Напоминание

Подготовка учащегося к концертному выступлению


Автор: Корнюшина Маргарита Леонидовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ РК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат лицей искусств»
Населённый пункт: Керчь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка учащегося к концертному выступлению
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К КОНЦЕРТНОМУ

ВЫСТУПЛЕНИЮ

(методическая разработка)

Ц е л ь

определить

конкретные

методы

педагогического

воздействия

на

учащегося по подготовке к концертному выступлению.

Задачи:

-

научиться

пользоваться

всем

арсеналом

средств

подготовки

учащегося

к

концертному выступлению;

-

развить

у

учащихся

ощущения

успеха,

как

закономерного

итога

личной

кропотливой деятельности;

-

воспитать

чувство

уверенности

и

ответственности

у

учащегося

за

свою

концертную деятельность.

План

1.

Психологические

аспекты

подготовки

учащегося

к

концертному

выступлению.

2. О создании ситуации успеха.

а) средства создания атмосферы одобрения;

б) «снятие чувства страха»;

в) авансирование успешного результата;

г) «внесение мотива»;

д) прием «персональная исключительность»;

е) метод педагогического внушения;

ж) значение оценки в ощущении учащимся своего успеха.

3. О создании ситуации неуспеха.

а) условие создания ситуации неуспеха – ресурсы личности ребенка;

б) условие создания ситуации неуспеха – завышенная самооценка

ребенка;

в) акцентирование внимание на трудностях;

г) не авансирование успешной деятельности ребенка;

д) сопоставление и ожидаемое.

4. О создание обстановки праздника на концертном выступлении.

Как часто преподаватели детских музыкальных школ сталкиваются с тем,

что концертное выступление их ученика сводит практически к нулю нелегкую

работу педагога. Преподаватели стараются, вкладывают свои знания и опыт в

ученика, а он играет со срывами, текстовыми потерями, не думает о музыке.

Очень

важно

уже

в

начальных

классах

уделять

как

можно

больше

внимания психологической подготовке учащегося к концертному выступлению.

Нелепо полагать, что первое неудачное выступление первоклассника повысит

его

профессиональный

уровень

в

дальнейшем.

Более

того,

в

большинстве

случаев неуспех, сопровождающий начало его концертных выступлений, может

навсегда отбить желание вообще заниматься музыкой. В тоже время успешный

результат, переживаемый начинающим музыкантом как личное достижение,

окрыляет

его,

и

он

берется

за

более

сложное

произведение,

действует

увереннее,

проявляет

желание

к

творчеству,

совершенствуется

в

профессиональном и личностном плане.

Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему

приходится осваивать впервые: учится ли он правописанию нотных знаков,

осваивает ли нотную грамоту или же берется за разбор новых музыкальных

произведений. Именно в этот момент ему так необходима помощь взрослых, при

этом не только дидактическая, но и психологическая, когда родители и педагоги

способствовали бы переживанию ребенком его первых достижений, его успеха.

Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под

его интересы и настроения? Вовсе нет! Во-первых, следует отмечать только

реальные

достижения,

выделяя

какие-то

наиболее

удавшиеся

элементы,

например, удачно сыгранный гаммаобразный пассаж, пальцевая четкость в нем,

его динамическое построение и т. п. Во-вторых, необходимо способствовать

этому успеху, организуя деятельность и инструктируя детей в наиболее опти-

мальных способах ее выполнения («Попробуй начать...», « Возможно получится

лучше, если придерживаться следующего плана...» и т. п.).

Неудачник дома и в школе — это потенциальный неудачник на работе, в

семейной жизни, в жизни в целом. Вот почему всех нас так беспокоит проблема

успеха детей даже при выполнении небольших домашних заданий. Понятно, что

ребенок

в

силу

своих

возрастных

особенностей

далеко

не

всегда

сможет

выполнить

весь

объем

заданного

на

должном

уровне.

Подчас

это требует

значительных волевых усилий, но от раза к разу ему будет удаваться все больше

и больше и в итоге он справится с поставленной задачей. На этом пути

восхождения к совершенству рядом с ним должен стоять взрослый, который бы

давал советы, помогал ребенку пережить свой незначительный успех.

Говоря об успехе, мы имеем в виду не столько удачу или счастливый случай

(например, самый легкий билет на экзамене) сколько хорошую стабильную

прогнозирующую результативность достижении намеченного, а также связанное

с этим индивидуальное осознание полученного человеком результата.

