Напоминание

"Работа над преодолением сценического волнения,обучаясь в ДШИ"


Автор: Грекова Елена Иннокентьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 54"
Населённый пункт: г.Полысаево, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над преодолением сценического волнения,обучаясь в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

«Детская

школа

искусств

54»

«

Работа над преодолением сценического волнения,

обучаясь в ДШИ

» .

(Методическая разработка )

Разработала: Грекова Е. И.,

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «ДШИ № 54»

г.Полысаево 2019 г

1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Эстрадное волнение…………………………………………………….3

а) Эстрадное самочувствие……………………………………………………… 3

б) Темперамент и его влияние на эстрадное самочувствие……………………5

Обобщённые характеристики темпераментов……………………………….6

в) Особенности состояний перед концертом и во время концерта…………...7

Глава 2. Способы достижения стабильности в исполнении ученика………...11

а) Психологическая подготовка к концерту…………………………………...11

б) Воспитание эстрадной выдержки…………………………………………... 16

в) Причины и способы преодоления «панического» волнения………………17

Заключение ………………………………………………………………………19

Литература………………………………………………………………………20

2

Введение

Данная методическая разработка предназначена для использования в

учебном процессе ДМШ и ДШИ. Цель работы состоит в том, чтобы помочь

более

детально

разобраться

в

одном

из

важных

вопросов

методики

преподавания: как научить ученика справляться с эстрадным волнением. Эта

тема становится особенно актуальна в настоящее время, так как конкурсов

становится

все

больше,

а

учащиеся

часто

психологически

не

готовы

к

выступлениям

на

большой

сцене.

Поэтому

очень

важно

знать

корни

сценического волнения и пути решения этой проблемы.

Практически всем педагогам – музыкантам известна такая картина -хорошо

подготовленный в техническом и художественном плане учащийся, выйдя на

эстраду,

становится

вдруг

неузнаваемым:

груз

ответственности

за

выступление, словно придавливая его, парализует творческую волю.

Чрезмерное волнение не дает полностью раскрыться его таланту. Довольно

часто такие случаи приводят учащихся к тяжелым нервным переживаниям и

психологическим

срывам.

Эстрадное

волнение

испытывают

не

только

учащиеся ДШИ, но и маститые артисты. Поэтому, очевидно, что система

о бу ч е н и я

д ол ж н а

п р ед у с м от р е т ь

в о с п и т а н и е

у

д е т е й

профессиональных артистических навыков общения с публикой.

Глава 1. Эстрадное волнение

а) Эстрадное самочувствие

Эстрадное волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно

воодушевляет

и

в

этом

случае

позволяет

раскрыть

глубоко

скрытые

возможности

ученика.

Но

больше

всего

оно

волнует

исполнителей

и

педагогов

своим

угнетающим

действием

и

слабой

управляемостью.

Волнуются все, но каждый – по – своему. Предстоящее выступление и само

исполнение

перед

публикой

создают

такую

психологическую

перегрузку,

которая равна стрессовой.

Характер эстрадного волнения зависит от возраста, темперамента,

обученности и воспитания исполнителя. Волнение не всегда угнетает. Оно

необходимо и полезно, так как позволяет раскрыть возможности, которые в

домашних и классных условиях могут не проявляться. Без повышенного

эмоционального

состояния

не

может

быть

артистического

подъема,

того

огромного воздействия на публику, которое составляет основу музыкального

искусства.

Завершение работы над произведением также наступает только после его

исполнения на публике. Концертные выступления являются своеобразными

ступенями в развитии учащихся, это проверка возможностей ученика. Это

3

положительные стороны эстрадного волнения.

Но в случае волнения – паники и волнения – апатии возникают

отрицательные стороны этого явления – тревожность, напряженность,

неуверенность памяти, подавленность. Вместе с перевозбуждением они в той

или иной мере сопутствуют пред концертному состоянию исполнителей.

Как уже говорилось, волнение зависит от возраста. Как правило,

учащиеся младшего школьного возраста ничего не знают об эстрадном

волнении и не испытывают его, пока не попадают в обстановку, где это

переживание обсуждается или реально переживается.

Почему большинство младших школьников не волнуется?

Во – первых, у них ещё не сформировались собственные эстетические

критерии,

и

ещё

не

усвоена

оценочная

шкала

удачных

и

неудачных

выступлений. Слушание других исполнителей ещё ничего не говорит им о

затрате сил, внимания и времени, необходимых для работы над музыкальным

произведением, для достижения того или иного результата.

Во – вторых, ещё не сформировался уровень притязаний, который

является

равнодействующей

между

предъявляемыми

педагогом

требованиями

и

собственными

возможностями

их

выполнения;

ещё

не

определилось осознание своего места в классной и школьной иерархии. Для

учащихся

младших классов выступления в концерте ассоциируются с праздничным

ожиданием, с красиво одетыми артистами, которым зрители преподносят

цветы и аплодируют. Эта праздничность ещё долго преобладает в сознании

школьников при упоминании о концерте. Чаще всего младшие школьники

выступают

с

удовольствием,

их

привлекают

праздничные

концертные

атрибуты - сцена, объявление программы ведущим, выход к публике,

аплодисменты, поздравления и т.д. Но родители или неопытные педагоги

могут

спровоцировать

эстрадное

волнение,

если

будут

предъявлены

педагогом слишком высокие требования.

В юношеском возрасте проявляются симптомы эстрадного волнения.

