Автор: Фроликова Генриэтта Анатольевна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МОУ ДО "Волосовская Школа Искусств им. Н. К. Рериха"
Населённый пункт: Город Волосово, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: «К вопросу изучения интервалов в курсе сольфеджио в детской музыкальной школе».
Раздел: дополнительное образование
МОУ ДО «Волосовская Школа искусств им. Н.К.Рериха»
«К вопросу изучения интервалов в курсе
сольфеджио в детской музыкальной школе».
Преподаватель высшей категории Фроликова Генриэтта Анатольевна
Изучение теоретических дисциплин в школе искусств содержит в себе
проблемы особого свойства. Рассматривая художественный текст (в широком
понимании) учащиеся сталкиваются с необходимостью абстрагироваться от
конкретного произведения и взглянуть на музыкальный или пластический
феномен глазами аналитика.
Трудность такого восприятия сама по себе не столь высока, как опасна
формализация анализа. В природе детского восприятия окружающего мира
заложено использование ассоциации как инструмента познания. Это
позволяет сведения из сферы «смутных представлений» перевести в разряд
точных знаний при помощи доступных, уже усвоенных понятий, какими
являются зрительные образы клавиатуры и рук.
Интервал как важнейший конструктивный элемент музыкальной ткани
является одним из центральных объектов изучения в разделе «Элементарная
теория музыки» курса сольфеджио в детской музыкальной школе. Его
традиционная дефиниция: «Интервалом называется соотношение двух
звуков, как по вертикали, так и по горизонтали». Основная задача педагога –
научить юного музыканта максимально быстро оперировать интервалом –
строить его от звука и в тональности (вверх и вниз) и определять уже данный
интервал.
Интервал рассматривается как единство тоновой и ступеневой
величины. Ступеневую величину, как правило, учат определять простым
подсчетом звуков от ноты вверх или вниз от начального звука включительно.
Однако, более целесообразным, на наш взгляд, является способ, который
предлагает Н. А. Бергер. Она использует для этого универсальный
человеческий инструмент – руку. Бергер справедливо полагает, что
естественное восприятие человеком десяти пальцев своих рук является
отправной точкой к изучению ступеневой величины интервала. Поэтому для
изучения этой характеристики интервала она предлагает использовать руку
на клавиатуре фортепиано. Это позволяет оптимизировать процесс освоения.
Другим способом подсчета ступеневой величины интервала является
определение через положение звуков на нотном стане. Заранее интервалы
делятся на четные и нечетные. Нечетные всегда располагаются на
одинаковых позициях (оба звука либо на линейках, либо оба между
линейками), четные на разных позициях (если первый звук на линейке, то
второй будет обязательно между, и наоборот).
Оба способа определения ступеневой величины интервала используют
зрительные ассоциации. Если учесть, что суть сольфеджио как учебного
предмета - перевод зрительного ряда в слуховой и наоборот, то логично
использование визуального восприятия наряду со слуховым. Это позволяет
оптимизировать процесс обучения.
Для того, чтобы определить тоновую составляющую интервала, до сих
пор подсчитывают количество тонов (или, чаще, полутонов). Данный способ
не отвечает главной задаче при изучении интервалов – научить строить и
определять интервал быстро, практически мгновенно.
Речь идет не об облегчении учебного процесса, что тоже хорошо, но об
освобождении естественного восприятия структуры соотношения звуков от
абстрактного языка вычислений.
Предлагаемый нами способ определения тонового состава интервалов
основывается на знании клавиатуры фортепиано. После того, как дети
хорошо усвоили все интервалы в их ступеневой составляющей, мы начинаем
изучение интервалов с тоновой стороны. Самым необходимым инструментом
в данном процессе является клавиатура (реальная или нарисованная).
Предложенная ниже методика изучения интервалов позволяет ускорить
их изучение, не затягивая этот процесс на 4 года, как в традиционном курсе
сольфеджио.
