Напоминание

Оркестр русских народных инструментов "Открываем и познаём"


Автор: Кузубова Татьяна Васильевна
Должность: Преподаватель, руководитель оркестра народных инструментов
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Котово
Наименование материала: Методическая лекция-концерт
Тема: Оркестр русских народных инструментов "Открываем и познаём"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Лекция – концерт

«Оркестр русских народных инструментов:

открываем и познаём»

Преподаватель, руководитель оркестра русских народных

инструментов МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г.Котово

Волгоградской области

Кузубова Татьяна Васильевна

2016 г.

2

Оркестр русских народных инструментов: открываем и познаём.

Итак, на сцене - оркестр русских народных инструментов детской школы

искусств.

Оркестр-это коллектив музыкантов

(12 человек и

более),

играющих

на

различных

инструментах

и совместно исполняющих

музыкальные

произведения. От того,

какие

инструменты в

руках

музыкантов, т.е.

каков

состав оркестра, зависит и название оркестра. Оркестры бывают:

-

симфонические, в состав которых

входят

несколько

разнородных групп

инструментов — семейства струнных, духовых и ударных;

- духовые, состоящие исключительно из духовых и ударных инструментов;

-

джазовые

и

эстрадные,

имеющие

смешанный

состав

-

из

струнных,

духовых

том

числе

саксофонов,

обычно

не

представленных

в

духовых

группах

симфонических

оркестров),

клавишных,

ударных

и

электромузыкальных инструментов;

-

оркестры

народных

инструментов,

состоящие

из

русских

или

других

национальных народных инструментов.

Итак, наш оркестр – это оркестр русских народных инструментов. Он

небольшой – менее 20 чел. Для большой сцены предпочтительнее оркестры с

количеством

исполнителей

в

30-40

чел.

И

самые

большие

оркестры

насчитывают до 100 чел.

Состав оркестра. Оркестр делится на группы однородных инструментов,

исполняющих одну партию (этим оркестр отличается от ансамбля, где каждый

участник – солист).

Наш оркестр включает в себя 4 группы инструментов, а именно: домры,

балалайки,

баяны,

ударные.

Рассмотрим

каждую

группу

инструментов

отдельно.

3

Группа домр. Домра – русский народный инструмент. Но не каждый русский

человек знает, как она выглядит, и даже не всякий правильно назовет домру.

Очень часто ее путают с казахской домброй. Как же так получается? Ведь

домра является русским народным инструментом! Вот, например, балалайка

известна всем. Скрипку, гитару или гармошку знают даже дети, а домру знают

далеко

не

все

русские.

Чтобы

прояснить

причину

такого

парадокса,

надо

обратиться к истории.

А история возникновения и развития домры, пожалуй, одна из самых

интересных,

запутанных

и

драматичных.

Впервые

инструмент

с

таким

названием упоминается в документах XVI столетия. Но, вероятно, еще раньше

на Руси существовали инструменты танбуровидной формы, пришедшие к нам с

Востока.

Они

были

особенно

популярны

в

народной

среде.

Изображения

музыкантов,

играющих

на

этих

инструментах,

встречаются

во

многих

рукописях того времени. Звались такие музыканты скоморохами и являлись, по

существу, профессиональными артистами.

Взяв в руки народные инструменты: духовые, ударные, струнные давали

представления по русским деревням и селам. Но нравились их выступления не

всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-

нибудь.

Позволяли

себе

шутки

не

всегда

безобидные. Это

вызывало

гнев

властей

как

церковных,

так

и

светских.

Главным

врагом

скоморошества

выступила

церковь.

Духовенство

негодовало:

«Игрища

стоят

утоптаны,

а

церкви - пусты». Так появился указ царя Алексея Михайловича 1648 года «Об

исправлении нравов и уничтожении суеверий», знаменитая фраза из которого

гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные

сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь». Этот

беспрецедентный по своей жестокости документ был направлен на полное

истребление скоморошества. Царский указ был разослан воеводам всех русских

городов. Предписания Алексея Михайловича старательно осуществлялись на

4

практике. Скоморохов преследовали, жестоко наказывали, ссылали, а порой и

казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Русские народные инструменты

безжалостно уничтожались, их ломали и сжигали. Широко известный факт: по

велению патриарха Никона пять доверху груженых телег с музыкальными

инструментами были вывезены на Москву-реку и там публично сожжены.

Итак,

к

концу

17

века

домра

полностью

выходит

из

употребления,

фактически

исчезает

даже

упоминание

о

ней.

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества

подвергался столь чудовищному истреблению. Но разве можно сжечь память,

вырвать

любовь

из

сердца

народа?

Всяческими

правдами

и

неправдами

смекалистые русские люди пытались сохранить близкое и родное им. После

смерти царя, со временем о запрете постепенно забыли – ведь народу нужен

был

струнный

щипковый

инструмент,

подобный

домре,

и,

главное

максимально

простой

в

изготовлении.

