Автор: Сафарова Елена Рифкатовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: г. Октябрьский, Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптация первоклассников. Проблемы и пути их решения
Раздел: начальное образование
Адаптация первоклассников к
школьным условиям
«
Адаптация»
-
термин
ввел
А.Уберт
( н е м е ц к и й
п с и х о л о г ) ,
«adaрtatio»
-
прилаживание, приспособление.
Адаптация
–
перестройка
организма,
направленная
на
приспособление
к
новым
условиям. Адаптация первоклассника к школе
может длиться от двух до шести месяцев. Самое
трудное время для организма ребенка – первые
две-три недели.
Что такое адаптация первоклассника?
Условия возникновения необходимости
психологической адаптации ребенка к школе.
•
меняется социальная позиция (с дошкольника на
ученика)
•
появляются новые и сложные обязанности
•
смена ведущей деятельности (с игровой на учебную)
•
меняется социальное окружение
Виды адаптации.
Первые 2-3 недели обучения получили название
"физиологической бури"
. В этот период дети тратят
значительную часть ресурсов своего организма. Это
объясняет
тот
факт,
что
в
сентябре
многие
первоклассники болеют.
Неустойчивое приспособление. Организм ребенка
находит
приемлемые,
близкие
к
оптимальным
варианты реакций на новые условия.
Период относительно устойчивого приспособления.
Организм
реагирует
на
нагрузки
с
меньшим
напряжением.
Физиологическая адаптация
Социально - психологическая адаптация
представляет
собой
процесс
активн ого
приспособления, в отличии от физиологической
адаптации,
которая
происходит
как
бы
автоматически. Изменяется социальный статус
б ы в ш е го
м а л ы ш а
-
п о я в л я е т с я
н о в а я
социальная роль "ученик". Можно считать это
рождением
социального
"Я"
ребенка.
Социально-психологическая
адаптация
Изменение внешней позиции
в л е ч е т
з а
с о б о й
и з м е н е н и е
самосознания
личности
1-классника,
происходит переоценка ценностей. То,
ч т о
б ы л о
з н а ч и м ы м
р а н ь ш е ,
становится второстепенным, а то, что
имеет отношение к учебе, становится
более ценным.
Социально-психологическая
адаптация
Первая группа детей адаптируется к
школе
в
течение
первых
двух
месяцев
обучения.
Вторая
группа
детей
проходит
более
длительную адаптацию.
Третья группа – дети, у которых социально-
психологическая
адаптация
связана
со
значительными трудностями
Условно по степени адаптации всех
детей можно разделить на три группы:
•
нарушение сна;
•
нарушение аппетита;
•
жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
•
навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание,
обкусывание ногтей )
•
нарушение темпа речи (запинки).
•
невротические расстройства,
•
астенические состояния (снижение массы тела, бледность,
низкая работоспособность, повышенная утомляемость )
•
снижение сопротивляемости организма (частая
заболеваемость).
•
снижение учебной мотивации.
•
с
нижение самооценки, повышенная тревожность,
эмоциональное напряжение.
Наиболее типичные проявления
дезадаптации:
•
положительное отношение к школе,
•
адекватно воспринимает
требования учителя,
•
легко усваивает новый учебный
материал,
•
прилежно выполняет задания без
внешнего контроля,
•
проявляет самостоятельность,
•
имеет хороший статус в коллективе
Признаки успешной адаптации
1.Соблюдайте режим дня
Ребенок должен иметь полноценный сон и
питание,
прогулки,
посильную
физическую
нагрузку
(упражнения,
игры,
интересную
для
него
домашнюю
работу),
а
также
отдых
и
свободное
время.
Постарайтесь
выделить
ребенку в доме его личную территорию – свою
комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин.
Также
ребенку
необходимо
личное
время,
в
которое он может заниматься тем, чем хочется
именно ему.
Как помочь ребенку?
2. Провожайте ребенка в школу
доброжелательно!
Старайтесь
провожать
ребенка
в
школу
добрыми
словами
и
пожеланиями
удачи
и
успехов, не предъявляя при этом требований.
В с т р е ч а я
р е б е н к а
п о с л е
ш к о л ы ,
н е
приставайте в нему с расспросами, но дайте
понять, что вас интересует его школьная жизнь
и вы всегда можете поговорить и выслушать.
Как помочь ребенку?
3. Учите ребенка выражать свои чувства
Когда вы разговариваете с ребенком, в центре
ваших высказываний должно быть описание чувств,
эмоций,
переживаний.
Нужно
помочь
ребенку
узнать
и
понять
свои
чувства,
чтобы
он
мог
самостоятельно
оценить
их.
Умение
выразить
чувства – условие для того, чтобы держать их под
контролем.
Как помочь ребенку?
4. Не требуйте, а предлагайте
Все, что вы хотите – выражайте в форме
предложений
и
сотрудничества.
Обсуждайте
все
с
ребенком и предоставляйте ему возможность самому
принять окончательное решение.
Прежде,
чем
предоставлять
ребенку
самостоятельность в связи с переменой его статуса,
родители
должны
заранее
обсудить,
какую
часть
своей ответственности они готовы передать ребенку.
Потом обсудите со своим первоклассником, за что он
теперь отвечает (например, сбор портфеля или за то,
чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда
может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.)
Как помочь ребенку?
5. Хвалите ребенка
Основное поощрение для ребенка – похвала.
Когда
вы
хвалите
ребенка,
о бяз ательно
описывайте
последствия
и
результаты,
усилия
ребенка.
Не
сравнивайте
своего
ребенка
с
д р у г и м и
д е т ь м и ,
с р а в н и в а й т е
т о л ь к о
предыдущие достижения. Например: ты сегодня
написал прописи намного аккуратнее, чем вчера.
Предоставьте ребенку возможность самому найти
критерии оценки и оценить свою работу.
Как помочь ребенку?
6. Дайте школьнику возможность самому
оценить последствия своих поступков
Если
ребенок
совершил
какой-то
негативный
поступок,
постарайтесь
дать
р е б е н к у
в о з м о ж н о с т ь
с а м о м у
проанализировать последствия своих действий.
Когда
вы
высказываете
свое
мнение,
не
оценивайте личность и характер ребенка. Ни в
коем случае не давайте никаких диагнозов и
прогнозов на будущее.
Как помочь ребенку?
Не предъявляйте к ребенку завышенных
требований
Завышенные ожидания родителей являются
источником
повышенной
тревожности
и
для
ребенка
и
для
самих
родителей.
Попробуйте
проанализировать свои требования к ребенку и
понять ,что для вас важнее: отличные оценки или
здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши
доверительные с ним отношения.
Как помочь ребенку?
8. Спокойствие, только спокойствие!
Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и
уверенность придадут уверенность в своих силах и
вашему первокласснику.
Как помочь ребенку?
Будем учиться с удовольствием!!!