1 этап
Все интервалы первоначально строятся только на «белой» клавиатуре.
Если присмотреться к клавиатуре фортепиано, то можно заметить, что в
построении интервалов есть определенные закономерности. На этих
закономерностях построена вся система изучения интервалов*.
Секунды: малая – нет черной клавиши, большая – есть черная клавиша.
Терции: малая – одна черная клавиша, большая – две черные клавиши.
Кварты: чистая – две черные клавиши, увеличенная – три черные клавиши.
Квинты: чистая – три черные клавиши, уменьшенная – две черные клавиши.
Сексты: малая – два пробела (пробел – это полутон между двумя белыми
клавишами: например – ми - фа), большая – один пробел.
Септимы: малая - два пробела, большая – один пробел.
Этому этапу необходимо уделить достаточное количество времени
исходя из конкретных возможностей и способностей каждой группы
учащихся. После достаточно прочного усвоения этого материала мы
переходим к следующему этапу.
2 этап
На данном этапе мы изучаем способы трансформации «белых»
интервалов (интервалов, состоящих из белых клавиш). Большие мы
превращаем в малые (и наоборот), чистые – в увеличенные и уменьшенные (и
наоборот). Эти способы достаточно известны и нет необходимости
останавливаться на них подробно.
Например: «Построить б.6 от ноты до-диез вверх». В данном случае мы
ко второму звуку прибавляем такой же знак. Получаем интервал б.6: до# –
ля#.
3 этап
К третьему этапу надо переходить только после твердого усвоения
предыдущего материала.
Теперь мы начинаем строить и определять интервалы от
предложенных клавиш (черных или белых). Ведущим методом здесь
является метод сравнения. Для того, чтобы построить интервал, ребенок
должен сначала «увидеть» этот интервал в «белом» варианте. Если
требуемый интервал отличается от «белого», ученик изменяет его, используя
навыки трансформации интервалов, полученные им на втором этапе
изучения.
Например, нужно построить м.3 от ноты «до#». Учащийся видит
«белую» терцию от ноты «до». Он знает, что это большая терция, так как
между клавишами две черные ноты. Значит, вторую клавишу при построении
малой терции он не изменяет.
Если у ребенка задание построить б.3 от ноты «до#», то он, зная, что от
ноты «до» строится большая терция, просто прибавляет ко второй ноте тот
же знак («сдвиг»).
Еще проще дело обстоит с определением интервалов. Например,
ученику нужно определить интервал «ре - си-бемоль». Он «видит» «белый»
интервал и понимает, что данный интервал меньше. Даже не определяя
интервал «ре - си», он видит, что секста «ре - си-бемоль» меньше. Значит,
секста «ре-си-бемоль» малая.
Другой пример. Нужно определить интервал «ми-бемоль – соль-
бемоль». На втором этапе дети узнают, что одинаковые знаки перед каждым
звуком не меняют тоновую величину интервала. Поэтому, одинаковые знаки
мысленно убираются и определяется «белый» интервал, который является
таким же («сдвиг» наоборот).
Конечно, есть случаи, требующие особой оговорки. Например, нужно
определить интервал «фа-бемоль – ля-дубль-бемоль». В этом случае нужно
убрать одинаковые знаки перед каждым звуком. Получится интервал «фа –
ля-бемоль». И уже этот интервал определяется по привычной схеме.
В данной работе предлагается способ оптимизации изучения одного из
ключевых элементов музыкального языка, знание которого необходимо для
овладения любой музыкальной специальностью. Пространственно-временная
природа музыки еще недостаточно используется в музыкальной педагогике,
поэтому работа в этом направлении только начинается. На наш взгляд
перспективность такого подхода очевидна.
* Интервалы прима и октава не требуют для своего определения и
построения больших усилий от детей. Мы их изучаем традиционным
способом.
Основная литература
Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос
нот). – СПб.: КАРО, 2004. – 368с.