Напоминание

"Методы организации словарной работы на уроках технологии"


Автор: Рекина Марина Геннадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ОГКОУ "Кадетская школа-интернат"
Населённый пункт: р.п.Карсун Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы организации словарной работы на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Методы организации словарной работы на уроках технологии

Словарная

работа

э то

н е

э п и зод

в

р а б от е

у ч и т е л я ,

а

систематическая,

хорошо

организованная,

педагогически

целесообразно

построенная

работа,

связанная

со

всеми

разделами

курса.

Активизация

словаря – одно из важнейших направлений словарной работы в школе, в т.ч.

на уроках технологии. Решение этой практической задачи осуществляется на

каждом уроке.

Работа над словом сложна и многообразна. Как важно научить ребёнка

наблюдать,

думать,

читать,

передавать

мысль

словом.

Опыт

работы

показывает,

что

шаблон

и

стихийность

здесь

недопустимы.

Нужна

последовательная,

гибкая,

постоянная

работа

над

словом,

которая

планируется на каждый урок и на перспективу. В этот период необходимо

обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно.

У каждого учителя складывается своя определённая система по организации

словарной работы. Положительный эффект даёт сочетание различных видов

заданий и приёмов над словом.

В работе И.Кругликова дается четкое определение методов передачи и

усвоения

учебной

информации,

их

характеристика.

«Большинство

отечественных

ученых

считают

продуктивной

классификацию,

предложенную

Л.Я.Лернером

и

М.Н.Скаткиным.

В

ней

выделяют

следующие методы.

Объяснительно-наглядный

(репродуктивный)

метод.

Он

включает

демонстрацию,

лекцию,

изучение

литературы,

радио-

и

телевизионные

передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и

дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не

развивает творческое мышление.

Проблемный

метод используется главным образом на лекции, в ходе

наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях.

Благодаря

ему

учащиеся

приобретают

навыки

логического,

критического

мышления.

Частично-поисковый

метод при самостоятельной работе учащихся,

беседе,

популярной

лекции,

проектировании

и

т.

п.

предоставляет

школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При

этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской

работы.

Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и

этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют

гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает

постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую

самостоятельность

учащихся,

к

методам,

опирающимся

на

их

полную

самостоятельность.

Таким

образом,

у

педагога

есть

возможность

перехода

от

преподносящих методов к методам, предполагающим взаимные действия

учителя и учащихся, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизированы по

трем

группам

в

соответствии

со

способом

передачи

и

ус воения

информации: словесные, наглядные и практические.

Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую

нагрузку.

Кроме

того,

существуют

четкие,

выработанные

практикой

рекомендации по особенностям методики их применения в преподавании

технологии.

Следует

иметь

в

виду

обстоятельство,

о

котором

уже

упоминалось ранее: названные методы достигают оптимального эффекта в

гармоническом

единстве.

Для

определения

рациональности

их

сочетания

необходимо

знать

дидактические

особенности

каждой

группы

и

методические аспекты их использования при занятиях со школьниками по

технологии» [2].

Словесные

методы широко используются, поэтому надо отчетливо

различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде

всего следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и

понятий, которые можно передать живой речью.

«Учитель

технологии,

рассказывая

подросткам

о

сравнительно

сложных технических понятиях, может использовать удачно подобранные

образы, аналогии. Словесные методы предполагают несколько непременных

условий, которые профессионал должен выполнять.

Дикция,

темп

и

четкость

речи

очень

важны

для

ее

адекватно

восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся

паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что

они понимаются и запоминаются, — все это обычные методические условия

устного изложения. Правильные интонации, выделение (при необходимости)

омонимов и омофонов (слов, совпадающих с другим по звучанию), правиль-

ные ударения и отказ от бытовых названий в пользу принятых в технике —

это обязательные требования применения словесных методов.

Слова, которые употребляет преподаватель технологии, должны иметь

для учеников вполне определенный, точный смысл. А использование русских

названий — быть приоритетным. Успех словесного изложения во многом

зависит от эмоциональности. Безразличие рассказчика явственно ощущается

аудиторией и передается ей. Вот почему учителю технологии так важно

знать, как отзывается его слово в душах и умах его учеников» [2].

«В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами,

явлениями или процессами по их словесному описанию. Этот метод более

пригоден

для

младшего

школьного

возраста.

Эффективность

применения

рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые

учителем, понятны для учащихся.

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа

— объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной

демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию машин, инструментов,

приспособлений или правила построения технологического процесса. Этот

метод

используется

во

время

вводного

и

текущего

инструктажей,

при

раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т.п.

В

работе

со

школьниками

старших

классов

нередко

используют

лекционный метод. От рассказа лекция отличается тем, что она не только

воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное

мышление,

но

и

активизирует

способность

отбора

и

систематизации

излагаемого

материала.

Структура

лекции

более

строгая,

чем

структура

рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики.

Рассказ,

объяснение

и

лекция

относятся

к

числу

так

называемых

монологических

методов

обучения

(«моно»

«один»),

при

которых

доминирует

пассивная

репродуктивная

деятельность

обучаемых

(наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору и

т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т.е. необходимая

педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков.

Поэтому

более

совершенным

методом

является беседа—

метод

обучения, при котором учитель использует имеющиеся у учащихся знания и

опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к понима-

нию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и

проверку пройденного.

Беседа не только требует от учащихся следования за мыслью учителя,

но и провоцирует самостоятельные рассуждения, развивает внимание и речь.

Однако следует иметь в виду, что затраты времени при беседе больше и она

требует

от

учителя

особой

подготовки.

