Авторы: Шаров Юрий Геннадьевич, Шарова Юлия Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УХОДИТЬ С ЛИНИИ АТАКИ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ АЙКИДО
Раздел: дополнительное образование
Шаров Юрий Геннадьевич,
дэси Айкидо Айкикай, Айкидо Томики-рю,
Дзёдо, Иайдо, Кэндо, Нагината, Дзю-кэндо,
магистрант НИУ «БелГУ» Педагогического института,
факультета Физической культуры, направление «Спортивная подготовка»
Шарова Юлия Николаевна,
дэси Айкидо Айкикай, Айкидо Томики-рю, Дзёдо, Иайдо, Кэндо.
«Прогресс приходит к тем, кто тренируется изо дня в день.
Полагающиеся на секретные техники ни к чему не придут»
Морихэй Уэсиба
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УХОДИТЬ С ЛИНИИ АТАКИ У ДЕТЕЙ 10-
12 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ АЙКИДО
Айкидо
это
разновидность
боевых
искусств
в
лучших
боевых
традициях.
Соревновательное
Айкидо
находится
на
пересечении
спорта
и
боевого искусства.
Уход
с
линии
атаки
это
тактика,
повышающая
шансы
на
победу,
ключевое
понятие
в
терминологии
боевых
искусств,
понимание
которого
способствует
достижению
успеха
в
практическом
освоении
любого
единоборства.
В
стиле
Томики
Айкидо
на
территории
России
и
в
частности
в
г.
Белгород
и
Белгородской
области
в
течение
года
регулярно
проводятся
соревнования. Одна из категорий – «Танто тай сабаки», в рамках которой
спортсмены
сталкиваются
с
проблемами
перемещения
на
татами,
безуспешности ухода от атаки противника. Возникает необходимость уделить
особое внимание и разработать методику формирования умения и навыка «тай
сабаки» (перемещения тела).
В ходе исследования мы пытались решить проблему: как и какими
средствами можно сформировать умение ухода с линии атаки в поединке у
детей 10-12 лет в соревновательном Айкидо.
Целью
исследования
ставилась
разработка
методики
формирования
умения ухода с линии атаки в бою у детей 10-12 лет, в соревновательном
Айкидо.
Задачи:
1.
Составить комплекс упражнений и игр, направленных на развитие
умения уходить с линии атаки в поединке.
2.
Разработать методику формирования умения уходить с линии атаки
в поединке у детей 10-12 лет в соревновательном Айкидо.
О бъ е кт
и с с л ед о ва н и я
–
п р о ц е с с
т р е н и р о в к и
в
с е к ц и я х
соревновательного Айкидо начального уровня в поединке у детей 10-12 лет.
Предмет
исследования
–
методика
формирования
умения
уходить
с
линии атаки в поединке у спортсменов 10-12 лет в группах подготовки по
соревновательному Айкидо.
База исследования действующие секции айкидо:
– ФОК в составе МБУ «Центр спортивных сооружений» по адресу г.
Шебекино ул. Харьковская, 76 общей численностью 30 человек (в том числе 10-
12 лет 20 человек), существующая с 2013 года;
– ФОК «Парус» в составе МАУ «Центр развития спорта» по адресу пос.
Разумное, пр-кт Ленина, 14. общей численностью 30 человек (в том числе 10-12
лет 20 человек) существующая с 2009 года.
Гипотеза
исследования:
предполагалось,
что
методика
занятий
соревновательным Айкидо, основанная на поэтапном изучении умения ухода с
линии атаки и сохранении его с использованием специальных упражнений и
игр, позволит сформировать умение ухода с линии атаки у детей 10-12 лет.
Методы исследования:
- изучение научной и популярной литературы;
- эксперимент на тренировке;
- наблюдение за процессом тренировки;
- видеосъемка выступлений спортсменов и её анализ;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Научная
новизна
исследования
заключается
в
том,
что
впервые
получены данные об особенностях формирования умения уходить с линии
атаки у детей 10-12 лет в соревновательном Айкидо; разработана методика
формирования умения уходить с линии атаки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные
материалы исследования и рекомендации по формированию умения в поединке
могут применяться в тренировочном процессе в секциях соревновательного
Айкидо для детей 10-12 лет.
