Автор: Усик Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Школа № 176 г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы лингвистической работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование
"Методы и приёмы лингвистической работы при подготовке учащихся к
ЕГЭ по русскому языку".
Усик Светлана Владимировна, учитель высшей категории.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает, что в
целом у учащихся сформированы основные предметные компетенции:
-лингвистическая
(элементарный
лингвистический
анализ
языковых
явлений);
-языковая (практическое владение русским языком);
-коммуникативная.
Однако существует ряд разделов, недостаточно хорошо усвоенных
учащимися. Это разделы морфологии, синтаксиса и пунктуации, разделы
речеведения,
связанные
с
интерпретацией
содержания
текста.
Причиной
является несформированность понятийного аппарата, недостаточные навыки
аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики
анализа языковых явлений.
Наиболее низкие результаты экзаменуемые показывают при выполнений
заданий, связанных с анализом крупных языковых единиц. Это говорит о
низкой сформированности лингвистической компетенции по морфологии и
синтаксису.
В 9 классе ребята заканчивают изучение систематического курса русского
языка и сдают экзамен в формате ГИА. Считаю, что в 10-11 классе, а в идеале
и
раньше
нужно
строить
процесс
обучения
русскому
языку
на
основе
коммуникативного
принципа,
чтобы
наглядно
показать
связи
между
явлениями языка, реализовать условия для восприятия грамматических норм
в их естественном единстве. Для того чтобы повысить качество знаний по
данным
разделам
русского
языка,
нужно
повысить
лингвистическую
подготовку
учащихся.
Существует
следующая
закономерность:
«Знания
усваиваются успешнее, если они структурированы».
На своих уроках я реализую технологию укрупнения дидактических
единиц, предложенную П.М. Эрдниевым и А.К. Артёмовым, формирую у
учащихся навык обобщенного способа действия. Это снижает нагрузку на
память,
способствует
формированию
лингвистической,
языковой
и
коммуникативной компетенции.
Рассмотрим,
как
можно
улучшить
изучение
разделов
«Морфология»,
«Синтаксис. Пунктуация».
Раздел "Морфология" отсутствует в программах как в 10, так и в 11
классе. Следовательно, учителям нужно включить повторение частей речи в
систему уроков по орфографии самостоятельно, т. е. работу по орфографии
вести на грамматической основе в 10 классе.
Обычно по программе на раздел " Синтаксис. Пунктуация" отводится 6
часов в 10 классе и 40 часов в 11 классе (Программа Раман Т. В. к пособию
для занятий по русскому языку в старших классах В. Ф. Грекова, С. Е.
Крючкова,
Л.
А.
Чешко).
При
таком
подходе
разделы
синтаксиса
и
пунктуации
оставлены
на
11
класс,
в
результате
не
происходит
полной
отработки
данных
тем.
Значит,
единственный
путь
повысить
качество
обученности учащихся по синтаксису и пунктуации - включать их изучение в
курс 10 класса.
Перейдём к анализу заданий.
В 10 классе регулярно провожу на уроках полный синтаксический
разбор предложений с определением частей речи(всех или выборочно) и их
роли в предложении.
При этом успех будет достигнут при условии того, что предложения будут
отражать разные языковые явления, а работа будет проводиться в системе.
Пример предложений для синтаксического разбора при изучении
имени существительного:
Он порча, он чума, он язва здешних мест.
Да, но это счастье казначея, прибравшего к рукам общую кассу.
Миллион лет понадобится Земле для развития.
Задание по морфологии: определить как часть речи выделенные
слова.
Задание по синтаксису и пунктуации: расставить знаки препинания,
объяснить их постановку. Охарактеризовать выделенные слова как члены
предложения.
Пример предложений для разбора при повторении темы «Наречие»:
Он хотел бежать быстрее , но ничего не получалось: ноги не слушались
его
К сожалению, он плохо говорит по-русски.
Как плохо, что сегодня не суббота.
Он выше (прил.) меня.
Он прыгнул выше (нар.), чем я.
Задание
1:
выделить
грамматическую
основу,
составить
схему
предложений, определить часть речи выделенных слов.
Задание 2: выписать словосочетания, указать вид связи.
Проанализировать предложения, сделать вывод:
-Вопрос к наречию задаём только от глагола;
-В безличном предложении наречия нет, такая часть речи называется
словом категории состояния.
