Напоминание

"Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Константинова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Кунцевский"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 10.07.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья

Одна

из

актуальных

проблем

современной

педагогики

проблема

воспитания способности детей к творчеству. Задача формирования и развития

творческих

способностей

стоит

перед

учителями

и

воспитателями,

работающими с детьми младших групп, т.к. именно в этом возрасте у детей

закладываются

способы

учебной

работы,

умение

мыслить,

рассуждать,

творчески подходить к решению проблем. А особенно остро эта задача стоит

перед воспитателями, работающими в коррекционных группах, т.к. у детей с

глубокой интеллектуальной недостаточностью имеет место неравномерность

формирования

психических

функций,

при

которых

страдают

не

только

интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. У таких детей

повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность,

незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и

представлений,

бедный

словарь,

несформированность

навыков

интеллектуальной деятельности.

Одним

из

средств

формирования

способностей

детей

с

ОВЗ

к

творчеству

является

игра.

В

игре

проявляется

потребность

активно

участвовать в окружающей жизни. Игра – один из путей познания ими мира,

действительности.

В

игре

особенно

ярко

проявляются

и

формируются

эмоции детей с ОВЗ. Без интереса, переживаний, чувства удовлетворения,

удовольствия нет игры. Как только пропадает интерес к игровому действию,

разрушается и игра. Игра – вид деятельности, который никогда не может

строиться на принуждении, обязательности. Игры способствуют организации

детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре дети с

интеллектуальной недостаточностью чувствуют себя немножко выше того,

что они есть в действительности.

Для

успешного

обучения

и

воспитания

детей

с

ОВЗ

необходимо

пробудить

их

интерес к

занятиям,

мобилизовать

их

внимание

и

переключение

с

одного

вида деятельности на другой, активизировать их

деятельность

через

игры

(познавательные,

сюжетно-ролевые,

подвижные,

конструктивные, спортивные и др.).

Игровая деятельность выполняет очень важные функции для детей с

ОВЗ:

1

. Обучающая функция

позволяет

решить

конкретные

задачи

воспитания

и

обучения,

которые

направлены

на

усвоение

определённого

программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания

детей с ОВЗ;

2 . Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции

того, что в ней заложено и проявлено;

3 . Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-

положительного

тонуса,

развитию

двигательной

активности,

питает

ум

ребёнка

неожиданными

и

яркими

впечатлениями,

создаёт

благоприятную

почву

для

установления

эмоционального

контакта

между

взрослым

и

ребёнком;

4

. Психологическая

функция

состоит

в

развитии

творческих

способностей детей с ОВЗ;

5

. Коммуникативная функция

состоит

в

развитии

потребности

обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться

с

ними

и

устанавливать

на

этой

основе

дружеские

взаимоотношения,

проявлять речевую активность;

6 . Функция коррекции позволяет внесение позитивных изменений в

структуру личностных показателей;

7. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических

и

духовных

сил

детей

с

ОВЗ,

снятие

эмоционального

напряжения,

вызванного нагрузкой на нервную систему;

8

. Воспитательная

функция

- психотренинг

и

психокоррекция

проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Имея такое разнообразие функций можно сказать что:

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка.

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и

развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,

разум и творчество.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их

деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта,

биологического фонда.

Для

проведения

большинства

игр

не

нужно

специального

оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и

тогда всё, что окружает, - мебель, посуда, камешки и листики – может

превратиться в какие угодно сказочные элементы.

Выстраивая

коррекционную

работу

с

детьми

с интеллектуальной

недостаточностью достаточно

эффективным

методом

зарекомендовала

себя песочная игротерапия.

Игра

с

песком

как

процесс

развития

самосознания

ребенка

и

его

спонтанной «самотерапии» известен

с

древних

времен.

Сегодня

игра

с

песком

или песочная

терапия

становится

все

более

популярной

в

психологической,

в

психотерапевтической

и

педагогической

практике.

В песочнице создает ся

дополнительный

акцент

на

т а к т и л ь н у ю

чувствительность, «мануальный

интеллект» ребенка.

Поэтому

перенос

традиционных

обучающих

и

развивающих

заданий

в песочницу дает

дополнительный

эффект.

С

одной

стороны,

существенно

повышается

мотивация

ребенка

к

занятиям,

с

другой

стороны,

более

интенсивно

и

гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть,

что песок о бл а д а е т

у н и ка л ь н ы м

с в о й с т в ом «заземлять» негативную

психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и

гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Метод песочной терапии позволяет решать ряд проблем, возникающих

у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Песочная терапия

объединяет

массу

упражнений,

направленных

на

общую

релаксацию,

снятие

двигательных

стереотипов

и

судорожных

движений. В процессе песочной игры ребенок с ОВЗ имеет возможность

выразить

свои

самые

глубокие

эмоциональные

переживания,

он

освобождается

от

страхов,

и

пережитое

не

развивается

в

психическую

травму.