Устойчивость

психики,

сформировавшийся

уровень

притязаний

и

накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные

реакции и переживания, которые бывает трудно переделать. Сложившаяся

жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формируют комплекс

эстрадных

переживаний

и

заставляют

старших

подростков

вырабатывать

свои эстрадные качества. В этом возрасте к волнению добавляется борьба за

достижение признания, стремление к подтверждению своих артистических

возможностей. Исполнителю небезразлично, в какой — «своей» или «чужой»

4

аудитории он выступает. Младшие школьники предпочитают выступать для

своих

педагогов,

родителей,

друзей

и

знакомых.

Здесь

они

меньше

волнуются. Юноши и взрослые, наоборот, меньше волнуются в чужой

обстановке и более чувствительны к мнению своих сверстников, педагогов и

знакомых слушателей.

б) Темперамент и его влияние на эстрадное самочувствие

Существенное влияние на успеваемость, эстрадное самочувствие и

поведение оказывает темперамент.

Как известно, различают 4 основных типа темперамента:

сангвиник,

холерик,

флегматик

и

меланхолик,

которые

наиболее

чётко

выражаются

в

форме

реакций

и

поведении. В

экстремальных

условиях

несдержанность холерика или тревожность меланхолика дадут о себе знать и

усилятся. Однако, с помощью воспитания и систематической тренировки

можно

снизить

отрицательные

проявления

темперамента

и

улучшить

положительные,

которые

при

определённыx

условиях

могут

стать

преобладающими. Определить темперамент ученика сложно - необходима

наблюдательность с опытом исследовательской работы. Наблюдать нужно за

повторяющимися устойчивыми проявлениями таких свойств темперамента,

как чувствительность, реактивность, темп реакции, моторика, пластичность.

-

Чувствительность

определяется

по

наименьшей

силе

воздействия,

вызывающей ту или иную реакцию. Низкая чувствительность свойственна

флегматику, слабая — холерику и сангвинику, повышенная -меланхолику.

- Реактивность (впечатлительность) проявляется в эмоциональных реакциях,

в глубине и яркости впечатлений от различного рода воздействий. Высокая

реактивность свойственна сангвинику и холерику, малая — флегматику,

повышенная- меланхолику. Активность проявляется в энергии, силе или

инициативе или в их отсутствии. Высокая активность свойственна холерику и

сангвинику, малая активность - меланхолику, настойчивость - флегматику.

- О темпе реакций можно судить по скорости движений, темпу речи,

находчивости или растерянности в определённых ситуациях. Быстрый темп

реакций характерен сангвинику и холерику, медленный — флегматику и

меланхолику.

- Особенность моторики — лёгкая или затруднённая выработка сложных

движений, их устойчивость (холерик, флегматик) или плохая закрепляемость

(сангвиник, меланхолик) - отражаются на психомоторных способностях

(размеренность или суетливость движений относятся к темпераменту).

5

- Пластичность — лёгкая приспособляемость человека к изменениям в

окружающем мире; регидность - затруднённая или плоха приспособляемость

к внешним изменениям. Пластичность свойственна сангвинику и холерику,

регидность — флегматику и меланхолику.

Обобщённые характеристики темпераментов.

Сангвиник. Хорошо включается в новую работу. Работоспособен, но

быстро остывает, встречаясь с трудностями. Произведения выучивает быстро,

но дорабатывает с трудом. Любит выступать в концертах, волнуется сильнее

или

слабее

в

зависимости

от

обстоятельств.

Играет

ярко,

но

возможны

различные погрешности и срывы. Замечания воспринимает спокойно, но не

всегда учитывает их.

Холерик. С увлечением играет пьесу, если она ему нравится. Волнуется

очень сильно, но лучше, эмоциональнее играет на концерте, чем в классе.

Склонен

к

ускорению

темпов,

форсированию

звучности.

Удачное

выступление

переживает

бурно,

само

исполнение

вызывает

внутренний

подъём. При неудачном выступлении причину ищет вне себя. Замечания

вызывают

обиду,

иногда

грубость,

поэтому

их

нужно

делать,

возможно,

мягче, на фоне положительных сторон.

Флегматик. Уравновешен, держится солидно, тугодум. Когда войдёт в

работу

-

настойчив

и

работоспособен.

Обладает

выдержкой

и

самообладанием,

мало

эмоционален.

С

трудом

привыкает

к

новой

обстановке.

Волнуется

порой

сильно,

но

играет

стабильно,

без

срывов:

выученное

исполняется

и

в

классе,

и

на

концерте.

Выступления

очень

полезны флегматику, так как повышают эмоциональную восприимчивость.

Замечания воспринимает спокойно и деловито, не обижается.

Меланхолик. Быстро утомляется, мало работоспособен, впечатлителен,

эмоционален. Часто волнуется на уроке, играет лучше в классе, чем на

репетиции или концерте. От сильного волнения сковывается, теряется.

Неудачи преувеличивает, переживает долго и болезненно. Такому ученику

нужна постоянная тренировка и частые выступления с репертуаром меньшей

трудности.

Замечено, что учащихся сильного типа отрицательная оценка

стимулирует, слабого типа - угнетает, приводит к неверию в свои силы.

Постоянные

выступления

постепенно

вырабатывают

устойчивость

и

стабильность в игре. Психические состояния, которые возникают у человека

перед

выполнением

сложной

и

ответственной

деятельности:

на

первых

этапах наблюдается так называемый «рефлекс подготовки» организма. В это

время

в

коре

головного

мозга

возникает

очаг

возбуждения,

призванный

обеспечить

предстоящую

деятельность.

