Напоминание

Формирование УУД во внеурочное время


Автор: Хобоцкая Светлана Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 33 имени Алексея Владимировича Бобкова"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Программа "Я в жизни моего города"
Тема: Формирование УУД во внеурочное время
Дата публикации: 09.07.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование УУД во внеурочное время на примере разработки

программы внеурочной деятельности

«Я в жизни моего города»

Исполнитель:

Х

обоцкая Светлана Борисовна,

учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 33» имени Алексея

Владимировича Бобкова,

г. Кемерова

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………….2

2. Ожидаемые результаты.…………………………………………………4

3. Содержание учебного материала ………………………………………7

4. Учебно-методическое обеспечение…………………………………….9

5. Учебно-тематическое планирование ………………………………….10

6. Литература……………………………………………………………….11

7. Приложение. Календарно-тематическое планирование……………....12

Пояснительная записка

Программа «Я в жизни моего города» призвана познакомить учащихся с

исторической,

культурной

и

экономической

жизнью

города;

способствовать

восприятию

детьми

городских

объектов

и

уголков

как

«знаков»,

символов

определенной исторической эпохи, а себя воспринимать как пользователей и

хранителей

богатого

наследия,

созданного

предшествующими

поколениями.

Воспитывать

экологическую

культуру

и

проявлять

ее

в

нравственно

обоснованном поведении.

Программа составлена на основе программы Соловьева Л.И. «Программа

изучения города».

Целью курса является формирование у школьников общих представлений об

основах этапах развития города, для того чтобы лучше подготовить учащихся к

выполнению

будущих

социальных

ролей

потребителя,

производителя,

гражданина.

Реализация

поставленной

цели

осуществляется

при

решении

следующих

задач:

1. Продолжить формирование познавательного интереса у детей к изучению

своего города, предоставив каждому ребенку возможность «соприкоснуться с

прошлым» на примере отдельных городских памятников.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) известных

памятников города Кемерово, для чего необходимо расширить имеющийся у них

опыт

элементарными

знаниями:

о

важнейших

периодах

формирования

кемеровского

наследия;

-

о

конкретных

памятниках,

являющихся

«знаками»,

символами определенной эпохи, раскрывающими одну из особенностей города

как исторического или экономического или художественно-культурного центра.

3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений,

необходимых им в учебной и повседневной жизни.

4. Понимать необходимость соблюдения горожанами правил поведения.

5.

Воспитывать

бережливость,

аккуратность,

ответственность;

развивать

умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

6. «Использовать» культурный потенциал города в реальной жизни

(посещение музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.).

Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания

данной программы расширяются знания, полученные школьниками при изучении

учебных курсов обществознания, истории, литературы, технологии, математики

географии и др.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия строятся на

сочетании

индивидуальной

работы

и

групповой.

Программа

рассчитана

на

проведение теоретических и практических занятий, деловых игр, создание и

защита проектов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит

через выполнение практических заданий, участие в играх, создание проектов.

Преподавание курса рассчитано на 34 часа для учащихся 5 класса (1 час в

неделю).

Ожидаемые результаты:

1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся .

2. Рост самостоятельности учащихся во время работы на уроке и выполнения

домашней работы.

3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе,

этнографии, краеведению, географии .

4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса.

5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся

Формы подведения итогов и реализации программы - занимательные

упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения,

составление карт, эссе);

- индивидуальное моделирование и конструирование;

- анализ источников информации - подготовка и защита учащимися проектов,

рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Результатом исследовательской деятельности является:

- участие в заседаниях научного общества по предмету;

- участие в школьной научно-практической конференции, конкурсах.

Личностные результаты: -

осознание целостности природы, эмоционально- ценностное отношение к

окружающей среде;

- освоение возможностей своего участия в жизни города;

- осознание необходимости бережного отношения к памятникам наследия;

соблюдения правил поведения в общественном месте;

- овладение системой географических знаний;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента

научной картины мира.

Метапредметне результаты:

Регулятивные УУД:

- высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать

выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- работать по плану, соотнося действия с целью, производить корректировку и

рефлексию деятельности;

- высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать

выводы.

Познавательные УУД:

- познавательный интерес;

- умение вести наблюдение;

- овладение практическими умениями по использованию приборов

;

- умение организовать свою деятельность;

- умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выбирать

средства для реализации цели.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,

исполнителя);

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах

поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни

человека;

- оценивать правильность поведения людей в природе;

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии;

- использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для

объяснения образования горных пород;

- умение моделировать и владеть практическими умениями по измерению

направления ветра, определения температуры, количества осадков;

-

овладение

основными

навыками

нахождения

и

использования

географической информации

.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Природные условия города

8

8

-

2.

История основания города

6

6

-

3.

Символика города

2

2

-

4.

«Что ни город - то норов»

4

3

1

5.

«Есть город, который мне снится во

сне…»

7

7

-

6.

Кемерово – промышленный и

культурный центр Сибири

7

5

2

Итого

34

31

3

Содержание

Раздел 1. Природные условия города

(8 ч.

)

Место, на котором вырос город. Географическая широта и долгота города

Кемерово.

Высота

над

уровнем

моря.

Геологическое

строение,

рельеф,

почвы,

водоемы, климат, растительный и животный мир окружающей город территории.

Экологическое состояние окружающей среды.

Основные понятия:

Географическая широта, географическая долгота, рельеф, климат, экология.

Раздел 2. История основания города (

6 ч.

)

Дата

основания

города.

Откуда

произошло

название.

Что

оно

означает.

Менялось ли оно в разные исторические периоды. Что послужило началом города.

Место основания города.