Задачи песочной терапии

согласуются

с

внутренним

стремлением

ребенка к самоактуализации.

В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением

для

развития

психики

детей

с

ОВЗ.

Во-первых,

они

стабилизируют

эмоциональное

состояние

таких

детей.

Во-вторых,

наряду

с

развитием

тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат

детей

с

ОВЗ

прислушиваться

к

себе

и

проговаривать

свои

ощущения,

помогают им чувствовать себя защищёнными, в комфортной для них среде.

Так

закладывается

база

для

дальнейшего

формирования

навыков

позитивной

коммуникации,

совершенствуется

предметно-игровая

деятельность,

что

способствует

развитию

сюжетно-ролевой

игры

и

коммуникативных навыков детей с ОВЗ. Важно, что проективные игры на

песке

открывают

потенциальные возможности

детей

с интеллектуальной

недостаточностью, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Формы

и

варианты песочной терапии

определяются

особенностями

конкретного

ребенка

с

ОВЗ,

специфиче скими

задачами

и

е ё

продолжительностью.

Варианты занятий с песком:

1. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина;

2. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней;

3. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка и так далее;

4. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно;

5.

Просеять

песок

сквозь

пальцы

или

щепоткой

высеять

дорожку

из

контрастного по фактуре песка;

6. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам;

7. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой,

просеять песок через систему воронок и так далее;

8

. Игрушки-потеряшки.

Ищем

игрушку

в

песке. Песочницу

можно

использовать для нахождения животных, предметов, камешков, закопанных

среди прочих в песке. Пример игры:

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

Наши

игрушки,

наверно,

взяли

песочные

человечки,

чтобы

немножко

поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы

ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть

ребенок попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо

вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а

потом мишку (лошадку, зайчика и так далее). Если ребёнок достал не то, что

вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть ребенок попробует

ещё раз.

9. На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви

или колёс игрушечной машинки. Пример игры "Необыкновенные следы":

- "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на

песок

- "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности

песка, двигаясь в разных направлениях

-"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук

делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях)

-

"Бегут

жучки-паучки"

-

ребенок

двигает

всеми

пальцами,

имитируя

движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь

под песком руками друг с другом - "жучки здороваются");

10. «Дорожки из песка». Покажите ребёнку как набрать в горсть сухой песок

и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к

домику зайчика или медвежонка);

11. Строить высокие и низкие горки из песка. Пример игры:

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его

копытца: «тут и там, тут и там».

Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем

высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно

делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите

«козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка.

Пусть

ребёнок

переносит

«козлика»

с

«высокой

горки»

на

«низкую»

и,

наоборот, в соответствии с вашими командами. Главное для него в этой игре-

научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Игра

дает

каждому

ребенку

с

интеллектуальной

недостаточностью

пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по

поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный

подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети с ОВЗ испытывают

радость оттого, что они что-то умеют, знают.

Эмоционально

приподнятое

настроение,

которое

всегда

сопутствует

игре, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая

обстановка

наиболее

благоприятна

для

формирования

у

детей

с

ОВЗ

положительных

форм

поведения:

дисциплинированности,

опрятности,

самостоятельности, инициативности.

Игра

незаменима,

как

средство

во спитания

п р а в и л ь н ы х

взаимоотношений

между

детьми.

В

процессе

игры

проявляется

чуткое

отношение

к

товарищу,

справедливость,

умение

уступать

в

случае

необходимости,

помогать

в

беде.

Поэтому

все

виды

правильно

организованных

игр

являются

прекрасным

средством

умственного

и

нравственного воспитания. Песочная терапия зарекомендовала себя как один

из результативных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с

глубокой интеллектуальной недостаточностью.

Список использованной литературы:

1 .

Е п а н ч и н ц е ва

О .

Ю .

Рол ь песочной терапии

в

развитии

эмоциональной

сферы

детей

дошкольного

возраста.

СПб.:

ООО

«Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной

психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005

г.

3. Позднякова А. В., Шевченко М. В., Казакова А. С., Крапивкина О. А.

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ // Молодой

ученый. — 2016. — №17. — С. 149-154.

4. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. – М.: Теревинф, 2009.



В раздел образования