Распространяясь,

возбуждение

6

захватывает

большие

участки

коры

головного

мозга,

изменяя

соответственным образом процессы мышления и восприятия, активизируя

вместе с этим все функциональные системы организма.

Психологи различают 3 вида предстартовых состояний:

1.

Состояние

«полной

боевой

готовности»,

для

которой

характерен

оптимальный уровень физиологических процессов. Психологические

проявления: лёгкое возбуждение, напряжённое ожидание, нарастающее

нетерпение и вместе с тем забота об экономии сил, мысленное продумывание

своей деятельности.

2 .

Состояние

«стартовой

лихорадки»,

которое

отличается

перевозбуждением,

резкими

вегетативными

сдвигами.

Психологические

симптомы: угнетающее волнение, неустойчивое настроение, забывчивость,

рассеянность, суетливость.

З.

Состояние

«стартовой

апатии»,

для

которой

свойственны

заторможенность, малая подвижность. Психологические симптомы:

инертность, сонливость, апатия, плохое настроение, нежелание участвовать в

соревнованиях.

Эти формы предстартовых состояний соответствуют пред концертным

состояниям музыкантов — исполнителей.

В зависимости от типов высшей, нервной деятельности (ВНД) каждый

человек проявляет себя индивидуально.

Сангвиник, ВНД которого характеризуется сильными, подвижными,

достаточно уравновешенными процессами возбуждения и торможения,

предстартовое состояние перенесёт как «боевое возбуждение». Холерик, у

которого процессы возбуждения сильнее процессов торможения, будет более

склонен к «стартовой лихорадке».

Флегматик, у которого процесс торможения преобладает над

возбуждением, скорее ощутит последствия «стартовой апатии.

в) Особенности cостояний перед концертом и во время

концерта

Пред концертное и концертное состояние со своими психологическими

особенностями. Выделяются 5 фаз.

1 фаза длительное состояние перед концертом. Не имеет чётких

временных границ, т.к. наступает, как только учащемуся становится известна

дата выступления. Этот период, вызывающий у исполнителей предстартовое

эмоциональное состояние, продолжается вплоть до облачения в концертный

7

костюм. В зависимости о подготовки волнение возникает периодически с той

или

иной

силой.

По

мере

приближения

к

установленной

дате

мысль

о

концерте всё чаще посещает и будоражит: появляется раздражительность,

бессонница, частая смена настроения. Всё это со временем усиливается и в

день концерта становится болезненно острым. Важно, чтобы срок концерта

назначил педагог. Неправильна установка: «вот когда всё будет готово —

подумаем об эстраде». В число педагогических способностей должна входить

способность прогнозирования развития ученика, в том числе — оценка его

исполнительских

способностей.

Главной

задачей

этого

этапа

является

формирование

решения

готовиться

к

концерту

на

основе

переработки

информации

о

предстоящем

выступлении,

самооценки

уровня

подготовленности и возможности совершенного исполнения произведений.

Работу

над

музыкальным

произведением

исполнители

условно

подразделяют на 3 этапа:

1.

Ознакомление с музыкальным произведением; стадия формирования

исполнительского замысла.

2.

Этап воплощения исполнительского замысла.

3. Этап пред концертной подготовки.

Но это деление условно, т.к. элементы одного этапа могут присутствовать в

работе над другими.

После принятия решения готовиться к публичному выступлению следует

этап основной психологической подготовки, задачей которого является:

1.

Формирование целей и мотивов выступления

2.

Адаптация к условиям предстоящего выступления

З. Планирование и организация занятий в связи с учётом соответственных

возможностей и особенностей конкретного выступления.

Очень важен мотив выступления. Ведущим мотивом при подготовке

выступления является возможность найти в произведении то, что более

соответствует исполнительской индивидуальности, вкусам музыканта.

Огромную роль играет репертуар. Положительное, заинтересованное

отношение музыканта к исполняемому произведению; соответствие музыки

вкусам исполнителя, его стилю - способствует более глубокому

проникновению в авторский замысел. Важно выбирать такие произведения,

которые позволили бы раскрыть с наибольшей силой индивидуальность

у ч е н и к а .

Мо т и в а м и

п од го т о в к и

м о г у т

б ы т ь

с т р е м л е н и е

к

самосовершенствованию, развитию исполнительских навыков и умений. При

выступлении

в

«пробном»

концерте

можно

поставить

задачу

«обыграть»

8

программу, проверить, адаптировать к условиям эстрады исполнительский

аппарат.

Значительную роль в психологической подготовке играет рациональное

планирование занятий. Уверенность музыканта должна всё время

подкрепляться в процессе работы над произведением (программой), чему

способствует постоянный контроль над собственной подготовленностью.

Критерий эстрадной готовности: исчезновение представления о технических

трудностях, возможность интерпретации произведений в воображаемом

звучании, импровизационная свобода, восприятие на слух

собственной игры.

2

фаза пред

концертное

состояние. От

волнения

может

ощущаться

сильное недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не может.

Здесь чаще всего выявляется характер эстрадного волнения — волнение —

подъём,

сопровождающийся мягкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти

на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и

наиболее желательное пред концертное состояние. Но бывают и другие. Это

волнение — паника, связанное с сильным перевозбуждением, которое

проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, руки

потеют и тревожность возрастает до страха.

Преодолеть такое состояние трудно, но можно, если усилием воли

переключиться со своего самочувствия на музыкальное произведение,

продумывание исполнительского плана, выполнения темповых и

динамических указаний.

