Напоминание

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе


Автор: Царева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КГО "СОШ №2 имени А.С. Пушкина"
Населённый пункт: г. Костомукша , Республика Карелия
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время главными задачами учителя начальной школы

является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых

компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на

практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в

будущем. Поэтому у каждого ребѐнка должно сформироваться положительное

отношение к учению.

Одним

из

путей

решения

этих

вопросов

является

применение

современных

педагогических

технологий

в

образовательном

процессе,

позволяющих

разнообразить

формы

и

средства

обучения,

повышать

творческую активность учащихся.

К таким технологиям можно отнести и игровые технологии. В самых

разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это

тем, что игра очень созвучна природе ребѐнка. Ребѐнок от рождения и до

наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.

Поэтому игровая технология – самая актуальная и эффективная для

учителя начальной школы.

Тот, кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это

нелегко. Процесс обучения осложняется возрастными особенностями младших

школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью,

непроизвольностью памяти и мышления. Дети чрезмерно подвижны, возникает

много трудностей с дисциплиной.

Для преодоления таких трудностей учебная деятельность младшего

школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.

Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые

формируют положительное отношение у ребѐнка к учению, помогают открыть

детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным и интересным.

Для

младшего

школьного

возраста

характерны

яркость

и

непосредственность

восприятия,

лѐгкость

вхождения

в

образы.

Дети

легко

вовлекаются

в

любую

деятельность,

особенно

игровую.

Для

младшего

школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учѐба, игра

для них – труд, игра для них – серьѐзная форма воспитания.

-

Дидактическая игра- это вид деятельности, занимаясь которой , дети

учатся.

Структура

дидактической

игры

характеризуется

как

форма

обучения и игровой деятельности одновременно.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать

следующие цели:

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная

деятельность, применение знаний в практике, формирование определѐнных

умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие

универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли,

сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения

сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности,

умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;

- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества,

адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение

общению.

С помощью игры у детей формируются положительные качества:

Положительное отношение к школе;

Умение работать в группах;

Умение слушать друг друга;

Желание расширять свои возможности;

Раскрытие собственных способностей;

Самовыражение, самоутверждение.

Цель дидактических игр: облегчить переход от игры к учѐбе.

Обучающие игры очень хорошо уживаются с «серьѐзным» учением.

Дидактическая игра позволяет менять деятельность учащегося на уроке

несколько раз, что соответствует стандартам нового поколения.

Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает:

интерес к победе,

стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным,

уметь чѐтко выполнять задания,

соблюдать правила игры.

Использование дидактических игр на уроках различных типов

Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в

системе уроков. Всвязи с этим есть классификация дидактических игр.

Классификация дидактических игр.:

а) обучающие,

б) контролирующие,

в) обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают

новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе

подготовки к игре. Используется при объяснении нового материала, в ней

должна

быть

продумана

практическая

деятельность

детей

с

группами

предметов или рисунков

Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью

этих игр дети выполняют действия по указанию. ( Изучение нового

материала)

Контролирующей

будет

игра,

дидактическая

цель

которой

состоит

в

повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. При закреплении

материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В

большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает

активность детей в процессе обучения.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.(

Используются на уроках закрепления ЗУН)

Обобщающие

игры

требуют

интеграции

знаний.

Они

способствуют

установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений

действовать в различных учебных ситуациях.

Игры,

в

которых

запрограммирована

контролирующая

деятельность

учащихся.( обобщение и систематизация ЗУН)

Требования к дидактической игре:

Правила просты, точно сформулированы

Дидактический материал прост по изготовлению и по использованию

Участие каждого ребѐнка

Результат игры справедлив и чѐток

Учителя начальных классов так же стараются активизировать

познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на

каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды

работы: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные

рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия, уроки

КВН).

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся

на уроках применяются следующие игры: кроссворды, сканворды, ребусы,

анаграммы,загадки и т.

Применяться также электронные и интерактивные игры .

Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу

всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках

раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и

доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение,

сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно

формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

Заключение

Таким образом, использование дидактических игр на уроках в начальной

школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря

чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать

уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает

фундамент

для

обучения

дальше,

через

игру

идѐт

процесс

развития

индивидуальных способностей, ключевых компетенций

Игра - мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется

познавательный

интерес,

так

как

в

игре

мотивов

больше,

чем

в

учебной

деятельности.

Дидактические

игры

привлекают

внимание

к

учебному

материалу,

делают

уроки

интересными

и

эффективными,

т.е

позволяют

добиться лучшего усвоения материала и качества образования.



В раздел образования