Напоминание

Синквейн - нетрадиционная форма работы по развитию речи у детей дошкольного возраста


Автор: Тонышева Елена Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Синквейн - нетрадиционная форма работы по развитию речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Синквейн – нетрадиционная форма работы по развитию речи

у детей дошкольного возраста

Речь играет в жизни ребенка различные функции: передач общественного опыта,

общения, регуляции деятельности, способствует психическому развитию ребенка. Речь

как

орудие

мышления

играет

большую

роль

в

умственном

развитии

ребенка.

Еще

К.Д.Ушинский говорил: «…родное слово есть основа всякого умственного развития».

Узнавая предмет по его признакам, и зная его название, ребенок выделяет этот предмет

или признак из ряда других предметов или признаков. Он познает действительность, когда

учится правильно называть то, что видит, слышит, осязает, с чем действует.

Одним из эффективных нетрадиционных форм по развития речи у детей, который

позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного

стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,

пятистрочная строфа стихотворения.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок

должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения,

расширения

и

самосовершенствования

словаря.

Знакомя

детей

с

понятиями

«слово,

обозначающее

предмет»

и

«слово,

обозначающие

действия

предмета»,

готовится

платформа

для

последующей

работы

над

предложением.

Давая

понятие

«слово,

обозначающее

признак

предмета»,

накапливается

материал

для

распространения

предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет,

учатся

правильно

ставить

вопросы

к

словам,

обозначающим

предметы,

действия

и

признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям

более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

После

того,

как

у

детей

сформировалось

представление

о

словах,

обозначающих

предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к пониманию о

предложении

и

начинают

работу

над

структурой

и

грамматическим

оформлением

предложения. Слова, обозначающие предмет и действия предмета, соединяются в простое,

нераспространенное

предложение.

Фактически

закладывается

основа

для

успешного

овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. Далее структура

предложения

распространяется

путем

введения

в

него

определения,

выраженного

прилагательным,

и

дополнения,

выраженного

существительным

в

винительном,

родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких

словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается

работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур,

опираясь

на

сюжетные

картинки,

вопросы,

схемы

и

т.д.,

а

затем

сокращать

их

до

первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети

еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.

Они

необходимы

для

создания

синквейна

мини-сочинения,

где

сконцентрированы

знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиции, взгляд на то

или иное событие, предмет.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и

взрослых.

Правила составления синквейна.

Первая

строка

одно

слово,

обычно

существительное,

отражающее

главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к

теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

1.

ЕЛЬ.

2.

ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3.

РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.

Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.

ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

Используемый источник

Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141с. –

(сердце отдаю детям)



В раздел образования