Автор: Собиева Фатима Исламовна
Должность: педагог-воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат
Населённый пункт: РСО_Алания г. Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование творческой среды, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию учащихся»
Раздел: дополнительное образование
Китайская мудрость:
«Налови мне рыбы- и я буду сыт сегодня…
Научи меня ловить рыбу и я буду сыт до конца жизни»
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее
необязательна для жизни в обществе, таких как способность быстро
ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области
знаний.
Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения в
обществе. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению,
самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Представляем вашему вниманию совместную работу педагогов-воспитателей
: «Формирование творческой среды, обеспечивающей саморазвитие и
самореализацию учащихся»
Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на
образование, в первую очередь на школу. Именно здесь должны
закладываться основы думающей, самостоятельной личности. Личность
может быть воспитана только личностью. Можно долго говорить о том ,
какой должен быть педагог-воспитатель , но неизменно одно- воспитателю
должно быть присуще все лучшее , что в людям нравится в человеке , а
воспитательное пространство школы- интерната, рассматривается нами, как
территория перспективного детства для приобретения навыков
самоорганизации. Научить подростков увидеть актуальные, социально
значимые проблемы, включиться в практическую деятельность по их
решению, сформировать определенные навыки и умения поможет
социальное проектирование.
Главная цель проектирования направлена на развитие и формирование
лучших качеств, самопрезентации, самоутверждения, возможности поверить
в свои силы и ситуацию успеха, проигрывание различных ролей и
определение собственных приоритетов.
Говоря о формировании у детей самоорганизации, необходимо иметь в виду
2 тесно связаные между собой задачи:
Первая заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в
познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать
знаниями, а вторая задача заключается в том, что немаловажно-
самостоятельно применять эти знания в учении и в проектной
деятельности .Обьектом деятельности в ходе проектирования могут
выступать:
-социальные явления.. «социальные негативы» -курение, сквернословие,
алкоголизм и т.д
-социальные отношения…отношение к старикам, детям ,молодежи…
-социальная среда…места отдыха, игровые площадки, пандусы, остановки.
Основную нагрузку по формированию такой личности общество возложило
на школу, где ребенок осваивает жизненные ценности как в учебном, так и в
воспитательном процессе.
В школе-интернате созданы оптимальные условия и возможности для
каждого ребенка, в которых он мог мог при постоянном стимулировании
творческой активности ,максимально обнаружить и развить склонности
,задатки, разрешить нравственные конфликты ,осознать отношение к себе, к
миру в контексте своего личного жизненного пути.
В нашей школе работа ведется во многих направлениях:
-гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, спортивном,
экологическом, трудовом…
С принятием федерального государственного общеобразовательного
стандарта основного общего образования 2го поколения (ФГОС) особое
значение стало придаваться духовно-нравственному воспитанию детей во
внеурочной деятельности. Хотелось бы более подробно на нем остановиться,
так как оно является приоритетным в нашей школе для саморазвития и
самосовершенствования.
Уроки мира, вахты памяти, проведение мероприятии нравственного цикла : «
День матери», «День учителя», изучение культурного наследия своего
народа…России, стран мира ,посредством экскурсии посещение театров,
музеев приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках
,конкурсах ,фестивалях и благотворительных акциях.
На примере последнего масштабного мероприятия в нашей школе-
масленица..хочу поделиться с вами какая проводилась работа с учащимися 8
«а»по социальному проектированию:
1.Беседа.Детям была предложена идея –организации небольшой ярмарки и
сбора средств для благотворительного фонда « Твори Добро»
2.Сразу образовалась инициативная группа( менеджеры), составили
примерный план …решили делать на продажу тряпичных кукол сладости
,решили кто, что будет делать- выпекать, продавать…
3. Так мы новички в этом деле естественно нам нужна была поддержка, ну и
в качестве социальных партнеров выступили Нина Таймуразовна, Ирина
Ростомовна, Ирина Дмитриевна и работники кухни.
4.Ребята постарались…им нужно отдать, они работали над дизайном и
созданием продукта привлечением покупателей ( рассказ. Том как они
создавали этих кукол)
Разделившись на группы, они понимали, что они работают над проектом
,работают на результат-собрать как можно больше средств для фонда и
добиться этого можно только вместе, командой!
Такая коллективная работа над важным делом очень нужна ,т.к из школы
должен выйти не только образованный человек, но и уверенный в своей
социальной значимости человек!
Духовно-нравственное воспитание- процесс динамичный ,непрерывный, на
протяжении всей жизни человека, и о конечном результате его судить
практически невозможно.
Однако существует несколько методик, которые позволяют получить
примерное представление о стадии нравственного развития учащегося на
данный момент. Это необходимо педагогам-воспитателям для отслеживания
эффективности принятых методов ну если нужно последующей их
корректировки.
Для достижения цели т.е выявления особенностей организации
нравственного воспитания наших воспитанников во внеурочной
деятельности мы с коллегами использовали две методики….
Результаты которых представлены в виде графиков. Всего в исследовании
приняли участие около 30 детей-7кл, 8кл, 9кл. Возрастная группа-12-15 лет.
«Диагностика нравственной мотивации»
Согласно полученным результатам-низкий уровень нравственной мотивации
в первую четверть был выявлен у 25 %. исследуемых, а в 3четверти этот
показатель снизился до 5 %.
Средний уровень нравственной в 1ой четверти .составил .около 45%, а в 3ой
снизился и составил 25%
В то же время высокий уровень мотивации за этот же период у опрошенных
возрос от 30 до 70%.
«Диагностика отношения к жизненным ценностям»
Была проведена другая диагностика с теми же учащимися. Обращаем ваше
внимание , у детей у которых был выявлен уровень положительного
отношения к жизненным ценностям ниже среднего в 1 ой четверти было на
16% больше чем в 3ой четверти.
Число школьников со средним уровнем положительного отношения к
жизненым ценностям в 1ой четверти. Составил около 42% а в 3ой он
сократился до 31%.
ВЫВОД:
По графикам видно, что уровень положит. отношения к жизни и уровень
нравственной мотивации выросли в 3ой четверти, а уровни среднего и
ниже среднего пошли на спад. С чем это связано, возможно учащиеся
перешли на более высокий уровень мотивации ,изменились ощущения,
взгляды..хочется надеется…Но изменным и самое главное
эффективным ,должно быть приминение синтеза внеурочной
деятельности.
Одним из наиболее популярных видов внеурочной деятельности среди
наших учащихся являются кружки дополнительного образования.
В школе работают кружки разного направления: хоровое пение, драм.
Кружок, национальные танцы, спортивные секции, кружок « Юного
дизайнера»
По графику « Охвата учащихся дополнительным образованием» видно, что
за прошлый и нынешний учебные года кружки дополнительного
образования остаются популярными среди 7ми классников, средний
показатель активности за прошлый год у у 8ми классников и ниже среднего
за этот год( из-за количества выбывших)
Стабильны показатели и лишь незначительный рост посещающих секции вне
школы у ребят 9 «Б» класса.
Вот такая деятельность в группах по интересам позволяет ребенку найти себя
развить в себе ранее неизвестные способности и что самое главное
прививает желание самосовершенствоваться!