Автор: Царева Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КГО "СОШ №2 имени А.С. Пушкина"
Населённый пункт: г. Костомукша , Республика Карелия
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактических игр на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы
является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых
компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на
практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в
будущем. Поэтому у каждого ребѐнка должно сформироваться положительное
отношение к учению.
Одним
из
путей
решения
этих
вопросов
является
применение
современных
педагогических
технологий
в
образовательном
процессе,
позволяющих
разнообразить
формы
и
средства
обучения,
повышать
творческую активность учащихся.
К таким технологиям можно отнести и игровые технологии. В самых
разных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это
тем, что игра очень созвучна природе ребѐнка. Ребѐнок от рождения и до
наступления зрелости уделяет огромное внимание играм.
Поэтому игровая технология – самая актуальная и эффективная для
учителя начальной школы.
Тот, кто работает с учащимися начальной школы, хорошо знает, как это
нелегко. Процесс обучения осложняется возрастными особенностями младших
школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью,
непроизвольностью памяти и мышления. Дети чрезмерно подвижны, возникает
много трудностей с дисциплиной.
Для преодоления таких трудностей учебная деятельность младшего
школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.
Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые
формируют положительное отношение у ребѐнка к учению, помогают открыть
детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным и интересным.
Для
младшего
школьного
возраста
характерны
яркость
и
непосредственность
восприятия,
лѐгкость
вхождения
в
образы.
Дети
легко
вовлекаются
в
любую
деятельность,
особенно
игровую.
Для
младшего
школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учѐба, игра
для них – труд, игра для них – серьѐзная форма воспитания.
-
Дидактическая игра- это вид деятельности, занимаясь которой , дети
учатся.
Структура
дидактической
игры
характеризуется
как
форма
обучения и игровой деятельности одновременно.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать
следующие цели:
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная
деятельность, применение знаний в практике, формирование определѐнных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие
универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли,
сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения
сравнивать, сопоставлять, находить аналогии), творческие способности,
умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества,
адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение
общению.
С помощью игры у детей формируются положительные качества:
•
Положительное отношение к школе;
•
Умение работать в группах;
•
Умение слушать друг друга;
•
Желание расширять свои возможности;
•
Раскрытие собственных способностей;
•
Самовыражение, самоутверждение.
Цель дидактических игр: облегчить переход от игры к учѐбе.
•
Обучающие игры очень хорошо уживаются с «серьѐзным» учением.
•
Дидактическая игра позволяет менять деятельность учащегося на уроке
несколько раз, что соответствует стандартам нового поколения.
Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает:
•
интерес к победе,
•
стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным,
•
уметь чѐтко выполнять задания,
•
соблюдать правила игры.
Использование дидактических игр на уроках различных типов
Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в
системе уроков. Всвязи с этим есть классификация дидактических игр.
Классификация дидактических игр.:
а) обучающие,
б) контролирующие,
в) обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают
новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе
подготовки к игре. Используется при объяснении нового материала, в ней
должна
быть
продумана
практическая
деятельность
детей
с
группами
предметов или рисунков
Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью
этих игр дети выполняют действия по указанию. ( Изучение нового
материала)
Контролирующей
будет
игра,
дидактическая
цель
которой
состоит
в
повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. При закреплении
материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В
большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает
активность детей в процессе обучения.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.(
Используются на уроках закрепления ЗУН)
Обобщающие
игры
требуют
интеграции
знаний.
Они
способствуют
установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений
действовать в различных учебных ситуациях.
Игры,
в
которых
запрограммирована
контролирующая
деятельность
учащихся.( обобщение и систематизация ЗУН)
Требования к дидактической игре:
•
Правила просты, точно сформулированы
•
Дидактический материал прост по изготовлению и по использованию
•
Участие каждого ребѐнка
•
Результат игры справедлив и чѐток
Учителя начальных классов так же стараются активизировать
познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на
каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды
работы: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные
рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия, уроки
КВН).
Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся
на уроках применяются следующие игры: кроссворды, сканворды, ребусы,
анаграммы,загадки и т.
Применяться также электронные и интерактивные игры .
Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу
всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках
раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и
доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение,
сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно
формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Заключение
Таким образом, использование дидактических игр на уроках в начальной
школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря
чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать
уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает
фундамент
для
обучения
дальше,
через
игру
идѐт
процесс
развития
индивидуальных способностей, ключевых компетенций
Игра - мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется
познавательный
интерес,
так
как
в
игре
мотивов
больше,
чем
в
учебной
деятельности.
Дидактические
игры
привлекают
внимание
к
учебному
материалу,
делают
уроки
интересными
и
эффективными,
т.е
позволяют
добиться лучшего усвоения материала и качества образования.