Автор: Конышева Людмила Валерьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Адаптивное обучение
Тема: Английска грамматика в схемах и таблицах как элемент адаптивного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Английская грамматика в схемах и таблицах как элемент адаптивного
обучения.
Проводимые реформы в сфере образования поставили общество перед острой
необходимостью применения новаций, инноваций и инновационного процесса в
данной сфере.
На сегодняшний день предлагаются программы учебно-методических комплексов
(УМК) нового поколения под редакцией ряда авторов.
Для образовательных учреждений начального профессионального и среднего
профессионального образования(НПО/СПО) разработана примерная программа
учебной дисциплины английский язык под редакцией Тимофеева В.Г., зав. кафедрой
английского языкаСПбГУ.
Программа УМК отвечает требованиям федерального базисного учебного плана
(приказ Министерства образования РФ №1312 от 9 марта 2004 года) и предназначена
для использования вместо программ, принятых до 2004 года. В то же время она
предполагает преемственность по отношению к содержанию программ, утвержденных
Министерством образования РФ для ступени основного общего образования.
Основные черты программы УМК нового поколения определяются:
● результатами анализа состояния системы образования в условиях протекеющей
модернизации, с учетом проблем и перспектив развития преподавания иностранных
языков в связи с вступлением РФ в Болонский процесс, на основе представленных в
современной научно-педагогической литературе материалов, программ подготовки
учителей английского языка в педагогических вузах и программ повышения
квалификации в центрах последипломного образования;
● результатами анализа документов Совета Европы по проблемам обучения
иностранным языкам;
● результатами комплексного анализа действующих УМК и пособий по английскому
языку
с грифом Министерства образования РФ, как вошедших, так и не вошедших в
Федеральный перечень-каталог на 2003/04 уучебный год, имеющих широкое
применение в учебных учреждениях, а также УМК британских издательств,
используемых как дополнительные пособия;
● результатами тестирования (в том числе ЕГЭ) обучаемых с целью выяснения
особенностей усвоения материала, представленного в различных УМК;
● требованиями к новым учебным изданиям, разработанными Министерством
образования и науки РФ.
Цели обучения, содержание образования и требования к уровню подготовки
студентов, заявленные в программе, базируются на соответствующих разделах
государственного образовательного стандарта.
УМК нового поколения сочетает в своем содержании и структуре опыт, накопленный
российским образованием, и новейшие достижения в области филологии, педагогики,
психологии, психолингвистики и методики преподавания иностранных языков, в том
числе новые подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования:
● личностно ориентированный подход как дидактическая основа обучения;
● коммуникативно-когнитивный подход как психолингвистическая основа обучения
иностранным языкам;
● компетентностный подход как способ достижения нового качества образования.
Отличительной чертой программы является ее ориентированность на особенности
культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира
эпохи глобализации с учетом роли, которую играет в этом мире английский язык как
язык межнационального общения.
В УМК нового поколения требования нормативного характера гармонично
сочетаются с творчески-познавательным подходом к английскому языку. Особое
внимание уделяется развитию разносторонней коммуникативной компетенции
студента; теоретический и практический материал приводится в соответствие с теми
формами языковой деятельности, которые востребованы в современном обществе. В
частности, при формировании социолингвистической компетенции новый УМК
позволяет студентам выбирать языковые формы и средства, отвечающие их
возрастной, социальной инациональной принадлежности, а также целям и ситуации
общения. Осознание студентами практической пользы изучения иностранного языка
обеспечивает формирование базы внутренней мотивации обучения. В ситуации
реальной множественности вариантов английского языка (национальные,
региональные и социальные диалекты) категория «образцовасти речи» должна быть
заменена более понятной категорией социальной релевантности (в первую очередь
престижности) и действенности речи.
Используемые в УМК методические подходы и приемы нацелены на развитие
самостоятельности у студентов. Содержание учебных заданий соответствует их
интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития. При обучении
основным речевым умениям и навыкам соблюдается принцип знать, чтобы уметь, а
не знать и уметь
1
Работая по программе данного УМК я использую различные методы и приемы в
преподавании английского языка.
Из собственного опыта преподавательской работы знаю, что грамматический
материал по английскому языку, предлагаемый только в теоретической форме,
усваиваиться студентами недостаточно эффективно. Я пришла к выводу, что
грамматический материал, изложенный в схемах и таблицах, является весьма
уместным и полезным для работы по любому учебнику и с любой аудиторией.
