Напоминание

Организация контрольной деятельности на уроках химии


Автор: Орехова Алла Александровна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: Тюменское Президентское кадетское училище
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Организация контрольной деятельности на уроках химии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Организация контрольной деятельности на уроках химии

А.А. Орехова, преподаватель химии

ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище»

На уроках химии использование и применение разных форм контроля

предполагает более качественное усвоение учебного материала обучающимися,

дает дополнительную информацию, вызывает интерес и активизирует работу.

Контроль

результатов

знаний

является

одной

из

главных

составляющих

процесса обучения химии и выполняет образовательную, воспитывающую и

развивающую функции.

1.Обучающее

значение

выражается

в

том,

что

позволяет

обучающемуся

корректировать свои знания и умения.

2.Воспитывающее

значение

выражается

в

формировании

у

обучающихся

стремления

добиться

лучших

результатов.

Контроль

воспитывает

целеустремленность,

настойчивость

и

трудолюбие,

умение

преодолевать

трудности, т.е. способствует формированию нравственных качеств личности.

3.Развивающее

значение

выражается

в

развитии

самостоятельности,

формировании

навыков

самоконтроля.

Систематичность

это

главное

требование к контролю.

В

процессе

обучения

надо

добиваться

чёткой

взаимосвязи

между

понятиями,

формируемые

у

обучающихся.

И

в

этом

случае

создается

определенная система знаний. Каждая новая тема изучается лишь после того,

как был проведён контроль оценивания уровня усвоения полученных знаний

для восприятия нового материала

Принципы контроля результатов обучения по химии:

Принцип

Задача

Характеристика

1.

Целеполагание

определение цели

контроля.

формулировка цели контроля

должна быть ориентирована на то

содержание учебного курса или те

2

или иные его аспекты, усвоение

которых будет контролироваться.

2.

Объективность

вывода

результатов

установление

конкретных объективно

необходимых

результатов обучения.

при усвоении нового понятия или

термина преподаватель определяет

уровень усвоения по следующим

критериям:

1) воспроизведение определения

понятия

2) конкретизировать ответ своими

примерами

3) подвести объект под понятие

3.

Организация

контроля

применение разных

видов контроля знаний.

по

мере

изучения

учебного

материала

идет

углубление

и

расширение знаний по концентру.

4.

Принцип

объективности

оценки

результатов

выбор пути

объективного анализа и

оценки итогов контроля.

анализ и оценка итогов контроля

подразумевают сопоставление

достигнутых обучающимися

результатов с запланированными

учителем результатами.

Контроль знаний – это выявление соответствия сформированного объема

знаний

обучающимися,

требованиям

стандарта,

программы,

а

также

определения уровня владения умениями и навыками [3].

В

методической

литературе

принято

считать,

что

контроль

является

так

называемой

“обратной

связью”

между

учителем

и

учеником,

тем

этапом

учебного

процесса,

когда

преподаватель

получает

информацию

об

эффективности обучения предмету и может корректировать учебный процесс.

Согласно этому можно выделить следующие цели контроля знаний и умений

обучающихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений обучающихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

3

-определение итоговых результатов обучения.

Систематичность – это главное требование к контролю.

Контроль

результатов

обучения

в

значительной

степени

утрачивает

свою

ценность,

если

не

сочетается

с

диагностикой.

Мало

только

фиксировать

ошибки, нужен анализ причин их возникновения. Этот анализ, особенно если

ошибки

массовые,

стимулирует

преподавателя

пересмотреть

свой

методический подход к изучению того или иного содержания.

Государственный стандарт образования обозначил обязательные требования

к

форме

и

содержанию

контрольных

мероприятий

на

уроках:

"Проверка

соответствия

учебной

подготовки

школьников

требованиям

стандарта

проводится

с

помощью

специально

разработанной

системы

измерителей

достижения

стандарта

образования…

Система

измерителей

должна

быть

содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям

стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при

проверке

результатов)

и

объективна

(т.е.

не

должна

зависеть от

личности

проверяющего).

