Напоминание

Конструирование в жизни дошкольника


Автор: Игнатюк Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ комбинированного вида № 51 «Зоренька»
Населённый пункт: городской округ Химки Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование в жизни дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №51 «Зоренька»

«Конструирование в жизни дошкольника»

г.о. Химки 2018

Зачем людям строить? Взрослым – чтобы жить. А – ребенку?

Одним

из

наиболее

естественных

для

ребенка

и

любимых

им

занятий,

является

конструирование,

т.е.

создание

из

отдельных

элементов

чего-то

целого.

Конструирование

позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней

к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов

мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из

Подготовила

воспитатель первой

квалификационной категории

Игнатюк И.Е.

того,

что

есть

под

рукой:

мебели,

диванных

подушек,

коробок,

а

также

разнообразного

природного материала.

Так

что

же

такое

конструирование

-

пустое

развлечение

или

полезная,

развивающая

деятельность?

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в опре-

деленное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под

детским

конструированием

принято

понимать

разнообразные

постройки

из

строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других

материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и

игрой - в нем также отражается окружающая действительность.

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это

единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно,

это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид

деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности

как

взаимосвязи

компонентов

от

замысла

до

результата.

Конструктивная

деятельность

содействует

развитию

ребенка:

нравственное

совершенствование

происходит

в

тесном

взаимодействии

с

умственным

воспитанием,

и

в

этом

едином

процессе

решается

задача

всестороннего развития дошкольника. Но самое главное заключается в том, что конструктивная

деятельность становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки

«не слушаются», и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника

данного возраста.

1. Во - первых развиваются пространственное мышление и конструктивные способности

ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и

начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: Ведь ребенок,

создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3.

Поскольку

конструкторская

деятельность

предполагает

анализ

постройки,

описание

пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о

проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне

важно для дальнейшего развития мышления.

5.

К

тому

же

данный

вид

деятельности

формирует

такие

качества

как

усидчивость,

внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность,

и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии,

воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп,

так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного,

эстетического, трудового воспитания.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий «настольный» и

крупный «напольный» строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по

сложности способы соединения деталей от элементарных игрушек – вкладышей и нанизывателей

используемых в группах раннего возраста – до довольно сложных по сборке деревянных и пласт -

массовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.

На

занятиях

конструированием

осуществляется

развитие

сенсорных

и

мыслительных

способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только

конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала

— здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики

и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их

между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные

конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и

обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практи -

ческую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию

развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при фор-

мировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно пред-

ставляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последова -

тельности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометриче-

ских тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терми -

нами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребля-

ются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длин -

ный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании

направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания до-

школьников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как

трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная

конструктивная

деятельность

детей

(коллективные

постройки,

поделки)

играет

большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предвари-

тельно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполне -

ния постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не

мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре,

младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близ -

ким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ре-

бенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полно -

кровной и приносит ему большое удовлетворение.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические

умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и

чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток де-

ревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетиче -

ских чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их

понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художе -

ственный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность лю -

бого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его

оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность

украшения и т. д.

При

совместном

конструировании

с

детьми

стремитесь

как

бы

предварять

детские

замыслы, идти немного впереди то, что ребенок может сделать на первом этапе с некоторой

помощью

взрослого,

затем

он

уже

делает

самостоятельно.

Развитию

умения

рассуждать

способствует коллективное конструирование по рисункам, чертежам, фотографиям, замыслу.

Понаблюдайте за детьми – и вы заметите, что стоит только предложить такое задание, как тут же

ребята начинают обсуждать будущую постройку, составлять план ее возведения, оживленно

доказывать правильность того или иного решения и проверять на деле тот или иной вариант.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность

приобретает

только

при

условии

осуществления

систематического

обучения,

использования

разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков,

но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей. Целенаправленное и

систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к

школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной

смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

Каждый ребенок уникален по-своему. Каждый рождается со способностями, которые нужно

и можно развивать. У детей дошкольного возраста есть огромное желание творить. Создавая

необходимые

условия

для

конструктивной

деятельности,

мы

помогаем

детям

познать

окружающий мир и осознать свое место в этом мире.

Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг

разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей

моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных

действий

и

речевого

развития,

творческого

воображения,

художественного

развития

и

механизмов управления поведением ребенка. Работа приведет к большому успеху, если мы

сумеем подключить к ней родителей. Хорошо, если они будут в курсе того, чем мы занимаемся с

детьми. Чаще нужно предлагать им изготовить различные материалы и пособия чаще показывать

им

результаты

детской

деятельности.

Взрослые

проявляют

искренний

интерес

к

самостоятельному конструированию детей, одобряют их, радуются находкам, высказываниям

создают эмоционально- насыщенную атмосферу, способствующую развитию детской творческой

активности.



В раздел образования