Автор: Корнюшина Маргарита Леонидовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат лицей искусств»
Населённый пункт: Керчь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка учащегося к концертному выступлению
Раздел: дополнительное образование
ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ
ВЫСТУПЛЕНИЮ
(методическая разработка)
Ц е л ь
– определить
конкретные
методы
педагогического
воздействия
на
учащегося по подготовке к концертному выступлению.
Задачи:
-
научиться
пользоваться
всем
арсеналом
средств
подготовки
учащегося
к
концертному выступлению;
-
развить
у
учащихся
ощущения
успеха,
как
закономерного
итога
личной
кропотливой деятельности;
-
воспитать
чувство
уверенности
и
ответственности
у
учащегося
за
свою
концертную деятельность.
План
1.
Психологические
аспекты
подготовки
учащегося
к
концертному
выступлению.
2. О создании ситуации успеха.
а) средства создания атмосферы одобрения;
б) «снятие чувства страха»;
в) авансирование успешного результата;
г) «внесение мотива»;
д) прием «персональная исключительность»;
е) метод педагогического внушения;
ж) значение оценки в ощущении учащимся своего успеха.
3. О создании ситуации неуспеха.
а) условие создания ситуации неуспеха – ресурсы личности ребенка;
б) условие создания ситуации неуспеха – завышенная самооценка
ребенка;
в) акцентирование внимание на трудностях;
г) не авансирование успешной деятельности ребенка;
д) сопоставление и ожидаемое.
4. О создание обстановки праздника на концертном выступлении.
Как часто преподаватели детских музыкальных школ сталкиваются с тем,
что концертное выступление их ученика сводит практически к нулю нелегкую
работу педагога. Преподаватели стараются, вкладывают свои знания и опыт в
ученика, а он играет со срывами, текстовыми потерями, не думает о музыке.
Очень
важно
уже
в
начальных
классах
уделять
как
можно
больше
внимания психологической подготовке учащегося к концертному выступлению.
Нелепо полагать, что первое неудачное выступление первоклассника повысит
его
профессиональный
уровень
в
дальнейшем.
Более
того,
в
большинстве
случаев неуспех, сопровождающий начало его концертных выступлений, может
навсегда отбить желание вообще заниматься музыкой. В тоже время успешный
результат, переживаемый начинающим музыкантом как личное достижение,
окрыляет
его,
и
он
берется
за
более
сложное
произведение,
действует
увереннее,
проявляет
желание
к
творчеству,
совершенствуется
в
профессиональном и личностном плане.
Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему
приходится осваивать впервые: учится ли он правописанию нотных знаков,
осваивает ли нотную грамоту или же берется за разбор новых музыкальных
произведений. Именно в этот момент ему так необходима помощь взрослых, при
этом не только дидактическая, но и психологическая, когда родители и педагоги
способствовали бы переживанию ребенком его первых достижений, его успеха.
Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под
его интересы и настроения? Вовсе нет! Во-первых, следует отмечать только
реальные
достижения,
выделяя
какие-то
наиболее
удавшиеся
элементы,
например, удачно сыгранный гаммаобразный пассаж, пальцевая четкость в нем,
его динамическое построение и т. п. Во-вторых, необходимо способствовать
этому успеху, организуя деятельность и инструктируя детей в наиболее опти-
мальных способах ее выполнения («Попробуй начать...», « Возможно получится
лучше, если придерживаться следующего плана...» и т. п.).
Неудачник дома и в школе — это потенциальный неудачник на работе, в
семейной жизни, в жизни в целом. Вот почему всех нас так беспокоит проблема
успеха детей даже при выполнении небольших домашних заданий. Понятно, что
ребенок
в
силу
своих
возрастных
особенностей
далеко
не
всегда
сможет
выполнить
весь
объем
заданного
на
должном
уровне.
Подчас
это требует
значительных волевых усилий, но от раза к разу ему будет удаваться все больше
и больше и в итоге он справится с поставленной задачей. На этом пути
восхождения к совершенству рядом с ним должен стоять взрослый, который бы
давал советы, помогал ребенку пережить свой незначительный успех.
Говоря об успехе, мы имеем в виду не столько удачу или счастливый случай
(например, самый легкий билет на экзамене) сколько хорошую стабильную
прогнозирующую результативность достижении намеченного, а также связанное
с этим индивидуальное осознание полученного человеком результата.
