Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УХОДИТЬ С ЛИНИИ АТАКИ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ АЙКИДО


Авторы: Шаров Юрий Геннадьевич, Шарова Юлия Николаевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УХОДИТЬ С ЛИНИИ АТАКИ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ АЙКИДО
Раздел: дополнительное образование





Назад




Шаров Юрий Геннадьевич,

дэси Айкидо Айкикай, Айкидо Томики-рю,

Дзёдо, Иайдо, Кэндо, Нагината, Дзю-кэндо,

магистрант НИУ «БелГУ» Педагогического института,

факультета Физической культуры, направление «Спортивная подготовка»

Шарова Юлия Николаевна,

дэси Айкидо Айкикай, Айкидо Томики-рю, Дзёдо, Иайдо, Кэндо.

«Прогресс приходит к тем, кто тренируется изо дня в день.

Полагающиеся на секретные техники ни к чему не придут»

Морихэй Уэсиба

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УХОДИТЬ С ЛИНИИ АТАКИ У ДЕТЕЙ 10-

12 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ АЙКИДО

Айкидо

это

разновидность

боевых

искусств

в

лучших

боевых

традициях.

Соревновательное

Айкидо

находится

на

пересечении

спорта

и

боевого искусства.

Уход

с

линии

атаки

это

тактика,

повышающая

шансы

на

победу,

ключевое

понятие

в

терминологии

боевых

искусств,

понимание

которого

способствует

достижению

успеха

в

практическом

освоении

любого

единоборства.

В

стиле

Томики

Айкидо

на

территории

России

и

в

частности

в

г.

Белгород

и

Белгородской

области

в

течение

года

регулярно

проводятся

соревнования. Одна из категорий – «Танто тай сабаки», в рамках которой

спортсмены

сталкиваются

с

проблемами

перемещения

на

татами,

безуспешности ухода от атаки противника. Возникает необходимость уделить

особое внимание и разработать методику формирования умения и навыка «тай

сабаки» (перемещения тела).

В ходе исследования мы пытались решить проблему: как и какими

средствами можно сформировать умение ухода с линии атаки в поединке у

детей 10-12 лет в соревновательном Айкидо.

Целью

исследования

ставилась

разработка

методики

формирования

умения ухода с линии атаки в бою у детей 10-12 лет, в соревновательном

Айкидо.

Задачи:

1.

Составить комплекс упражнений и игр, направленных на развитие

умения уходить с линии атаки в поединке.

2.

Разработать методику формирования умения уходить с линии атаки

в поединке у детей 10-12 лет в соревновательном Айкидо.

О бъ е кт

и с с л ед о ва н и я

п р о ц е с с

т р е н и р о в к и

в

с е к ц и я х

соревновательного Айкидо начального уровня в поединке у детей 10-12 лет.

Предмет

исследования

методика

формирования

умения

уходить

с

линии атаки в поединке у спортсменов 10-12 лет в группах подготовки по

соревновательному Айкидо.

База исследования действующие секции айкидо:

– ФОК в составе МБУ «Центр спортивных сооружений» по адресу г.

Шебекино ул. Харьковская, 76 общей численностью 30 человек (в том числе 10-

12 лет 20 человек), существующая с 2013 года;

– ФОК «Парус» в составе МАУ «Центр развития спорта» по адресу пос.

Разумное, пр-кт Ленина, 14. общей численностью 30 человек (в том числе 10-12

лет 20 человек) существующая с 2009 года.

Гипотеза

исследования:

предполагалось,

что

методика

занятий

соревновательным Айкидо, основанная на поэтапном изучении умения ухода с

линии атаки и сохранении его с использованием специальных упражнений и

игр, позволит сформировать умение ухода с линии атаки у детей 10-12 лет.

Методы исследования:

- изучение научной и популярной литературы;

- эксперимент на тренировке;

- наблюдение за процессом тренировки;

- видеосъемка выступлений спортсменов и её анализ;

- педагогический эксперимент;

- методы математической статистики.

Научная

новизна

исследования

заключается

в

том,

что

впервые

получены данные об особенностях формирования умения уходить с линии

атаки у детей 10-12 лет в соревновательном Айкидо; разработана методика

формирования умения уходить с линии атаки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные

материалы исследования и рекомендации по формированию умения в поединке

могут применяться в тренировочном процессе в секциях соревновательного

Айкидо для детей 10-12 лет.

