Автор: Филина Елена Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 56"
Населённый пункт: г. Ленинск–Кузнецкий
Наименование материала: Основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Тема: Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Теоретические основы организации познавательно-исследовательской
деятельности в ДОУ
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
(ФГОС)
говорится,
что
работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной
активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от
обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску
новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к
нахождению
ответов
на
возникающие
вопросы,
поощряет
любознательность.
Познавательно-исследовательская
деятельность
проявляется
и
в
самостоятельных
занятиях, сопровождающих игровую активность.
Цель и задачи
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не
значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей,
экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно
вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир
заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники
выявляют
качества
и
свойства
предметов,
с
развитием
аналитических
умений
—
устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают
и систематизируют накапливаемые знания.
Задачи познавательного развития в ДОУ:
развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере,
структуре, звучности и т. д.);
развитие
мыслительных
способностей:
анализ,
сравнение,
обобщение,
классификация,
ориентация
во
времени
и
пространстве,
установление
взаимосвязей;
создание
положительной
мотивации
к
самостоятельному
поиску
нужной
информации;
стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами,
развитие мелкой моторики.
Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ
Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности,
проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
o
доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
o
структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и
подведения итогов),
o
непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход
занятия игровые элементы и физические упражнения).
Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда
выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов
исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной,
например).
Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской
деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от
общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский
сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-
либо.
Методы и приёмы
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности
выделим актуальные для использования в ДОУ:
Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в
качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение
сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные
способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности,
исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в
основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года
ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся
ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение
эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет
основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей,
подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует
возможные варианты ответов и реакцию на них.
В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения,
составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в
русле эвристического метода дольше.
Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада
восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные
способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают
ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и
запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-
исследовательской деятельности у дошкольников.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей
деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами
(уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши
приобретают сведения об их свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в
проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания:
ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной,
растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы,
побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию
самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской
деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность,
способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.
Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную
исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей. В
достижении познавательной цели проекта задействуются не только мыслительные
способности ребёнка, но и творческие навыки. Педагог побуждает к
самостоятельному построению хода наблюдений и опытов, лишь при
необходимости направляет действия воспитанника.
ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в
педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми
младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении
ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения
возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не
работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким
способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в
исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме
игровых заданий: «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь
выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в
дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического
типа мышления.
Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников
Этап исследования
Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?» в
старшей группе детского сада
Постановка проблемы
Выяснить, каким образом растения потребляют воду.
Целеполагание
Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко
мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды
каким-либо растением.
Выдвижение гипотез
Ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для
человеческого глаза (дать растению выпить цветной воды).
Проверка гипотезы
Каждый воспитанник разводит в баночке с водой пищевой краситель,
ставит в раствор лист китайской капусты или цветок белой гвоздики.
Анализ полученного
результата
Утром ребята видят, что капустные листы (гвоздики) приобрели те
оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.
Формулирование
выводов
Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно,
если растение произрастает в почве, то начинает «пить воду» нижняя
часть, т. е. корни.
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Вид познавательно-
исследовательской
деятельности
Примеры реализации в работе с дошкольниками
Поисково-
исследовательская
Совместная работа педагога и детей по решению проблемных
вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки
с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему
не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями
и объектами, простыми веществами).
Учебно-познавательная
Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и
применению приобретённых в ходе образовательного процесса
знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-
технологий в дидактических играх на совершенствование
пространственного, предметного, аналитического мышления;
самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.
Познавательно-
практическая
Стихийная или организованная педагогом деятельность
воспитанников по получению информации практическим путём.
Реализуется в опытах и экспериментах.
Предметно-
исследовательская
Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по
установлению причинно-следственных связей в окружающем мире
и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в
исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага,
пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в
процессе роста, явлений природы в течение года.
Мотивирующее начало занятий
Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с
первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми
предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного
возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать
специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.
Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом,
чтобы
на
первом
месте
у
воспитанников
было
стремление
к
обретению
новой
информации. Зачастую
практическая
сторона
вызывает
у
детей
настолько
яркие
положительные
эмоции,
что
в
них
теряется
радость
собственно
открытия,
к
чему
стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий
посвящать
активации
внимания
и
усилению
мотивации
к
решению
какой-либо
проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется
наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии),
проводятся
подвижные
и
дидактические
игры,
тематические
физкультминутки
и
пальчиковая
гимнастика,
беседы,
в
которых
ребятам
даётся
возможность
привести
примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
Временной план занятия
Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников
и определяется нормами СанПиН:
младшая группа — 15 минут;
средняя группа — 20 минут;
старшая группа — 25 минут;
подготовительная группа — 30 минут.
В
середине
занятия
должна
проводиться
физкультминутка
или
подвижная
игра
как
средство профилактики переутомления.
Поскольку
занятия
по
познавательно-исследовательской
деятельности
требуют
умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во
вторник или среду — дни высокой работоспособности.
Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности
в ДОУ
В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях
наглядных
материалах
—
плакатах,
иллюстрациях,
карточках
со
схемами.
Исследовательскую
деятельность
сопровождает
обязательный
этап
работы
—
документирование
полученной
информации.
Воспитатель
должен
обратить
внимание
ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы,
к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем
составляются в картотеку наблюдений и опытов.
Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для
реализации
творческих
потребностей
и
выражения
индивидуальности,
чем
карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
Стенды.
Фиксировать
детское
экспериментирование
можно
при
помощи
оформления
стендов:
вывешивания
плана
проведения
опытов,
диаграмм
и
фотографий с результатами.
Лэпбуки
—
изготовленные
своими
руками
книжки-раскладушки
на
тему
проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и
т. д.). Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны. Будет
замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности
Для
оценивания
результатов
и
эффективности
познавательно-исследовательской
деятельности
воспитанников
педагогом
проводится
диагностика
по
следующим
критериям:
умение формулировать проблемы воспитанниками;
грамотное формулирование вопросов;
построение алгоритма действий для решения проблемы;
выдвижение гипотез;
выбор способов исследования;
умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
наличие
мыслительных
умений
(анализирование,
сравнивание,
обобщение,
систематизация);
степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
О
высоком
уровне
познавательно-исследовательской
деятельности
свидетельствует
наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на
поставленные
вопросы,
самостоятельное
построение
алгоритма
исследования
и
проведение
практической
работы
(опытов),
грамотная
формулировка
полученных
сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом
мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения
наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит
начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения
её.