В одних случаях успех оказывается неожиданным, и тогда, как правило,
говорят о везении, счастливой звезде или рубашке, в которой родился этот
человек.
Вместе с тем успех представляет собой вполне закономерный итог кропотливых
усилий в профессиональной, творческой, интеллектуальной и других видах
деятельности.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным
занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом
обстоятельств, среди которых можно
назвать
назвать
недостаток
знаний
и
усилий,
психические
и
физиологические
особенности
развития,
слабая
саморегуляция и другие. Поэтому педагогически
оправдано создание для
учащегося создания успеха – субъективное переживание удовлетворения от
процесса и результата в целом или частично самостоятельно выполненной
деятельности. Психологически эта помощь обеспечивается рядом операций,
которые
осуществляются
в
атмосфере
радости
и
одобрения, создаваемой
вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами.
Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность
обращений, так же как и открытая поза, доброжелательная мимика в сочетании
создают
благоприятный
психологический
фон,
помогающий
ребенку
справиться с поставленной перед ним задачей.
Например, перед концертом педагог, приглашая ребенка в класс, говорит;
«Сегодня твое первое выступление, я очень рад, что в этот особенный день мы
можем показать нашу совместную работу, которая должна приносить радость не
только нам, но и нашим слушателям». Предлагая ребенку проиграть перед
концертом свою программу, педагогу следует вначале «снять страх» перед
выступлением, чтобы ученику удалось преодолеть неуверенность в собственных
силах, робость и боязнь оценки окружающих. Обычно используются следующие
фразы:
«Для тебя это просто, у нас все должно получиться», «Мы много
работали, но мы еще учимся, поэтому у нас могут быть ошибки», «Не ошибается
лишь тот, кто ничего не делает, поэтому...». Такая предупредительная мера
снимает с ребенка психологический зажим, он становится более раскованным и
уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, не испытывает
панического страха перед возможными ошибками.
Однако часто бывает иначе: ученик слышит от педагога что, «концерт — это
большая
ответственность»,
«у
тебя
очень
сложная
программа,
смотри
не
подведи» акцентирует внимание ученика на деталях в программе, которые у него
накануне не получались. Далеко не каждому ученику подобное общение окажет
добрую услугу и мобилизует его на работу.
В целях усиления педагогического воздействия операция «снятия страха»
дополняется операцией
«авансирования»
успешного
результат:
«При
твоих
способностях...»,
«Ты
уже
неоднократно
демонстрировал
нам,
как
следует
преодолевать трудности, поэтому...», «Ты наверняка справишься, потому что...»
(далее называются достоинства ученика — память, внимание, музыкальная
выразительность). Реализуя «авансирование», учителю необходимо выразить свою
твердую
убежденность
в
том,
что
его
ученик
обязательно
справится
с
поставленной задачей. Такая позиция педагога внушает уверенность ребенку в
самого себя, свои силы и возможности. Большое значение в стимулировании
активности ребенка имеет операция «внесения мотива». Если ему вместе с целью
деятельности и описанием того идеального результата, который должен полу-
читься в итоге, объясняется, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то
его внимание смещается с цели на мотив и, выполняя задание или просьбу, он
думает о людях, которым необходима его помощь. Формула внесения мотива
выглядит примерно так: «Нам это так нужно», «От тебя зависит успех всей нашей
работы», «Давай своим выступление порадуем маму».
Ориентация
на
другого,
реализуемая
через
технологический
прием
«внесения мотива», содержит в себе большой педагогический смысл, поскольку
раскрывает перед ребенком значимость его усилий для окружающих людей. И,
наоборот, значимость усилий и мнений этих людей для его развития.
Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна
быть дополнена для ребенка обозначением его усилий в предстоящей или
совершаемой
деятельности.
Для этого
предлагается
использовать
прием,
получивший
название
«персональная
исключительность».
Персональная
исключительность, высказанная в адрес ребенка, повышает планку требования и
ответственности за концертное выступление, вселяет в ребенка определенную
уверенность и поддержку на успешное выступление: «Именно на тебя из всего
класса я возлагаю особую надежду и уверен, что ты справишься».