Отрицательных результатов можно ожидать и от волнения — апатии —

угнетённого и подавленного состояния, когда цель, содержание выступления

уходят на второй план, на периферию сознания, а в нём настойчиво звучит

одна мысль — скорее бы всё это кончилось. При таком самочувствии

исполнитель в лучшем случае внешне продемонстрирует, «отбарабанит» то,

чего не чувствует, в худшем - начисто провалит интерпретацию музыкального

произведения.

В этот период главное — хорошее состояние игрового аппарата, «свежая

голова» и рабочее состояние организма.

Исполнитель не должен проигрывать произведение по кусочкам, проверяя,

помнит он отдельные «куски» или нет. Нужно играть произведение

целиком в умеренном, почти настоящем темпе, чтобы привести произведение

к стадии эстрадной готовности. За несколько дней до концерта стоит

уменьшить интенсивность занятий.

В период непосредственной подготовки к концерту можно провести

Пред

концертные

репетиции,

чтобы

ученик

адаптировался

к

условиям

концерта

— познакомить с акустикой зала, приспособиться к инструменту.

Психологическое состояние в первые моменты деятельности на эстраде

9

зависят от адаптированности исполнителей к условиям публичного

выступления.

Важным фактором, определяющим специфику психологического

состояния музыканта на эстраде, является исполняемая им музыка.

Увлечённость исполняемой музыкой, стремление к воплощению творческого

замысла являются основными побудителями состояния творческого

вдохновения и источниками эстрадного волнения.

Существует общая психологическая подготовка к концерту, которая

осуществляется

путём

приближения

классных

занятий

к

условиям

публичных выступлений, благодаря чему формируются и совершенствуются

необходимые

качества,

способности,

навыки.

Её

цель

-

формирование

концертно —исполнительской деятельности.

Необходимо провести психологическую беседу с учеником, настроить его на

успех, убедить в том, что члены экзаменационной комиссии или зрители в

зале настроены доброжелательно к нему.

3

ф а з а Время

выхода

на

эстраду, короткий

промежуток

между

объявлением и началом исполнения. Выход из артистической к своему

«рабочему месту». Это — безмолвное шествие на виду у публики, остановка,

поклон, рабочая пауза. Эта фаза переживается очень остро и проходит по —

разному. Некоторые идут как на Голгофу, с трудом преодолевая путь к своему

месту

на

эстраде;

другие

стараются

не

смотреть

на

публику,

внутренне

отстраняясь от неё, и настраиваются на начало исполнения; третьи идут

«работать», т.е. выполнять свой артистический долг, сосредоточенно и

деловито. Нужно посоветовать ученику заходить в зал, расправив плечи,

смело, уверенно, набрав воздуха в лёгкие, желательно улыбнувшись. Такой

мышечный

тонус

имеет

обратное,

положительное

влияние

на

психологическое состояние исполнителя.

Выходя на сцену, ученик остаётся один со своими мыслями, и педагог

уже ничем не может ему помочь. Эта фаза проходит как в тумане и редко

остаётся в памяти выступающего. Возможность такого состояния педагог

должен

предусмотреть,

чтобы

ученик

осознанно

и

целенаправленно

выполнял

все

пред

концертные

действия.

Для

этого

желательно

прорепетировать с учеником выход на сцену, проверку строя, расположение

стула и его устойчивость и т.д. Ученик должен осознанно выполнять все эти

пред

концертные

действия.

Эти

внешние

атрибуты

помогают

созданию

внутренней

подготовленности

спокойного

и

делового

настроения

у

выступающего.

4 фаза начало исполнения, артистического общения с публикой и

борьба со своим негативным состоянием. У начинающих артистов можно

наблюдать потери или даже срывы в исполнении. Появляются темповые

нарушения (чаще всего в сторону ускорения), технические погрешности,

10

«комкание» пассажей, нечёткость фразировки, неоправданные градации

звука, иногда провалы в памяти. Другие исполнители, в разной степени,

преодолевают пред концертные нарушения психологического состояния и

постепенно приобретают артистическую форму. Здесь важно внутренне

подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темы,

динамику и т.д. Многое здесь зависит от воспитания внутреннего слуха.

Именно темп и звучность — наиболее уязвимые стороны для начинающего

исполнителя и учащегося. Если программа хорошо проработана и

пред концертные репетиции закрепили основные детали концертного

выступления и поведения, исполнение будет устойчивым.

Для некоторых учеников очень важна визуальная поддержка педагога на

концерте. Он ждёт от своего преподавателя одобрительного взгляда или

кивка, что придаёт ему больше уверенности и делает ситуацию более

комфортной.

5 фаза После концертное состояние. Оно часто недооценивается

многими педагогами. Между тем, переживание, которое насыщено

эмоциональными перегрузками, не может мгновенно прекратиться с уходом

со сцены, оно продолжается ещё довольно долго. Сильнейшее желание

каждого

исполнителя

услышать

отзыв

о

своём

выступлении.

Он

необходим каждому — это разрешение той сложной социальной,

профессиональной и личной неопределённости, которая всё время волновала

исполнителя. Это радостный подъём после удачного исполнения, чувство

усталости, недовольство собой и т.д.

Успех, как и неудача, действует двояко — успех, естественно, вызывает

радостный подъём, удовлетворение, прилив сил и уверенности в себе. Но у

некоторых он вызывает самоуспокоение, чреватую артистическим регрессом.

Неудача

у

большинства

исполнителей

вызывает

угнетённое

состояние,

снижает работоспособность, вызывает неуверенность и самобичевание.