Так

возникает

новый

упрощенный

вариант домры – балалайка.

А сама домра была восстановлена лишь спустя два столетия - в самом

конце 19 века. Восстановил ее талантливый исследователь, музыкант, педагог,

композитор В.В. Андреев.

Имя Василия

Васильевича

Андреева широко

известно

и

пользуется

большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки. Отец его был

богатым купцом. Мать – представительница дворянского рода. Но мальчик

стремился

к

народу

с

самого

детства,

любил

слушать

народные

песни,

народную музыку. И хотя В.В. Андреев в детстве занимался игрой на скрипке

и

мог бы

стать

профессиональным скрипачем,

на

его пути

встретилась

простонародная кустарная балалайка и повернула его жизнь в другое русло.

Вот как Андреев пишет об одном случайном обстоятельстве, перевернувшем

всю его жизнь: «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался

тишиной деревенского вечера… И вдруг услыхал дотоле еще неведомые для

5

меня звуки… Я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте.

Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленно, а потом все

быстрее

и

быстрее.

Звуки

разгорались,

мелодия

лилась

неудержимо

подталкивая к пляске… Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда

неслись звуки. На ступеньках сидел крестьянин и играл на балалайке… Я был

поражен ритмичностью и оригинальностью приемов игры., и никак не мог

постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя

струнами, может давать столько звуков.» «Я помню, что тогда, как каленым

железом, выжглось в мозгу: играть самому и довести игру до совершенства.

Звучит «Русская плясовая» в исполнении трио балалаечников.

И так для Андреева становится ясно: надо в дальнейшем изучать и развивать

русские народные инструменты.

В.В. Андреев осваивает балалайку, занимается усовершенствованием этого

инструмента, конструирует целое семейство балалаек, приводя их к единому

стандарту – ведь в каждой губернии мастера изготавливали разные балалайки,

как разной формы и размера, так и с разным количеством струн (2, 3. 4 струны).

В.В. Андреев приложил много усилий, чтобы появилась вот такая концертная,

внешне красивая балалайка, с замечательным звуком. Ведь по - началу мастера

музыкальных

инструментов

даже

отказывались

изготавливать

балалайку,

считая не достойным для своей репутации. Но упорство и талант Андреева и

его сподвижников смогли «одеть балалайку во фрак». В.В. Андреев виртуозно

играет сам на балалайке и обучает других, т.е. занимается педагогической

деятельностью.

В 1988 г. В.Андреев принимается за организацию нового музыкального

коллектива- ансамбля балалаечников, именовавших себя «Кружком любителей

игры на балалайке».

Затем

с

добавлением

к

балалайкам

гуслей

и

домр

«Кружок»

переименовался в «Великорусский оркестр».

6

И так В.В. Андреев является основателем первого оркестра русских

народных

инструментов.

Начались

концерты

этого

оркестра

сначала

в

Петербурге,

а

затем

в

других

русских

городах.

Вскоре

этому

оркестру

рукоплескала

вся

Россия.

С

этих

пор

народные

инструменты

стали

распространяться с необычайной быстротой по всей России.

За рубежом виртуоз-балалаечник Андреев и концерты его оркестра тоже

вызывали

восторженный

прием.

Оркестр

Василия

Андреева

был

первым

оркестром народных инструментов, в котором запели домры, балалайки, баяны,

жалейки,

гусли…

«Простонародные»

и,

ранее

кустарные

инструменты,

благодаря

искусным

мастерами

и

талантливым

музыкантам-

единомышленникам В.В.Андреева, вдруг зазвучали возвышенно и благородно.

Их

волнующее

тремоло

всех

трогало

за

душу.

Концертные

поездки

Андреевского

оркестра

по

городам

Франции,

Германии,

Англии

и

даже

Америки

превратились

в

подлинно

триумфальное

шествие.

А

в

Англии

популярность

русской

балалайки

превзошла

все

ожидания.

Король

приказал

еженедельно

устраивать

два

официальных

выступления

Великорусского

оркестра.

Все

газеты

писали

о

балалайке

так:

«музыкальный мир повержен ниц балалайкой». Всё избранное общество

английской

столицы

считало

правилом

хорошего

тона

играть

на

балалайках.

Англичане

срочно

выписали

из

России

200

балалаек.

Тогда-то

и

появился

в

Королевской

гвардии

балалаечный

оркестр.

Благодаря

деятельности

Андреева

повсюду

начали

появляться

общества

любителей игры на домрах и балалайках и получили признание наравне со

скрипкой и виолончелью. Из России тысячами импортировались балалайки и

домры.

