Напоминание

Консультация для родителей "Значение ролевой игры в жизни дошкольника"


Автор: Пономарева Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №58
Населённый пункт: город Озерск Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Значение ролевой игры в жизни дошкольника"
Дата публикации: 09.07.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Значение ролевой игры в жизни дошкольника»

Жизнь современного дошкольника богата на образы мультсериалов, телефильмов и

компьютерных игр. Дошкольники «влюбляются» в понравившихся им персонажей, и, не

редко, эти кумиры влияют на их социализацию. Они хотят во всем быть похожими на

своих любимых героев. Все игры и действия ребенка строятся на любимом персонаже.

Однако любой образ современного теле или компьютерного мира не несет в себе

социализации так необходимой любому дошкольнику.

Перед педагогами и родителями встает трудная задача, как познакомить ребенка с

сюжетно-ролевой игрой, не ориентированной на любимого персонажа, как социализировать

ребенка в современном мире.

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как «ненастоящая»,

но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой-либо

материальной пользой. Одной из форм игровой деятельности является сюжетно-

ролевая игра. Через такую игру ребенок познает мир, учится общению. Через игру

ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то

его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-

за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились

представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и

давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.

Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-

матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный

запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.

Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его

в математике, например во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три

красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит

конфеты в два пакета поровну.

Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по

зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В

ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как

ухаживать за ними. Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является

неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не

только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает

показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае,

игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира,

и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны,

такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со

сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения.

Если ребенок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей,

не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните,

как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребенок лишь

отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем

поведении не было отрицательных моментов.

Ну и, конечно же, игры в летчика, продавца, шофера, моряка и многие другие. Усложняйте

правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.

Используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например,

играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты».

Есть пациенты, медсестры. Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.

Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут

же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий

сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в

игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются

сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.

Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами

сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях

парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску,

маникюре. В конце игры пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и

пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.

К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре,

объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями,

неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя,

гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).

Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место

в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы»

им дали роль», третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!

Сюжетно-ролевая игра очень важна для дошкольника, так как является одной из

ведущих в становлении личности ребенка, в его «социализации», в его восприятии мира!

Только от родителей и педагогов зависит то, какие образы будут приоритетными

в жизни ребенка!



В раздел образования