Но у настоящих «бойцов» (таких меньшинство) неудача рождает

«спортивную злость», стремление, во что бы то ни стало добиться успеха. И

чаще после ряда выступлений наступает перелом и рождается артист.

Очень важна в после концертном состоянии уверенность педагога,

поддержка друзей, сверстников. Редко кто даже из взрослых исполнителей

равнодушен

к

отзывам,

а

неустойчивость

и

ранимость

детской

психики

требует особо бережного отношения к после концертным переживаниям. Я

придерживаюсь такого мнения, что ребёнка в этой ситуации лучше

перехвалить, чем не дохвалить.

Глава 2. Способы достижения стабильности в исполнении

Ученика

а) Психологическая подготовка к концерту

11

В практике воспитания музыкантов – артистов психологической

подготовки,

как

таковой,

не

существует.

На

эстраду

преимущественно

выходят те музыканты, которые обладают сильной нервной системой и могут,

благодаря природной выносливости, выдержать ту колоссальную нагрузку,

которой

требует

публичное

выступление.

Исполнителям

с

относительно

слабой нервной системой путь на эстраду бывает затруднён.

Любопытен парадокс: психологам известно, что люди со слабым типом

высшей

нервной

деятельности

отличаются

тонкостью

душевной

организации. Это — тонко организованный «художественный тип», но он

наиболее уязвим в атмосфере концерта. Цель психологической подготовки

музыканта

состоит

в

том,

чтобы

научить

его

в

момент

наивысшего,

эмоционального

напряжения

во

время

выступления

сохранять

полный

контроль

за

своими

действиями,

сознательно

управлять

приобретёнными

навыками, с максимальной полнотой раскрывать свой исполнительский дар.

Из каких же этапов должна складываться психологическая подготовка

к выступлению?

1.

Концентрация внимания на предстоящей деятельности. Умение быстро,

правильно мобилизоваться — одна из главных задач психологической

подготовки.

2.

Предельная выученность исполняемого произведения. Все музыканты на

собственном

опыте

знают,

что

чем

лучше

выучена

вещь,

тем

меньше

волнение на эстраде. И всё же, даже те учащиеся, которые считают, что они

прекрасно

знают

сочинение,

могут

сбиваться

во

время

публичного

исполнения.

Как

же

можно

избежать

этих

внезапных

приступов

столь

нежелательной неуверенности, возникающей подчас у музыканта на эстраде,

которые

делают

сознание

затуманенным,

а

пальцы

ватными

и

непослушными?

Поскольку чаще всего ошибки случаются из - за слабой концентрации и

переключаемости внимания, то предлагаемые методы нацеливают на

моделирование соответствующих психических трудностей и преодоление их

в процессе домашних занятий по суворовскому принципу «тяжело в учении

— легко в бою».

Итак:

1.

Завяжите или просто закройте глаза. В медленном или среднем темпе,

уверенно, с установкой на безошибочную игру, сыграйте отобранное

произведение. Следите за тем, чтобы нигде не возникало мышечного

напряжения, чтоб дыхание оставалось ровным.

2.

Включите телевизор на среднюю громкость и выполните предыдущее

12

задание.

После

такого

опыта

многие

музыканты

почувствуют

себя

разбитыми.

Если такое случилось - учащийся слабо функционально подготовлен. Если

же даже при полной громкости вы сможете сыграть произведение с начала до

конца без запинки, такой сосредоточенности можно позавидовать, и на

эстраде вряд ли случится какой — либо казус. Если смогли забыть про радио,

то сможете и про нервирующую обстановку во время выступления.

З. Сделайте несколько поворотов вокруг своей оси до появления

головокружения. Затем, моментально собравшись, начинайте играть в

полную силу, с максимальным подъёмом, в темпе.

4. Сделайте 50 прыжков или 30 — 40 приседаний до большого учащения

пульса и выполните предыдущее задание. По истечении времени тягостное

чувство неуверенности и неудобства во время исполнения после каждого из

этих упражнений будет сменяться приятным чувством свободы и лёгкости, а

так же ощущением полного контроля над каждым движением.

Эстрадное самочувствие ученика перед выступлением в значительной

степени зависит от психологического настроения его педагога. Учитель

должен уметь вселять бодрость в своих питомцев. Нет ничего более

нелепого

_

и более психотравмирующего для ученика, чем вид собственного

наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающего к

спокойствию и уверенности.

Одним из этапов психической настройки музыканта может являться

овладение навыком аутогенной тренировки. Как указывают спортивные

психологи О. Черникова и О. Дашкевич «в основе аутогенной тренировки

лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения,

приводящий

к

активизации

и

повышению

способности

саморегуляции».

Когда

человек

произвольно

расслабит

мышцы,

то

кора

головного

мозга

входит в тормозное состояние. При полном и глубоком расслаблении это

промежуточное ощущение между сном и бодрствованием называется в

физиологии «фазовым состоянием». В это время способности человека к

внушению и самовнушению сильно увеличиваются. Восстановительные

процессы в этой гипнотической фазе протекают в полтора — два раза

быстрее, чем во сне.

