Напоминание

Безличные глаголы.


Автор: Аверина Ольга Васильевна
Должность: учитель русског языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка урока "Безличные глаголы"
Тема: Безличные глаголы.
Дата публикации: 09.08.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Конструкт урока русского языка в 6 классе по теме «Без-

личные глаголы»

Цель: изучить особенности безличных глаголов, их выразительные возмож-

ности.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Понятия: безличные глаголы.

Планируемые результаты:

личностные УУД :

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности;

метапредметные:

- уметь определять и формулировать тему урока; определять цели и

задачи; уметь высказывать своё предположение на основе работы с

материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия

на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соот-

ветствии с поставленной задачей (регулятивные УУД);

- уметь определять свои мысли в устной форме; слушать и понимать

речь других; учиться работать в парах; группах, формулировать соб-

ственное мнение и позицию (регулятивные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на

вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,

полученную на уроках (познавательные УУД).

Предметные:

- уметь определять значения безличных глаголов; определять формы

безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных гла-

голов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глагола ми

вречи.

Приёмы

:

создание

проблемной

ситуации,

беседа,

фронтальный

опрос.

1

Организация

пространства:

работа

фронтальная,

индивидуальная,

групповая.

Технология

проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и раз-

вивающие задания

каждого этапа

Диагностирующие

задания

каждого

этапа

1 этап. Мотива-

ционно-

орга-

низационный

момент.

Цель:

активи-

зация

учащих-

с я ,

э м о ц и о-

нальная, психо-

логическая

и

мотивационная

подготовка уча-

щихся к усвое-

нию

изучаемо-

го материала.

Комментируют

эпиграф урока.

Проверка

го-

товности

уча-

щихся

к

уро-

ку,

создание

эмоциональ-

ного

настроя

на

изучение

нового

мате-

риала.

Презентация. 1 слайд

- высказывания о рус-

ском языке.

Эпиграфом урока яв-

ляется

высказывание

К.Г.Паустовского: ; Бо-

гатство русского язы-

ка неизмеримо».

Слово учителя:

-Вы

не

раз

убежда-

лись в том, что слово

русское

необыкно-

венно выразительно,

красиво.

На удиви-

тельную силу русско-

го

глагола

обращали

внимание

у чён ые

лингвисты. Писатели.

Эта часть речи зани-

мает

второе

место

( после существитель-

ного) по частоте упо-

требления в речи. «В

глаголе струиться са-

мая алая. Самая све-

жая

артериальная

кровь

языка.

Ведь

и

назначение глагола –

выражать

само

дей-

ствие!» - говорил пи-

сатель А.Югов.

И сегодня вам пред-

стоит

исследовать

ещё

одну

особен-

ность русского глаго-

ла. А для того. Чтобы

работа

была

успеш-

ной, нужно поставить

цель и задачи иссле-

дования. Предметом

исследования являет-

ся

глагол.

А

объек-

том- карточки с фраг-

ментами поэтических

текстов.

Личностные:

понимают

значение

знаний для человека,

и м е ю т

ж е л а н и е

учиться,

правильно

идентифицируют

с е б я

с

п о з и ц и е й

школьника.

2

этап.

Актуа-

лизация

зна-

Работа

в

груп-

пах. В ходе об-

Раздаёт

инструкции

Определяется

тема

урока, ставятся цель и

К.:

рассуждают.вы-

сказывают своё мне-

2

ний.

Создание

проблемной

ситуации.

Цель:

суждения

уча-

щиеся приходят

к

определён-

ным выводам и

обнаруживают

для себя новое,

не

изученное

ранее языковое

явление: в тек-

с т е

г л а г о л ы

обозначают

действие,

про-

текающее само

по себе, при та-

ком глаголе нет

подлежащего,

предложение

односоставное.

Эти

наблюде-

н и я

д о л ж н ы

быть

зафикси-

р о в а н ы

в

карточках.

Представители

групп рассказы-

вают

о

своей

работе.

по

проведе-

нию

анализа

языкового

материала.

задачи.

ние.

Л.: ощущение успеха.

3.

Моделиро-

в а н и е

и

конструирова-

н и е

н о в о г о

способа

дей-

ствия.

Разрабатывают

алгоритм

дей-

ствий

.

Учитель

предлагает

решить

пер-

вую

задачу:

установить

значения без-

личных глаго-

лов.

Учитель

предлагает

вторую

зада-

чу: опре-

делить

фор-

мы

б е з л и ч-

ных глаголов.

Слайд презентации:

Прозвучало

над

яс-

ной рекою,

Прозвенело

в

по-

меркшем лугу,

Прокатилось над ро-

щей немою,

Засветилось

на

том

берегу(А.Фет).

Составляется

алго-

ритм:

1.прочитать

вырази-

тельно текст;

Найти главные члены

предложения;

3.найти глаголы;

4.сделать

вывод

о

значении (семантике)

глаголов.

Р. :

д е й с т в у ю т

с

учётом

выделенных

учителем

ориенти-

ров,

адекватно

вос-

принимают

оценку

учителя

и

партнёра,

ориентируются в тет-

ради.

Л.: понимают необхо-

димость

значимости

внимательного

отно-

шения к словам собе-

седника.

К.:

используют

речь

для регуляции своих

действий и действий

партнёра.

П.:

поиск

и

выделе-

ние необходимой ин-

формации.

5 . П е р е хо д

к

этапу

частных

задач.

Контроль

н а

этапе

оконча-

ния.

Создание

ситуации

раз-

рыва.

Цель:

помочь

Работают с ин-

дивидуальны-

ми карточками.

Раздаёт

карточки.

Пример

карто чки:

Нивы

сжаты,

рощи

голы,

От воды туман и сы-

рость.

Колесом за сини горы

Солнце

тихое

скати-

лось.

Дремлет взрытая до-

Р.:

корректируют

за-

писи,

учатся

оцени-

вать

себя,

понимать

причину ошибки.

Л.: учатся правильно

выражать

свои

мыс-

ли.

П.:

понимают

значи-

мость

полученных

3

понять универ-

сальность

при-

обретённых

умений

и

воз-

можность

и х

использования.

Показать

важ-

ность работы.

рога.

Ей сегодня примечта-

лось…(С.Есенин)

Инструкция

для

вы-

полнения работы:

1.прочитать текст;

2.подчеркнуть

глав-

ные

члены

предло-

жения;

3.найти личные глаго-

лы;

4.найти

безличные

глаголы;

5.указать форму упо-

требления глаголов;

6. предположить, по-

чему так используют-

ся поэтом глаголы.

знаний,

самостоя-

тельное

создание

способов

решения

проблем.

6.Итог

урока.

Рефлексия.

Ц е л ь : Обоб-

щить

получен-

ные

на

уроке

сведения

О т в е ч а ют

н а

вопросы.

Организация

фронтальной

работы по во-

просам.

З а д а е т

д о-

машнее зада-

ние(

найти

и

записать

от-

рывки

стихо-

т в о р е н и й

с

безличными

глаголами.)

Какие

глаголы

назы-

ваются

безличными?

Каково их значение?

В

какой

форме

они

употребляются?

Для чего они нужны в

речи?

К.: формулируют соб-

ственную позицию и

мнение,

отвечая

на

вопросы;

П.: определяют и на-

зывают правило, ана-

лизируя

проделан-

ную работу.

Р.:

самооценка

дея-

тельности на уроке.

Л.: осознают мотива-

цию

учебной

дея-

тельности и накопле-

ние

опыта,

учатся

правильно

выражать

свои

мысли,

при-

менение полученных

знаний

и

умений

в

практической

дея-

тельности.

4



В раздел образования