Стиль соревновательного айкидо (Шодокан или Томики-рю) официально

возник в1960 году в результате работы профессора университета Васэда Кендзи

Томики (1900 – 1979 гг.), одного из первых учеников Уэсибы (основателя

айкидо) и Дзигоро Кано (основателя современного дзюдо). Его отличие от иных

стилей - элемент конкуренции (соревновательная деятельность).

Сэнсэй Томики выбрал 17 эффективных и безопасных в соревновании

техник - это основные методы Шодокан Айкидо.

Отличие соревнований по айкидо от обычных спортивных состязаний –

отсутствие

агрессивного

стремления

к

первенству.

Смысл

соревнований

проверить единство духа и тела.

Виды соревнований.

Соревнования разделяются на 2 крупные категории:

1) Категория Эмбу (Embu) по форме и стилю и, в отличие от других, не

является борьбой между двумя противниками, а относится исключительно к

совместной демонстрацией техник.

2) Категория Рандори (Randory) – дословно «свободная схватка», борьба

по

предварительно

заданным

правилам

с

целью

обучения

техническим

приёмам.

3 ) Показательные

выступления

-

демонстрации

различных

вариаций

техник классической и старой школы (Корю дай сан), выступления с оружием

(бокэн, дзё и т.п.).

Во

всех

категориях

соревнований,

на

экзаменах

и

показательных

выступлениях

спортсмен

исполняющий

технику

или

отражающий

атаку

применяет

умение

ухода

с

линии

атаки.

Именно

поэтому

следует

особое

внимание

уделить

в

подготовке

спортсмена

правильности

перемещения

на

татами для эффективного исполнения техник.

Реализация принципа ухода с линии атаки в соревновательном Айкидо.

«Линия атаки» – это ключевое понятие в терминологии боевых искусств,

понимание которого способствует достижению успеха в практическом освоении

любого

единоборства

это

линия,

по

которой

следует

направленная

от

противника

атака. Наилучшая защита от ударов — уход (убегание) с линии

атаки.

Уход с линии атаки «тай сабаки» – это искусство движений корпуса,

выполняемых

с

целью

уйти

с

линии

атаки

противника,

вывести

его

из

равновесия

за

счёт

энергии

его

собственного

движения

и

обеспечить

возможность

выполнения

определенного

приема.

Это

тот

навык,

который

айкидока должен приобрести одним из первых.

Методика формирования умения/навыка ухода с линии атаки.

В основе умения уходить с линии атаки защищающегося – уход на

дистанцию от нападающего, не давая нападающему наносить эффективные

удары.

На основе изучения научной и популярной литературы, опыта работы

тренеров

по

боевым

искусствам,

разработанной

методики

проведён

эксперимент

по

формированию

умения

ухода

с

линии

атаки

во

время

тренировки

у

детей

10-12

лет.

Были

тщательно

изучены

и

отобраны

упражнения, игры, которые использовались тренерами или рекомендовались

специалистами

в

качестве

инструмента

способного

помочь

развить

умение

ухода с линии атаки в бою.

Составленная методика включает следующие 6 разделов:

I. Разминка.

II. Самостраховки (укэми).

III. Упражнения для развития силы и скорости прямого удара.

IV. Специфические упражнения для развития навыка ухода с линии атаки.

V. Соревновательный.

VI. Игры

Остановимся на специфических упражнениях для развития навыка ухода

с линии атаки:

– Перемещения ног – «аши сабаки»: приставные шаги в позиции камаэ

«тачи» (тенкан, тенкай, ирими тенкан, ирими Тенкай), шаги на коленях «сикко»

(мае, уширо, тенкай мае и ирими тенкан мае сикко) (Рис. 1).

Рис. 1. Перемещения в камаэ.

Комплекс

«унсоку»

(перемещение

на

8

сторон)

движения

по

окружности, которые позволяют оказаться то сбоку, то позади противника,

быстро

уйти

с

линии

его

атаки,

и

затем

нейтрализовать

(по

углам

воображаемого квадрата из его центра) (Рис. 2).

Рис. 2. Комплекс унсоку.