Студенты, располагая подобными таблицами, работают с грамматическим материалом
весьма успешно, демонстрируя высокий уровень усвоения.
Мною разработаны таблицы, содержащие грамматический материал по английскому
языку. Материал систематизирован, представлен в адекватной форме и не перегружен
теорией, прослеживается преемственность символов и сокращений, соблюдается
подход ''от простого к сложному'', прослеживается связь с русским языком, что
позволяет использовать таблицы как элемент адаптивного обучения.
В разработке таблиц грамматического материала соблюдены принципы:
1.
поэтапности (от простого к сложному)
Transcription → Time Expressions → Active Voice → Passive Voice → Reported
Speech(Present, Future) → Reported Speech(Past) → Conditional Sentences;
2.
влияния родного языка (подлежащее и сказуемое условно обозначены одной, двумя
чертами)
——
3.
сравнения
!
I wish he went there – Subjunctive Mood
I wish him to go there – Complex Object
4.
наглядности
5.
доступности
В таблице 1 Time Expressions (см. Приложение) представлен материал:
1.
слова-показатели времен
2.
характеристика видо-временных форм
3.
исключения
Именно характеристика видо-временных форм позволяет студентам быстро
определить видо-временную форму предложения.
В таблице 2 Active Voice (см. Приложение) представлены двенадцать видо-временных
форм активного залога, где поподлежащее, сказуемое;
1) утвердительное предложение
2) отрицательное предложение
3) общий вопрос
4) специальный вопрос
5) вопрос к подлежащему
* вопросительное слово
В квадратах Past Simple и Present Simple под ''козырьками'' представлены
глагол to be, модальный глагол can.
В данной таблице четко прослеживается прямой и обратный порядок слов в
предложении в утвердительной и вопросительной формах. Студенты, даже не владея
теорией, не допускают ошибок в построении предложений. Выделенное цветом -ing
окончание бросается в глаза и предотвращает возможные ошибки в употреблении
глагола в видо-временной форме Progressive, Perfect Progressive. В квадрате Present
Progressive под ''козырьком'' представлен список глаголов, не употребляющихся в
видо-временной форме Progressive. Наличие такого списка в таблице позволяет
студентам систематически заглядывать под ''козырёк'', что и ведет к запоминанию
глаголов, не употребляющихся в Progressive, и правильному построению предложений
в требуемом времени. Более того, стрелка от предложенного списка под ''козырьком''
направляет в нужный квадрат, что и помогает избежать ошибок. На что следует
обратить внимание или исключения в таблице выделены красным цветом, что
психологически настраивает на более внимательное восприятие материала.
В данной статье приведены как пример две таблицы из разработанных мною таблиц
и схем английской грамматики, которые являются элементом адаптивного обучения.
Результат такого обучения - продуктивное овладение грамматическими явлениями,
коммуникативно - ориентированная систематизация грамматического материала,
автоматизация грамматических навыков.
_________________
1
Тимофеев В. Г., Вильнер А. Б. и др. Up @ Up: программа для 10-11 классов: среднее:
(полное) общее образование (базовый уровень); под ред. В. Г. Тимофеева – М.:
Издательский центр «Академия», 2007
Приложение: Таблица 1
TIME EXPRESSIONS
групп
а
характеристика
PAST
PRESENT
FUTURE
SIMPLE
действие обычное
каждодневное
ежемесячное
одномоментное
период времени закончен
yesterday
the day before you yesterday
last time (week, month, year)
some days ago
in 1999
once upon a time
When?
today
every day
always
often
seldom
usually
sometime
on Mondays
three times a week
twice a month
once a year
When?
tomorrow
the day after tomorrow
next time (day, week, month,
year…)
in future
soon
someday
tonight
in
in 2999
When?
PERFECT
действие совершилось – ре-
зультат налицо
одно действие произошло раньше
другого
период времени не закончен
(Present Perfect)
период времени закончен (Past
Perfect)
as soon as
just
already
before
this day = today
this/that day (week, month, year…)
earlier
by
ever
never
yet - ? уже, – еще
lately
recently
long
for ages
! Where have you been?
CONTINUOUS
действие длится в определенный
момент времени
два действия происходят одновре-
менно
действие запланировано
действие по расписанию
now, this/that moment, at present, at two o’clock, since 3 to 4 o’clock, still,
When?
