Автор: Аверина Ольга Васильевна
Должность: учитель русског языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка урока "Безличные глаголы"
Тема: Безличные глаголы.
Раздел: среднее образование
Конструкт урока русского языка в 6 классе по теме «Без-
личные глаголы»
Цель: изучить особенности безличных глаголов, их выразительные возмож-
ности.
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Понятия: безличные глаголы.
Планируемые результаты:
личностные УУД :
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
метапредметные:
- уметь определять и формулировать тему урока; определять цели и
задачи; уметь высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия
на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соот-
ветствии с поставленной задачей (регулятивные УУД);
- уметь определять свои мысли в устной форме; слушать и понимать
речь других; учиться работать в парах; группах, формулировать соб-
ственное мнение и позицию (регулятивные УУД);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроках (познавательные УУД).
Предметные:
- уметь определять значения безличных глаголов; определять формы
безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных гла-
голов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глагола ми
вречи.
Приёмы
:
создание
проблемной
ситуации,
беседа,
фронтальный
опрос.
1
Организация
пространства:
работа
фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Технология
проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и раз-
вивающие задания
каждого этапа
Диагностирующие
задания
каждого
этапа
1 этап. Мотива-
ционно-
орга-
низационный
момент.
Цель:
активи-
зация
учащих-
с я ,
э м о ц и о-
нальная, психо-
логическая
и
мотивационная
подготовка уча-
щихся к усвое-
нию
изучаемо-
го материала.
Комментируют
эпиграф урока.
Проверка
го-
товности
уча-
щихся
к
уро-
ку,
создание
эмоциональ-
ного
настроя
на
изучение
нового
мате-
риала.
Презентация. 1 слайд
- высказывания о рус-
ском языке.
Эпиграфом урока яв-
ляется
высказывание
К.Г.Паустовского: ; Бо-
гатство русского язы-
ка неизмеримо».
Слово учителя:
-Вы
не
раз
убежда-
лись в том, что слово
русское
необыкно-
венно выразительно,
красиво.
На удиви-
тельную силу русско-
го
глагола
обращали
внимание
у чён ые
лингвисты. Писатели.
Эта часть речи зани-
мает
второе
место
( после существитель-
ного) по частоте упо-
требления в речи. «В
глаголе струиться са-
мая алая. Самая све-
жая
артериальная
кровь
языка.
Ведь
и
назначение глагола –
выражать
само
дей-
ствие!» - говорил пи-
сатель А.Югов.
И сегодня вам пред-
стоит
исследовать
ещё
одну
особен-
ность русского глаго-
ла. А для того. Чтобы
работа
была
успеш-
ной, нужно поставить
цель и задачи иссле-
дования. Предметом
исследования являет-
ся
глагол.
А
объек-
том- карточки с фраг-
ментами поэтических
текстов.
Личностные:
понимают
значение
знаний для человека,
и м е ю т
ж е л а н и е
учиться,
правильно
идентифицируют
с е б я
с
п о з и ц и е й
школьника.
2
этап.
Актуа-
лизация
зна-
Работа
в
груп-
пах. В ходе об-
Раздаёт
инструкции
Определяется
тема
урока, ставятся цель и
К.:
рассуждают.вы-
сказывают своё мне-
2
ний.
Создание
проблемной
ситуации.
Цель:
суждения
уча-
щиеся приходят
к
определён-
ным выводам и
обнаруживают
для себя новое,
не
изученное
ранее языковое
явление: в тек-
с т е
г л а г о л ы
обозначают
действие,
про-
текающее само
по себе, при та-
ком глаголе нет
подлежащего,
предложение
односоставное.
Эти
наблюде-
н и я
д о л ж н ы
быть
зафикси-
р о в а н ы
в
карточках.
Представители
групп рассказы-
вают
о
своей
работе.
по
проведе-
нию
анализа
языкового
материала.
задачи.
ние.
Л.: ощущение успеха.
3.
Моделиро-
в а н и е
и
конструирова-
н и е
н о в о г о
способа
дей-
ствия.
Разрабатывают
алгоритм
дей-
ствий
.
Учитель
предлагает
решить
пер-
вую
задачу:
установить
значения без-
личных глаго-
лов.
Учитель
предлагает
вторую
зада-
чу: опре-
делить
фор-
мы
б е з л и ч-
ных глаголов.
Слайд презентации:
Прозвучало
над
яс-
ной рекою,
Прозвенело
в
по-
меркшем лугу,
Прокатилось над ро-
щей немою,
Засветилось
на
том
берегу(А.Фет).
Составляется
алго-
ритм:
1.прочитать
вырази-
тельно текст;
Найти главные члены
предложения;
3.найти глаголы;
4.сделать
вывод
о
значении (семантике)
глаголов.
Р. :
д е й с т в у ю т
с
учётом
выделенных
учителем
ориенти-
ров,
адекватно
вос-
принимают
оценку
учителя
и
партнёра,
ориентируются в тет-
ради.
Л.: понимают необхо-
димость
значимости
внимательного
отно-
шения к словам собе-
седника.
К.:
используют
речь
для регуляции своих
действий и действий
партнёра.
П.:
поиск
и
выделе-
ние необходимой ин-
формации.
5 . П е р е хо д
к
этапу
частных
задач.
Контроль
н а
этапе
оконча-
ния.
Создание
ситуации
раз-
рыва.
Цель:
помочь
Работают с ин-
дивидуальны-
ми карточками.
Раздаёт
карточки.
Пример
карто чки:
Нивы
сжаты,
рощи
голы,
От воды туман и сы-
рость.
Колесом за сини горы
Солнце
тихое
скати-
лось.
Дремлет взрытая до-
Р.:
корректируют
за-
писи,
учатся
оцени-
вать
себя,
понимать
причину ошибки.
Л.: учатся правильно
выражать
свои
мыс-
ли.
П.:
понимают
значи-
мость
полученных
3
понять универ-
сальность
при-
обретённых
умений
и
воз-
можность
и х
использования.
Показать
важ-
ность работы.
рога.
Ей сегодня примечта-
лось…(С.Есенин)
Инструкция
для
вы-
полнения работы:
1.прочитать текст;
2.подчеркнуть
глав-
ные
члены
предло-
жения;
3.найти личные глаго-
лы;
4.найти
безличные
глаголы;
5.указать форму упо-
требления глаголов;
6. предположить, по-
чему так используют-
ся поэтом глаголы.
знаний,
самостоя-
тельное
создание
способов
решения
проблем.
6.Итог
урока.
Рефлексия.
Ц е л ь : Обоб-
щить
получен-
ные
на
уроке
сведения
О т в е ч а ют
н а
вопросы.
Организация
фронтальной
работы по во-
просам.
З а д а е т
д о-
машнее зада-
ние(
найти
и
записать
от-
рывки
стихо-
т в о р е н и й
с
безличными
глаголами.)
Какие
глаголы
назы-
ваются
безличными?
Каково их значение?
В
какой
форме
они
употребляются?
Для чего они нужны в
речи?
К.: формулируют соб-
ственную позицию и
мнение,
отвечая
на
вопросы;
П.: определяют и на-
зывают правило, ана-
лизируя
проделан-
ную работу.
Р.:
самооценка
дея-
тельности на уроке.
Л.: осознают мотива-
цию
учебной
дея-
тельности и накопле-
ние
опыта,
учатся
правильно
выражать
свои
мысли,
при-
менение полученных
знаний
и
умений
в
практической
дея-
тельности.
4