Напоминание

Методы и приёмы лингвистической работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку


Автор: Усик Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа № 176 г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы лингвистической работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Дата публикации: 09.07.2019
Раздел: среднее образование





Назад




"Методы и приёмы лингвистической работы при подготовке учащихся к

ЕГЭ по русскому языку".

Усик Светлана Владимировна, учитель высшей категории.

Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает, что в

целом у учащихся сформированы основные предметные компетенции:

-лингвистическая

(элементарный

лингвистический

анализ

языковых

явлений);

-языковая (практическое владение русским языком);

-коммуникативная.

Однако существует ряд разделов, недостаточно хорошо усвоенных

учащимися. Это разделы морфологии, синтаксиса и пунктуации, разделы

речеведения,

связанные

с

интерпретацией

содержания

текста.

Причиной

является несформированность понятийного аппарата, недостаточные навыки

аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики

анализа языковых явлений.

Наиболее низкие результаты экзаменуемые показывают при выполнений

заданий, связанных с анализом крупных языковых единиц. Это говорит о

низкой сформированности лингвистической компетенции по морфологии и

синтаксису.

В 9 классе ребята заканчивают изучение систематического курса русского

языка и сдают экзамен в формате ГИА. Считаю, что в 10-11 классе, а в идеале

и

раньше

нужно

строить

процесс

обучения

русскому

языку

на

основе

коммуникативного

принципа,

чтобы

наглядно

показать

связи

между

явлениями языка, реализовать условия для восприятия грамматических норм

в их естественном единстве. Для того чтобы повысить качество знаний по

данным

разделам

русского

языка,

нужно

повысить

лингвистическую

подготовку

учащихся.

Существует

следующая

закономерность:

«Знания

усваиваются успешнее, если они структурированы».

На своих уроках я реализую технологию укрупнения дидактических

единиц, предложенную П.М. Эрдниевым и А.К. Артёмовым, формирую у

учащихся навык обобщенного способа действия. Это снижает нагрузку на

память,

способствует

формированию

лингвистической,

языковой

и

коммуникативной компетенции.

Рассмотрим,

как

можно

улучшить

изучение

разделов

«Морфология»,

«Синтаксис. Пунктуация».

Раздел "Морфология" отсутствует в программах как в 10, так и в 11

классе. Следовательно, учителям нужно включить повторение частей речи в

систему уроков по орфографии самостоятельно, т. е. работу по орфографии

вести на грамматической основе в 10 классе.

Обычно по программе на раздел " Синтаксис. Пунктуация" отводится 6

часов в 10 классе и 40 часов в 11 классе (Программа Раман Т. В. к пособию

для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е.

Крючкова,

Л.

А.

Чешко).

При

таком

подходе

разделы

синтаксиса

и

пунктуации

оставлены

на

11

класс,

в

результате

не

происходит

полной

отработки

данных

тем.

Значит,

единственный

путь

повысить

качество

обученности учащихся по синтаксису и пунктуации - включать их изучение в

курс 10 класса.

Перейдём к анализу заданий.

В 10 классе регулярно провожу на уроках полный синтаксический

разбор предложений с определением частей речи(всех или выборочно) и их

роли в предложении.

При этом успех будет достигнут при условии того, что предложения будут

отражать разные языковые явления, а работа будет проводиться в системе.

Пример предложений для синтаксического разбора при изучении

имени существительного:

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Да, но это счастье казначея, прибравшего к рукам общую кассу.

Миллион лет понадобится Земле для развития.

Задание по морфологии: определить как часть речи выделенные

слова.

Задание по синтаксису и пунктуации: расставить знаки препинания,

объяснить их постановку. Охарактеризовать выделенные слова как члены

предложения.

Пример предложений для разбора при повторении темы «Наречие»:

Он хотел бежать быстрее , но ничего не получалось: ноги не слушались

его

К сожалению, он плохо говорит по-русски.

Как плохо, что сегодня не суббота.

Он выше (прил.) меня.

Он прыгнул выше (нар.), чем я.

Задание

1:

выделить

грамматическую

основу,

составить

схему

предложений, определить часть речи выделенных слов.

Задание 2: выписать словосочетания, указать вид связи.