Непосредственно к аутогенной тренировке примыкает так называемая,

«ролевая подготовка». Её смысл состоит в том, что человек чрезмерно

волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему

состоянию, начинает играть такого героя, который уверен в себе и ничего не

боится. Если вы чувствуете неуверенность на эстраде, для начала представьте

себе смелого и уверенного концертанта, на которого вам хотелось бы

походить. Далее постарайтесь вжиться в образ этого человека — перенести

на себя, скопировать его манеру держаться, разговаривать, смеяться, сидеть за

инструментом. При этом вы неминуемо ощутите внутри себя рождение

13

совершенно нового психического состояния, в котором будет преобладать

настроение уверенности и мажорного тона. Но если часто пользоваться этим

методом, то можно потерять исполнительский стиль, индивидуальность.

В связи с эстрадным волнением обращают на себя внимание

следующие факты:

1.Концертное выступление не несёт собой ничего угрожающего для жизни

исполнителя и никак не может быть приравнено к таким видам стрессов, как

страх, ужас, отчаяние. Самое большое, что несёт собой провал в концерте

или на экзамене — испорченную репутацию, административные выводы. Но

всё это переживания в сфере социальных отношений, непосредственно жизни

не угрожающих.

2.

Волнение связано с коммуникативной деятельностью человека и

обнаруживается там, где оно выступает как сложное взаимодействие между

людьми: концерте, экзамене, конкурсе.

3. Дети, примерно, до 11 — 13 лет, как правило, не волнуются.

В чём же причина волнения? Ведь недостаточная подготовка ученика

встречается нечасто. Например, известный педагог и композитор С.М.

Майкапар, считал причиной волнения неправильную работу и

непродуктивные домашние занятия. По его мнению, это приводит к

недоработкам, которые вызывают ощущение тревоги.

КС. Станиславский считал причиной волнения повышенное самолюбие,

тщеславие и гордость артиста, которые, не получив подтверждения, приводят

к страху.

Г.М. Коган отвергал мысль о том, что причиной волнения является

преувеличенная скромность, неверие в свои способности. Не в скоромности,

а в нескромности, не в недооценке, а переоценке своих способностей он

видел причину волнения.

Возможно, причина волнения заключается в том, что на концерте,

экзамене повышается ответственность за свои знания, умения, действия. У

учащегося волнение трансформируется в боязнь забыть, напутать. Их трудно

убедить,

что

главное

художественно

выразительная

сторона

исполнения. Всем нужен только успех, а полной уверенности нет, так как в

пред концертной обстановке больше всего царят неопределённость и

непредсказуемость оценки слушателей или комиссии. Эстрадное волнение

появляется там, где мнение о себе и социальный статус выступающего

подвергается испытанию. Так же причины эстрадного волнения заключаются

в непредсказуемости общественной реакции или в преувеличенном опасении

отрицательной реакции каких — либо конкретных личностей.

Артист волнуется сильнее, когда обстановка вызывает повышенную

ответственность. Эстрадное волнение с трудом поддаётся логическому

14

анализу и плохо управляется. Необычное самочувствие, неуверенность в

своей готовности, необычная обстановка — всё это суммируется и вызывает

ощущение неясной тревоги, неопределённости. Ощущения эти протекают на

интуитивном уровне, подсознательно. В отдельные моменты сознание

«находит» причину в боязни забыть, остановиться или сбиться в ощущении

неудобства своей одежды и т.д.

Но волнение на эстраде необходимо. Оно увеличивает и на много

усиливает эмоциональную насыщенность исполнения, раздвигает

динамические границы, увеличивает контрастность выразительных средств и

тем самым увеличивает исполнительские способы подачи, позволяющие

сильнее воздействовать на слушателей и доносить свой замысел публике.

Переживания же исполнителя после удачного выступления настолько сильны

и окрыляюще, что полностью окупают все отрицательные издержки

эстрадного

волнения.

Исполнитель

не

должен

забывать

о

том,

что

он

посредник между автором и слушателем. Вся деятельность исполнителя, вся

его

длительная

работа,

направленная

на

освоение

музыкального

произведения, предназначена слушателю.

Поэтому общение между исполнителем и слушателем - необходимое

условие существования музыкального искусства.

Артистизм — способность общаться со слушателями. А общение

предполагает взаимную связь: исполнитель — музыкант не только

воздействует на аудиторию, но и испытывает на себе её влияние.

Исполнитель

музыкант

обращается

прямо

к

слушателю;

его

художественное

общение

с

аудиторией

лишено

промежуточных

звений.

Одна из задач педагога — воспитать желание общаться со слушателями и

одновременно развить способности, необходимые для такого общения путём

развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Яркое, эмоционально

насыщенное восприятие музыки обычно влечёт за собой желание передать

переживаемое другим. С первых же шагов работы с учеником должно

начаться воспитание музыкально - исполнительской установки: исполняю —

значит, переживаю образную музыкальную речь и её воплощаю. Две разных

психологических установки: первая — играю «вообще», ни к кому не

обращаясь, вторая — играю, убеждаю и общаюсь. Различие между ними

огромно

и

оно

сказывается

на

артистической

воле,

на

эстрадном

самочувствии и в итоге на качестве исполнения.

Сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала -всё

это дезорганизует исполнителя и парализует творческие способности.

Чего боится исполнитель, выступая на публике? Один боится забыть, другой

опасается технических трудностей, третий тревожится об интонации и т.д.

Причину неполадок надо искать в обострении сознательного контроля над

автоматически налаженным процессом. Поэтому воспитание эстрадного

самообладания должно находиться в связи с воспитанием произвольного

внимания. Исполнитель должен избавиться от мешающего его деятельности

15

«сверх — контроля». Чтобы этого добиться, можно ввести «замещающие»

(или «отвлекающие») представления, которые могут помочь исполнителю

избавиться от чувства страха сверх контроля. Таким «замещающим» может

стать полное сосредоточение внимания на самом произведении, непрерывная,

неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа.