-Словосочетание
с
зависимым
словом
наречием
всегда
связаны
примыканием.
Постепенно
на
уроках
вырабатываются
основные
общеучебные
компетенции.
Приведу пример предложений для синтаксического анализа при изучении
темы
«Морфемика.
Словообразование».
Текст
диктуется,
задания
к
нему
записываем на уроке, выполняют учащиеся дома. На следующем уроке -
проверка.
Задание по словообразованию: указать способ образования выделенных слов.
Задание по морфологии: указать разряд местоимения.
Задание по синтаксису: сделать синтаксический разбор предложений .
1)Я
вошёл
в
кабину,
меня
усадили
в
кресло, бесшумно( прист-суф)
захлопнули люк.(БСП,1-двусост, 2-Односост.,неопр-л.)
2)Я остался наедине (прист. -суф.) с приборами, освещёнными не дневным
солнечным светом, а искусственным.( Прост, осл .обособл. опр.)
(3)Вот
убрали
железные
фермы,
и
наступила
тишина.(ССП,
1 -
односост,неопр-л.,2-двусост)
4)Взгляд мой остановился на часах.
5)Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени.
6)Я услышал свист и нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль
задрожал
(прист.)
всем
своим
корпусом
и медленно(суффикс.),
очень
медленно
оторвался
от
стартового
устройства(суффикс.).
(СПП
с
прид.
изъясн.)
7)Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта
(сложение),
но
в
нём
было
множество
новых
музыкальных
оттенков
и
тембров.(СП с разн. видами связи: сочинит. и подчинит. Придат. опред.)
8)Могучие двигатели (суффикс.) ракет создавали музыку будущего( переход
из
одной
части
речи
в
другую),
наверное,
ещё
более
волнующую
и
прекрасную,
чем
величайшие
творения прошлого(
переход).(Прост,
осл.вводным словом и сравнит оборотом)
9)С
Землёй
я
поддерживал
радиосвязь
и
слышал
голоса
товарищей,
работавших (суффикс.) на радиостанциях, настолько отчётливо (суффикс.),
как если бы они находились рядом.(СПП с прид обст.степени)
10)Лучшие
умы
человечества
прокладывали нелёгкий
тернистый
путь
к
звёздам.(Простое с несогласованными определениями)
11)Полёт 12 апреля 1961 года- первые семимильные шаги на этом нелёгком
пути.(Простое)
При выполнении подобных заданий вырабатываются лингвистическая
и языковая компетенции, повышается качество выполнения заданий
ЕГЭ.
Приведу пример задания при
повторении
темы " Н и НН в суффиксах
разных частей речи":
Составьте
и
запишите
словосочетания
или
предложения,
у
которых
различаются
написанием
слова.
Указажите
способы
связи
слов
в
составленных словосочетаниях:
Уверено-уверенно
Предано-преданно
Приближено-приближённо
Совершено-совершенно
Вырабатываются
лингвистическая
и
языковая
компетенции:
умение
отличать
наречие
от
краткого
причастия,
конструирование
предложений.
Рассмотрим примеры заданий для усвоения темы «Знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами
предложения».
Причина
плохого
усвоения
данной
темы
-
неоднородность
и
многочисленность
группы
вводных
слов
и
вставных
конструкций.
Предлагаю воспользоваться приёмом структурирования. Сначала повторяем
группы
вводных
слов.
Затем
записываем
слова,
никогда
не
являющиеся
вводными. На 3 этапе работаем со словами, которые могут быть членами
предложения и вводными словами. Особое внимание следует обратить на
слова однако, кажется.
Для того чтобы выработать обобщённый способ действия при выполнении
данного
тестового
задания,
предлагаю
проанализировать
данные
предложения:
1)Иногда придёт мысль, которая кажется верной, но боишься поверить ей.
2)Однако потом видишь, что та мысль, которая, быть может, и странная, на
самом деле самая простая истина.
Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.
Сделать вывод: вводное слово можно исключит из предложения без потери
смысла.
Задания, проверяющие умение учащихся ставить знаки препинания в
простом и сложном предложении, также являются сложными для учащихся.
При подготовке к выполнению задания предлагаю снять напряжение при
повторении
постановки
знаков
препинания
следующим
образом.