В одних случаях успех оказывается неожиданным, и тогда, как правило,

говорят о везении, счастливой звезде или рубашке, в которой родился этот

человек.

Вместе с тем успех представляет собой вполне закономерный итог кропотливых

усилий в профессиональной, творческой, интеллектуальной и других видах

деятельности.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным

занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом

обстоятельств, среди которых можно

назвать

назвать

недостаток

знаний

и

усилий,

психические

и

физиологические

особенности

развития,

слабая

саморегуляция и другие. Поэтому педагогически

оправдано создание для

учащегося создания успеха – субъективное переживание удовлетворения от

процесса и результата в целом или частично самостоятельно выполненной

деятельности. Психологически эта помощь обеспечивается рядом операций,

которые

осуществляются

в

атмосфере

радости

и

одобрения, создаваемой

вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами.

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность

обращений, так же как и открытая поза, доброжелательная мимика в сочетании

создают

благоприятный

психологический

фон,

помогающий

ребенку

справиться с поставленной перед ним задачей.

Например, перед концертом педагог, приглашая ребенка в класс, говорит;

«Сегодня твое первое выступление, я очень рад, что в этот особенный день мы

можем показать нашу совместную работу, которая должна приносить радость не

только нам, но и нашим слушателям». Предлагая ребенку проиграть перед

концертом свою программу, педагогу следует вначале «снять страх» перед

выступлением, чтобы ученику удалось преодолеть неуверенность в собственных

силах, робость и боязнь оценки окружающих. Обычно используются следующие

фразы:

«Для тебя это просто, у нас все должно получиться», «Мы много

работали, но мы еще учимся, поэтому у нас могут быть ошибки», «Не ошибается

лишь тот, кто ничего не делает, поэтому...». Такая предупредительная мера

снимает с ребенка психологический зажим, он становится более раскованным и

уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, не испытывает

панического страха перед возможными ошибками.

Однако часто бывает иначе: ученик слышит от педагога что, «концерт — это

большая

ответственность»,

«у

тебя

очень

сложная

программа,

смотри

не

подведи» акцентирует внимание ученика на деталях в программе, которые у него

накануне не получались. Далеко не каждому ученику подобное общение окажет

добрую услугу и мобилизует его на работу.

В целях усиления педагогического воздействия операция «снятия страха»

дополняется операцией

«авансирования»

успешного

результат:

«При

твоих

способностях...»,

«Ты

уже

неоднократно

демонстрировал

нам,

как

следует

преодолевать трудности, поэтому...», «Ты наверняка справишься, потому что...»

(далее называются достоинства ученика — память, внимание, музыкальная

выразительность). Реализуя «авансирование», учителю необходимо выразить свою

твердую

убежденность

в

том,

что

его

ученик

обязательно

справится

с

поставленной задачей. Такая позиция педагога внушает уверенность ребенку в

самого себя, свои силы и возможности. Большое значение в стимулировании

активности ребенка имеет операция «внесения мотива». Если ему вместе с целью

деятельности и описанием того идеального результата, который должен полу-

читься в итоге, объясняется, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то

его внимание смещается с цели на мотив и, выполняя задание или просьбу, он

думает о людях, которым необходима его помощь. Формула внесения мотива

выглядит примерно так: «Нам это так нужно», «От тебя зависит успех всей нашей

работы», «Давай своим выступление порадуем маму».

Ориентация

на

другого,

реализуемая

через

технологический

прием

«внесения мотива», содержит в себе большой педагогический смысл, поскольку

раскрывает перед ребенком значимость его усилий для окружающих людей. И,

наоборот, значимость усилий и мнений этих людей для его развития.

Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна

быть дополнена для ребенка обозначением его усилий в предстоящей или

совершаемой

деятельности.

Для этого

предлагается

использовать

прием,

получивший

название

«персональная

исключительность».

Персональная

исключительность, высказанная в адрес ребенка, повышает планку требования и

ответственности за концертное выступление, вселяет в ребенка определенную

уверенность и поддержку на успешное выступление: «Именно на тебя из всего

класса я возлагаю особую надежду и уверен, что ты справишься».