Проанализировать предложения, сделать вывод:

-Вопрос к наречию задаём только от глагола;

-В безличном предложении наречия нет, такая часть речи называется

словом категории состояния.

-Словосочетание

с

зависимым

словом

наречием

всегда

связаны

примыканием.

Постепенно

на

уроках

вырабатываются

основные

общеучебные

компетенции.

Приведу пример предложений для синтаксического анализа при изучении

темы

«Морфемика.

Словообразование».

Текст

диктуется,

задания

к

нему

записываем на уроке, выполняют учащиеся дома. На следующем уроке -

проверка.

Задание по словообразованию: указать способ образования выделенных слов.

Задание по морфологии: указать разряд местоимения.

Задание по синтаксису: сделать синтаксический разбор предложений .

1)Я

вошёл

в

кабину,

меня

усадили

в

кресло, бесшумно( прист-суф)

захлопнули люк.(БСП,1-двусост, 2-Односост.,неопр-л.)

2)Я остался наедине (прист. -суф.) с приборами, освещёнными не дневным

солнечным светом, а искусственным.( Прост, осл .обособл. опр.)

(3)Вот

убрали

железные

фермы,

и

наступила

тишина.(ССП,

1 -

односост,неопр-л.,2-двусост)

4)Взгляд мой остановился на часах.

5)Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени.

6)Я услышал свист и нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль

задрожал

(прист.)

всем

своим

корпусом

и медленно(суффикс.),

очень

медленно

оторвался

от

стартового

устройства(суффикс.).

(СПП

с

прид.

изъясн.)

7)Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта

(сложение),

но

в

нём

было

множество

новых

музыкальных

оттенков

и

тембров.(СП с разн. видами связи: сочинит. и подчинит. Придат. опред.)

8)Могучие двигатели (суффикс.) ракет создавали музыку будущего( переход

из

одной

части

речи

в

другую),

наверное,

ещё

более

волнующую

и

прекрасную,

чем

величайшие

творения прошлого(

переход).(Прост,

осл.вводным словом и сравнит оборотом)

9)С

Землёй

я

поддерживал

радиосвязь

и

слышал

голоса

товарищей,

работавших (суффикс.) на радиостанциях, настолько отчётливо (суффикс.),

как если бы они находились рядом.(СПП с прид обст.степени)

10)Лучшие

умы

человечества

прокладывали нелёгкий

тернистый

путь

к

звёздам.(Простое с несогласованными определениями)

11)Полёт 12 апреля 1961 года- первые семимильные шаги на этом нелёгком

пути.(Простое)

При выполнении подобных заданий вырабатываются лингвистическая

и языковая компетенции, повышается качество выполнения заданий

ЕГЭ.

Приведу пример задания при

повторении

темы " Н и НН в суффиксах

разных частей речи":

Составьте

и

запишите

словосочетания

или

предложения,

у

которых

различаются

написанием

слова.

Указажите

способы

связи

слов

в

составленных словосочетаниях:

Уверено-уверенно

Предано-преданно

Приближено-приближённо

Совершено-совершенно

Вырабатываются

лингвистическая

и

языковая

компетенции:

умение

отличать

наречие

от

краткого

причастия,

конструирование

предложений.

Рассмотрим примеры заданий для усвоения темы «Знаки препинания в

предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с

членами

предложения».

Причина

плохого

усвоения

данной

темы

-

неоднородность

и

многочисленность

группы

вводных

слов

и

вставных

конструкций.

Предлагаю воспользоваться приёмом структурирования. Сначала повторяем

группы

вводных

слов.

Затем

записываем

слова,

никогда

не

являющиеся

вводными. На 3 этапе работаем со словами, которые могут быть членами

предложения и вводными словами. Особое внимание следует обратить на

слова однако, кажется.

Для того чтобы выработать обобщённый способ действия при выполнении

данного

тестового

задания,

предлагаю

проанализировать

данные

предложения:

1)Иногда придёт мысль, которая кажется верной, но боишься поверить ей.

2)Однако потом видишь, что та мысль, которая, быть может, и странная, на

самом деле самая простая истина.

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.

Сделать вывод: вводное слово можно исключит из предложения без потери

смысла.

Задания, проверяющие умение учащихся ставить знаки препинания в

простом и сложном предложении, также являются сложными для учащихся.