Контроль лишь тогда эффективен, когда его методы адекватны конкретному

химическому

содержанию

и

действиям,

которые

нужно

сформировать

у

обучающихся

[1]. Если

нужно

проверить,

знают

ли

обучающиеся

правила

техники

безопасности,

их

не

просто

спрашивают

об

этом,

а

предлагают

последовательно описать свои действия в какой-то конкретной ситуации [2].

Средства контроля обучения по химии - это задание или совокупность

заданий (тест, проверочная или контрольная работа), предназначенные для

осуществления

определенных

действий,

направленных

на

выявление

соответствующих

результатов

обучения

(или

отдельных

показателей

результатов). Использование средств контроля должно соответствовать целям

контроля. При тестировании обучающиеся получают варианты с различными

формами тестовых заданий по определенной теме. Структура каждого задания

состоит

из

трех

частей:

инструкция

к

выполнению

задания,

содержание

4

задания, ответ. Тестовые задания составляю согласно предъявляемым к ним

требованиям: адекватность, определенность, простота, однозначность. Также

при составлении тестов и других заданий учитываю способности обучающихся

к обучению и уровень их знаний.

Классификация видов контроля результатов обучения химии

Виды контроля

Цель проведения

Задача

Время проведения

1.

По месту в учебном процессе:

1.1

Вводный

актуализация

опорных или

остаточных знаний

по теме.

для диагностики

исходного уровня

знаний и умений

школьников.

в начале учебного

года; перед

изучением нового

раздела или темы

по химии.

1.2

Текущий

контроль усвоения

учебного материала

в самом ходе

познавательного

процесса

отслеживание

качества усвоения

химических знаний и

умений,

рассмотренных на

уроке.

проводится

преподавателем на

протяжении всего

учебного занятия

1.3

Тематический

итоговая проверка

по теме учебного

материала.

отслеживание

качества усвоения

химических знаний и

умений,

рассмотренных по

данной теме

после изучения

какого-либо

крупного раздела

курса химии, как

правило, в конце

четверти,

полугодия,

учебного года;

1.4

Итоговый

итоговая проверка

по всему курсу

учебного предмета

отслеживание

качества усвоения

учебного материала

за весь курс

обучения в форме

итоговой

контрольной работы,

в конце учебного

года

5

контрольного теста,

в формате ОГЭ или

ЕГЭ.

2.

По форме проведения:

2.1

Индивидуальны

й

проанализировать

знания

конкретного

ученика.

отслеживание

качества усвоения

учебного материала

за определённый

период

на этапах

актуализации

знаний, изучения

нового материала,

закрепления и

совершенствовани

я знаний и

проверки усвоения

нового материала.

2.2

Фронтальный

проверка знаний

определённой

группы

обучающихся

для создания у

обучающегося новой

мотивационной

направленности

могут быть

использованы

занимательные

дидактические игры

проводится в

начале урока

3.

По способу организации:

3.1

Устный

возможность

проверить весь

изучаемый материал

по теме; можно

контролировать

знания обучающихся

с углублением и

закреплением раннее

пройденного.

зачёт

после изучения темы

или раздела

во внеурочное

время

3.2

Письменный

позволяет получить

за один урок общую

картину знаний всех

обучающихся по

тесты,

самостоятельные

работы (для

проверки усвоения

на уроке (от 20 до

45 мин)

6

тому или иному

разделу курса.

или закрепления

(рефлексия)

материала) и

итоговые

контрольные работы

(задания должны

быть едиными для

обучающихся всех

уровней развития)

3.3

Практический

(эксперименталь

ный)

проанализировать

усвоение

экспериментальных

умений и навыков

практические и

лабораторные

работы

в конце темы или

раздела

Таким образом, организация контрольной деятельности преподавателем на

уроках

химии

позволяет

выстроить

процесс

обучения

более

системным

и

личностно-ориентированным.

Список литературы.

1.Котлярова О.С. Учет знаний по химии. - М.: Просвещение, 1977.

2.Лагутина Н.Н. Итоговый контроль знаний по органической химии // Химия в

школе. Библиотека журнала. - М.: Школа-пресс, 1998.

3.Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся. - М.: Педагогика, 1982.



В раздел образования