Великорусский

оркестр

был

призван

явлением

международного

значения, музыкальные критики называли оркестр"несравненным". Так слава

возвращённых народу домры и балалайки стала славой не только В.В.Андреева,

7

как гражданина и патриота, но и славой всего русского искусства. Оркестру

присвоили имя "Императорский Великорусский Оркестр".

В исполнении оркестра звучит вальс «Ожидание» Г.Китлера.

Такова история создания оркестра и история домры.

Ну а теперь рассмотрим этот инструмент.

Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным

грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему щипковый? - да потому, что звук

извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Раньше

скоморохи играли на домре косточкой или перышком. Наилучшим материалом

для

изготовления медиатора является

панцирь черепахи. В

настоящее

время

широко используются медиаторы из полимерных материалов( т.е. из пластика,

капрона и т.п.)

Домра

состоит

из

трех

частей:

полусферического

корпуса,

грифа

(шейки) и головки. Все детали инструмента, за исключением струн, механики,

порожков, изготовляются из различных пород дерева.

Основные приемы игры на домре – это пиццикато, удары медиатором вверх-

вниз, тремоло, флажолет, глиссандо.

Тремоло (в переводе с итальянского

означает

«дрожащий»)

-

быстро повторяемые

короткие

звуки

сливаются

в

единое продолжительное звучание.

Эти основные приемы игры покажут вам учащиеся по классу домры –

звучит р.н.п. «Во поле береза стояла» на пиццикато, «Клоуны» Д.Кабалевского

- ударами, р.н.п. «За рекой черемуха колышется» - на тремоло.

Домра малая. В оркестре домра - обязательный инструмент, ее сильный

звук,

порой

похожий

на

голос

человека,

прекрасно

сочетается

с

любыми

народными инструментами. Этот инструмент – основа народного оркестра. Ее

звучание

имеет

яркий,

выразительный

колорит.

Удобная

конструкция,

небольшие размеры делают ее легкой для игры, ей поручают мелодические

партии, доверяют сложные пассажи. На домре малой выразительно звучат

8

мелодии напевного, задушевного характера. А еще домру называют «душой»

оркестра.

В

настоящее

время

домра

-

перспективный

инструмент

с

огромным

потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся

до высот академического жанра. Современная домра может проявить себя

практически в любом жанре, стиле или направлении современной музыки. В

домровом

репертуаре

художественно

полноценными

оказались,

например,

произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, а так же советских

композиторов:

Д.Кабалевского,

В.Шаинского

и

многих других

величайших

композиторов.

За

последние

годы

уровень

исполнения

значительно

возрос.

Домру

можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом.

Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических

оркестров. Ежегодно проводится множество конкурсов среди исполнителей на

народных инструментах, как детских, так и профессиональных, выявляя целый

ряд талантливых музыкантов.

Домра давно завоевала мировое признание. В зарубежных странах есть

не

только

любители

игры

на

русских

народных

инструментах,

но

даже

оркестры, как например ив Японии – Токийский оркестр русских народных

инструментов, в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских

народных инструментах).

Семейство домр насчитывает 4 вида инструментов, различающихся по

размеру и звучанию: домра – пикколо, домра малая, домра альтовая, домра

басовая.

Домра пикколо (пикколо означает маленький). Это домра уменьшенных

размеров. Звук ее очень высокий и звонкий. Ее применяют в полном оркестре

для усиления партии домры малой, для более объемного звучания оркестра.

9

Домра альт. Этот инструмент внешне напоминает домру малую, только

размеры

его

несколько

больше. Струны

толще,

а

звук

мягче,

глубже

и

бархатнее.

На

ней

прекрасно

звучат

певучие

мелодии,

напоминая

низкий

женский голос.

Домра

бас.

Ей

поручается

исполнение

длинных,

гармонически

выдержанных звуков. Звучание обладает мягким, бархатистым оттенком. Её

недостаток

большие

размеры,

овальная

форма

корпуса,

что

требует

от

играющего хороших физических данных, крепких рук.

В исполнении оркестра звучит «Венок песен о Великой отечественной

войне»(отрывок) Ю.Баранова

Группа

балалаек.

Существуют

инструменты,

которые

считают

музыкальным

символом

какого

либо

народа.

У

русских

это

балалайка.

Исследователи

народных

инструментов

полагают,

что

слово

«балалайка»

произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или

пустозвонить.

Вероятно,

такое

название

инструмента

возникло

из-за

его

специфического бренчащего звучания.

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она,

пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали,

пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый

инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который

натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного

пальца по всем струнам сразу.

Современная балалайка изготавливается

из

соснового

дерева

и

как

всякий народный инструмент, звучит только в том случае, если она сделана

искусными руками настоящего мастера.

Балалаек целое семейство, и большие и маленькие.

Балалайка-прима. Обладает большими техническими возможностями: на ней

можно исполнять сложные пассажи, мелодии напевного характера, плясовые

10

наигрыши. Звук балалайки-примы придает неповторимый колорит звучанию

всего оркестра. Наравне с домрой является ведущим инструментом в оркестре.