– Тэ-катана доуса (по принципу «рука-меч») – внезапное опережение,

взятое из техник работы с мечом (Рис. 3). Одна из трёх тренировок в неделю

проводится с замещением пустой руки бокэном (деревянным мечом).

Рис. 3. Тэ-катана.

–Тэ-катана

ававсэ

передвижение

в

паре,

находясь

в

одинаковой

позиции «ай ханми» (впереди одинаковые ноги и руки, например, Миги ханми,

то есть левая рука и левая нога) (Рис. 4).

Рис. 4. Тэ-катана авасэ.

– Тэ–катана авасэ кара сэйчузэн но богё – в ходе выполнения авасэ

партнер начинает наносить удары руками и ногами. Задача данного упражнения

научить пресекать атаку противника в самом ее начале, сосредоточив всю вашу

силу в тэ–катане (ударе рукой), и быстро отталкивать противника назад, тем

самым выводя его из равновесия.

– Сотэй ававсэ (парное перемещение вперёд – назад находясь в одной

стойке ай ханми, но левая рука и правая нога, и наоборот) с учётом, что теперь

соединяются ладони на центральной (Рис. 5).

Рис. 5. Сотэй авасэ.

– Цукури (Хонтай-но и Шуки-но) – это способ отработки стремительной

атаки из расслабленной стойки без укэ, для тренировки атэми ваза (Рис. 6.).

Рис. 6. Цукури.

Для развития навыков ухода с линии атаки в практике предложены игры

с использованием танто и развитием скорости реакции. Например, игра, когда

парами спортсмены садятся в позицию сэйдза на расстояние между коленями в

2 кулака, на дистанцию вытянутой вперёд руки или ма-ай, обеспечиваемую

стойкой

камаэ.

Танто

(безопасный

тренировочный

нож)

располагается

посередине между коленями. По команде ведущего необходимо выхватить у

противника танто. Условия игры можно варьировать: руки играющих лежат на

коленях, спрятаны за спиной, танто спрятан за спиной одного из спортсменов

т.д..

По итогам данной научно-исследовательской работы систематизирован

комплекс упражнений и разработана методика формирования умения ухода с

линии атаки. Внедрены эффективные упражнения в процесс тренировки и

подготовки к соревнованиям.

Было осуществлено наблюдение и анализ видеоматериалов выступления

испытуемых во время соревнований и показательных выступлений. Сделаны

выводы о развитии умения уходить с линии атаки. По результатам тестовых

соревнований по выявлению успешности ухода с линии атаки можно говорить

об эффективности разработанной методики.

Используемые источники и литература:

1.

Боген М.М. Педагогический анализ техники ориентировочной части

двигательного действия // Теория и практика физической культуры.-1996. № 7.

2.

Бушин И.А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном

рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов. Краснодар. 2005. -193с.

3.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов, 1988.-215с.

4.

Верхошанский

Ю.В.

Программирование

и

организация

тренировочного процесса, 1985.-187с.

5.

Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и

методики спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры.

1993,-№8.-С. 21-28.

6.

Верхошанский

Ю.В.

На

пути

к

научной

теории

и

методологии

спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры.-1998. №2. -

С. 21-26, 39-42.

7.

Вестбрук А., Ратти О. Айкидо и динамическая сфера .К.:

"София",

1997. – 368с.

8.

Гавриков А. Дзюдо боевое. Рига:ТРИА «ЛЭТРА», 1991. – 137с.

9.

Глисон У. Духовные основы Айкидо. М.:ЭКСМО.2009. -208с.

10.

Губа В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений.

Смоленск, 1996. - 133с.

11.

Дорохов Р.Н. Соматические типы и физические качества детей и

подростков

//

Труды

Смоленского

государственного

института

физической

культуры. Смоленск, 1995. . - С. 156 - 160.

12.

Елисеев

Е.В.

Психофизиологические

основы

повышения

функциональной устойчивости движений квалифицированных айкидоистов к

действию

возмущений,

связанных

с

экстремальностью

реализации

техник

Айкидо Автореф. дис. канд. биолог.наук. Челябинск, 1999.- 199с.

13.

Зайцева

В.В.

Методология

индивидуального

подхода

в

оздоровительной физической культуре: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М., 1995.

- 47с.

14.

