Автор: Бондарева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Караванненская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Караванное, Лиманский район, Астраханская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Как сформировать дружный и сплочённый коллектив"
Раздел: начальное образование
МКОУ « Караванненская средняя общеобразовательная школа»
Мастер – класс
«Как сформировать дружный и сплочённый классный коллектив»
Составила:
учитель начальных классов
Бондарева Н.В.
2018 год
Дружба – это главное на свете,
Без неё нет веры и любви.
Если дружишь, значит, дует ветер,
Дует ветер счастья Вам в пути!
Дружба- это помощь и надежда,
Будь уверен, что не пропадешь.
Дружба – это главное на свете,
Ведь когда ты дружишь, ты живёшь!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Как вы догадались, разговор наш пойдет о воспитании дружного классного
коллектива. Тема мастер- класса “ Как сформировать дружный и сплочённый
классный коллектив».Вы спросите : « Почему именно эта тема?» Да потому,
что в век информационных технологий у наших детей вместо друзей-
одноклассников другом становится телефон и социальные сети.
Всем нам известно, что создание сплочённого коллектива класса его развития
является главным направлением усилий каждого классного руководителя на
протяжение всех лет работы. Огромную роль играет учитель начальной
школы. Мы растим личность, которая будет жить в обществе, работать в
коллективе, поэтому важно с начальных классов учить детей жить в
коллективе, учить жить в ладу не только с самим собой, но и с другими.
Часто приходится слышать от классных руководителей 5-х классов такие
слова: «Коллектив не сформирован, класс не дружный» . Ведь именно
учитель начальных классов закладывает фундамент дружного коллектива. .
Школу (класс) часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок
школьного возраста проводит здесь основную часть своего времени, день за
днем проживает свою жизнь. Однако, далеко не каждый школьник чувствует
себя в своем классе, как дома, поэтому важно с начальных классов создать в
классе атмосферу радостных ожиданий, теплоты и доверия, т.е. хороший
коллектив. Давайте с вами вспомним, какими к нам приходят
первоклассники, как они себя чувствуют в первые дни пребывания в школе?
( ответы) Говорить о классном коллективе ещё рано. Мы только- только
начинаем их собирать в один связанный клубочек, создаём дружный
коллектив. А давайте сейчас с вами вспомним всем известную русскую
народную сказку « Репка». Назовите героев этой сказки? (называют) А
скажите, чтобы добиться результата, вытащить репку как они действовали ?
(отвечают) В этой крошечной сказке для малышей заложен огромный
философский смысл. Только усилиями всех смогли добиться успеха. От
каждого зависел результат дела. Вот так и в классе, если мы будем всегда
вместе, нам будет весело и интересно жить и учиться. А теперь вспомним
басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Скажите, как действовали герои
басни? (отвечают) Каков же результат? Становится понятно, если в своём
классе будет каждый жить сам по себе, как герои этой басни, не считаясь с
мнением одноклассников, то никакого дружного коллектива не получится.
Сейчас предлагаю вам включиться в работу по формированию сплоченности
в классе.
- Как вы думаете, коллеги, что значить научиться уметь дружить? (отвечают)
- Вот что думают об этом мои третьеклассники. Видеоролик моих детей.
Действительно, дружить – это значит уважительно относиться друг к другу,
помогать во всем, делиться, приходить на помощь в трудную минуту
.
Однако, в школе часто мы можем увидеть вот такую картину общения
одноклассников. (показываю слайд) . Вы бы хотели, чтобы в вашем классе
было так? А как бы вам хотелось? (ответы) Каждый класс – коллектив
живёт по своим сложившимся законам. Как я уже говорила, на начальном
этапе обучения мы- педагоги стараемся донести детям правила поведения в
школе, правила дружбы в классе. Ученики становятся старше, и у них
возникает желание составить самим правила дружбы в своём классе, они
придумывают талисман - символ класса. Коллеги, я предлагаю вам побыть
учениками и сейчас составить правила дружбы в классе ( 3-4 правила) и
нарисовать символ дружбы вашего класса. ( работаем парами) . У вас на столе
листы бумаги и цветные карандаши. На выполнение задания 2 минуты.
