Напоминание

Английска грамматика в схемах и таблицах как элемент адаптивного обучения


Автор: Конышева Людмила Валерьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГАПОУ СО
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Адаптивное обучение
Тема: Английска грамматика в схемах и таблицах как элемент адаптивного обучения
Дата публикации: 08.07.2019
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Английская грамматика в схемах и таблицах как элемент адаптивного

обучения.

Проводимые реформы в сфере образования поставили общество перед острой

необходимостью применения новаций, инноваций и инновационного процесса в

данной сфере.

На сегодняшний день предлагаются программы учебно-методических комплексов

(УМК) нового поколения под редакцией ряда авторов.

Для образовательных учреждений начального профессионального и среднего

профессионального образования(НПО/СПО) разработана примерная программа

учебной дисциплины английский язык под редакцией Тимофеева В.Г., зав. кафедрой

английского языкаСПбГУ.

Программа УМК отвечает требованиям федерального базисного учебного плана

(приказ Министерства образования РФ №1312 от 9 марта 2004 года) и предназначена

для использования вместо программ, принятых до 2004 года. В то же время она

предполагает преемственность по отношению к содержанию программ, утвержденных

Министерством образования РФ для ступени основного общего образования.

Основные черты программы УМК нового поколения определяются:

● результатами анализа состояния системы образования в условиях протекеющей

модернизации, с учетом проблем и перспектив развития преподавания иностранных

языков в связи с вступлением РФ в Болонский процесс, на основе представленных в

современной научно-педагогической литературе материалов, программ подготовки

учителей английского языка в педагогических вузах и программ повышения

квалификации в центрах последипломного образования;

● результатами анализа документов Совета Европы по проблемам обучения

иностранным языкам;

● результатами комплексного анализа действующих УМК и пособий по английскому

языку

с грифом Министерства образования РФ, как вошедших, так и не вошедших в

Федеральный перечень-каталог на 2003/04 уучебный год, имеющих широкое

применение в учебных учреждениях, а также УМК британских издательств,

используемых как дополнительные пособия;

результатами тестирования (в том числе ЕГЭ) обучаемых с целью выяснения

особенностей усвоения материала, представленного в различных УМК;

● требованиями к новым учебным изданиям, разработанными Министерством

образования и науки РФ.

Цели обучения, содержание образования и требования к уровню подготовки

студентов, заявленные в программе, базируются на соответствующих разделах

государственного образовательного стандарта.

УМК нового поколения сочетает в своем содержании и структуре опыт, накопленный

российским образованием, и новейшие достижения в области филологии, педагогики,

психологии, психолингвистики и методики преподавания иностранных языков, в том

числе новые подходы, выработанные в ходе модернизации процесса образования:

● личностно ориентированный подход как дидактическая основа обучения;

● коммуникативно-когнитивный подход как психолингвистическая основа обучения

иностранным языкам;

● компетентностный подход как способ достижения нового качества образования.

Отличительной чертой программы является ее ориентированность на особенности

культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира

эпохи глобализации с учетом роли, которую играет в этом мире английский язык как

язык межнационального общения.

В УМК нового поколения требования нормативного характера гармонично

сочетаются с творчески-познавательным подходом к английскому языку. Особое

внимание уделяется развитию разносторонней коммуникативной компетенции

студента; теоретический и практический материал приводится в соответствие с теми

формами языковой деятельности, которые востребованы в современном обществе. В

частности, при формировании социолингвистической компетенции новый УМК

позволяет студентам выбирать языковые формы и средства, отвечающие их

возрастной, социальной инациональной принадлежности, а также целям и ситуации

общения. Осознание студентами практической пользы изучения иностранного языка

обеспечивает формирование базы внутренней мотивации обучения. В ситуации

реальной множественности вариантов английского языка (национальные,

региональные и социальные диалекты) категория «образцовасти речи» должна быть

заменена более понятной категорией социальной релевантности (в первую очередь

престижности) и действенности речи.

Используемые в УМК методические подходы и приемы нацелены на развитие

самостоятельности у студентов. Содержание учебных заданий соответствует их

интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития. При обучении

основным речевым умениям и навыкам соблюдается принцип знать, чтобы уметь, а

не знать и уметь

1

Работая по программе данного УМК я использую различные методы и приемы в

преподавании английского языка.

Из собственного опыта преподавательской работы знаю, что грамматический

материал по английскому языку, предлагаемый только в теоретической форме,

усваиваиться студентами недостаточно эффективно. Я пришла к выводу, что

грамматический материал, изложенный в схемах и таблицах, является весьма

уместным и полезным для работы по любому учебнику и с любой аудиторией.

