Автор: Хобоцкая Светлана Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33 имени Алексея Владимировича Бобкова"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Программа "Я в жизни моего города"
Тема: Формирование УУД во внеурочное время
Раздел: среднее образование
Формирование УУД во внеурочное время на примере разработки
программы внеурочной деятельности
«Я в жизни моего города»
Исполнитель:
Х
обоцкая Светлана Борисовна,
учитель географии
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 33» имени Алексея
Владимировича Бобкова,
г. Кемерова
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….2
2. Ожидаемые результаты.…………………………………………………4
3. Содержание учебного материала ………………………………………7
4. Учебно-методическое обеспечение…………………………………….9
5. Учебно-тематическое планирование ………………………………….10
6. Литература……………………………………………………………….11
7. Приложение. Календарно-тематическое планирование……………....12
Пояснительная записка
Программа «Я в жизни моего города» призвана познакомить учащихся с
исторической,
культурной
и
экономической
жизнью
города;
способствовать
восприятию
детьми
городских
объектов
и
уголков
как
«знаков»,
символов
определенной исторической эпохи, а себя воспринимать как пользователей и
хранителей
богатого
наследия,
созданного
предшествующими
поколениями.
Воспитывать
экологическую
культуру
и
проявлять
ее
в
нравственно
обоснованном поведении.
Программа составлена на основе программы Соловьева Л.И. «Программа
изучения города».
Целью курса является формирование у школьников общих представлений об
основах этапах развития города, для того чтобы лучше подготовить учащихся к
выполнению
будущих
социальных
ролей
—
потребителя,
производителя,
гражданина.
Реализация
поставленной
цели
осуществляется
при
решении
следующих
задач:
1. Продолжить формирование познавательного интереса у детей к изучению
своего города, предоставив каждому ребенку возможность «соприкоснуться с
прошлым» на примере отдельных городских памятников.
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) известных
памятников города Кемерово, для чего необходимо расширить имеющийся у них
опыт
элементарными
знаниями:
о
важнейших
периодах
формирования
кемеровского
наследия;
-
о
конкретных
памятниках,
являющихся
«знаками»,
символами определенной эпохи, раскрывающими одну из особенностей города
как исторического или экономического или художественно-культурного центра.
3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений,
необходимых им в учебной и повседневной жизни.
4. Понимать необходимость соблюдения горожанами правил поведения.
5.
Воспитывать
бережливость,
аккуратность,
ответственность;
развивать
умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
6. «Использовать» культурный потенциал города в реальной жизни
(посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.).
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания
данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении
учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики
географии и др.
Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на
сочетании
индивидуальной
работы
и
групповой.
Программа
рассчитана
на
проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, создание и
защита проектов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит
через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.
Преподавание курса рассчитано на 34 часа для учащихся 5 класса (1 час в
неделю).
Ожидаемые результаты:
1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся .
2. Рост самостоятельности учащихся во время работы на уроке и выполнения
домашней работы.
3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе,
этнографии, краеведению, географии .
4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса.
5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся
Формы подведения итогов и реализации программы - занимательные
упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения,
составление карт, эссе);
- индивидуальное моделирование и конструирование;
- анализ источников информации - подготовка и защита учащимися проектов,
рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
- участие в заседаниях научного общества по предмету;
- участие в школьной научно-практической конференции, конкурсах.
Личностные результаты: -
осознание целостности природы, эмоционально- ценностное отношение к
окружающей среде;
- освоение возможностей своего участия в жизни города;
- осознание необходимости бережного отношения к памятникам наследия;
соблюдения правил поведения в общественном месте;
- овладение системой географических знаний;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента
научной картины мира.
Метапредметне результаты:
Регулятивные УУД:
- высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать
выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- работать по плану, соотнося действия с целью, производить корректировку и
рефлексию деятельности;
- высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать
выводы.
Познавательные УУД:
- познавательный интерес;
- умение вести наблюдение;
- овладение практическими умениями по использованию приборов
;
- умение организовать свою деятельность;
- умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выбирать
средства для реализации цели.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя);
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни
человека;
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии;
- использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для
объяснения образования горных пород;
- умение моделировать и владеть практическими умениями по измерению
направления ветра, определения температуры, количества осадков;
-
овладение
основными
навыками
нахождения
и
использования
географической информации
.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Природные условия города
8
8
-
2.
История основания города
6
6
-
3.
Символика города
2
2
-
4.
«Что ни город - то норов»
4
3
1
5.
«Есть город, который мне снится во
сне…»
7
7
-
6.
Кемерово – промышленный и
культурный центр Сибири
7
5
2
Итого
34
31
3
Содержание
Раздел 1. Природные условия города
(8 ч.
)
Место, на котором вырос город. Географическая широта и долгота города
Кемерово.
Высота
над
уровнем
моря.
Геологическое
строение,
рельеф,
почвы,
водоемы, климат, растительный и животный мир окружающей город территории.
Экологическое состояние окружающей среды.
Основные понятия:
Географическая широта, географическая долгота, рельеф, климат, экология.
Раздел 2. История основания города (
6 ч.
)
Дата
основания
города.
Откуда
произошло
название.
Что
оно
означает.
Менялось ли оно в разные исторические периоды. Что послужило началом города.
Место основания города.
Основные понятия:
Краеведение, поселение, производственный центр.
Раздел 3. Символика города (
2 ч.
)
Флаг и герб города. Управление городом: мэр, городской Совет народных
депутатов.
Основные понятия:
Администрация, флаг, герб, мэр.
