Автор: Пономарева Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №58
Населённый пункт: город Озерск Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Значение ролевой игры в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Значение ролевой игры в жизни дошкольника»
Жизнь современного дошкольника богата на образы мультсериалов, телефильмов и
компьютерных игр. Дошкольники «влюбляются» в понравившихся им персонажей, и, не
редко, эти кумиры влияют на их социализацию. Они хотят во всем быть похожими на
своих любимых героев. Все игры и действия ребенка строятся на любимом персонаже.
Однако любой образ современного теле или компьютерного мира не несет в себе
социализации так необходимой любому дошкольнику.
Перед педагогами и родителями встает трудная задача, как познакомить ребенка с
сюжетно-ролевой игрой, не ориентированной на любимого персонажа, как социализировать
ребенка в современном мире.
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как «ненастоящая»,
но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой-либо
материальной пользой. Одной из форм игровой деятельности является сюжетно-
ролевая игра. Через такую игру ребенок познает мир, учится общению. Через игру
ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то
его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-
за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились
представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и
давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.
Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-
матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный
запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его
в математике, например во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три
красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит
конфеты в два пакета поровну.
Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по
зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В
ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как
ухаживать за ними. Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является
неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не
только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает
показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае,
игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира,
и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны,
такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со
сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения.
Если ребенок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей,
не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните,
как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребенок лишь
отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем
поведении не было отрицательных моментов.
Ну и, конечно же, игры в летчика, продавца, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте
правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.
Используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например,
играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты».
Есть пациенты, медсестры. Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут
же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий
сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в
игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются
сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.
Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами
сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях
парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску,
маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и
пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.
К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре,
объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями,
неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя,
гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).
Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место
в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы»
им дали роль», третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!
Сюжетно-ролевая игра очень важна для дошкольника, так как является одной из
ведущих в становлении личности ребенка, в его «социализации», в его восприятии мира!
Только от родителей и педагогов зависит то, какие образы будут приоритетными
в жизни ребенка!