Напоминание

Музыкальная терапия и её польза.


Автор: Веретенникова Ксения Евгеньевна
Должность: музыкальный руковоитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Музыкальная терапия и её польза.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Музыкальная терапия и её польза.

Музыка вызывает в нас определенную вибрацию,

которая влечет за собой психическую реакцию.

Когда-нибудь будет найдена самаянужная вибрация

для каждого человека, которая поможет ему.

Дж. Гершвин

В мудрой и бережной помощи взрослых нуждается

эмоциональная сфера ребенка,так как она не может гармонично

сформироваться сама по себе.

Дать возможность педагогам эффективно корректировать

эмоциональное развитие ребенка, а так же учить его эмоциональной

саморегуляции может такой метод, как музыкотерапия, именно он

является одним из перспективных направлений в жизни ДОУ.

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий

музыку в качестве лечебного средства. Термин «музыкотерапия» имеет

греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение

музыкой».

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи,

философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела.

Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить

ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании

духовного мира личности. Платон считал, что"ритмы и лады,

воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим". Задача

музыкального воспитания по Платону - гармонизация индивида с

общественной жизнью. В настоящее время музыкальная терапия стала

составной частью лечебных и образовательных программ в больницах,

школах и других учреждениях. Музыка становится все более

популярным средством психотерапевтического воздействия,

способствующим интеграции и укреплению психического здоровья.

Как же музыка оказывает воздействие на организм ребенка?

Музыка - это живой неисчерпанный источник вдохновения, трудно

переоценить ее влияние на человека. Она может вызвать сильное

душевное переживание, пробудить к размышлениям, также

предоставить удовольствие, открыть неизвестный мир фантазий.

В музыкальной терапии существует два направления:

Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют,

включают музыку, играют на инструменте, а он слушает;

Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”,

благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует

мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

"Слушающий музыку не только воспроизводит музыкальный ритм

своим двигательным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку

(перцептивная вокализация) . Причем в беззвучных сокращениях

связок точно отражается частота, громкость и длительность

воспринимаемых звуков".

Музыкотерапевтические упражнения для уменьшения у детей

физического и эмоционального напряжения обычно содержат два

основных компонента, а именно:

-восприятие музыки в движении;

-успокоение и выравнивание дыхания.

Известно, что в мышечной ригидности, в проблемах с координацией

движений у детей часто проявляются эмоциональные проблемы, в

частности затруднено воспроизведение эмоций, неспособность

осознавать собственные эмоции и чувства, а также воспринимать

чувства других людей. Зато способность свободно и пластично

двигаться, чувствовать и воспроизводить музыку телом прямо связана с

эмоциональной раскованностью. Поэтому, чтобы гармонизировать

эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, лучше предлагать

им во время музыкотерапии активную форму восприятия

музыки.Ослабить мышечное напряжение возможно также с помощью

упражнений для успокоения и выравнивания дыхания. Помимо

упражнений на дыхание, можно применить игру на духовых

инструментах и тому подобное.

Музыка может стать одним из условий формирования здорового

образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки

дадут потрясающий эффект.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и

доступно детям самого раннего возраста.

Для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка

подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом («анданте»,

«адажио») должны слушать беспокойные дети. Согласно мнению

медиков, таким детям подойдет немецкая или венская музыка из

произведений Шуберта, Моцарта, Гайдна, а также рождественские

церковные песнопения. А заторможенным детям с плохим аппетитом,

испытывающим проблемы с дыханием, необходимо слушать музыку в

темпе «аллегро», «аллегро модерато», вальсы из балетов Чайковского,

произведения Вивальди, маршевые композиции. Неоднократно

отмечалось, что значительно сильнее влияют на ребенка мелодии со

словами. Причем язык практически не имеет значения.

«Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского, «Каприз № 24»

Никколо Паганини, все эти мелодии могут использоваться в работе с

вялыми детьми.

«Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма

пения птиц оказывают успокаивающее действие на нервную систему.

Минорные тональности оказывают депрессивный,подавляющий

эффект, мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее

расположение духа, повышают мускольный тонус.

Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не

громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые

нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны

отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10

минут одновременно.

С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для

развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса,

избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения,

обогащает внутренний мир ребенка яркими

переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному

искусству и, формирует нравственные качества личности и

эстетическое отношение к окружающему.

Дети должны развиваться через познания культурного наследия,

воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать. Уровень

развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если

традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет

сочетаться с

музыкотерапией.

Список использованной литературы:

1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.:

Издательство Института Психотерапии, 2004. - 90 с.

2. Денеш З. Этос и аффект. История философской музыкальной

эстетики от зарождения, до Гегеля. М., 1997.

3. Шушарджан С. В. Тезисы и доклады: I международный

конгресс "Музыкотерапия и восстановительная медицина в ХХI веке".

М., 1998.



В раздел образования