Основные понятия:

Краеведение, поселение, производственный центр.

Раздел 3. Символика города (

2 ч.

)

Флаг и герб города. Управление городом: мэр, городской Совет народных

депутатов.

Основные понятия:

Администрация, флаг, герб, мэр.

Раздел 4. «Что ни город - то норов» (

4 ч.

)

Изменения в облике центра города, района, в котором находится школа, живет

ребенок

Исторический

центр

города,

его

планировка

и

архитектура.

Городской

ландшафт. Проблемы города.

Основные понятия:

Бережливость, архитектура, экологическое поведение, ландшафт.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск

старых фотографий центральной части города, его памятников,

изучение планов

города.

Раздел 5. «Есть город, который мне снится во сне…» (

7ч.)

Кто из известных писателей и поэтов родился или был связан с городом. Какие

произведения

посвящены

городу.

Периоды

работы

над

ними.

Кто

из

местных

художников связал свое творчество с родным городом. Образ и действительность.

«Чувство города». «Душа города».

Основные понятия:

Поэзия, проза, художественный образ, вернисаж.

Раздел 6. Кемерово – промышленный и культурный центр Сибири (

7 ч.)

Индустриальное сердце Сибири. Край большой химии. Культурная столица

области.

Учебные

заведения

города.

Жизнь

современных

горожан:

права

и

обязанности, повседневная жизнь, развлечения и отдых.

Основные понятия:

Общественное

разделение

труда,

специализация,

химическая

и

угольная

промышленность, профессия, Вуз, театр, музей

Практическая

работа: ознакомление

с

информацией

в

сети

Интернет,

экскурсии по бульвару Строителей, по микрорайону «Шалготарьян».

Учебно - методическое обеспечение

выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных

мероприятий,

материалы для оформления и творчества детей,

наличие канцелярских принадлежностей,

географические карты, атласы, глобусы, коллекция минералов и горных пород,

аудиоматериалы и видеотехника,

компьютеры

телевизор, проектор, экран и др.

Учебно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 5-х классах

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Место, на котором вырос город.

1

2

Рельеф г. Кемерово

1

3

Почвы и геологическое строение

1

4

Водоемы. Характеристика реки Томи

1

5

Экологическое состояние водоемов

1

6

Климатические особенности г. Кемерово

1

7

Естественные и культурные насаждения г. Кемерово

1

8

Животный мир окрестностей города

1

9

Первые поселения города

1

10

Время основания города

1

11

Название города

1

12

Место основания города

1

13

Основные функции города

1

14

Дальнейший рост города

1

15

Флаг и герб города.

1

16

Управление городом

1

17

Изменения в облике центра города, района, в котором

находится школа, живет ребенок (отбор объектов по

усмотрению учителя).

1

18

Проблемы города, горожан

1

19

Город с высоты птичьего полета

1

20

Город глазами пешехода

1

21

Образ города в художественной литературе

1

22

Стихи и песни о городе

1

23

Образ города в изобразительном искусстве

1

24

Душа города

1

25

Топонимика города

1

26

Связь города Кемерово с другими городами мира

1

27

Традиции и обычаи жителей Кузбасса, кемеровчан

1

28

Хозяйственная деятельность человека в городе

1

29

Кемерово – центр химической промышленности

1

30

Учебные заведения города

1

31

Музеи и театры города

1

32

Выдающиеся люди - уроженцы города

1

33

Экскурсия по бульвару Строителей

34

Экскурсия по микрорайону «Шалготарьян»

Литература

1. Учебник: Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Природа «Скиф –

Кузбасс», Кемерово, 2006

2. Учебник: Соловьев, Л.И. География Кемеровской области. Экономика

«Скиф – Кузбасс», Кемерово, 2009

3. Соловьев, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области для 6 –

10 классов Кемерово, 2003

4. Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса. Кемерово, 2008

5. Соловьев, Л.И. Беседы по краеведению Кузбасса. КРИПК и ПРО, Кемерово,

2010

6. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры. КРИПК и ПРО, Кемерово, 2004

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 5-х

классах

«Я в жизни моего города»

№ занятия

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Место, на котором вырос город.

1

Сентябрь

2

Рельеф г. Кемерово

1

3

Почвы и геологическое строение

1

4

Водоемы. Характеристика реки Томи

1

5

Экологическое состояние водоемов

1

Октябрь

6

Климатические особенности г. Кемерово

1

7

Естественные и культурные насаждения г. Кемерово

1

8

Животный мир окрестностей города

1

9

Первые поселения города

1

10

Время основания города

1

Ноябрь

11

Название города

1

12

Место основания города

1

13

Основные функции города

1

Декабрь

14

Дальнейший рост города

1

15

Флаг и герб города.

1

16

Управление городом

1

17

Изменения в облике центра города, района, в

котором находится школа, живет ребенок (отбор

объектов по усмотрению учителя).

1

5н/ Январь

18

Проблемы города, горожан

1

19

Город с высоты птичьего полета

1

20

Город глазами пешехода

1

Февраль

21

Образ города в художественной литературе

1

22

Стихи и песни о городе

1

23

Образ города в изобразительном искусстве

1

24

Душа города

1

Март

25

Топонимика города

1

26

Связь города Кемерово с другими городами мира

1

27

Традиции и обычаи жителей Кузбасса, кемеровчан

1

28

Хозяйственная деятельность человека в городе

1

Апрель

29

Кемерово – центр химической промышленности

1

30

Учебные заведения города

1

31

Музеи и театры города

1

32

Выдающиеся люди - уроженцы города

1

Май

33

Экскурсия по бульвару Строителей

1

34

Экскурсия по микрорайону «Шалготарьян»

1



В раздел образования