Студенты, располагая подобными таблицами, работают с грамматическим материалом

весьма успешно, демонстрируя высокий уровень усвоения.

Мною разработаны таблицы, содержащие грамматический материал по английскому

языку. Материал систематизирован, представлен в адекватной форме и не перегружен

теорией, прослеживается преемственность символов и сокращений, соблюдается

подход ''от простого к сложному'', прослеживается связь с русским языком, что

позволяет использовать таблицы как элемент адаптивного обучения.

В разработке таблиц грамматического материала соблюдены принципы:

1.

поэтапности (от простого к сложному)

Transcription → Time Expressions → Active Voice → Passive Voice → Reported

Speech(Present, Future) → Reported Speech(Past) → Conditional Sentences;

2.

влияния родного языка (подлежащее и сказуемое условно обозначены одной, двумя

чертами)

——

3.

сравнения

!

I wish he went there – Subjunctive Mood

I wish him to go there – Complex Object

4.

наглядности

5.

доступности

В таблице 1 Time Expressions (см. Приложение) представлен материал:

1.

слова-показатели времен

2.

характеристика видо-временных форм

3.

исключения

Именно характеристика видо-временных форм позволяет студентам быстро

определить видо-временную форму предложения.

В таблице 2 Active Voice (см. Приложение) представлены двенадцать видо-временных

форм активного залога, где поподлежащее, сказуемое;

1) утвердительное предложение

2) отрицательное предложение

3) общий вопрос

4) специальный вопрос

5) вопрос к подлежащему

* вопросительное слово

В квадратах Past Simple и Present Simple под ''козырьками'' представлены

глагол to be, модальный глагол can.

В данной таблице четко прослеживается прямой и обратный порядок слов в

предложении в утвердительной и вопросительной формах. Студенты, даже не владея

теорией, не допускают ошибок в построении предложений. Выделенное цветом -ing

окончание бросается в глаза и предотвращает возможные ошибки в употреблении

глагола в видо-временной форме Progressive, Perfect Progressive. В квадрате Present

Progressive под ''козырьком'' представлен список глаголов, не употребляющихся в

видо-временной форме Progressive. Наличие такого списка в таблице позволяет

студентам систематически заглядывать под ''козырёк'', что и ведет к запоминанию

глаголов, не употребляющихся в Progressive, и правильному построению предложений

в требуемом времени. Более того, стрелка от предложенного списка под ''козырьком''

направляет в нужный квадрат, что и помогает избежать ошибок. На что следует

обратить внимание или исключения в таблице выделены красным цветом, что

психологически настраивает на более внимательное восприятие материала.

В данной статье приведены как пример две таблицы из разработанных мною таблиц

и схем английской грамматики, которые являются элементом адаптивного обучения.

Результат такого обучения - продуктивное овладение грамматическими явлениями,

коммуникативно - ориентированная систематизация грамматического материала,

автоматизация грамматических навыков.

_________________

1

Тимофеев В. Г., Вильнер А. Б. и др. Up @ Up: программа для 10-11 классов: среднее:

(полное) общее образование (базовый уровень); под ред. В. Г. Тимофеева – М.:

Издательский центр «Академия», 2007

Приложение: Таблица 1

TIME EXPRESSIONS

групп

а

характеристика

PAST

PRESENT

FUTURE

SIMPLE

действие обычное

каждодневное

ежемесячное

одномоментное

период времени закончен

yesterday

the day before you yesterday

last time (week, month, year)

some days ago

in 1999

once upon a time

When?

today

every day

always

often

seldom

usually

sometime

on Mondays

three times a week

twice a month

once a year

When?

tomorrow

the day after tomorrow

next time (day, week, month,

year…)

in future

soon

someday

tonight

in

in 2999

When?

PERFECT

действие совершилось – ре-

зультат налицо

одно действие произошло раньше

другого

период времени не закончен

(Present Perfect)

период времени закончен (Past

Perfect)

as soon as

just

already

before

this day = today

this/that day (week, month, year…)

earlier

by

ever

never

yet - ? уже, – еще

lately

recently

long

for ages

! Where have you been?

CONTINUOUS

действие длится в определенный

момент времени

два действия происходят одновре-

менно

действие запланировано

действие по расписанию

now, this/that moment, at present, at two o’clock, since 3 to 4 o’clock, still,

When?