Нужно
показать
ребятам
обобщённую
схему
постановки
запятых
при
повторяющихся союзах, а затем её разукрупнить.
Итак, рисуем схему с однородными членами предложения:
[ О, О, О, О ]
Нумеруем однородные члены:
[ О1, О2, О3, О4 ]
Говорим, что запятая ставится после 1 однородного члена предложения, если
их больше 2.
Затем подставляем союзы и получаем варианты данной схемы:
[ О1 ,и О2,и О3,и О4]
[и О1, и О2,и О3,и О4].
Подставляем союзы или, либо, да, то и делаем аналогичный вывод. Данный
приём
помогает
выработать
языковую
компетенцию,
сформировать
практический навык владения языком.
Для отработки нужно взять предложения из теста ЕГЭ.
Перейдём к заданиям по морфологии. Задания желательно проводить в
комплексе на основе глубокого анализа предложений. Для решения данной
проблемы
нужна
последовательная
работа
по
комплексному
повторению.
Особенно
тяжело
учащиеся
справляются
с
разграничением
союзов
и
местоимений, производных предлогов и самостоятельных частей речи. Я
провожу на уроках короткие 2-3 минутные диктовки по принципу игры "
Веришь- не веришь".Учащиеся должны ставить номер и +( если согласны с
утверждением), - ( если не согласны).
Их
можно
делать
как
узко
тематическими
(1-2
части
речи),
так
и
обобщёнными.
Пример диктовки по теме " Местоимение":
1.ЕГО- возвратное местоимение 1.-
2.ИХ- личное 2.+, иногда притяжательное
3.ЛЮБОЙ-определительное 3.+
4.СВОЕГО-относительное 4.-
Пример диктовки на определение нескольких частей речи:
1.КОТОРЫЙ - опред. местоимение 1.-
2.КОГДА-ТО-неопр.местоимение 2.-
3.ВОКРУГ НИХ - наречие и местоимение 3.-
4.ДВАЖДЫ - наречие 4. +
5.КРАСОТА -отвлечённое сущ. 5.+
6.ТОЛЬКО - частица 6.+
Проведение
таких
диктантов
способствует
формированию
лингвистической и
языковой компетенции, что ведёт к повышению
знаний учащихся.
Трудно сти
возникают
с
определением
синтаксиче ской
роли
существительного в некоторых случаях. Можно выполнить сравнительный
анализ предложений, двигаясь от простого к сложному.
1. Наша Земля-это шар.
2. Кто это сказал?
3. Наша Земля, шар, плывёт по неведомым океанам Вселенной.
Задание: Подчеркнуть грамматическую основу, выяснить, чем выражены
подлежащее и сказуемое.
Сделать вывод: Имя существительное выступает как приложение, если в
предложении есть сказуемое, выраженное глаголом.
-Выписать частицу (это в 1 предложении)
-Выписать все местоимения, определить разряд ( наша- притяж., кто-
вопросит., это -указат. во 2 предложении)
Для повышения качества выполнения заданий на уроках использую приём
комплексного повторения, основной принцип которого- лучше меньше, да
лучше. Нужно составлять предложения, на основе которых проводить разные
виды лингвистического анализа. Запишем 2 предложения:
1. Выражение его лица было страшно.( кр.прил.,суффикс. способ с помощью
Н)
2.
Ему
стало
страшно.(
кат.
сост,
односост,
безл.,
суффикс.
способ
с
помощью О)
Задания:
а)Определить
способ
образования
слова страшно в обоих предложениях,
часть речи и роль в предложении.
б) Выписать словосочетание из 1 предложения, определить вид связи.
Его лица-примыкание.
в) Определить вид односоставного предложения.
Подготовка к выполнению задания 25 « Художественные средства» должна
начинаться не в старших классах, а начиная с 5 класса, при этом важную роль
должны
играть
как
уроки
русского
языка,
так
и
литературы.
Учебники
отвечают этим требованиям, нужно только самим учителям включать анализ
художественных средств наряду с другими видами анализа в уроки. В 10-11
классах нужно обратиться к публицистическим текстам, расширить знания
учащихся о способах выразительности, систематизировать и закрепить их.
Проблемы повышения качества обучения решаемы, нужно только вести
работу комплексно.