Напоминание

"Формирование культуры общения у старших дошкольников"


Автор: Лаптева Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 92"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование культуры общения у старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирования культуры общения у старших дошкольников

Воспитатель: Лаптева Светлана Николаевна

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей

стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах

общества,

употребление

вульгаризмов,

нецензурных

выражений,

рост

эмоционального общения – всё это свидетельствует о том, что повышение

уровня

культуры

поведения

и

общения

детей

является

важнейшей

педагогической задачей, и в условиях современности, одной из остростоящих

проблем.

Общение – основное условие развитие ребенка, важнейший фактор

формирования

личности,

один

из

главных

видов

деятельности

человека,

направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у

детей

дошкольного

возраста

предусмотрены

в

образовательных

областях

«Социально- коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт

им особую значимость и актуальность.

Для

полноценного

развития

и

воспитания

детей

необходимо

содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста

надо

прививать

детям

важные

нравственные

человеческие

качества,

как

доброжелательность,

общительность,

спокойствие,

жизнерадостность,

так

как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают

в наши дни. Поэтому в детских садах и дома следует приучать детей к

вежливости,

проявлению

внимания,

доброжелательному

отношению

к

окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру

общения.

Содержание

культуры

речевого

общения

в

старшем

дошкольном

возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку

(фонетике,

лексике,

грамматике)

и

способам

применения

языка

в

познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при

расширении знаний о явлениях и многообразных отношениях в окружающем

мире. Но центральным звеном языкового развития старшего дошкольника

является формирование метаязыковой функции - функции осознания языка и

речи в доступных ребенку формах. Язык служит ребенку, во-первых, для

налаживания эмоциональных связей с окружающими, во-вторых, для фор-

мулирования

мыслей,

построения

сообщений

-

текста,

в-третьих,

для

налаживания

с

партнером

речевого

взаимодействия.

Явное

предпочтение

старший

дошкольник

отдает

диалогу

со

сверстником

как

сфере

коммуникативной самодеятельности, в которой ребенок удовлетворяет свою

потребность в общении, реализует свои достижения в познании языка и

развитии связной речи и учится взаимодействовать с партнером.

В старшем дошкольном возрасте основными факторами развития речи

являются

общение

со

взрослыми

и

сверстниками

и

организованные

словесные игры и занятия.

Для налаживания диалогического общения со сверстниками важное

значение

имеет

деятельность

кооперативного

типа,

которая

формируется

постепенно.

Поначалу

дети

просто

действуют

рядом,

комментируя

происходящее: обозначая словом нарисованные предметы, сообщая о своих

намерениях,

рассказывая

о

каких-то

событиях

из

своей

жизни.

В

этой

ситуации

речь

стимулируется

самим

присутствием

сверстника

и

возможностью переговариваться с ним и выполняет функцию планирования и

организации собственной деятельности, а также установления социального

контакта.

Общение между детьми имеет в основном деловой характер. Диалог

нередко представляет собой короткие реплики партнера, на которые ребенок

отвечает действием или выражает свое отношение к происходящему при

помощи неречевых средств. Существует множество народных игр, в которых

дети учатся обращать внимание друг на друга, узнавать друзей по голосу,

замечать детали внешнего вида, устанавливать речевой контакт. По такому

принципу

устроены

игры

«Огородник»,

«Мой

нос»,

«Мы

-

детективы»,

«Фанты», «Садовник», «Краски» и др.

Прекрасным

средством

налаживания

диалогического

общения

являются

настольно-печатные

игры

(«Лото»,

«Домино»,

маршрутные).

Именно

в

играх

парами

дети

учатся

способам

диалогического

взаи-

модействия: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу

по

имени,

умению

аргументировано

отстаивать

свою

точку

зрения,

координировать

высказывания

с

партнером.

В

качестве

познавательной

основы таких игр могут выступать также все типы речевых заданий: на

подбор слов с заданным звуком, дифференцировку близких в акустическом и

артикуляционном

отношении

звуков,

классификацию

обобщающих

наименований, совместное рассказывание по серии картин («Найди звук»,

«Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Угадай на ощупь», «Запомни И

нарисуй», «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?», «Разложи

полоски», «Окончи предложение», «Нанижем бусы», «Бывает - не бывает» и

др.).

