Напоминание

Основные проблемы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации


Автор: Томина Вероника Валерьевна
Должность: Учитель экономики
Учебное заведение: Гимназия №24
Населённый пункт: г. Томск, 2019
Наименование материала: Научная статья
Тема: Основные проблемы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации
Дата публикации: 12.08.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему: «Основные проблемы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации»

Малый бизнес является наибольшим элементом системы управления страной. Он образует крепкую

взаимосвязь со всеми аспектами жизнедеятельности человека, обеспечивает политическую и социальную

стабильность,

посредством

быстрого

реагирования

на

изменения

налогового

законодательства

и

конъюнктуры рынка - формирует конкуренцию и предопределяет развитие как региона, так и всей страны в

комплексе.

Политика

активной

пропаганды

развития

малого

и

среднего

бизнеса

сейчас

ведется

более

динамичными темпами, чем 10 лет назад. На сегодняшний день для малого бизнеса доступны различные

блага, а именно - безвозмездные способы финансовой поддержки (гранты, субсидии, дотации, субвенции),

кредиты на льготных условиях, консультации опытных специалистов в вопросах ведения бухгалтерского и

налогового учета, юридическое сопровождение, а также сервисы помощи по частным вопросам. Не смотря

на перечисленные плюсы, противоречия между государством и бизнесом растут пропорционально внесению

изменений в регулятивные документы. Частые изменения в налоговом законодательстве порождают низкую

неграмотность и неосведомленность бизнеса по вопросам ведения и оптимизации бизнес процессов.

По

мнению

предпринимателей,

в

России

по-прежнему

плохой

инвестиционный

и

предпринимательский

климат,

доступность

кредитования

близка

к

минимуму,

а

фирмы-монополисты

вытесняют рынок за счет эффекта от масштаба, и не дают полноценно развиваться конкуренции. Высокий

уровень налогов тоже не способствует развитию, а только усугубляет обстановку на предпринимательском

рынке.

Налогообложение в России представлено двумя видами налоговых режимов:

1.

Общая система налогообложения (далее ОСНО);

2.

Специальные режимы налогообложения (далее СРН).

ОСНО предполагает уплату следующих, законодательно установленных видов налогов: налог на

прибыль предприятий (20%), налог на доходы физических лиц (13%), налог на добавленную стоимость

(20%) и налог на имущество предприятий в размере 1-1,5%. Вне зависимости от системы налогообложения,

предприятие, имеющее сотрудников, обязано уплачивать взносы в ПФР (Пенсионный фонд Российской

Федерации),

ФСС

(Фонд

социального

страхования),

ФОМС

(Фонд

обязательного

медицинского

страхования). Ввиду такой высокой налоговой нагрузки, субъекты малого бизнеса чаще всего предпочитают

использовать не ОСНО, а одну из форм СРН.

СРН удобны для малого бизнеса тем, что предполагают уплату определенного налога, размер

которого определяется в упрощенном порядке или на льготных условиях. Этот налог заменяет три других

основных налога, которые определены общей системой налогообложения.

На этапах проведения различных реформ по реорганизации налоговых режимов для малого бизнеса,

появилось

множество

проблем,

связанных

с

применением

и

совмещением

этих

режимов.

Практика

показывает,

что

помимо

положительных

сторон

применения

таких

систем

налогообложения,

часто

возникают отрицательные моменты, приводящие к конфликтам бизнеса и налоговых органов.

Применение СРН освобождает предпринимателей от возмещения налога на добавленную стоимость

в размере 20% от суммы реализации товаров, работ, услуг. Так как предприниматели на СРН не являются

плательщиками НДС, то по законодательству они должны сотрудничать с контрагентами, которые тоже не

привязаны к НДС. Такая схема работы, на первый взгляд, кажется простой и вполне удобной, но на практике

она вызывает большие трудности.

