Напоминание

«Формирование творческой среды, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию учащихся»


Автор: Собиева Фатима Исламовна
Должность: педагог-воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат
Населённый пункт: РСО_Алания г. Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование творческой среды, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию учащихся»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Китайская мудрость:

«Налови мне рыбы- и я буду сыт сегодня…

Научи меня ловить рыбу и я буду сыт до конца жизни»

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее

необязательна для жизни в обществе, таких как способность быстро

ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области

знаний.

Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения в

обществе. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению,

самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Представляем вашему вниманию совместную работу педагогов-воспитателей

: «Формирование творческой среды, обеспечивающей саморазвитие и

самореализацию учащихся»

Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на

образование, в первую очередь на школу. Именно здесь должны

закладываться основы думающей, самостоятельной личности. Личность

может быть воспитана только личностью. Можно долго говорить о том ,

какой должен быть педагог-воспитатель , но неизменно одно- воспитателю

должно быть присуще все лучшее , что в людям нравится в человеке , а

воспитательное пространство школы- интерната, рассматривается нами, как

территория перспективного детства для приобретения навыков

самоорганизации. Научить подростков увидеть актуальные, социально

значимые проблемы, включиться в практическую деятельность по их

решению, сформировать определенные навыки и умения поможет

социальное проектирование.

Главная цель проектирования направлена на развитие и формирование

лучших качеств, самопрезентации, самоутверждения, возможности поверить

в свои силы и ситуацию успеха, проигрывание различных ролей и

определение собственных приоритетов.

Говоря о формировании у детей самоорганизации, необходимо иметь в виду

2 тесно связаные между собой задачи:

Первая заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в

познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать

знаниями, а вторая задача заключается в том, что немаловажно-

самостоятельно применять эти знания в учении и в проектной

деятельности .Обьектом деятельности в ходе проектирования могут

выступать:

-социальные явления.. «социальные негативы» -курение, сквернословие,

алкоголизм и т.д

-социальные отношения…отношение к старикам, детям ,молодежи…

-социальная среда…места отдыха, игровые площадки, пандусы, остановки.

Основную нагрузку по формированию такой личности общество возложило

на школу, где ребенок осваивает жизненные ценности как в учебном, так и в

воспитательном процессе.

В школе-интернате созданы оптимальные условия и возможности для

каждого ребенка, в которых он мог мог при постоянном стимулировании

творческой активности ,максимально обнаружить и развить склонности

,задатки, разрешить нравственные конфликты ,осознать отношение к себе, к

миру в контексте своего личного жизненного пути.

В нашей школе работа ведется во многих направлениях:

-гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, спортивном,

экологическом, трудовом…

С принятием федерального государственного общеобразовательного

стандарта основного общего образования 2го поколения (ФГОС) особое

значение стало придаваться духовно-нравственному воспитанию детей во

внеурочной деятельности. Хотелось бы более подробно на нем остановиться,

так как оно является приоритетным в нашей школе для саморазвития и

самосовершенствования.

Уроки мира, вахты памяти, проведение мероприятии нравственного цикла : «

День матери», «День учителя», изучение культурного наследия своего

народа…России, стран мира ,посредством экскурсии посещение театров,

музеев приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках

,конкурсах ,фестивалях и благотворительных акциях.

На примере последнего масштабного мероприятия в нашей школе-

масленица..хочу поделиться с вами какая проводилась работа с учащимися 8

«а»по социальному проектированию:

1.Беседа.Детям была предложена идея –организации небольшой ярмарки и

сбора средств для благотворительного фонда « Твори Добро»

2.Сразу образовалась инициативная группа( менеджеры), составили

примерный план …решили делать на продажу тряпичных кукол сладости

,решили кто, что будет делать- выпекать, продавать…

3. Так мы новички в этом деле естественно нам нужна была поддержка, ну и

в качестве социальных партнеров выступили Нина Таймуразовна, Ирина

Ростомовна, Ирина Дмитриевна и работники кухни.

4.Ребята постарались…им нужно отдать, они работали над дизайном и

созданием продукта привлечением покупателей ( рассказ. Том как они

создавали этих кукол)

Разделившись на группы, они понимали, что они работают над проектом

,работают на результат-собрать как можно больше средств для фонда и

добиться этого можно только вместе, командой!

Такая коллективная работа над важным делом очень нужна ,т.к из школы

должен выйти не только образованный человек, но и уверенный в своей

социальной значимости человек!

Духовно-нравственное воспитание- процесс динамичный ,непрерывный, на

протяжении всей жизни человека, и о конечном результате его судить

практически невозможно.

Однако существует несколько методик, которые позволяют получить

примерное представление о стадии нравственного развития учащегося на

данный момент. Это необходимо педагогам-воспитателям для отслеживания

эффективности принятых методов ну если нужно последующей их

корректировки.

Для достижения цели т.е выявления особенностей организации

нравственного воспитания наших воспитанников во внеурочной

деятельности мы с коллегами использовали две методики….

Результаты которых представлены в виде графиков. Всего в исследовании

приняли участие около 30 детей-7кл, 8кл, 9кл. Возрастная группа-12-15 лет.

«Диагностика нравственной мотивации»

Согласно полученным результатам-низкий уровень нравственной мотивации

в первую четверть был выявлен у 25 %. исследуемых, а в 3четверти этот

показатель снизился до 5 %.

Средний уровень нравственной в 1ой четверти .составил .около 45%, а в 3ой

снизился и составил 25%

В то же время высокий уровень мотивации за этот же период у опрошенных

возрос от 30 до 70%.

«Диагностика отношения к жизненным ценностям»

Была проведена другая диагностика с теми же учащимися. Обращаем ваше

внимание , у детей у которых был выявлен уровень положительного

отношения к жизненным ценностям ниже среднего в 1 ой четверти было на

16% больше чем в 3ой четверти.

Число школьников со средним уровнем положительного отношения к

жизненым ценностям в 1ой четверти. Составил около 42% а в 3ой он

сократился до 31%.

ВЫВОД:

По графикам видно, что уровень положит. отношения к жизни и уровень

нравственной мотивации выросли в 3ой четверти, а уровни среднего и

ниже среднего пошли на спад. С чем это связано, возможно учащиеся

перешли на более высокий уровень мотивации ,изменились ощущения,

взгляды..хочется надеется…Но изменным и самое главное

эффективным ,должно быть приминение синтеза внеурочной

деятельности.

Одним из наиболее популярных видов внеурочной деятельности среди

наших учащихся являются кружки дополнительного образования.

В школе работают кружки разного направления: хоровое пение, драм.

Кружок, национальные танцы, спортивные секции, кружок « Юного

дизайнера»

По графику « Охвата учащихся дополнительным образованием» видно, что

за прошлый и нынешний учебные года кружки дополнительного

образования остаются популярными среди 7ми классников, средний

показатель активности за прошлый год у у 8ми классников и ниже среднего

за этот год( из-за количества выбывших)

Стабильны показатели и лишь незначительный рост посещающих секции вне

школы у ребят 9 «Б» класса.

Вот такая деятельность в группах по интересам позволяет ребенку найти себя

развить в себе ранее неизвестные способности и что самое главное

прививает желание самосовершенствоваться!



В раздел образования