Where?
while
PERFECT-
CONTINUOUS
действие началось в прошлом, но
не закончилось, а все еще длится
результат действия виден, ося-
заем
since, for, for a long time, how long? for an hour, still, for half an hour, for two hours, long
Приложение: Таблица 2
A C T I V E V O I C E
was – I, he, she, it were – you, we, they
I - am; you - are; he, she, it - is; we, you, they - are will – you, he, she, it, they shall – I, we
1)
was /were … .
1) am /is /are … .
1) ______
will/shall
V 1 … .
2)Was /Were
… ?
2) Am /Is /Are _____ … ?
2) Will/Shall
______
V 1 … ?
3) *was/were
… ?
3) *am /is /are … ?
3)*will/shall
______
V 1 … ?
4)
wasn't /weren't … .
4) am not /isn't /aren't … .
4) ______
won't/shan't
V 1 … .
5) Who
was /were … .
5) Who am /is /are … ?
5) Who
will
V 1 … ?
has – he, she, it
1) ______
had
V 3 … .
1) ______
have/has
V 3 … .
1) ______
will/shall
have V 3 … .
2) Had
______
V 3 … ?
2) Have/Has
______
V 3 … ?
2) Will/Shall
______
have V 3 … ?
3)*had
______
V 3 … ?
3)*have/has
______
V 3 … ?
3)*will/shall
______
have V 3 … ?
4) ______
hadn't
V 3 … .
4) ______
haven't/hasn't
V 3 … .
4) ______
won't/shan't
have V 3 … .
5) Who
had
V 3 … ?
5) Who
has
V 3 … ?
5) Who
will
have V 3 … ?
was – I, he, she, it were – you, we, they
НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В 'PROGRESSIVE'
1) ______
was/were
V 1 ing ….
to bee
to have – владеть
to forgive
to think – полагать
to hate
to want
1) ______
will/shall
be
V 1 ing… .
2) Was/Were
______
V 1 ing …?
2) Will/Shall
______
be
V 1 ing…?
PAST
PRESENT
FUTURE
PERFECT SIMPLE
P ERF ECT
PROGRESSIVE
to hear
to see
to know
to expect
to mean
to feel
to love
to wish
to like
3)*was/were
______
V 1 ing …?
3)*will/shall
______
be
V 1 ing…?
4) ______
wasn't/weren't
V 1 ing … .
4) ______
won't/shan't
be
V 1 ing… .
5) Who
was
V 1 ing …?
5) Who
will
be
V 1 ing…?
has – he, she, it
1) ______
had
been V 1 ing … .
1) ______
have/has
been V 1 ing … .
1) ______
will/shall
have been
V 1 ing… .
2) Had
______
been V 1 ing …?
2) Have/Has
______
been V 1 ing …?
2) Will/Shall
______
have been
V 1 ing…?
3)*had
______
been V 1 ing …?
3)*have/has
______
been V 1 ing …?
3)*will/shall
______
have been
V 1 ing…?
4) ______
hadn't
been V 1 ing … .
4) ______
haven't/hasn't
been V 1 ing … .
4) ______
won't/shan't
have been
V 1 ing… .
5) Who
had
been V 1 ing …?
5) Who
has
been V 1 ing …?
5) Who
will
have been
V 1 ing…?
A C T I V E V O I C E
he, she, it – 3 л., ед. ч.
1)
V2
… .
1) V1 ….
1) V1 s … .
2) Did
V1 … ?
2) Do V1 ?
2) Does V1 s ?
3) *did
V1 … ?
3) *do V1 ?
3) *does V1 s ?
4)
didn't
V1 … .
4) don't V1 .
4) doesn't V1 s .
5) Who
V2
… .
5) Who V1 s … ?
1) ______ could /might
V 1 … .
1) ______
can /may
V 1 … .
2) Could /Might
______
V 1 … ?
2) Can /May
______
V 1 … ?
3)* could /might
______
V 1 … ?
3) * can /may
______
V 1 … ?
4) ______ couldn't /might not
V 1 … .
4) ______
can't / may not
V 1 … .
5) Who
could /might
V 1 … ?
5) Who
can /may
V 1 … ?
PERFECT-
PROGRESSIVE
PAST
PRESENT
Regular verbs – V1+ed
V2
Irregular verbs – второй столбик
в списке неправильных глаголов
I - am; you - are; he, she, it - is; we, you, they - are
1)
am/is/are
V 1 ing ….
2) Am/Is/Are
V 1 ing …?
3) *am/is/are
V 1 ing …?
4)
am not /isn't /aren't
V 1 ing ….
5) Who
is
V 1 ing …?
!
I am having dinner now. (Я обедаю сейчас)
I am thinking of it. (Я обдумываю это)