Для учителя это известный прием, однако, он использует его, как правило,

применительно

к

ученикам

благополучным,

в

то

время

как

особую

необходимость

в

нем

испытывают

ученики слабые,

имеющие

множество

проблем

и

традиционно

негативно

оценивающие

себя

и

свое

поведение.

Персональная исключительность меняет их стереотипы, вовлекает в социально

ценностную

деятельность,

а

значит,

способствует

проживанию

новых

отношений.

Завершаем процесс создания ситуаций успеха, операцией «педагогическое

внушение», которая побуждает к выполнению конкретных действий: «Давай

попробуем сыграть», «Начинай же…», «Так хочется поскорей услышать…». При

произнесении педагогом этих слов большое значение имеет тон (он должен быть

ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика. Облик педагога должен

побуждать ребенка в этот момент к действию, вселяя веру в успех.

Заключительная

оценка

также

имеет

большое

значение

для

ощущения

учащимся

своего успеха. Сыграв на концерте, ученик не всегда объективно

может оценить свое выступление, поэтому педагог должен оценить выступление

не в целом (тем более, если оно было не совсем удачным), хотя такая оценка тоже

высказывается, а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим

эмоциональным переживаниям в связи с услышанным. При этом педагогу нет

необходимости кривить душой, заискивать или лицемерить: «Особенно тебе

удалось», «Больше всего в твоей игре мне понравилось», «Наивысшей из похвалы

того, что ты сделал, заслуживает…». Ситуация успеха особенно важна в работе с

детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних

причин, поскольку позволяет снять в них чрезмерную нервозность, внутреннее

напряжение.

Вместе

с

этим

мы

довольно

часто

сталкиваемся

с

другой

проблемой — когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая,

что

успех

ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает заниматься

должным образом, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха,

создаваемая педагогом приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где

между двумя слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается

начинка (ситуация неуспеха).

По В. Ю. Питюкову: ситуация неуспеха — это субъективное эмоциональное

переживание

неудовлетворения

собой

в

ходе

и

результате

совершения

деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а

только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Если ученик не

находится на пьедестале своих личных побед, если его жизнь безрадостна и

монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха.

Возможность

и

необходимость

создания

ситуации

неуспеха

появляется

только при наличии определенных условий, без которых она превращается в

жестокое орудие манипуляции ребенком. Первым условием выступают богатые

ресурсы личности. Хорошие от природы способности ребенка позволяют ему

довольно легко справляться со сложными для его сверстников заданиями,

следовательно, добиваться успеха в своей деятельности. Окрыленный успехом,

который сопровождает его во всех начинаниях, он перестает прилагать усилия,

утрачивает чувство ответственности. Как одаренному ребенку ему в течение

какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно

такое безразличие к своей деятельности становится своеобразным тормозом

для его личностного развития.

Вторым условием выступает завышенная самооценка, которая, как правило,

проявляется на фоне богатых ресурсов личности. Высокий уровень притязаний,

реально

подтверждаемый

в отдельных ситуациях так называемая «звездная

болезнь»

создает

для

такого

ребенка

многочисленные

сложности

при

взаимодействии с другими людьми.

Завышенная самооценка порождает третье условие — пренебрежительное

отношение к окружающим. В итоге одаренный ребенок замедляет темпы своего

развития, останавливается в нем и даже деградирует.

Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не

может помочь ему. Единственное, что может и должен сделать педагог — это

создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих

достижений и неудач, возбуждая стремления к дальнейшему развитию.

Можно, например, показать работу способного ученика на классном концерте,

где

среди ребят менее способных его игра будет недостаточно отработана (в

связи с его плохой самоподготовкой)

Лучше

конечно,

классный

концерт

провести задолго до экзамена, чтобы учащийся мог доработать и сыграть на

самом экзамене лучше, чем на концерте.

При создании ситуации неуспеха на классном собрании следует детально

оценить его выступление. При этом педагог использует следующие парадигмы:

«Твой результат мог бы быть лучше, если бы… », «Вероятно ты и сам расстроен

потому, что...», «Прежде тебе удавалось легко справляться с программой, а

сегодня…»,

«При

таком

отношении

к

делу

ты

и

сам

понимаешь, какие

результаты тебя ожидают…»

Следующая

операция

акцентирование

внимания

на

трудности.

В

отличие от ситуации «снятия страха» она направляет внимание ученика на

сложные моменты, заставляет его собраться, настроиться на серьезную работу.