Бизнес – это динамически развитая и развивающаяся система взаимоотношений между различными

субъектами общества, а за основу этих взаимоотношений взяты финансово-хозяйственные операции. Чтобы

предпринимателю

из

малого

сектора

получить,

к

примеру,

комплектующие

для

ремонта

или

сборки

автомобиля, за более низкой ценой ему целесообразно будет обратиться к представителями крупного

бизнеса, а это, как правило, начиная с ООО и заканчивая АО. Здесь и возникают проблемы предпринимателя

на СНР. Крупные компании, предлагающие качественные товары за умеренные цены не хотят сотрудничать с

мелкими покупателями, так как им это невыгодно. А невыгодно это потому что они не смогут возместить

уплаченный НДС из бюджета, что может привести к колоссальной потере реальных денежных средств.

Поэтому мелкие фирмы часто получают отказ от крупных поставщиков и постоянно находятся в поиске

проверенного контрагента, работающего без НДС.

Проблема

НДС

не

единственная

с

применением

СРН.

Сегодня

предприниматели

России,

применяющие СРН, очень внимательно и осторожно относятся к тому объёму выручки, который они

заработали в отчетном периоде, и к той численности персонала, которая оформлена на предприятии.

Налоговое законодательство при использовании, к примеру УСН, вводит определенные ограничения на

бизнес,

а

именно:

численность

работающих

сотрудников

не

должна

превышать

100

человек,

доход,

полученный за весь налоговый период, не должен превышать 150 млн. руб., а также остаточная стоимость

основных средств не должна быть более 150 млн. руб., доля участия других юридических лиц — не более

25%. Изменение хотя бы одного из четырех критериев приведет к уплате в бюджет страны дополнительных

налогов (НДФЛ, налога на прибыль и налога на имущество).

Ещё

одной

проблемой

для

предпринимателей,

применяющих

УСН

(доходы-расходы)

является

доказать

необходимость

и

целесообразность

расходов.

Такие

расходы

должны

быть

экономически

обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Как показывает практика,

большое количество разногласий возникает в части документального подтверждения расходов, связанный с

покупкой и использованием автотранспортного средства, проведения ремонтных работ, а также в области

установления и контроля за нормами расходования и потребления горюче-смазочных материалов.

Помимо УСН, проблемы испытывают и другие виды СРН. Рассмотрим более детально проблемы

использование

ЕНВД.

Ключевым

и

определяющим

недостатком

на

сегодняшний

день

является

так

называемый «вменный доход». На сайте ФНС довольно доступно объяснено понятие этого термина: «При

исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики

руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ». Расчёт

данного вмененного дохода на практике скорректирован коэффициентами К1 и К2, которые существенно

влияют на значение исходного показателя. Для малого бизнеса проблема заключается в том, что данный

доход

в

различных

субъектах

Российской

Федерации

может

существенно

отличаться,

не

смотря

на

одинаковый ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), поэтому в целях

повышения качества налоговой политики, необходимо наиболее часто обновлять сумму базовой доходности

и соотносить её с современными условиями как в стране в целом, так и в отрасли в частности.

Так как в рамках ОКВЭД нет существенных изменений по уплате ЕНВД, то можно отметить

отсутствие учёта специфики деятельности предприятия, сезонности, размера реально полученного дохода и

т.д. К проблемам такой формы налогообложения можно отнести тот факт, что все страховые платежи за

работников уплачиваются в соответствующие бюджеты по общем тарифам, без льгот и привилегий. В

среднем за каждого нового сотрудника фирма на ЕНВД платит около 30% от фонда оплаты труда.

Большое количество проблем возникает также от совмещения ЕВНД и УСН или от совмещения

ЕНВД и ОСНО. К примеру, при совмещении ЕНВД и УСН сложности возникают при пропорциональном

делении

всех

доходов

и

расходов

налогоплательщика,

учёта

экономической

обоснованности

и

документальной подверженности расходов по видам деятельности, а также одно из главных – это разделение

страховых взносов за сотрудников, участвующих в нескольких видах деятельности компании одновременно.