Вопросы,

задаваемые

во

время

беседы, должны отличаться простой, краткой, ясной, логически четкой и

доступной формулировкой.

Самостоятельная

работа

учащихся

с

технической

и

учебной

ли-

тературой представляет

собой

метод

обучения,

основанный

на

слове,

и

является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления

знаний.

При

обучении

по

программированным

текстам

работа

с

книгой

является

эффективным

средством

контроля

и

оценки

результатов

самообразования.

Самостоятельная

работа

с

книгой

позволяет

научить

школьников

целенаправленно

подбирать

литературу,

овладевать

техникой

правильного

чтения. Рекомендуется ознакомить ребят с методами работы в библиотечных

каталогах,

научить

пользоваться

разного

рода

вспомогательными

материалами (справочниками, энциклопедиями).

Письменное

инструктирование является

разновидностью

работы

с

технической

документацией

и

применяется

в

первоначальные

периоды

обучения,

когда

учащиеся

еще

не

имеют

достаточно

знаний,

умений

и

навыков в новой для себя области. Главное отличие Письменной инструкции

заключается

в

специально

подготовленной

графе

самоконтроля,

когда,

выполнив

указание

о

действии,

Учащийся

может

самостоятельно

удостовериться

в

его

правильности.

Это

воспитывает

внимательность,

понимание важности соблюдения технологической дисциплины, подводит к

умению самостоятельно определить последовательность выполнения работы,

выбора необходимых для этого принадлежностей.

Таким

образом,

для

проведения

урока

учитель

может

избрать

словесные

методы,

применение

которых

наиболее

приемлемо

для

конкретного случая.

В

практике

учителя

технологии

одно

из

самых

важных

мест

за -

нимают демонстрационные (наглядные) методы обучения.

Так

в

методике

принято

называть

совокупность

действий

учителя,

которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также

в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их

существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и

конкретный

образец

трудовых

действий,

которому

они

будут

подражать,

сверять с ним свои действия.

Эффективность

демонстрации

во

многом

зависит

от

правильной

методики показа.

Речь учителя во время показа не должна быть многословной, так как в

процессе

демонстрации

всякое

пояснение

имеет

лишь

вспомогательное

значение.

Самостоятельные

наблюдения учащихся

как

метод

трудового

и

производственного

обучения

применяются

при

длительном

изучении

процессов

производства

в

реальных

условиях.

Этот

метод

может

быть

использован для изучения хода технологического процесса, режимов работы,

действия машин, аппаратуры и т.п. Для получения требуемых результатов

наблюдений обязательна соответствующая подготовка к ним: надо научить

школьников наблюдать, развить у них определенные умения в осмыслении и

фиксации наблюдений.

Завершать наблюдения может групповая беседа.

Практические

методы различаются

методикой

их

применения

в

зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста

обучаемых.

Так,

на

первоначальных

этапах

обучения

могут

применяться

подготовительные

упражнения

по

выработке

правильной

рабочей

позы,

умению

держать

инструменты,

по

координации

и

т.д.

При

выполнении

упражнений

учитель

технологии

должен

предотвращать

торопливость,

побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать

их результат (использование инструкционных карт) [2].

Учитель сам волен избирать и произвольно варьировать используемые

методы. Тем более что таких комбинаций может быть достаточно много, так

как они диктуются логикой проведения уроков, где один совершенно не

похож на другой.

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами

вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их

прочному

и

успешному

запоминанию.

Использование

разнообразных

методов (частично – поискового, проблемного, исследовательского и др.),

приемов,

форм

и

средств

обучения

в

работе

над

словарными

словами

активизирует

деятельность

детей,

повышает

интерес

к

овладению

богатствами

родного

языка,

воспитывает

внимание

к

слову,

обогащает

словарный

запас.

Вся

эта

работа

способствует

быстрому

и

прочному

усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного

написания

слов,

с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в

письменной речи.

Работа над

словарём

является

обязательной

в

структуре

урока

по

технологии. Она планируется не только в соответствии с программными

требованиями,

но

и

с

учётом

индивидуальных и

речевых

особенностей

обучающихся. Обогащение словаря на уроках технологии в основном идёт за

счёт

усвоения

специальной

терминологии.

Как

показывает

практика,

обучающиеся

особенно

медленно

усваивают

элементарные

технические

термины и очень быстро их забывают. Поэтому, для успешного проведения

словарной работы на уроках учителю необходимо выполнять определённые

требования, используя при этом сочетание различных приёмов и методов.

Для успешного проведения словарной работы на уроках технологии

необходимо придерживаться следующих общих требований:

соблюдение

дозировки

слов

на

единицу

учебного

времени

(освоение

обучающимися старших классов от 3-5 слов в пределах одного этапа);

объяснение новых слов в контексте, так как в этом случае процесс точного

запоминания слов идёт эффективнее;

процесс знакомства с новыми словами должен опираться на работу всех

возможных анализаторов (слуховое восприятие, зрительное и т.д.);

объяснение

значения

нового

слова

на

начальном

этапе

и

система

упражнений, постоянное повторение слова при выполнении практических

работ для введения слова в речь;

соблюдение

естественных

условий

при

активизации

лексики

с

использованием словарного слова на уроке технологии (использование

примитивных стандартных фраз).

Литература:

1.Атаулова О.В. Словарная работа на уроках «Технологии»: методические

материалы. - Ульяновск: УИПКПРО,2004.

2. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр

«Академия», 2002.

3. Ширяева А.Ю.

Методы обучения на уроках технологии.

4.

Щукина С.П. Работа со словарём как средство формирования

технологической культуры на уроках технологии, 2016.



В раздел образования