Камальдинова

А.В.,

Педагогическое

управление

мотивационно-

ценностными

ориентациями

занимающихся

Айкидо:

Дис.

д-ра

пед.

наук

(доклад). – Малаховка , 2006.– 216с.

15.

Климов

К.В.

Содержание

и

методика

технико-тактической

подготовки спортсменов в комплексных единоборствах, Автореф. дис. канд.

пед. наук. М., 2007. -175с.

16.

Книга Самурая // Сборник. СПб.: Евразия. 2007. – 616с.

17.

Кожекин

И.П.,

Ермаков

В.В.

Системы

регистрации

и

оценки

техники спортивных движений. Смоленск: СГИФК, 1997. - 112с.

18.

Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств //

Теория и практика физической культуры. 1996.- № 7. - 208с.

19.

Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в

школе. -1996. №.2. - С. 2-6.

20.

Матвеев

Л.П.

(ред.)

Теория

и

методика

физической

культуры:

Учебник для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. -

543с.

21.

Михайлов В.В. Путь к физическому совершенству. М.: Физкультура

и спорт, 1989. - 95с.

22.

Миямото М. Книга пяти колец. М.: Издательство «София». 2012. –

176с.

23.

Никитушкин

В.Г.

Методология

программно-нормативного

обеспечения подготовки квалифицированных юных спортсменов:Дис. д-ра пед.

наук (доклад). М., 1995. - 88с.

24.

Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования

проблемы

индивидуализации

подготовки

юных

спортсменов

//Теория

и

практика физической культуры. 1998. - № 10. - С. 19 - 22.

25.

Платонов

В.Н.

О

«Концепции

периодизации

спортивной

тренировки» и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и

практика физической культуры. 1998. - №8. - С. 23 - 26, 39 - 46.

26.

Попков В.Н., Еремеев И.Н. Ретроспективный анализ возможности

оценки

спортивных

способностей

подростков

по

морфофункциональным

показателям // Теория и практика физической культуры. 1995. - № 9.

27.

Свищев

И.Д.,

Дзюдо.

Учебная

программа

для

учреждений

дополнительного образования. 2003. – 112с.

28.

Сен В.Д. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами

восточного единоборства, Автореф. дис. канд. пед. наук. Белгород, 2008.

29.

Серимбетов П.У. Содержание и методика обучения мальчиков 13-14

лет элементам единоборств на уроках физической культуры: Автореф. дис.

канд. пед. наук. М., 1995. - 21с.

30.

Стивенс Д. Секреты Айкидо. К.:София, 2001. – 176с.

31.

Тедеев Д.Ю. Айкидо и оружие. Мн.: Харвест.2007.

32.

Тышлер Г.Д. Теория и методика формирования техники и тактики

передвижений

спортсменов

в

соревновательном

пространстве

и

технология

совершенствования приемов в многолетней тренировке, Автореф. дис. канд.

пед. наук. М., 2009. – 198с.

33.

Уно К., Айкидо с соревнованиями, Москва, 2002.

34.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.:

Физкультура и спорт, 1988. - 268с.

35.

Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской

Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ.

36.

Флоке А. Айкибудо, 1995. -134с.

37.

Хорев В.Круги на воде. Ростов-на-Дону: «Феникс».2001.–510с.

38.

Чехонин

А.Д.

Нравственное

воспитание

подростка

в

процессе

занятий Айкидо, Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень. 2010. – 223с.

39.

Шестаков

В.Б.

Теория

и

практика

дзюдо.

М.:

Советский

спорт.

2011 . – 448с.

40.

Шустин Б.Н. и др. «Время собирать камни.»/И.Ю. Радчич, И.Н.

Преображенский, J1.H. Овчаренко // Теория и практика физической культуры.

-1998.-№ 10. -С. 40-42.

41.

Якудзава С. Айкидо – печать тайны. Харьков: ЧП «ДИВ». 2006.

-188с.

42.

Ясухиро

О.

Принципы

Айкидо

Ёсинкан.

Харьков:

Издательство

Дудукчан И.М.2009. – 144с.

43.

Nariyama T. Aikido randori, Shidokan, 2010.

44.

Wilkinson J.A. Aikido of movement, 1966.

45.

Положение

«О

проведении

квалификационного

экзамена

по

соревновательному айкидо» от 1 сентября 2018 года.



В раздел образования