Зачитывают. Мои ученики тоже составили правила дружбы в классе.
( слайд зачитываю). Дети решили, что символом дружбы нашего класса
будет улыбающееся солнышко, а девизом такие слова : « Солнышко лучистое
– мы твои лучи, быть людьми хорошими ты нас научи!» При разрешении
конфликтов ребята прибегают к правилам дружбы.
Всем известно, что огромную роль в формировании дружного детского
коллектива играют классные традиции. Коллеги, а какие традиции есть в
вашем классе? ( отвечают) Спасибо, очень хорошо! Действительно, много
различных видов занятий и упражнений способствуют формированию
дружного и сплочённого коллектива, в том числе и анкетирование . Ответьте,
пожалуйста, как ученики на вопросы анкеты. Анкеты у вас на столе.
Анкета для учащихся
1.Как вы поступите если :
а) твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы
списать.
б) твой друг учится хуже тебя, и твои родители запрещают тебе с ним
дружить
3. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего
класса?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
4.
Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко
друг от друга?
а) да;
б) мне все равно;
в) нет.
5.
Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц
летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
а) хорошо;
б) равнодушно;
в) плохо.
Зачитать
6.
Дорожат ли ребята классным коллективом?
а) В основном ребята дорожат нашим классом;
б)
большинство
ребят
не
задумываются
о
том,
что
значит
класс
в
их
школьной жизни;
в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.
7. С какой погодой вы бы сравнили дружбу в классе?
8.Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать классную дружбу?
Данное анкетирование помогает понять отношение ребят друг к другу, к
классному коллективу, помогает понять классному руководителю, на
правильном ли он пути в формировании сплочённого коллектива. Ну что вы
готовы озвучить свои ответы анкеты? (отвечает один) . Анализируя ваши
ответы можно понять, что мы на правильном пути.
В продолжении формирования классного коллектива проведём сейчас с вами
игру, которую я провожу в своём классе « Честный диалог». Смысл: дети по
желанию вначале каждого классного часа выходят в центр класса так сказать
на дорогу честности, одноклассники задают им различные вопросы, а они
честно отвечают, ведь без честности нет уважения и дружбы в классе.
И я
предлагаю самому смелому коллеге тоже выйти на середину зала и пройти
по дороге честности. А вы все можете задавать интересные вопросы нашему
коллеге.) ( задают, отвечают) Большое спасибо. Вывод: После такой «дороги
честности» дети стараются сделать и в школе , и дома как можно больше
добрых и хороших дел, получать только положительные оценки, ценить и
уважать одноклассников. И тогда они отвечают на все вопросы с гордостью и
честно!
Ещё одним положительным моментом в формировании дружного коллектива
считаю награждение, поощрение детей. Два раза в неделю дети коллективно
выбирают и вручают вот такой переходящий талисман успеха ученику,
который добился за эти 3 дня положительного результата, т.е. успеха. Это не
только учёба, но и вся жизнь в классе, в школе (внимание на экран). Цель
данной работы: стимулировать учащихся стать лучше, ведь даже
слабоуспевающие , гиперактивные дети стараются стать лучше как в учёбе
,так и в поведении. Я считаю, что такие положительные моменты сплачивают
коллектив, воспитывают честность, уважение к ближним и повышают
самооценку самого ребёнка.
И сегодня мне хочется передать такой талисман успеха вам за честность в
ответах . Я дарю вам талисманы успеха в знак благодарности за
сотрудничество. За наш нелёгкий учительский труд. ( вручаю) Ну а вы
можете такие талисманы вручать своим ученикам.
А закончит свой мастер – класс мне хочется песней нашего класса
( экран). Выходят дети.
1.
Детство, детство, детство –это наша школа,
Дружба в классе и весёлый звон звонка.
Детство, детство – добротой не зря согрето
Детство, детство, детство это ты и я.
Припев : Все дети в нашем третьем классе должны всегда дружить.
Должны всегда смеяться дети и в дружном классе жить.
Должны смеяться дети,
Дружить должны все дети, учиться должны дети
И в дружном классе жить.
Играет музыка, дети раздают жюри талисманы.
Если дети в детстве добротой согреты, вырастут достойные граждане
планеты!