Стиль соревновательного айкидо (Шодокан или Томики-рю) официально
возник в1960 году в результате работы профессора университета Васэда Кендзи
Томики (1900 – 1979 гг.), одного из первых учеников Уэсибы (основателя
айкидо) и Дзигоро Кано (основателя современного дзюдо). Его отличие от иных
стилей - элемент конкуренции (соревновательная деятельность).
Сэнсэй Томики выбрал 17 эффективных и безопасных в соревновании
техник - это основные методы Шодокан Айкидо.
Отличие соревнований по айкидо от обычных спортивных состязаний –
отсутствие
агрессивного
стремления
к
первенству.
Смысл
соревнований
–
проверить единство духа и тела.
Виды соревнований.
Соревнования разделяются на 2 крупные категории:
1) Категория Эмбу (Embu) по форме и стилю и, в отличие от других, не
является борьбой между двумя противниками, а относится исключительно к
совместной демонстрацией техник.
2) Категория Рандори (Randory) – дословно «свободная схватка», борьба
по
предварительно
заданным
правилам
с
целью
обучения
техническим
приёмам.
3 ) Показательные
выступления
-
демонстрации
различных
вариаций
техник классической и старой школы (Корю дай сан), выступления с оружием
(бокэн, дзё и т.п.).
Во
всех
категориях
соревнований,
на
экзаменах
и
показательных
выступлениях
спортсмен
исполняющий
технику
или
отражающий
атаку
применяет
умение
ухода
с
линии
атаки.
Именно
поэтому
следует
особое
внимание
уделить
в
подготовке
спортсмена
правильности
перемещения
на
татами для эффективного исполнения техник.
Реализация принципа ухода с линии атаки в соревновательном Айкидо.
«Линия атаки» – это ключевое понятие в терминологии боевых искусств,
понимание которого способствует достижению успеха в практическом освоении
любого
единоборства
–
это
линия,
по
которой
следует
направленная
от
противника
атака. Наилучшая защита от ударов — уход (убегание) с линии
атаки.
Уход с линии атаки «тай сабаки» – это искусство движений корпуса,
выполняемых
с
целью
уйти
с
линии
атаки
противника,
вывести
его
из
равновесия
за
счёт
энергии
его
собственного
движения
и
обеспечить
возможность
выполнения
определенного
приема.
Это
тот
навык,
который
айкидока должен приобрести одним из первых.
Методика формирования умения/навыка ухода с линии атаки.
В основе умения уходить с линии атаки защищающегося – уход на
дистанцию от нападающего, не давая нападающему наносить эффективные
удары.
На основе изучения научной и популярной литературы, опыта работы
тренеров
по
боевым
искусствам,
разработанной
методики
проведён
эксперимент
по
формированию
умения
ухода
с
линии
атаки
во
время
тренировки
у
детей
10-12
лет.
Были
тщательно
изучены
и
отобраны
упражнения, игры, которые использовались тренерами или рекомендовались
специалистами
в
качестве
инструмента
способного
помочь
развить
умение
ухода с линии атаки в бою.
Составленная методика включает следующие 6 разделов:
I. Разминка.
II. Самостраховки (укэми).
III. Упражнения для развития силы и скорости прямого удара.
IV. Специфические упражнения для развития навыка ухода с линии атаки.
V. Соревновательный.
VI. Игры
Остановимся на специфических упражнениях для развития навыка ухода
с линии атаки:
– Перемещения ног – «аши сабаки»: приставные шаги в позиции камаэ
«тачи» (тенкан, тенкай, ирими тенкан, ирими Тенкай), шаги на коленях «сикко»
(мае, уширо, тенкай мае и ирими тенкан мае сикко) (Рис. 1).
Рис. 1. Перемещения в камаэ.
–
Комплекс
«унсоку»
(перемещение
на
8
сторон)
–
движения
по
окружности, которые позволяют оказаться то сбоку, то позади противника,
быстро
уйти
с
линии
его
атаки,
и
затем
нейтрализовать
(по
углам
воображаемого квадрата из его центра) (Рис. 2).
Рис. 2. Комплекс унсоку.