Для учителя это известный прием, однако, он использует его, как правило,
применительно
к
ученикам
благополучным,
в
то
время
как
особую
необходимость
в
нем
испытывают
ученики слабые,
имеющие
множество
проблем
и
традиционно
негативно
оценивающие
себя
и
свое
поведение.
Персональная исключительность меняет их стереотипы, вовлекает в социально
ценностную
деятельность,
а
значит,
способствует
проживанию
новых
отношений.
Завершаем процесс создания ситуаций успеха, операцией «педагогическое
внушение», которая побуждает к выполнению конкретных действий: «Давай
попробуем сыграть», «Начинай же…», «Так хочется поскорей услышать…». При
произнесении педагогом этих слов большое значение имеет тон (он должен быть
ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика. Облик педагога должен
побуждать ребенка в этот момент к действию, вселяя веру в успех.
Заключительная
оценка
также
имеет
большое
значение
для
ощущения
учащимся
своего успеха. Сыграв на концерте, ученик не всегда объективно
может оценить свое выступление, поэтому педагог должен оценить выступление
не в целом (тем более, если оно было не совсем удачным), хотя такая оценка тоже
высказывается, а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим
эмоциональным переживаниям в связи с услышанным. При этом педагогу нет
необходимости кривить душой, заискивать или лицемерить: «Особенно тебе
удалось», «Больше всего в твоей игре мне понравилось», «Наивысшей из похвалы
того, что ты сделал, заслуживает…». Ситуация успеха особенно важна в работе с
детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних
причин, поскольку позволяет снять в них чрезмерную нервозность, внутреннее
напряжение.
Вместе
с
этим
мы
довольно
часто
сталкиваемся
с
другой
проблемой — когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая,
что
успех
ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает заниматься
должным образом, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха,
создаваемая педагогом приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где
между двумя слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается
начинка (ситуация неуспеха).
По В. Ю. Питюкову: ситуация неуспеха — это субъективное эмоциональное
переживание
неудовлетворения
собой
в
ходе
и
результате
совершения
деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а
только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Если ученик не
находится на пьедестале своих личных побед, если его жизнь безрадостна и
монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха.
Возможность
и
необходимость
создания
ситуации
неуспеха
появляется
только при наличии определенных условий, без которых она превращается в
жестокое орудие манипуляции ребенком. Первым условием выступают богатые
ресурсы личности. Хорошие от природы способности ребенка позволяют ему
довольно легко справляться со сложными для его сверстников заданиями,
следовательно, добиваться успеха в своей деятельности. Окрыленный успехом,
который сопровождает его во всех начинаниях, он перестает прилагать усилия,
утрачивает чувство ответственности. Как одаренному ребенку ему в течение
какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно
такое безразличие к своей деятельности становится своеобразным тормозом
для его личностного развития.
Вторым условием выступает завышенная самооценка, которая, как правило,
проявляется на фоне богатых ресурсов личности. Высокий уровень притязаний,
реально
подтверждаемый
в отдельных ситуациях так называемая «звездная
болезнь»
создает
для
такого
ребенка
многочисленные
сложности
при
взаимодействии с другими людьми.
Завышенная самооценка порождает третье условие — пренебрежительное
отношение к окружающим. В итоге одаренный ребенок замедляет темпы своего
развития, останавливается в нем и даже деградирует.
Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не
может помочь ему. Единственное, что может и должен сделать педагог — это
создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих
достижений и неудач, возбуждая стремления к дальнейшему развитию.
Можно, например, показать работу способного ученика на классном концерте,
где
среди ребят менее способных его игра будет недостаточно отработана (в
связи с его плохой самоподготовкой)
Лучше
конечно,
классный
концерт
провести задолго до экзамена, чтобы учащийся мог доработать и сыграть на
самом экзамене лучше, чем на концерте.
При создании ситуации неуспеха на классном собрании следует детально
оценить его выступление. При этом педагог использует следующие парадигмы:
«Твой результат мог бы быть лучше, если бы… », «Вероятно ты и сам расстроен
потому, что...», «Прежде тебе удавалось легко справляться с программой, а
сегодня…»,
«При
таком
отношении
к
делу
ты
и
сам
понимаешь, какие
результаты тебя ожидают…»
Следующая
операция
—
акцентирование
внимания
на
трудности.
В
отличие от ситуации «снятия страха» она направляет внимание ученика на
сложные моменты, заставляет его собраться, настроиться на серьезную работу.