Смысл этой операции не в том, чтобы запугать ученика, ввести в состояние

страха и боязни, а в предварительной обрисовке наиболее сложных моментов

деятельности, максимальной концентрации его усилий. Педагог предупреждает,

ч то «теперь предстоит сложная работа «, «поэтому к домашним занятиям

нужно отнестись добросовестно и серьезно». Тон при этом должен быть

доброжелательным и уверенным, а не устрашающим и злорадствующим.

При создании ситуации неуспеха авансирование успешной деятельности,

ребенка заменяется ограничением его права на ее совершение. Ограничение

как частичное или временное запрещение должно иметь свои границы, чтобы у

ребенка, оставалась возможность реабилитации.

Педагогом

высказываются

сомнения

по

поводу

способностей,

возможностей

ученика: «Боюсь, что в

ближайшее время тебя едва ли удастся справиться», «Осталось очень мало вре-

мени до экзамена, и очень много еще не сделали».

С помощью операции ограничения деятельности ребенка педагог

стремиться вызвать у него внутренний протест и желание доказать всем

окружающим и себе самому свою состоятельность: что он не утратил своих

способностей и может справляться с заданиями, качествен- . но выполняя их.

Раскрытие

индивидуальной

позиции

производится

путем

подстановки

мотива,

интерпретируемого

как

стремление

ребенка

показать

себя

в

выигрышном виде, произвести на окружающих яркое, эффектное впечатление.

Затем на контрасте предъявляется социальная норма, что в итоге выводит

ребенка на самоанализ и самооценку реального уровня своих возможностей.

Для этого используются парадигмы типа: «Ты думал всех удивил…», «Ты

думал лучше всех…» «Ты считал, что это легко и поэтому…» Закончить нужно

так: «Ты видишь все не так просто, и требует большого труда и внимания,

музыка не терпит пренебрежения к себе».

Реализуя данную операцию, педагог внимательно следит за тем, в чем

ребенок

видит

причину

своей

неудачи:

в

себе

(«Да,

я

действительно

недостаточно занимался»), в других («Учитель всегда предъявляет ко мне

завышенные требования»), в самом задании («Программа оказалась настолько

сложной, что вообще никто не смог справиться с ней»).

В зависимости от того, в каком направлении происходит анализ, следует

производить его коррекцию. Обращая внимание ребенка на себя, свои усилия

и возможности.

Для

этого

может

быть

использована

операция

«сопоставление

с

ожидаемым».

В

этом

случае педагог, выражая свое сожаление по поводу

полученного результата, апеллирует к достоинствам

(личностным,

умению

играть выразительно, музыкально, слушать, мыслить полифонически, данную

от природы техническую беглость пальцев) и создает такую психологическую

атмосферу,

в

которой

у

детей

появляется

желание

восстановить

свою

репутацию.

Исправить выявленные недочеты, с большей ответственностью,

старанием относиться к учебе. Звучит это примерно таким образом: «И это мой

самый лучший ученик…» Я думал, что при твоих способностях…» и т. п. Далее

педагог, не упуская возможность активизировать ученика, реализует внушение,

включающее ребенка в деятельность, и сопровождает его внесением нового

мотива: «Срочно исправить положение пока…», «Нельзя упускать возможность

доказать всем и себе в том числе, что...». Внесение нового мотива — это начало

следующего этапа, этапа создания ситуации успеха.

В

заключении

следует

отметить:

если

в

классе

царит

праздничная

обстановка в день концертного выступления, если педагог настроил детей на этот

праздник, то и выступление его подопечных будет радовать всех: родителей,

педагогов, а главное — детей. И тут многое зависит от педагога. Если это

праздник,

значит,

и

одежда

должна

быть

праздничной.

Педагог

надевая

соответствующий обстановке наряд, как бы своим примером подчеркивает, что

время серых будней прошло, а вот теперь у нас итог всей нашей работы. И тут

важно

добиться,

чтобы дети ждали следующего экзамена или концерта, как

праздника, приходя на него с цветами, нарядными, думая о главном — музыке.

Использованная литература

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителей, — Просвещение,

1991 г. — 137 с.

Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Уч.-практич. пособие. — М.;

Роспод-агенство, 1997 г. — 174 с.

Щуркова Н. Е., Питюков В. Ю. и др. Новые технологии воспитательного

процесса. — М .

Новая

школа,1994г.-111с.



В раздел образования