Предельная сосредоточенность «выманит» увлеченность, творческое

самочувствие и поможет сохранить самообладание.

Такая собранность и сосредоточенность в значительной мере зависят от

метода работы с учеником и его собственной повседневной тренировки

своего внимания. Но, несмотря на это, паническое волнение иной раз всё

сметает на своём пути, в том числе и волю к сосредоточенности.

Существует две категории учащихся: одним процесс вхождения в

произведение дается легко – достаточно перед началом исполнения подумать

о характере исполнения, темпе, метроритме, извлечь первые звуки… и

музыкальное произведение как бы само собой притягивает их внимание. Но

есть исполнители, которые нуждаются в специальных приспособлениях,

которые помогли бы им сосредоточиться, вникнуть и увлечься исполняемой

музыкой. Это могут быть конкретные задачи – действия, расставленные в

отдельных местах произведения. Они могут и на эстраде привлечь к себе

внимание исполнителя, предотвратить опасный «сверх контроль» и помогут

обрести нужное состояние.

Станиславский ставит эстрадное самообладание в зависимость от

морального облика исполнителя. Все эти волнения… исходят из самолюбия,

тщеславия и гордости, из боязни оказаться хуже других. В ответ на вопрос,

как

бороться с нервозностью на эстраде, И. Гофман говорит: «Вы должны

научиться забывать своё драгоценное «я», а также «я» ваших слушателей и

отношение к вам.

б) Воспитание эстрадной выдержки

Можно ли воспитать эстрадную выдержку? Многие педагоги относятся к

этому скептически. Но кому – то может быть более близка позиция Гофмана,

который полагал, что нервозность можно преодолеть «силой воли и упорной

тренировкой». Однако, речь должна идти не о борьбе с волнением и его

устранением,

а

о

приспособлении

играющего

к

особым

условиям

концертного

выступления

и

сопутствующего

ему

волнения,

как

боец

преодолевает свой страх к бою.

Профессором К.С. Столярским разработана методика по воспитанию

эстрадных качеств. Требования звучности, штрихи, аппликатура и

динамические оттенки устанавливались с прицелом работы в зале.

Репетиции в том зале, где предполагалось выступление, были обязательны.

Но и в классе консерватории, и в школе – десятилетке были маленькие

эстрады. Ставшие традиционными занятия в присутствии нескольких

16

учеников и педагогов и торжественная обстановка, которую искусно создавал

Столярский на уроках, превращала их в ответственные выступления.

Непосредственно перед выступлением специальное внимание

уделялось поведению на сцене: выход, поклон, наложение смычка, поведение

во время пауз, поклон и уход с эстрады. Столярский считал, что все эти

мелочи устраняют неловкость поведения на эстраде, придают уверенность и

непринуждённость — необходимые условия артистичности. Напутствие

художественного порядка, которое всегда давалось перед выступлением,

создавало музыкальную доминанту и переключалось внимание выступающих

с

собственных

переживаний

на

главную

задачу

выступления

содержательное, выразительное и точное исполнение.

Как уже говорилось выше, зачастую концертное выступление приводит к

психической травме. Но этого можно избежать.

Концертное выступление должно быть не событием, к которому нужно

особо готовиться, а результатом совместной работы ученика и педагога.

Ученик должен черпать свою уверенность в доверии и симпатии к

педагогу.

Важным

фактором

является

развитие

внутреннего

слуха,

которое

развивается в занятиях по нотам без инструмента, и особенно — в занятиях

без нот и без инструмента, когда произведение уже выучено. Необходим

индивидуальный

подход

к

ученику,

он

поможет

выяснить

уровень

эмоциональной

возбудимости

и

музыкальности.

Способные

учащиеся,

обладающие такими свойствами, волнуются сильнее. В пред концертной

работе

их

нужно

сдерживать,

снижать

их

возбуждение,

приводящее

к

форсированию звука, ускорению темпов. У менее эмоционального ученика,

наоборот, стоит усилить эмоциональную насыщенность и нюансировку. Но

главное

создать

художественный

образ,

он

поможет

успешному

выступлению.

Важна добросовестная и тщательная проработка репертуара и частые

выступления. Недели за две до выступления количество занятий можно

увеличить, но за день — два нужно прекратить, т.к. необходим отдых перед

концертом и сосредоточенность на выступлении. Можно устроить «прогон»

перед концертом перед другими учащимися. Без слушателей невозможно

создать обстановку концерта: никаких эстрадных навыков учащийся не

приобретёт. Педагогу стоит как следует обдумать выступления. Сильно

волнующимся ученикам можно давать либо более лёгкие произведения, либо

выступать в ансамбле с другими учениками.

в) Причины и способы преодоления «панического» волнения

До сих пор шла речь об эстрадном самочувствии, о воспитании

эстрадной выдержки. Но что делать с учениками, которых охватывает при

виде сцены паническое волнение? Под влиянием такого волнения идёт

насмарку почти вся подготовительная работа. Игра теряет управление,

17

исполнителя «несёт», как щепку по волнам, движения зажимаются, память

изменяет, прекрасно выученная вещь превращается в позорное месиво.

Разумеется, никакого удовольствия такое исполнение никому не доставляет;

скорее бы кончилось — единственное, о чём мечтает публика и сам

исполнитель.