При подготовке к выполнению задания предлагаю снять напряжение при

повторении

постановки

знаков

препинания

следующим

образом.

Нужно

показать

ребятам

обобщённую

схему

постановки

запятых

при

повторяющихся союзах, а затем её разукрупнить.

Итак, рисуем схему с однородными членами предложения:

[ О, О, О, О ]

Нумеруем однородные члены:

[ О1, О2, О3, О4 ]

Говорим, что запятая ставится после 1 однородного члена предложения, если

их больше 2.

Затем подставляем союзы и получаем варианты данной схемы:

[ О1 ,и О2,и О3,и О4]

[и О1, и О2,и О3,и О4].

Подставляем союзы или, либо, да, то и делаем аналогичный вывод. Данный

приём

помогает

выработать

языковую

компетенцию,

сформировать

практический навык владения языком.

Для отработки нужно взять предложения из теста ЕГЭ.

Перейдём к заданиям по морфологии. Задания желательно проводить в

комплексе на основе глубокого анализа предложений. Для решения данной

проблемы

нужна

последовательная

работа

по

комплексному

повторению.

Особенно

тяжело

учащиеся

справляются

с

разграничением

союзов

и

местоимений, производных предлогов и самостоятельных частей речи. Я

провожу на уроках короткие 2-3 минутные диктовки по принципу игры "

Веришь- не веришь".Учащиеся должны ставить номер и +( если согласны с

утверждением), - ( если не согласны).

Их

можно

делать

как

узко

тематическими

(1-2

части

речи),

так

и

обобщёнными.

Пример диктовки по теме " Местоимение":

1.ЕГО- возвратное местоимение 1.-

2.ИХ- личное 2.+, иногда притяжательное

3.ЛЮБОЙ-определительное 3.+

4.СВОЕГО-относительное 4.-

Пример диктовки на определение нескольких частей речи:

1.КОТОРЫЙ - опред. местоимение 1.-

2.КОГДА-ТО-неопр.местоимение 2.-

3.ВОКРУГ НИХ - наречие и местоимение 3.-

4.ДВАЖДЫ - наречие 4. +

5.КРАСОТА -отвлечённое сущ. 5.+

6.ТОЛЬКО - частица 6.+

Проведение

таких

диктантов

способствует

формированию

лингвистической и

языковой компетенции, что ведёт к повышению

знаний учащихся.

Трудно сти

возникают

с

определением

синтаксиче ской

роли

существительного в некоторых случаях. Можно выполнить сравнительный

анализ предложений, двигаясь от простого к сложному.

1. Наша Земля-это шар.

2. Кто это сказал?

3. Наша Земля, шар, плывёт по неведомым океанам Вселенной.

Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, выяснить, чем выражены

подлежащее и сказуемое.

Сделать вывод: Имя существительное выступает как приложение, если в

предложении есть сказуемое, выраженное глаголом.

-Выписать частицу (это в 1 предложении)

-Выписать все местоимения, определить разряд ( наша- притяж., кто-

вопросит., это -указат. во 2 предложении)

Для повышения качества выполнения заданий на уроках использую приём

комплексного повторения, основной принцип которого- лучше меньше, да

лучше. Нужно составлять предложения, на основе которых проводить разные

виды лингвистического анализа. Запишем 2 предложения:

1. Выражение его лица было страшно.( кр.прил.,суффикс. способ с помощью

Н)

2.

Ему

стало

страшно.(

кат.

сост,

односост,

безл.,

суффикс.

способ

с

помощью О)

Задания:

а)Определить

способ

образования

слова страшно в обоих предложениях,

часть речи и роль в предложении.

б) Выписать словосочетание из 1 предложения, определить вид связи.

Его лица-примыкание.

в) Определить вид односоставного предложения.

Подготовка к выполнению задания 25 « Художественные средства» должна

начинаться не в старших классах, а начиная с 5 класса, при этом важную роль

должны

играть

как

уроки

русского

языка,

так

и

литературы.

Учебники

отвечают этим требованиям, нужно только самим учителям включать анализ

художественных средств наряду с другими видами анализа в уроки. В 10-11

классах нужно обратиться к публицистическим текстам, расширить знания

учащихся о способах выразительности, систематизировать и закрепить их.

Проблемы повышения качества обучения решаемы, нужно только вести

работу комплексно.



В раздел образования