Напоминание

Разработка дидактических игр в экологическом воспитании с дошкольниками


Автор: Сидгазиева Динара Булатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ г.АСТРАХАНИ "СОШ №33 им.Н.А.Мордовиной"
Населённый пункт: АСТРАХАНЬ
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка дидактических игр в экологическом воспитании с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработка дидактических игр в экологическом воспитании с дошкольниками.

Целью моей работы в этом направлении было определить влияние дидактических игр

на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: экология, воспитание дошкольников. Одним из эффективных и

наиболее

интересных

для

детей

средством

экологического

воспитания

является

дидактические

игры

экологического

содержания.

Игры

доставляют

детям

много

радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются

знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к

природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное

поведение в природе. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и

качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих

свойств.

Эти

игры

способствуют

развитию

у

детей

наблюдательности

и

любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В

соответствии

с

целью

были

определены

следующие

задачи:

раскрыть

понятие и

определить

задачи

экологического

воспитания

детей

дошкольного

возраста,

проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в

процессе

решения

воспитательных

и

образовательных

задач

в

дошкольном

учреждении, охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить

их

значение

на

экологическое

воспитание,

изучить

особенности

руководства

дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных

группах

детского

сада.

Методами

своей

работы

я

выбрала:

для

разработки

дидактических игр изучили литературу по исследуемой проблеме; наблюдение за

дидактическими играми провели детей в природе на экскурсию; экскурсии, где дети

участвовали наблюдениях в природе. Например, в детском саду МБОУ «СОШ №33

им.Н.А.Мордовиной»

игры

согласно:

Программы «Николаева

С.Н. Экологическое

воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. 350 с.» и согласно

возраста детей разрабатываем дидактические игры с использованием литературных

денных. Экологии с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный

мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются,

конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов,

формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Они

дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать

изменения отдельных внешних признаков. Среди игр с предметами особое место

занимают

сюжетно-дидактические

игры

и

игры-инсценировки.

В

сюжетно-

дидактических играх дети старшего дошкольного возраста выполняют определенные

роли,

например,

продавца

и

покупателя.

Игры-инсценировки

помогают

уточнить

представление

о

времени

года,

явлениях

природы,

объектах

живой

и

неживой

природы

(«Оденем

куклу

на

прогулку»,

«Живое-неживое»),

о

литературных

произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »),

о

нормах

поведения

в

природе

(«Что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо»).

[1].

Настольно-печатные

игры

для

старшей группы

детского

сада

можно

подобрать

разнообразные игры по экологическому содержанию. Мы чаще всего предлагаем

«Четыре времени года», эта игра дает возможность познакомить детей с сезонными

явлениями природы. Словесные игры экологического содержания приобретают особое

значение

которые

отличаются

тем,

что

процесс

решения

обучающей

задачи

осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на

наглядность. («В воде, воздухе, на земле»). Они проводятся с целью закрепления

знаний

для

обобщения

и

систематизации

знаний,

развивают

внимание,

сообразительность,

быстроту

реакции,

связную

речь.

Игры-занятия

(«Цветочный

магазин»)

три

раза

в

неделю

проводим

согласно

определенному

программному

содержанию. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет

через игровые правила, игровые действия. Но более всего детям любого возраста

нравиться подвижные игры экологического характера которые имеют дидактическую

направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в

некоторых отражаются явления неживой природы. В старшей группе основой является

творческие

игры.

Мы

создали

игру

«Убери

дождик»,

«Открой

солнышко»

полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогали усваивать

знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице),

при

этом

у

них

формируется

положительное

отношение

к

труду,

они

осознают

значение

труда

взрослых

в

природе.

Одним

из

видов

творческих

игр

являются

строительные

игры

с

природным

материалом:

песком,

снегом,

глиной,

мелкими

камешками,

шишками.

Помогаем

детям

в

подборе

и

использовании

природного

материала в играх, показывала способы его использования. Таким образом, Руководя

играми

необходимо

учитывать

возможности

детей.

Ребенку

свойственны

любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему

хочется

самому

отгадать

загадку,

найти

правильное

решение

задачи,

высказать

собственное суждение. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на

степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими,

чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Работая в

детском саду в течении трех лет убедилась, что руководство дидактическими играми

по

экологии

требует

от

педагога

большой,

продуманной

работы

в

процессе

их

подготовки и проведения. В ходе работы были раскрыты и изучены: сущность и

задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста, виды игр детей и их

значение,

значение

эколого

-

развивающей

среды,

созданной

в

дошкольном

учреждении для экологического воспитания.

Библиографический список

1.

Николаева

С.Н.

Экологическое

воспитание

младших

дошкольников.

М.:

Мозаика-Синтез, 2000. 350 с.

2.

Мир природы и ребѐнок. Методика экологического воспитания дошкольников. /

Под редакцией М.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой, С-П., 2000/ 300 с.

3.

С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез. 215 с.



В раздел образования