Автор: Сидгазиева Динара Булатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ г.АСТРАХАНИ "СОШ №33 им.Н.А.Мордовиной"
Населённый пункт: АСТРАХАНЬ
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка дидактических игр в экологическом воспитании с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Разработка дидактических игр в экологическом воспитании с дошкольниками.
Целью моей работы в этом направлении было определить влияние дидактических игр
на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экология, воспитание дошкольников. Одним из эффективных и
наиболее
интересных
для
детей
средством
экологического
воспитания
является
дидактические
игры
экологического
содержания.
Игры
доставляют
детям
много
радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются
знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к
природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное
поведение в природе. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и
качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих
свойств.
Эти
игры
способствуют
развитию
у
детей
наблюдательности
и
любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В
соответствии
с
целью
были
определены
следующие
задачи:
раскрыть
понятие и
определить
задачи
экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста,
проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в
процессе
решения
воспитательных
и
образовательных
задач
в
дошкольном
учреждении, охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить
их
значение
на
экологическое
воспитание,
изучить
особенности
руководства
дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных
группах
детского
сада.
Методами
своей
работы
я
выбрала:
для
разработки
дидактических игр изучили литературу по исследуемой проблеме; наблюдение за
дидактическими играми провели детей в природе на экскурсию; экскурсии, где дети
участвовали наблюдениях в природе. Например, в детском саду МБОУ «СОШ №33
им.Н.А.Мордовиной»
игры
согласно:
Программы «Николаева
С.Н. Экологическое
воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. 350 с.» и согласно
возраста детей разрабатываем дидактические игры с использованием литературных
денных. Экологии с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный
мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются,
конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов,
формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Они
дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать
изменения отдельных внешних признаков. Среди игр с предметами особое место
занимают
сюжетно-дидактические
игры
и
игры-инсценировки.
В
сюжетно-
дидактических играх дети старшего дошкольного возраста выполняют определенные
роли,
например,
продавца
и
покупателя.
Игры-инсценировки
помогают
уточнить
представление
о
времени
года,
явлениях
природы,
объектах
живой
и
неживой
природы
(«Оденем
куклу
на
прогулку»,
«Живое-неживое»),
о
литературных
произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »),
о
нормах
поведения
в
природе
(«Что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо»).
[1].
Настольно-печатные
игры
для
старшей группы
детского
сада
можно
подобрать
разнообразные игры по экологическому содержанию. Мы чаще всего предлагаем
«Четыре времени года», эта игра дает возможность познакомить детей с сезонными
явлениями природы. Словесные игры экологического содержания приобретают особое
значение
которые
отличаются
тем,
что
процесс
решения
обучающей
задачи
осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на
наглядность. («В воде, воздухе, на земле»). Они проводятся с целью закрепления
знаний
для
обобщения
и
систематизации
знаний,
развивают
внимание,
сообразительность,
быстроту
реакции,
связную
речь.
Игры-занятия
(«Цветочный
магазин»)
три
раза
в
неделю
проводим
согласно
определенному
программному
содержанию. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет
через игровые правила, игровые действия. Но более всего детям любого возраста
нравиться подвижные игры экологического характера которые имеют дидактическую
направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в
некоторых отражаются явления неживой природы. В старшей группе основой является
творческие
игры.
Мы
создали
игру
«Убери
дождик»,
«Открой
солнышко»
полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогали усваивать
знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице),
при
этом
у
них
формируется
положительное
отношение
к
труду,
они
осознают
значение
труда
взрослых
в
природе.
Одним
из
видов
творческих
игр
являются
строительные
игры
с
природным
материалом:
песком,
снегом,
глиной,
мелкими
камешками,
шишками.
Помогаем
детям
в
подборе
и
использовании
природного
материала в играх, показывала способы его использования. Таким образом, Руководя
играми
необходимо
учитывать
возможности
детей.
Ребенку
свойственны
любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему
хочется
самому
отгадать
загадку,
найти
правильное
решение
задачи,
высказать
собственное суждение. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на
степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими,
чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Работая в
детском саду в течении трех лет убедилась, что руководство дидактическими играми
по
экологии
требует
от
педагога
большой,
продуманной
работы
в
процессе
их
подготовки и проведения. В ходе работы были раскрыты и изучены: сущность и
задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста, виды игр детей и их
значение,
значение
эколого
-
развивающей
среды,
созданной
в
дошкольном
учреждении для экологического воспитания.
Библиографический список
1.
Николаева
С.Н.
Экологическое
воспитание
младших
дошкольников.
–
М.:
Мозаика-Синтез, 2000. 350 с.
2.
Мир природы и ребѐнок. Методика экологического воспитания дошкольников. /
Под редакцией М.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой, С-П., 2000/ 300 с.
3.
С.Н.Николаева «Эколог в детском саду», Москва, 2003, Мозайка-Синтез. 215 с.