Where?

while

PERFECT-

CONTINUOUS

действие началось в прошлом, но

не закончилось, а все еще длится

результат действия виден, ося-

заем

since, for, for a long time, how long? for an hour, still, for half an hour, for two hours, long

Приложение: Таблица 2

A C T I V E V O I C E

was – I, he, she, it were – you, we, they

I - am; you - are; he, she, it - is; we, you, they - are will – you, he, she, it, they shall – I, we

1)

was /were … .

1) am /is /are … .

1) ______

will/shall

V 1 … .

2)Was /Were

… ?

2) Am /Is /Are _____ … ?

2) Will/Shall

______

V 1 … ?

3) *was/were

… ?

3) *am /is /are … ?

3)*will/shall

______

V 1 … ?

4)

wasn't /weren't … .

4) am not /isn't /aren't … .

4) ______

won't/shan't

V 1 … .

5) Who

was /were … .

5) Who am /is /are … ?

5) Who

will

V 1 … ?

has – he, she, it

1) ______

had

V 3 … .

1) ______

have/has

V 3 … .

1) ______

will/shall

have V 3 … .

2) Had

______

V 3 … ?

2) Have/Has

______

V 3 … ?

2) Will/Shall

______

have V 3 … ?

3)*had

______

V 3 … ?

3)*have/has

______

V 3 … ?

3)*will/shall

______

have V 3 … ?

4) ______

hadn't

V 3 … .

4) ______

haven't/hasn't

V 3 … .

4) ______

won't/shan't

have V 3 … .

5) Who

had

V 3 … ?

5) Who

has

V 3 … ?

5) Who

will

have V 3 … ?

was – I, he, she, it were – you, we, they

НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В 'PROGRESSIVE'

1) ______

was/were

V 1 ing ….

to bee

to have – владеть

to forgive

to think – полагать

to hate

to want

1) ______

will/shall

be

V 1 ing… .

2) Was/Were

______

V 1 ing …?

2) Will/Shall

______

be

V 1 ing…?

PAST

PRESENT

FUTURE

PERFECT SIMPLE

P ERF ECT

PROGRESSIVE

to hear

to see

to know

to expect

to mean

to feel

to love

to wish

to like

3)*was/were

______

V 1 ing …?

3)*will/shall

______

be

V 1 ing…?

4) ______

wasn't/weren't

V 1 ing … .

4) ______

won't/shan't

be

V 1 ing… .

5) Who

was

V 1 ing …?

5) Who

will

be

V 1 ing…?

has – he, she, it

1) ______

had

been V 1 ing … .

1) ______

have/has

been V 1 ing … .

1) ______

will/shall

have been

V 1 ing… .

2) Had

______

been V 1 ing …?

2) Have/Has

______

been V 1 ing …?

2) Will/Shall

______

have been

V 1 ing…?

3)*had

______

been V 1 ing …?

3)*have/has

______

been V 1 ing …?

3)*will/shall

______

have been

V 1 ing…?

4) ______

hadn't

been V 1 ing … .

4) ______

haven't/hasn't

been V 1 ing … .

4) ______

won't/shan't

have been

V 1 ing… .

5) Who

had

been V 1 ing …?

5) Who

has

been V 1 ing …?

5) Who

will

have been

V 1 ing…?

A C T I V E V O I C E

he, she, it – 3 л., ед. ч.

1)

V2

… .

1) V1 ….

1) V1 s … .

2) Did

V1 … ?

2) Do V1 ?

2) Does V1 s ?

3) *did

V1 … ?

3) *do V1 ?

3) *does V1 s ?

4)

didn't

V1 … .

4) don't V1 .

4) doesn't V1 s .

5) Who

V2

… .

5) Who V1 s … ?

1) ______ could /might

V 1 … .

1) ______

can /may

V 1 … .

2) Could /Might

______

V 1 … ?

2) Can /May

______

V 1 … ?

3)* could /might

______

V 1 ?

3) * can /may

______

V 1 … ?

4) ______ couldn't /might not

V 1 … .

4) ______

can't / may not

V 1 … .

5) Who

could /might

V 1 … ?

5) Who

can /may

V 1 … ?

PERFECT-

PROGRESSIVE

PAST

PRESENT

Regular verbs – V1+ed

V2

Irregular verbs – второй столбик

в списке неправильных глаголов

I - am; you - are; he, she, it - is; we, you, they - are

1)

am/is/are

V 1 ing ….

2) Am/Is/Are

V 1 ing …?

3) *am/is/are

V 1 ing …?

4)

am not /isn't /aren't

V 1 ing ….

5) Who

is

V 1 ing …?

!

I am having dinner now. (Я обедаю сейчас)

I am thinking of it. (Я обдумываю это)



В раздел образования