– Тэ-катана доуса (по принципу «рука-меч») – внезапное опережение,
взятое из техник работы с мечом (Рис. 3). Одна из трёх тренировок в неделю
проводится с замещением пустой руки бокэном (деревянным мечом).
Рис. 3. Тэ-катана.
–Тэ-катана
ававсэ
–
передвижение
в
паре,
находясь
в
одинаковой
позиции «ай ханми» (впереди одинаковые ноги и руки, например, Миги ханми,
то есть левая рука и левая нога) (Рис. 4).
Рис. 4. Тэ-катана авасэ.
– Тэ–катана авасэ кара сэйчузэн но богё – в ходе выполнения авасэ
партнер начинает наносить удары руками и ногами. Задача данного упражнения
научить пресекать атаку противника в самом ее начале, сосредоточив всю вашу
силу в тэ–катане (ударе рукой), и быстро отталкивать противника назад, тем
самым выводя его из равновесия.
– Сотэй ававсэ (парное перемещение вперёд – назад находясь в одной
стойке ай ханми, но левая рука и правая нога, и наоборот) с учётом, что теперь
соединяются ладони на центральной (Рис. 5).
Рис. 5. Сотэй авасэ.
– Цукури (Хонтай-но и Шуки-но) – это способ отработки стремительной
атаки из расслабленной стойки без укэ, для тренировки атэми ваза (Рис. 6.).
Рис. 6. Цукури.
Для развития навыков ухода с линии атаки в практике предложены игры
с использованием танто и развитием скорости реакции. Например, игра, когда
парами спортсмены садятся в позицию сэйдза на расстояние между коленями в
2 кулака, на дистанцию вытянутой вперёд руки или ма-ай, обеспечиваемую
стойкой
камаэ.
Танто
(безопасный
тренировочный
нож)
располагается
посередине между коленями. По команде ведущего необходимо выхватить у
противника танто. Условия игры можно варьировать: руки играющих лежат на
коленях, спрятаны за спиной, танто спрятан за спиной одного из спортсменов
т.д..
По итогам данной научно-исследовательской работы систематизирован
комплекс упражнений и разработана методика формирования умения ухода с
линии атаки. Внедрены эффективные упражнения в процесс тренировки и
подготовки к соревнованиям.
Было осуществлено наблюдение и анализ видеоматериалов выступления
испытуемых во время соревнований и показательных выступлений. Сделаны
выводы о развитии умения уходить с линии атаки. По результатам тестовых
соревнований по выявлению успешности ухода с линии атаки можно говорить
об эффективности разработанной методики.
Используемые источники и литература:
1.
Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части
двигательного действия // Теория и практика физической культуры.-1996. № 7.
2.
Бушин И.А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном
рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов. Краснодар. 2005. -193с.
3.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов, 1988.-215с.
4.
Верхошанский
Ю.В.
Программирование
и
организация
тренировочного процесса, 1985.-187с.
5.
Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и
методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры.
1993,-№8.-С. 21-28.
6.
Верхошанский
Ю.В.
На
пути
к
научной
теории
и
методологии
спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры.-1998. №2. -
С. 21-26, 39-42.
7.
Вестбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера .К.:
"София",
1997. – 368с.
8.
Гавриков А. Дзюдо боевое. Рига:ТРИА «ЛЭТРА», 1991. – 137с.
9.
Глисон У. Духовные основы Айкидо. М.:ЭКСМО.2009. -208с.
10.
Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений.
Смоленск, 1996. - 133с.
11.
Дорохов Р.Н. Соматические типы и физические качества детей и
подростков
//
Труды
Смоленского
государственного
института
физической
культуры. Смоленск, 1995. . - С. 156 - 160.
12.
Елисеев
Е.В.
Психофизиологические
основы
повышения
функциональной устойчивости движений квалифицированных айкидоистов к
действию
возмущений,
связанных
с
экстремальностью
реализации
техник
Айкидо Автореф. дис. канд. биолог.наук. Челябинск, 1999.- 199с.
13.
Зайцева
В.В.
Методология
индивидуального
подхода
в
оздоровительной физической культуре: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1995.
- 47с.
14.
