Напоминание

"Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности"


Автор: Чиликина Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия им. С.В. Байменова города Похвистнево
Населённый пункт: город Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческих способностей

младших школьников во внеурочной деятельности.

Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами

личности:…

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы,

быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном

социальном

пространстве,

не имеющем

четких

внешних

и внутренних

границ.

Сегодня проблемой

педагогов

становится

формирование

творческой

личности

обучающегося.

Современным

детям

легче

найти

готовый

материал

в интернете,

скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.

«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность

постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум

активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая,

что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой

ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни

от

кого…

не

зависящие,

самостоятельные

решения,

он

отрицает

то,

что

ему

навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать

никакими

конформистскими

соображениями»

(Дж.

Родари),

содержатся

все

важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.

Под

творческими

способностями

детей

младшего

школьного

возраста

понимается:

- создание ребенком субъективно нового, прежде всего, значимого для него

продукта деятельности (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры,

придуманной ребенком);

- придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому

характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего

начала, конца, новых действий и т.п.);

-

применение

усвоенных

ранее

способов

изображения

или

средств

выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на

основе овладения мимикой. Жестами, вариациями голосов и т.д.)

Что значит развивать творческие способности?

1)

развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности,

воображения, привычки анализировать и осмысливать факты;

2)

систематическое

создание

ситуаций,

позволяющих

самовыразиться

индивидуальности ученика;

3)

организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Первое

условие

развития

творчества

создание

у

ребенка

достаточной

уверенности в своих силах, умственных возможностях. «Успех ученика должен быть

ни концом работы, а его началом»

Второе условие – создание психологического климата.

Программа внеурочной деятельности «Образ и мысль» является общекультурной

модифицированной программой культурно-развивающей направленности.

В

результате

изучения

материала

программы «Образ

и

мысль»

у

детей

целенаправленно

развивается визуальное

мышление,

формируется

гармоничная

эмоциональная сфера, эстетический вкус, проявляются творческие способности.

Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом

интерактивном

методе

организации

занятий,

построенных

на

основе

совместного

обсуждения учениками произведений искусства.

Тематическое планирование 1 года обучения

тема

Порядковый номер урока

основные

вопросы

дополнительные вопросы

примечание

Что Вы видите на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?

Когда это происходит?

А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?

Кто видит еще что-нибудь?

А что еще Вы видите?

А что еще Вы видите кроме этого?

А что еще происходит?

Кто может еще что-нибудь добавить?

Кто-нибудь видит что-то другое?

Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

Что еще ты можешь сказать об этом человеке?

Как это можно определить?

Что заставляет тебя так думать?

Кто герой произведения?

Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе это сказать?

Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

Что позволяет тебе так думать?

Выявление состава

зрительных образов

произведения

изобразительного

искусства

1

1

1

1

1

включаем детей в

обсуждение

Моделирование

обобщенного сюжета

(выявление действия

персонажей)

произведения

изобразительного

искусства

2

1

1

1

1

1

1

детали и

восприятие

изображения в

целом

3

1

1

1

1

1

1

1

восприятие

изображения в

целом

4

1

1

1

1

1

1

1

1

описание детьми

своих

наблюдений

Обоснование

системы образов и

сюжета

произведения

изобразительного

искусства

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

наблюдения и

поиск аргументов

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

поиск аргументов

7

1

1

1

1

1

1

1

наблюдения,

высказывания,

аргументация

8

1

1

1

1

1

1

наблюдения,

высказывания,

аргументация

Тематическое планирование 2 года обучения

тема

порядковый номер урока

основные вопросы

дополнительные вопросы

примечание

Что Вы видите на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?

Когда это происходит?

Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот

снимок)?

Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?

Кто видит еще что-нибудь?

А что еще Вы видите?

А что еще Вы видите кроме этого?

А что еще происходит?

Кто может еще что-нибудь добавить?

Кто-нибудь видит что-то другое?

Что еще ты можешь сказать об этом человеке?

Как это можно определить?

Что заставляет тебя так думать?

Кто герой произведения?

Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

Что позволяет тебе так думать?

Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

Оценка и

обоснование

системы

образов и

замысла

произведения

изобразительно

го искусства

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

оценка знания

детьми всех

вопросов

стратегии

визуального

мышления

2

1

1

1

1

1

1

1

1

повторение

сложных

вопросов

3

1

1

1

1

1

1

1

1

повторение и

закрепление

алгоритма

стратегии

4

1

1

1

1

1

1

1

1

обобщение и

противопоставле

ние мнений

Обоснование

основных

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

строим версии

относительно

персонажей

тема

порядковый номер урока

основные вопросы

дополнительные вопросы

примечание

Что Вы видите на этой картине?