В дидактических играх дети учатся также объяснительной речи. Для

этого

взрослый

сначала

обучает

одного

ребенка

новой

игре,

а

потом

предоставляет

возможность

поиграть

в

нее

и

другим

детям.

Обученный

ребенок,

пытаясь

наладить

игру

незнакомых

с

ней

детей,

вынужден

объяснять

содержание

и

правила.

Воспитатель

помогает

ему,

задавая

наводящие вопросы.

Важным

средством

развития

диалога

являются

коллективные

разговоры,

беседы.

Их

необходимо

организовывать

с

небольшими

подгруппами детей, чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться и

быть услышанным. Темой таких разговоров могут быть события из личного

опыта,

интересные

случаи

из

жизни,

неожиданные

встречи

в

природе,

разнообразные воображаемые проблемные ситуации (можно ли открывать

дверь постороннему и почему; почему нельзя убегать от собаки, когда она

лает; какие правила безопасности необходимо соблюдать на воде, на солнце,

в лесу и почему и т. п.).

Основной вид деятельности кооперативного типа - сюжетно-ролевая

игра.

В

старшем

дошкольном

возрасте

эта

игра

преобразуется

в

игру-

фантазирование,

когда

дети

сочиняют

приключения

и

ограничиваются

разыгрыванием

их

в

плане

представления.

Деятельность

принимает

вид

совместного рассказывания. Это очень высокий уровень развития игры и

речи. Дети часто нуждаются в участии взрослого, который задает наводящие

вопросы, подсказывает сюжетные ходы, помогает устанавливать очередность.

Темой такой игры-фантазирования может быть волшебная сказка, сочиняемая

по

аналогии

с

традиционной

сказкой

путем

замены

персонажей,

места

действия, обстоятельств, волшебных предметов. Игра может приобретать вид

совместного сочинения двух дошкольников по наглядной модели, которую

дети пошагово составляют (рисуют схематические изображения эпизодов) и

«озвучивают», разворачивая сюжет.

Совместная игра-фантазирование может успешно разворачиваться на

основе тех умений, которыми овладевают дети в процессе рассказывания.

Основным

условием

развития

связной

речи

(рассказывания)

является

совместное словесное творчество взрослого и ребенка. Уже пятилетние дети

проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, сочинению историй,

рассказам

на

темы

из

личного

опыта.

Взрослый

поддерживает

детскую

инициативу,

задавая

наводящие

и

уточняющие

вопросы,

выражая

свою

заинтересованность,

создавая

игровые

ситуации

(из

наборов

игрушек,

картинок,

персонажей

кукольного

театра,

организуя

пространство

повествования на ширме, макете, столе). Большое значение для совместного

словесного творчества имеет умение педагога ненавязчиво подсказать тему

рассказа,

завязку,

возможное

развитие

событий,

словесную

форму.

Совместное

рассказывание

поначалу

имеет

вид

диалога,

при

котором

взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает, взрослый начинает предложение,

а ребенок его 'заканчивает. Из такого диалога рождается речь-монолог. В

дальнейшем

на

основе

детского

монолога

разворачивается

совместное

сочинительство

детей,

которое

повторяет

форму

диалога

взрослого

с

ребенком. Хорошая основа для совместного рассказывания создается при

работе по серии картин, при пересказе по ролям, в играх-драматизациях,

инсценировках.

Старший

дошкольный

возраст

-

период

бурного

проявления

по -

знавательного отношения ребенка к речи, элементарного осознания языковой

действительности.

Важное

условие

самостоятельной

ориентировочной

деятельности дошкольника в сфере языка и речи богатство его языкового

опыта,

яркие

впечатления,

переживания,

выраженные

в

точном,

метком,

образном

слове.

Проблемные

речевые

ситуации

моделируются

в

разнообразных

словесных

дидактических

играх

с

фонетиче ским,

лексическим

и

грамматическим

содержанием.

