Автор: Тонышева Елена Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Синквейн - нетрадиционная форма работы по развитию речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Синквейн – нетрадиционная форма работы по развитию речи
у детей дошкольного возраста
Речь играет в жизни ребенка различные функции: передач общественного опыта,
общения, регуляции деятельности, способствует психическому развитию ребенка. Речь
как
орудие
мышления
играет
большую
роль
в
умственном
развитии
ребенка.
Еще
К.Д.Ушинский говорил: «…родное слово есть основа всякого умственного развития».
Узнавая предмет по его признакам, и зная его название, ребенок выделяет этот предмет
или признак из ряда других предметов или признаков. Он познает действительность, когда
учится правильно называть то, что видит, слышит, осязает, с чем действует.
Одним из эффективных нетрадиционных форм по развития речи у детей, который
позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного
стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,
пятистрочная строфа стихотворения.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок
должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения,
расширения
и
самосовершенствования
словаря.
Знакомя
детей
с
понятиями
«слово,
обозначающее
предмет»
и
«слово,
обозначающие
действия
предмета»,
готовится
платформа
для
последующей
работы
над
предложением.
Давая
понятие
«слово,
обозначающее
признак
предмета»,
накапливается
материал
для
распространения
предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет,
учатся
правильно
ставить
вопросы
к
словам,
обозначающим
предметы,
действия
и
признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям
более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.
После
того,
как
у
детей
сформировалось
представление
о
словах,
обозначающих
предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к пониманию о
предложении
и
начинают
работу
над
структурой
и
грамматическим
оформлением
предложения. Слова, обозначающие предмет и действия предмета, соединяются в простое,
нераспространенное
предложение.
Фактически
закладывается
основа
для
успешного
овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. Далее структура
предложения
распространяется
путем
введения
в
него
определения,
выраженного
прилагательным,
и
дополнения,
выраженного
существительным
в
винительном,
родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких
словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается
работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур,
опираясь
на
сюжетные
картинки,
вопросы,
схемы
и
т.д.,
а
затем
сокращать
их
до
первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети
еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.
Они
необходимы
для
создания
синквейна
–
мини-сочинения,
где
сконцентрированы
знания чувства, и сужена оценка явлений и событий, выражены свои позиции, взгляд на то
или иное событие, предмет.
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и
взрослых.
Правила составления синквейна.
Первая
строка
–
одно
слово,
обычно
существительное,
отражающее
главную идею.
Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к
теме.
Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
1.
ЕЛЬ.
2.
ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.
3.
РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.
4.
Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.
5.
ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.
Используемый источник
Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141с. –
(сердце отдаю детям)