Нельзя

ни

упомянуть

о

проблемах

сельскохозяйственного

налога,

а

именно

Единого

сельскохозяйственного налога (ЕСХН). ЕСХН – введен в России с 2002 г. с целью разгрузки производителей

сельскохозяйственной продукции, повышения качества производимых товаров, расширения ассортимента на

внутреннем отечественном потребительском рынке.

ЕСХН призван поддержать сельхозпроизводителей,

сделать

их

труд

легче

и

продуктивнее,

за

счёт

благоприятных

условий

для

покупки

качественной

современной техники и льготного налогообложения. Такая система налогообложения не может не порождать

ряд проблем, одна из которых связана с отсутствием учёта специфики деятельности сельскохозяйственных

производителей.

Сельскохозяйственная отрасль имеет ряд своих отличительных особенностей, которые необходимо

учитывать

при

разработке

системы

налогообложения

для

производителей

этой

отрасли.

Такого

рода

особенности

заметны

в

большей

степени

у

предприятий

агропромышленного

комплекса,

нежели

у

остальных

фирм

занятых

в

сфере

народного

хозяйства.

К

ним

относят

сильную

зависимость

от

климатических условий, уровень и степень плодородия почвы, влияние сезонного фактора, территориальное

расположение

и

иные

факторы,

влияющие

под

действием

окружающей

среды.

При

формировании

законодательной

среды

в

сельскохозяйственной

отрасли,

появилась

потребность

учитывать

все

климатических

факторы

также

другие

факторы

окружающей

среды),

влияющие

на

колоссальное

изменение выручки производителей в сезонный и несезонный периоды.

Проблема внешних факторов на ЕСХН не единственна, к ней обычно добавляют – отсутствие

использования НДС, за счёт которого сельхозпроизводители должны покупать основные средства для

производства своей продукции дороже на 20%, тогда как общая система налогообложения предполагает

возмещение уплаченных 20% из бюджета при предъявлении необходимой документации. С 1 января 2019

года плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС, в тоже время с этого же года плательщики ЕСХН

имеют

право

на

освобождение

от

исполнения

обязанностей

налогоплательщика

НДС,

если

за

предшествующий налоговый период доход не превысит определённого размера. Подпунктом 3 пункта 2

статьи 170 НК установлено, что суммы НДС, предъявленные покупателю освобожденному от исполнения

обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС, при приобретении товаров (работ, услуг)

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим плательщики ЕСХН, использующие

право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с пунктом 1

статьи 145 НК, суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), включают в стоимость

этих товаров.

Таким образом, ввиду выше перечисленных особенностей, целесообразно было бы привести в

действие корректирующий коэффициент, который позволил бы учесть большинство факторы данной отрасли

(территориальные, климатические, природные и т.д.) и варьировать изменение налога ЕСХН на степень

влияния

данных

факторов.

Налогооблагаемая

база

по

налогу

на

прибыль

при

использовании

такого

коэффициента

позволила

бы

справедливо

оценивать

деятельность

сельхозпроизводителей

и

учитывать

специфику производства каждого.

И последним налогом, проблемы которого рассмотрим будет патентная система налогообложения

(ПСН). Среди специальных налоговых режимов патентный налог является одним из самым молодым

налогом, а в связи с этим и самым динамично развивающимся. Применение данного налога освобождает

предпринимателя от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество, в рамках деятельности ПСН. Но проблема

применения данного налога кроется в ограниченности вида деятельности компании. Во-первых, не все виды

деятельности подходят под применение ПСН, а, во-вторых, при совмещении деятельности покупка патента

предполагает на каждый вид налогообложения.

И ещё одной тревожащей проблемой ПСН является – отсутствие применения вычета по уплате

обязательных страховых платежей. Это говорит о том, что предприниматель, применяющий патентную

систему налогообложения, обязан уплачивать в обязательные страховые фонды за себя и своих сотрудников

взносы в полном размере, не предполагающие вычета.