Поэтому

организацию

словесных

дидактических

игр

в

детском

саду

можно

рассматривать

как

основное условие развития у детей лингвистического отношения к слову.

Игры

и

упражнения

с

лексическим

содержанием

-

необходимое

условие

развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение

разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и

функций. Сравниваться могут как реальные объекты (игрушки, картинки,

предметы одежды, мебели и т. п.), так и воображаемые ситуации (действия

веселого

и

грустного

медвежонка,

погода

ранней

и

поздней

осенью,

настроение

персонажа

до

и

после

описанного

события).

Словарные

упражнения,

предваряющие

рассказывание,

способствуют

обогащению

связной речи детей точными и образными словами и выражениями.

Дидактические игры, упражнения и проблемные ситуации с грамматическим

содержанием - необходимое условие развития грамматической правильности

речи,

поисковой

активности

детей

в

сфере

грамматической

формы.

Экспериментируя

со

словом,

«нащупывая»правильную

форму,

ребенок

учится

вслушиваться

в

звучание

речи,

произвольно

менять

слово,

устанавливать

грамматические

аналогии,

выводить

правила

формо-

и

словообразования. В проблемных речевых ситуациях (ситуации «письменной

речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает рассказ; в ситуации

совместного сочинения, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его

заканчивает,

в

процессе

моделирования

структуры

предложения

в

игре

«Живые слова») дети учатся строить предложения разной структуры, произ-

вольно корректировать речь.

Важное условие полноценного речевого развития - взаимосвязь разных

типов словесных игр, упражнений, проблемных ситуаций, их постепенное

усложнение,

систематическая

постановка

проблемных

речевых

задач.

Оптимальной формой систематической работы по развитию языка и связной

речи детей является специальное речевое занятие, в котором задачи развития

речи решаются в комплексе и во взаимосвязи.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» взрослых и

сверстников, - необходимо эмоционально насыщенное

содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах

художественной,

музыкальной,

театральной

деятельности

(инсценировках

сказок,

представлениях

кукольного

и

теневого

театра).

Особенно

важно

обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в

которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также

между детьми и взрослыми в детском саду и семье.

Для развития у детей интереса к «миру людей» и обогащения их

представлений

о

социальной

действительности

рекомендуется

посещение

музеев, театров, выставок, проведение прогулок и экскурсий; демонстрация

диафильмов,

позволяющих

детям

наблюдать

поведение

людей

в

театре,

музее, на выставке, в транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине, а

также специально снятых видеофильмов о детях и взрослых в детском саду,

их играх, занятиях, праздниках.

Социальное развитие невозможно без формирования интереса к труду

взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты

труда,

включаться

в

совместные

со

взрослыми

трудовые

действия.

Необходимо

поддерживать

у

ребенка

стремление

выполнять

просьбы

взрослого, других детей, откликаться на их предложения.

Необходимо использовать естественно возникающие ситуации и специально

создавать таковые для познания эмоциональных состояний людей (радости,

восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности), их нравственных

ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах

деятельности.

Чтобы развить стремление предвидеть и почувствовать эмоциональное

состояние близких взрослых, детей и свои переживания в определенных

ситуациях

(когда

кого-либо

из

детей

не

приняли

в

игру,

дали

самую

неинтересную роль, наименее привлекательную игрушку (когда кто-то из

детей дал поиграть сверстнику машинку, принесенную из дома, и тотчас же

отобрал и т. д.), важно обучать ребенка пониманию связи между поведением

людей

и

их

эмоциональным

состоянием,

пониманию

такой

модели

рассуждений: «Можно так сделать - будет хорошо другому и радостно мне»;

«Этого делать нельзя, потому что огорчится другой человек и будет неприят-

но

мне»;

формированию

у

детей

умения

действовать

в

соответствии

с

нормами

и

правилами

жизни

в

обществе,

выраженными

в

понятиях

«хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», «нужно».