Результат такого волнения — психическая травма, растущая раз от раза

боязнь эстрады. Причиной считается обыкновенно преувеличенная

скромность волнующегося, его неверие в себя, в свои способности,

недооценка им своего дарования. Но знатоки исполнительской психологии

считают наоборот. «. . . Все эти волнения — утверждал Станиславский, -

чисто актёрские, исходя из самолюбия, тщеславия и гордости... ».

Как же бороться с «паническим» волнением? Изживать в себе

самонадеянность, помнить, что не гений, а скромный рядовой исполнитель?

Но мысль, «какой я скромный, заурядный» немногим лучше мысли «какой я

умный, талантливый»: и то и другое будет мыслью о том, «какой я», мыслью

о себе. Волнение можно побороть тем, что думать не о себе, а о чём — то

другом; привлечь внимание к этому другому — лучший способ отвлечь

человека от волнующих мыслей о себе. Даже в случае серьёзной опасности,

когда есть чего бояться, человек совершенно не испытывает страха и

волнения, если голова его занята тем, что он делает. Художественное

исполнение — процесс в высшей степени сложный, и задачи по части

техники и интерпретации, стоящие перед исполнителем, вряд ли менее

трудны и многообразны (хотя, конечно, менее опасны), чем задачи, с

которыми имеет дело, например, шофёр или лётчик.

Сосредоточение на этих задачах, на исполняем произведении — вот

верное средство забыть о себе, устранить ту почву, из которой вырастает

«волнение — паника», появление последнего — всегда признак

недостаточной сосредоточенности исполнителя на исполнении.

Для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлечься тем, что на

сцене.

Ещё одно лекарство от волнения — волнение: от волнения из — за

одного — волнение из — за другого. Мысль эта нашла удачное выражение в

одном плакатике, висевшем некогда в артистической комнате Ленинградской

консерватории. На нём было написано: «Волнуйся не за себя, а за

композитора!». Если человек волнуется панически за себя, значит, он

недостаточно взволнован той музыкой, той пьесой, которую играет. Так

решается сложный вопрос о волнении, касающийся не только учеников.

Так же важен вопрос о парализующем действии мышечного напряжения

на творческую деятельность. Телесные зажимы, даже если не сказываются на

технике исполнителя, сковывают его душевные переживания и творческое

воображение. Иногда мускульные перенапряжения сказываются на

эмоциональной

сфере;

всякого

рода

эмоциональные

преувеличения

усиливают

мышечное

напряжение.

Чтобы

помочь

ученику

избавиться

от

мышечных

напряжений,

педагог

выбирает

индивидуальный

путь

работы.

18

Например,

заставить

ученика

временно

отказаться

от

«выразительного»

исполнения и выработать в себе «механический мышечный контроль».

Заключение

19

Вся работа музыканта направлена на то, чтобы произведение, которое он

разучил, звучало в концертном исполнении. Ученик должен иметь в запасе

ряд пьес, которые он мог бы исполнить в любой момент. И выход на сцену —

основная форма общения с публикой. У исполнителя встреча с публикой

вызывает особое, очень сложное, восторженно - воодушевлённое или

подавленное, часто болезненное состояние, которое по аналогии с

переживанием человека в других ситуациях определяется как стресс.

Волнению подвержена подавляющая часть музыкантов - исполнителей.

Причём характер волнения меняется в зависимости от эстрадного опыта. Чем

чаще исполнитель играет на сцене, тем меньше он волнуется, привыкая к

атмосфере концертных выступлений. Поэтому было бы не лишним за

несколько дней до главного концерта два — три раза обыграть пьесу или

программу

на

менее

ответственных

концертах,

чтобы

почувствовать

большую уверенность, и в главном концерте мобилизовать свои силы и

нервную энергию на исполнение, а не растрачивать их, излишне волнуясь.

В день концерта полезно поиграть в среднем темпе, без эмоций всю

программу. Ни в коем случае в этот день не стоит переутомлять свои руки и

чувства.

В день концерта, и особенно перед выходом на сцену, стараться меньше

разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать

понапрасну энергию. Волнение в этот момент, конечно, большое, оно

повышается от сознания ответственности.

В той или иной степени волнуются все «…Прошло уже восемьдесят лет,

а я так и не поборол в себе это жуткое нервное беспокойство перед началом

выступления, - размышляет выдающийся виолончелист П. Казальс — всякий

раз для меня это пытка. Перед выходом на сцену у меня болит в груди, я

маюсь, не нахожу себе места. Сама мысль о выступлении перед публикой до

сих пор наводит на меня ужас…».

И ещё один важный пред концертный момент: в последние минуты перед

выходом на сцену следует категорически избегать лихорадочных

“выхватываний “коротких эпизодов программ и их поспешных

проигрываний.

Кроме лишней нервозности такая суетливость ничего не принесёт. Что есть

то есть. Лучше внутренне собраться, закрыть глаза и на 1 минуту посидеть

сосредотачиваясь, представить себе темп, характер первого произведения, два

— три раза глубоко вздохнуть и смело выходить на сцену — побеждать!

Литература

20

1.

Баренбойм А.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство».

2.

Бочкарёв Л.Л. «Психологические аспекты подготовки музыканта

-

исполнителя к концерту».

3.

Готсиндер А.Л. «Подготовка учащихся к концертным выступлениям»

4.

Готсиндер А.Л. «Музыкальная психология»

5.

Коган Г.М. «У врат мастерства».

6.

Липе Ф. «Искусство игры на баяне».

7.

Г.М. Коган «У врат мастерства».

8.

Петрушин В. «Артистизм — это тренировка».

21



В раздел образования