Политика России в области налогообложения малого бизнеса должна быть направлена не только на

пополнение бюджетов страны и регионов, но и на долгосрочный горизонт планирования, обеспечивающий

стабильный экономический рост. Высокая налоговая нагрузка на бизнес повлечет снижение накопительной и

инвестиционной активности предприятий, а следствием этого станет или уход предпринимателей в теневой

рынок, или полная массовая ликвидация малых предприятий.

Государство обязано поддерживать связь с малым бизнесом, обеспечивать благоприятную среду

посредством льготной системы налогообложения, повышать интерес и привлекательность отрасли. Бизнес

включает

в

себя

затраты

разного

характера,

начиная

от

технологий,

оборудования

и

квалификации

персонала, и, заканчивая постоянными затратами, которые чаще всего включены в себестоимость готовой

продукции. Поэтому задача государства – не дать бизнесу «сломаться», а наоборот поддержать его и

нацелить на развитие.

Ещё

одной

проблемой,

о

которой

необходимо

упомянуть,

является

постоянное

изменение

налогового законодательства. Такая тенденция присуща в основном только российской экономике, в связи с

частой сменой лиц, занимающих контрольное управление. Регулярное изменение, уточнение, дополнение

налогового законодательства затрудняет и осложняет ведение как самого бизнеса, так и работу налоговых

служб. Нестабильность законодательства в большей степени затрагивает малый бизнес, нежели крупный и

даже средний. Изменение затрат на производство товаров, работ, услуг в малых фирмах в соотношении

изменения доходов – велико, и порой составляет 100%-200%, нежели если рассматривать такого рода

изменения на крупном предприятии, ведь крупный бизнес в большинстве случаях выигрывает за счёт

масштабов производства и наличия прямого и более быстрого кредитования. Тогда как на малый бизнес

ложатся более высокие общие и временные издержки, связанные с ведением бухгалтерского и налогового

учета. При этом неправильное оформление документов или же ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов,

в

виду

частоты

изменений

законодательства,

грозят

малому

предпринимателю

большими

штрафными

санкциями.

Актуальной проблемой является также отсутствие глубоких правил и навыков у предпринимателей в

области заполнения и правильного оформления ведения бизнеса. На практике, часто бывает так, что бизнес

настолько мал, что нанимать отдельного специалиста для ведения бухгалтерской и налоговой отчетности

просто

не

представляется

возможным.

А

чтобы

разобраться

самому

во

всех

требованиях

и

нюансах

необходимо потратить много времени, нервов и ресурсов. Да, на сегодняшний день активно помогает

бизнесу консультанты как частных аутсорсинговых компаний, так и государственные, но обращение в такие

организации

тоже

требует

определенного

времени

и

финансовых

вложений,

что

отвлекает

денежные

средства от производственного процесса.

Нельзя не обратить внимание, что разработка большого числа различных налогов в законодательной

системе,

а

также

противоречивость

налоговой

системы

приводит

к

тому,

что

даже

опытные

главные

бухгалтера допускают ошибки, так как учесть все мелочи просто невозможно. Тем самым работодатели

таких бухгалтеров вынуждены уплачивать штрафы, пени и неустойки.

Кроме

всего

этого

трактование

налогов

часто

приводит

к

противоречиям

внутри

самой

законодательной

системы,

что

является

следствием

появления

инструкций

с

разъяснениями

того,

как

необходимо правильно считывать и понимать данные налоги. Появление такого рода инструкций усложняет

и отвлекает представителей бизнеса от ведения своей деятельности.

И в большей части самой глобальной проблемой является – низкая финансовая грамотность бизнеса

о способах и мерах поддержки предпринимательской деятельности. Политика государственной поддержки

проводится активными темпами и сегодня. Создаются фонды поддержки малого бизнеса, гранты, пособия,

льготное кредитование. Начинающие и неопытные граждане имеют возможность пользоваться бесплатными

бухгалтерскими,

налоговыми

и

юридическими

консультациями,

а

также

при

определенных

условиях

использовать налоговые каникулы. Больше о возможностях и способах стимулирования бизнеса рассмотрим

в следующей главе.



В раздел образования