Для

активизации

самостоятельного

осмысления

детьми

нравственных

ценностей важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие

гибкого социального поведения, включающего:

- умение общаться с разными детьми (младшими, старше себя, ровесниками,

мальчиками, девочками); доброжелательно, с особым вниманием общаться с

новым ребенком в группе детского сада, с ребенком - гостем дома;

-

владение

способами

контактов

с

малознакомыми

людьми

(воспитатель

другой

группы,

заведующая,

методист,

психолог,

гости

детского

сада,

родители кого-либо из сверстников);

-

стремление

по

собственной

инициативе

здороваться,

прощаться,

благодарить

взрослого,

сверстника;

использовать

различные

варианты

обращений: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»; «до свидания»,

«всего доброго», «до встречи», «до завтра»; «благодарю вас», «спасибо»;

«будьте добры», «будьте любезны», «не могли бы вы...» и т. д.;

- установление контакта с помощью вербальных и невербальных средств

(мимика, пантомима); тактично, с уважением обращаться с предложениями,

вопросами, просьбами; внимательно выслушивать ответ; в вежливой форме

отвечать на вопросы, смотреть на другого человека, приветливо улыбаться;

доброжелательно предлагать свою помощь другим;

- умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы,

просьбы в мягкой форме и прислушиваться к предложениям и советам других

детей;

- стремление понять другого человека, помочь, если он устал или плохо себя

чувствует,

пожалеть

близких

взрослых

и

сверстников,

которые

чем-то

огорчены,

обижены;

отнестись

с

вниманием,

позаботиться

о

больном

человеке;

- умение проявить чувство собственного достоинства, защитить себя, когда

сверстник, а в ряде случаев и взрослый кричит, разговаривает насмешливо,

категорично командует;

- умение общаться с детьми-лидерами, использующими свою способность

повлиять

на

другого

для

достижения

эгоистических,

корыстных

целей

(получение наиболее привлекательных игрушек, ролей и т. п.); отказывать,

противостоять давлению, нажиму со стороны более активных сверстников с

помощью социально принятых форм общения (вопросы: «Почему ты так

поступаешь?

Почему

я

должен

тебе

это

отдать?»,

уговоры:

«Давай

по-

доброму играть!», объяснения: «Мне хочется порисовать, поиграй с другими

детьми, пожалуйста...»);

- способность почувствовать противоречия в способах общения и характере

отношения к людям (например, ребенок в игре разговаривает мягким тоном,

использует

«волшебные»

слова

«спасибо»,

«пожалуйста»,

выражает

положительные оценки в адрес другого «Молодец», «здорово», но при этом

осуществляет только свой замысел и не позволяет никому изменить сюжет,

внести новые элементы в постройку; «Это ты хорошо придумал, но пока

этого нам не надо»,- говорит он);

-

умение

прислушиваться

к

своим

переживаниям,

понимать

свое

эмоциональное

состояние

(«Я

рад»,

«Я

доволен»,

«Мне

весело»,

«Я

рассержен», «Я огорчен», «Мне грустно», «Мне страшно» и т. д.);

Таким

образом,

общительность,

умение

контактировать

с

окружающими

людьми является необходимой составляющей самореализации человека, его

успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к

нему окружающих людей. Формированию этой способности способствуют

разнообразные

средства

и

методы,

используемые

в

работе

с

детьми

дошкольного возраста.

Литература

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. - Издательский Дом «Ажур», 2014 г. - 23 с.

2.

Аржанова

А.И.

Проблемы

детской

общительности

и

коллективной

игры в системе психологии //Психология и педагогика игры дошкольника. -

М.: Просвещение, 2004 г. - С. 205-212.

3.

Бычкова

С.С.

Формирование

умения

общения

со

сверстниками

у

старших

дошкольников:

Методические

рекомендации

для

воспитателей

и

методистов дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп.

- М.: АРКТИ, 2003. - 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

4.

Григорьева

Т.Г

Основы

конструктивного

общения.

Практикум.

Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 2007. - 116 с.

5.Смирнова Е. Общение ребенка со сверстниками /Е. Смирнова. Журнал

«Мама и малыш». - 2004. - № 9.

6.Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников:

практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образова-

тельных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.:

ил. - (Школа развития).



В раздел образования