Камальдинова
А.В.,
Педагогическое
управление
мотивационно-
ценностными
ориентациями
занимающихся
Айкидо:
Дис.
д-ра
пед.
наук
(доклад). – Малаховка , 2006.– 216с.
15.
Климов
К.В.
Содержание
и
методика
технико-тактической
подготовки спортсменов в комплексных единоборствах, Автореф. дис. канд.
пед. наук. М., 2007. -175с.
16.
Книга Самурая // Сборник. СПб.: Евразия. 2007. – 616с.
17.
Кожекин
И.П.,
Ермаков
В.В.
Системы
регистрации
и
оценки
техники спортивных движений. Смоленск: СГИФК, 1997. - 112с.
18.
Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств //
Теория и практика физической культуры. 1996.- № 7. - 208с.
19.
Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в
школе. -1996. №.2. - С. 2-6.
20.
Матвеев
Л.П.
(ред.)
Теория
и
методика
физической
культуры:
Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. -
543с.
21.
Михайлов В.В. Путь к физическому совершенству. М.: Физкультура
и спорт, 1989. - 95с.
22.
Миямото М. Книга пяти колец. М.: Издательство «София». 2012. –
176с.
23.
Никитушкин
В.Г.
Методология
программно-нормативного
обеспечения подготовки квалифицированных юных спортсменов:Дис. д-ра пед.
наук (доклад). М., 1995. - 88с.
24.
Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования
проблемы
индивидуализации
подготовки
юных
спортсменов
//Теория
и
практика физической культуры. 1998. - № 10. - С. 19 - 22.
25.
Платонов
В.Н.
О
«Концепции
периодизации
спортивной
тренировки» и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и
практика физической культуры. 1998. - №8. - С. 23 - 26, 39 - 46.
26.
Попков В.Н., Еремеев И.Н. Ретроспективный анализ возможности
оценки
спортивных
способностей
подростков
по
морфофункциональным
показателям // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 9.
27.
Свищев
И.Д.,
Дзюдо.
Учебная
программа
для
учреждений
дополнительного образования. 2003. – 112с.
28.
Сен В.Д. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами
восточного единоборства, Автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 2008.
29.
Серимбетов П.У. Содержание и методика обучения мальчиков 13-14
лет элементам единоборств на уроках физической культуры: Автореф. дис.
канд. пед. наук. М., 1995. - 21с.
30.
Стивенс Д. Секреты Айкидо. К.:София, 2001. – 176с.
31.
Тедеев Д.Ю. Айкидо и оружие. Мн.: Харвест.2007.
32.
Тышлер Г.Д. Теория и методика формирования техники и тактики
передвижений
спортсменов
в
соревновательном
пространстве
и
технология
совершенствования приемов в многолетней тренировке, Автореф. дис. канд.
пед. наук. М., 2009. – 198с.
33.
Уно К., Айкидо с соревнованиями, Москва, 2002.
34.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.:
Физкультура и спорт, 1988. - 268с.
35.
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ.
36.
Флоке А. Айкибудо, 1995. -134с.
37.
Хорев В.Круги на воде. Ростов-на-Дону: «Феникс».2001.–510с.
38.
Чехонин
А.Д.
Нравственное
воспитание
подростка
в
процессе
занятий Айкидо, Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень. 2010. – 223с.
39.
Шестаков
В.Б.
Теория
и
практика
дзюдо.
М.:
Советский
спорт.
2011 . – 448с.
40.
Шустин Б.Н. и др. «Время собирать камни.»/И.Ю. Радчич, И.Н.
Преображенский, J1.H. Овчаренко // Теория и практика физической культуры.
-1998.-№ 10. -С. 40-42.
41.
Якудзава С. Айкидо – печать тайны. Харьков: ЧП «ДИВ». 2006.
-188с.
42.
Ясухиро
О.
Принципы
Айкидо
Ёсинкан.
Харьков:
Издательство
Дудукчан И.М.2009. – 144с.
43.
Nariyama T. Aikido randori, Shidokan, 2010.
44.
Wilkinson J.A. Aikido of movement, 1966.
45.
Положение
«О
проведении
квалификационного
экзамена
по
соревновательному айкидо» от 1 сентября 2018 года.