Смысл этой операции не в том, чтобы запугать ученика, ввести в состояние
страха и боязни, а в предварительной обрисовке наиболее сложных моментов
деятельности, максимальной концентрации его усилий. Педагог предупреждает,
ч то «теперь предстоит сложная работа «, «поэтому к домашним занятиям
нужно отнестись добросовестно и серьезно». Тон при этом должен быть
доброжелательным и уверенным, а не устрашающим и злорадствующим.
При создании ситуации неуспеха авансирование успешной деятельности,
ребенка заменяется ограничением его права на ее совершение. Ограничение
как частичное или временное запрещение должно иметь свои границы, чтобы у
ребенка, оставалась возможность реабилитации.
Педагогом
высказываются
сомнения
по
поводу
способностей,
возможностей
ученика: «Боюсь, что в
ближайшее время тебя едва ли удастся справиться», «Осталось очень мало вре-
мени до экзамена, и очень много еще не сделали».
С помощью операции ограничения деятельности ребенка педагог
стремиться вызвать у него внутренний протест и желание доказать всем
окружающим и себе самому свою состоятельность: что он не утратил своих
способностей и может справляться с заданиями, качествен- . но выполняя их.
Раскрытие
индивидуальной
позиции
производится
путем
подстановки
мотива,
интерпретируемого
как
стремление
ребенка
показать
себя
в
выигрышном виде, произвести на окружающих яркое, эффектное впечатление.
Затем на контрасте предъявляется социальная норма, что в итоге выводит
ребенка на самоанализ и самооценку реального уровня своих возможностей.
Для этого используются парадигмы типа: «Ты думал всех удивил…», «Ты
думал лучше всех…» «Ты считал, что это легко и поэтому…» Закончить нужно
так: «Ты видишь все не так просто, и требует большого труда и внимания,
музыка не терпит пренебрежения к себе».
Реализуя данную операцию, педагог внимательно следит за тем, в чем
ребенок
видит
причину
своей
неудачи:
в
себе
(«Да,
я
действительно
недостаточно занимался»), в других («Учитель всегда предъявляет ко мне
завышенные требования»), в самом задании («Программа оказалась настолько
сложной, что вообще никто не смог справиться с ней»).
В зависимости от того, в каком направлении происходит анализ, следует
производить его коррекцию. Обращая внимание ребенка на себя, свои усилия
и возможности.
Для
этого
может
быть
использована
операция
«сопоставление
с
ожидаемым».
В
этом
случае педагог, выражая свое сожаление по поводу
полученного результата, апеллирует к достоинствам
(личностным,
умению
играть выразительно, музыкально, слушать, мыслить полифонически, данную
от природы техническую беглость пальцев) и создает такую психологическую
атмосферу,
в
которой
у
детей
появляется
желание
восстановить
свою
репутацию.
Исправить выявленные недочеты, с большей ответственностью,
старанием относиться к учебе. Звучит это примерно таким образом: «И это мой
самый лучший ученик…» Я думал, что при твоих способностях…» и т. п. Далее
педагог, не упуская возможность активизировать ученика, реализует внушение,
включающее ребенка в деятельность, и сопровождает его внесением нового
мотива: «Срочно исправить положение пока…», «Нельзя упускать возможность
доказать всем и себе в том числе, что...». Внесение нового мотива — это начало
следующего этапа, этапа создания ситуации успеха.
В
заключении
следует
отметить:
если
в
классе
царит
праздничная
обстановка в день концертного выступления, если педагог настроил детей на этот
праздник, то и выступление его подопечных будет радовать всех: родителей,
педагогов, а главное — детей. И тут многое зависит от педагога. Если это
праздник,
значит,
и
одежда
должна
быть
праздничной.
Педагог
надевая
соответствующий обстановке наряд, как бы своим примером подчеркивает, что
время серых будней прошло, а вот теперь у нас итог всей нашей работы. И тут
важно
добиться,
чтобы дети ждали следующего экзамена или концерта, как
праздника, приходя на него с цветами, нарядными, думая о главном — музыке.
Использованная литература
■
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителей, — Просвещение,
1991 г. — 137 с.
Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Уч.-практич. пособие. — М.;
Роспод-агенство, 1997 г. — 174 с.
Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного
процесса. — М .
Новая
школа,1994г.-111с.