Что происходит на этой картине?

Кто этот человек? (Кто эти люди?)

Где это происходит?

Когда это происходит?

Где, как вам кажется, находился художник (фотограф), когда писал эту картину (делал этот

снимок)?

Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?

Кто видит еще что-нибудь?

А что еще Вы видите?

А что еще Вы видите кроме этого?

А что еще происходит?

Кто может еще что-нибудь добавить?

Кто-нибудь видит что-то другое?

Что еще ты можешь сказать об этом человеке?

Как это можно определить?

Что заставляет тебя так думать?

Кто герой произведения?

Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит?

Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит?

Что позволяет тебе так думать?

Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

направлений

(характера)

деятельности

персонажей

произведения

изобразительно

го искусства

6

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

поиск роли

персонажа в

сюжете

Результаты психодиагностики творческого мышления (модифицированные

тесты Гилфорда)

Способности: - гибкость в мышлении;

- скорость мышления;

- оригинальность идеи;

- восприятие неоднозначности вещей и явлений.

Уровень

Начальный срез

(сентябрь 2016 г.)

Конечный срез

(апрель 2017 г.)

высокий

11%

22%

средний

50%

57%

низкий

39%

21%

С 1

класса начинаю обучать детей проводить мини-исследования. Форма –

тренинговые

занятия,

которые

носят

коллективный

характер.

Цель

тренингов

развитие информационно-аналитических умений и исследовательских способностей и

навыков исследовательского поведения младших школьников.

Для достижения поставленной цели ставлю задачи:

- учить детей проводить исследования;

- развивать творческую исследовательскую активность детей;

- расширять знания и представления об окружающем мире;

- работать в группе;

- развивать устойчивые коммуникативные навыки.

Тренинговые задания

Развитие умений видеть проблемы.

Цель: формирование способности развивать собственную точку зрения; смотреть на

объект исследования с разных сторон.

Задание «Превращалки»

Темы для работы: «Рассказ жука», «Хлеб глазами сытого и голодного», «аквариум

глазами золотой рыбки и кота»

Задание «Посмотри на мир чужими глазами»

Читаю неоконченный рассказ: «Охотник в густой траве наткнулся на маленького

зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку…» продолжите рассказ и

посмотрите на эту ситуацию глазами разных участников события (охотника, зайчика,

друзей охотника)

Задание «Составление рассказа»

Составь рассказ, используя данную концовку: «… Ворона испугалась. Она полетела

над деревней»., «… Малыши были рады гостям и подаркам»

Задание «Тема одна, сюжетов много»

Придумайте как можно больше сюжетов на одну тему: «Мартовский денек», «Как мы

слепили снеговика», «Что мне рассказал осенний листок»

Развитие умений выдвигать гипотезы.

Цель: формирование умения предвидеть события, предполагать, используя слова:

может быть, предположим, допустим, возможно.

Задание 1.

Даны предметы: сахар, соль, мобильный телефон и т.д. При каких условиях каждый из

этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти предметы могут быть

совершенно бесполезны и даже вредны?

Задание 2.

Найди возможную причину события:

- трава во дворе пожелтела;

- машина резко затормозила.

Задание 3.

Восстанови пропущенные звенья:

- стали надувать шарик - … - он лопнул;

- разожгли костер - … - появились угли.

3. Развитие умений задавать вопросы.

Цель: развитие мышления ребенка и приобщение к умственному труду.

Задания уточняющие (верно ли; должен ли) и восполняющие (кто? что? где? почему?)

Задание «Вопросы»

Перед вами картинка, на которой изображен дельфин, задайте ему вопросы. Перед

вами картинка, на которой изображен врач. Какие вопросы он вам может задать?

Задание «Я задумал предмет»

Ученики могут задать вопрос, на который будет ответ только «да» или «нет»

4.

Развитие умений давать определения понятиям.

Цель: развитие у учащихся умения формулировать определения на основе признаков и

действий.

Задание 1

Кто или что может быть:

- большим или маленьким;

- холодным или горячим;

- коротким или длинным.

Задание 2

Назовите предмет, про который можно сказать:

- солнечные, песочные, электронные;

- желтый, продолговатый, кислый.

5. Развитие умений и навыков экспериментировать.

Цель: развитие у учащихся навыков постановки эксперимента.

Эксперимент: «Определяем плавучесть предметов»

Учащиеся собирают несколько предметов.

– Все ли они легки? Все ли одинаково держатся на воде? Что произойдет. Если мы

соединим плавающий и неплавающий предметы?



В раздел образования