Ей часто поручают сольные фрагменты. Основные приемы игры – это бряцанье,

тремоло, пиццикато, вибрато, глиссандо.

Балалайка-секунда и балалайка-альт. Выполняют функцию аккомпанемента.

Играют на них мягким медиатором или пальцем.

Балалайка-бас. Диапазон одинаков с домрой-бас, но звучат они, в силу разной

конструкции, несколько различно. Балалайке-бас поручают ту же партию, что и

балалайке- контрабас, но звучит она на октаву выше.

Балалайка-контрабас. В силу большого размера звуки ее сочные, густые,

долго резонирующие. Роль контрабаса в оркестре огромна: он является его

основой и фундаментом.

Оркестр исполняет р.н.п. «Летал голубь» в обр. А.Сударикова.

Группа баянов. Баян – потомок удалой гармошки. Назван так в честь

русского певца Бояна. Любая нация или народность имеют свою музыкальную

культуру, а значит любимый народный музыкальные инструменты. У русских –

это балалайка, и конечно же, баян.

Баян или гармошка – символ России. Баян – «душа русского народа».

Общее название гармошки и баяна –гармоника, она изобретена была в

Германии,

Русские

купцы

привезли

из-за

границы

немецкую

однорядную

гармонь, а талантливые умельцы-мастера разобрали её и переделали на свой

лад. Позже стали делать гармони и в др. городах. В каждой губернии делали

свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские,

саратовские, тальянка и др. В конце 90-х годов прошлого века шел дальнейший

поиск

более

прогрессивных

конструкций

гармоники.

Известный

в

России

мастер Стерлигов П.Е. изготовил и значительно усовершенствовал инструмент,

и дал ему имя «баян».

11

Состоит баян из правой и левой клавиатур и меха. Мех– та часть, что

сдувается

и

раздувается,

-

из

картона,

кожи

и

жестких

рамок.

Звук

-

от

движения

воздуха.

Тембр: глубокий,

густой,а

«дышащий»

звук,

соответствующий широте русского характера.

Современный

баян

бывает

трёх,

четырех, пяти,

шестирядным,

со

множеством регистров с помощью которых инструмент можно настроить на

звуки оркестра. Есть электронные баяны, с очень мощным звучанием, похожим

на звук органа!

В нашем оркестре почти все дети учатся по специальности - баян, а домры

и

балалайки

они

освоили

на

учебных

занятиях

и

репетициях

оркестра.

Выступление оркестра — это верхушка творческого айсберга. Если вдуматься,

то большая часть деятельности оркестра приходится на репетиции.

Оркестр исполняет «Хабанеру» из оп. «Кармен» Ж. Бизе

Группа

ударных

инструментов.

Ударные

инструменты

считаются

самыми

древними.

Ударными

они

называются

потому,

что из

этих

инструментов

звук

извлекается

с

помощью

удара

по

их

поверхности.

В

современном русском народном оркестре ударных инструментов очень много.

Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно себе

представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна маловато без

бубна, ложек и многих других инструментов.

Ударные

придают

особый

колорит

и

метроритмическую

чёткость

звучанию.

Для

ритмического

подчеркивания

наиболее

применимы:

малый

барабан, бубен, треугольник. В нашем оркестре мы имеем следующие ударные

инструменты: бубен, треугольник, колотушка, коробочка, металлофон, набор

перкуссий.

В исполнении солистки оркестра звучит р.н.п. «Вниз по Волге –реке».

В заключении:

12

Идеи и традиции В. Андреева живы. Они пустили глубокие корни в

нашей музыкальной культуре, распространились по всему миру. Несмотря на

то, что сейчас нам доступны все достижения мировой музыкальной культуры,

мы все равно любим народные инструменты. Мы играем на балалайке, баяне не

потому, что виолончель, рояль или кларнет нам недоступны, а потому, что

наши народные песни и танцы лучше звучат на народных инструментах, а жить

без своей родной музыки не может ни один народ на земле. Я надеюсь, что

теперь, узнав больше о наших русских инструментах, вы захотите послушать

игру

превосходных

профессиональных исполнителей

на

домре,

балалайке,

баяне, а так же ансамбли и оркестры народных инструментов в интернете.

13

Список используемой литературы

1.

Андреев В.В. Великорусский оркестр и его значение для народа / В.В. Андреев /

Музыкальная жизнь. – 1960. № 23.

2.

Скоморохова Т.С. Методика работы с детским русским народным оркестром в

ДМШ. АлтГАКИ. – Барнаул: изд-во АлтГАКИ, 2007.

3.

Тихомиров Г.В. Инструменты русского народного оркестра: учебное пособие. /

Н.Я. Чайкин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Музыка, 1983.



В раздел образования