Раздел 4. «Что ни город - то норов» (
4 ч.
)
Изменения в облике центра города, района, в котором находится школа, живет
ребенок
Исторический
центр
города,
его
планировка
и
архитектура.
Городской
ландшафт. Проблемы города.
Основные понятия:
Бережливость, архитектура, экологическое поведение, ландшафт.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск
старых фотографий центральной части города, его памятников,
изучение планов
города.
Раздел 5. «Есть город, который мне снится во сне…» (
7ч.)
Кто из известных писателей и поэтов родился или был связан с городом. Какие
произведения
посвящены
городу.
Периоды
работы
над
ними.
Кто
из
местных
художников связал свое творчество с родным городом. Образ и действительность.
«Чувство города». «Душа города».
Основные понятия:
Поэзия, проза, художественный образ, вернисаж.
Раздел 6. Кемерово – промышленный и культурный центр Сибири (
7 ч.)
Индустриальное сердце Сибири. Край большой химии. Культурная столица
области.
Учебные
заведения
города.
Жизнь
современных
горожан:
права
и
обязанности, повседневная жизнь, развлечения и отдых.
Основные понятия:
Общественное
разделение
труда,
специализация,
химическая
и
угольная
промышленность, профессия, Вуз, театр, музей
Практическая
работа: ознакомление
с
информацией
в
сети
Интернет,
экскурсии по бульвару Строителей, по микрорайону «Шалготарьян».
Учебно - методическое обеспечение
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных
мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
географические карты, атласы, глобусы, коллекция минералов и горных пород,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры
телевизор, проектор, экран и др.
Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 5-х классах
№ занятия
Тема
Кол-во часов
1
Место, на котором вырос город.
1
2
Рельеф г. Кемерово
1
3
Почвы и геологическое строение
1
4
Водоемы. Характеристика реки Томи
1
5
Экологическое состояние водоемов
1
6
Климатические особенности г. Кемерово
1
7
Естественные и культурные насаждения г. Кемерово
1
8
Животный мир окрестностей города
1
9
Первые поселения города
1
10
Время основания города
1
11
Название города
1
12
Место основания города
1
13
Основные функции города
1
14
Дальнейший рост города
1
15
Флаг и герб города.
1
16
Управление городом
1
17
Изменения в облике центра города, района, в котором
находится школа, живет ребенок (отбор объектов по
усмотрению учителя).
1
18
Проблемы города, горожан
1
19
Город с высоты птичьего полета
1
20
Город глазами пешехода
1
21
Образ города в художественной литературе
1
22
Стихи и песни о городе
1
23
Образ города в изобразительном искусстве
1
24
Душа города
1
25
Топонимика города
1
26
Связь города Кемерово с другими городами мира
1
27
Традиции и обычаи жителей Кузбасса, кемеровчан
1
28
Хозяйственная деятельность человека в городе
1
29
Кемерово – центр химической промышленности
1
30
Учебные заведения города
1
31
Музеи и театры города
1
32
Выдающиеся люди - уроженцы города
1
33
Экскурсия по бульвару Строителей
34
Экскурсия по микрорайону «Шалготарьян»
Литература
1. Учебник: Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа «Скиф –
Кузбасс», Кемерово, 2006
2. Учебник: Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Экономика
«Скиф – Кузбасс», Кемерово, 2009
3. Соловьев, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области для 6 –
10 классов Кемерово, 2003
4. Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса. Кемерово, 2008
5. Соловьев, Л.И. Беседы по краеведению Кузбасса. КРИПК и ПРО, Кемерово,
2010
6. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. КРИПК и ПРО, Кемерово, 2004
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 5-х
классах
«Я в жизни моего города»
№ занятия
Тема
Кол-во
часов
Дата
1
Место, на котором вырос город.
1
Сентябрь
1н
2
Рельеф г. Кемерово
1
2н
3
Почвы и геологическое строение
1
3н
4
Водоемы. Характеристика реки Томи
1
4н
5
Экологическое состояние водоемов
1
Октябрь
1н
6
Климатические особенности г. Кемерово
1
2н
7
Естественные и культурные насаждения г. Кемерово
1
3н
8
Животный мир окрестностей города
1
4н
9
Первые поселения города
1
5н
10
Время основания города
1
Ноябрь
3н
11
Название города
1
4н
12
Место основания города
1
5н
13
Основные функции города
1
Декабрь
1н
14
Дальнейший рост города
1
2н
15
Флаг и герб города.
1
3н
16
Управление городом
1
4н
17
Изменения в облике центра города, района, в
котором находится школа, живет ребенок (отбор
объектов по усмотрению учителя).
1
5н/ Январь
3н
18
Проблемы города, горожан
1
4н
19
Город с высоты птичьего полета
1
5н
20
Город глазами пешехода
1
Февраль
1н
21
Образ города в художественной литературе
1
2н
22
Стихи и песни о городе
1
3н
23
Образ города в изобразительном искусстве
1
4н
24
Душа города
1
Март
1н
25
Топонимика города
1
2н
26
Связь города Кемерово с другими городами мира
1
3н
27
Традиции и обычаи жителей Кузбасса, кемеровчан
1
4н
28
Хозяйственная деятельность человека в городе
1
Апрель
1н
29
Кемерово – центр химической промышленности
1
2н
30
Учебные заведения города
1
3н
31
Музеи и театры города
1
4н
32
Выдающиеся люди - уроженцы города
1
Май
1н
33
Экскурсия по бульвару Строителей
1
2н
34
Экскурсия по микрорайону «Шалготарьян»
1
3н