методических
умений
и
необходимым
объемом
знаний.
Профессиональную
деятельность
учителя
можно
разделить
на
две
группы:
целеполагающую и операционно - структурную.
В педагогической деятельности учителя выделяются следующие компоненты:
- информационно – ориентирующий
- мотивационно – стимулирующий
- контрольно – корректирующий
Информационно-
ориентирующий
компонент
коммуникативно
-
обучающей
функции
обеспечивается следующими умениями как:
а)
ориентировать
учеников
относительно
связи
между
языком
и
культурой
страны
изучаемого
языка,
особенностями
проявления
национальной
специфики
всоциокультурной поведении ее представителей;
б) ориентировать учащихся относительно черт сходства и различия в культурах родной и
чужой страны.
Мотивационно – стимулирующий компонент коммуникативной функции включает
умения создать у учащихся внутреннюю потребность пользоваться иностранным языком,
как средством общения в ситуациях посредственной и непосредственной межкультурной
коммуникации:
а) путем включения аутентичных материалов (текстов, стихов, песен, видеоматериалов)
в процесс изучения языка;
б) путем использования активных форм обучения (проблемных заданий, ролевых игр),
способствующих более эффективному усвоению особенностей иноязычной культуры;
в)
путем
привлечения
учащихся
к
различным
видам
внеклассной
работы
по
иностранному языку ( культурно- страноведческие викторины и конкурсы, переписка с
зарубежным другом и др.) для развития интереса, повышения мотивации к изучению
иностранного
языка
и
реализации
его
коммуникативных,
образовательных
и
воспитательных задач.
Контрольно – корректирующий компонент базируется на следующих методических
умениях:
а) выделять цели, формы и виды контроля при овладении иностранным языком, как
средством межкультурного общения;
б)
планировать
и
осуществлять
текущий,
обучающий
и
итоговый
контроль
речевых
навыков и умений учащихся с целью выявления уровня овладения иностранным языком,
как средством межкультурного общения;
в)
объектно
-
мотивированно
оценивать
учебно-
коммуникативную
деятельность
учащегося.
Педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям
педагогической
деятельности,
обеспечивающим
учителю
квалифицированное
осуществление учебного процесса можно отнести:
- ориентационные
- мобилизационные
- организационные
- коммуникативные
- дидактические
- конструктивные
- прикладные
- умения педагогического мышления
- умения педагогической техники
- речевые
- исследовательские умения.
Ориентируясь
на
перечисленные
профессиональные
компетенции
учителя
можно
составить профессиограмму.
Психолого- педагогические умения:
1.Читать и анализировать специальную психолого - педагогическую литературу.
2. Самостоятельно анализировать педагогические действия.
3. Анализировать передовой педагогический опыт.
4. Проводить самоанализ.
5. Проявлять симпатию к учащимся.
6. Организовать себя, управлять своим состоянием .ллЛитературу.111111!11
Профессионально – личностные качества:
1.
Потребность в самопознании.
2.
Самостоятельность.
3.
Трудолюбие и прилежание.
4. Самокритичность.
5. Дисциплинированность.
6. Культура поведения и общения.
Частно – методические умения:
1.
Планировать,
отбирать,
синтезировать
и
конструировать
учебный
материал
по
специальности.
2.
Стимулировать
и
организовывать
разные
формы
внеклассной
воспитательной
работы.
3.
Анализировать уроки и внеклассные мероприятия.
4.
Оценивать действия школьников и свою работу.
5.
Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям.
6.
Мобилизировать учащихся на познавательную деятельность.
Коммуникативно – организаторские умения:
1.
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными
учениками, группами, ученическими коллективами.
2.
Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
3.
Регулировать внутриколлективные отношения школьников.
Исследовательские умения:
1.Выявлять проблему, определять объект, предмет, цель задачи, методы
исследования.
2. Подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива.
3. Иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности.
4. Обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.