Автор: Ефимова Кристина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал Шуя, Россия
Населённый пункт: г.Шуя
Наименование материала: Статья
Тема: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ МЕТОДОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Раздел: дополнительное образование
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ
АППАРАТ МЕТОДОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ
Рассмотрим
систему
базисных
понятий
методологии
развития
креативного мышления, с точки зрения С.А. Новоселова. Основополагающие
понятия,
которые
входят
практически
во
все
определения
творчества
и
креативности,
являются
следующие
философские
и
психологические
понятия: деятельность, цель, ценность, новизна, мышление, воображение,
полезность,
значимость,
потребность,
духовное,
материальное,
сознание,
бессознательное,
объект,
субъект
деятельности,
ситуация,
способ,
метод,
прием. Причем каждое новое понятие, определенное с помощью исходных
понятий, само становится исходным для определения других, зависимых от
него понятий. Базисные исходные понятия не требуют определения в рамках
разрабатываемой системы понятий методологии творчества, так как взяты в
«готовом
виде»
из
понятийно-терминологиче ского
а п п а р ат а
соответствующих научных дисциплин.
Анализ
многочисленных
литературных
источников,
философских,
психологических и педагогических исследований, посвященных творчеству,
показывает, что интерес к проблемам, связанным с пониманием сущности
творческого
акта,
с
разработкой
структуры
и
содержания
творческой
деятельности,
процесса
передачи
опыта
творческой
деятельности
от
поколения к поколению, не ослабевает на протяжении столетий.
В педагогике часто используются понятия «учебно-творческая задача»
и «учебно-творческая деятельность». Что же это такое? Это поставленная
педагогом перед учащимися цель в организованной ситуации нового для
учащихся
вида,
т.
е.
в
условиях,
не
позволяющих
или
ограничивающих
использование учащимися имеющегося у них опыта, требующая от учащихся
мыслительных
и
практических
действий,
направленных
на
активное
самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками в конкретной
учебной дисциплине и одновременно на овладение знаниями, умениями и
навыками творческой деятельности, на развитие их творческого мышления,
их творческих способностей.
Определенное
таким
образом
понятие
учебно-творческой
задачи
позволяет включить в предлагаемую систему определение понятия «учебно-
творческая деятельность», данное В.И. Андреевым на основании обобщения
определений
этого
вида
деятельности,
разработанных
А.М. Василевской,
И.П. Калошиной, Т.В. Кудрявцевым, А.Н. Кулюткиным, А.М. Матюшкиным,
М.И. Махмутовым, Я.А. Пономаревым, Н.Ф. Талызиной, А.Ф. Эсауловым и
др.
В процессе творческой деятельности у обучаемых формируются черты
творческой личности. В разработку понятия «творческая личность» внесли
свой
вклад
исследования
П.К. Энгельмейера,
К.К. Платонова,
А.Н. Лука,
В.И. Андреева.
Творческая личность – это такой тип личности, для которой характерна
устойчивая направленность на творчество в сочетании с высоким уровнем
развитости
творческих
способностей,
что
позволяет
личности
достигать
творческих
результатов.
Как
известно,
направленность
личности
формируется
путем
воспитания.
Развитие
способностей
к
творческой
деятельности
также
во
многом
зависит
от
правильно
организованного
педагогического воздействия.
Креативность обусловлена тем, что человеческий мозг представляет
собой
динамически
сложную,
открытую,
неустойчивую
синергетическую
систему. Неравновесность мозговой системы становится источником ее новой
пространственно-временной
организации,
новой
упорядоченности
более
высокого уровня, соответствующей интегративным изменениям внешнего и
внутреннего мира конкретного человека. Генетически это связано с тем, что
сама
биологическая
эволюция
является
историей
динамической
неустойчивости, т.е. является предпосылкой возникновения ситуаций нового
вида, а следовательно, и одной из предпосылок формирования у человека
потребности в творческой деятельности.
Нейродинамическая
неустойчивость
мозга
приводит
к
усилению
поступающих от сенсорной системы сигналов, к появлению внутренней и
внешней связанности, когерентности нейронных процессов и структур и тем
самым
к
более
эффективной
адаптации
к
внешним
и
внутренним
изменениям. Усиление отклика мозга на сенсорные сигналы повышает его
чувствительность
и
приводит к
психическому
состоянию, которое
мы
обозначаем
термином креативность.
На
уровне
поведения
креативность
характеризуется
такими
проявлениями,
как
эмоциональный
подъем,
увлеченность пристрастие к деталям. При наличии цепочки неустойчивостей
число
путей
к
различным
состояниям
интеллекта
резко
возрастает,
что
приводит
к
повышению
уровня
креативности.
Удаляясь
от
равновесного
состояния,
мозг
человека
развивается
в
сторону
специфического
и
уникального.
Таким
образом,
креативно сть
можно
рассматривать
ка к
сформированное в процессе эволюции средство для тонкой настройки и
наиболее
эффективного
приспособления
конкретной,
обладающей
врожденными
специфическими
особенностями
мозговой
системы
и
соответствующей психики конкретного человека к изменениям конкретных
условий взаимодействия с естественным и искусственным миром, которые
характеризуются
совершенно
определенными
значениями
пространства
и
времени.
Креативность
создает
предпосылки
для
осознания
человеком
изменчивости мира, для прогнозирования его изменений (сфера науки) и для
включения
человека
в
процесс
целесообразного,
соответствующего
его
потребностям изменения мира (сфера творчества).
Креативность,
как
состояние
психики,
является
основной
для
развития креативного мышления. Под креативным мышлением мы понимаем
эмоционально окрашенную фазу одновременной мобилизации и объединения
в систему всех формотворческого (продуктивного) мышления. Креативное
мышление отличается более высокой степенью динамической оптимизации
соотношения целей и средств, субстанций и структур сферы сознания и
сферы
бессознательного
и
их
необычными
корреляциями.
Креативное
м ы ш л е н и е
х а р а к т е р и зу е т с я
од н о в р е м е н н ы м
с х в а т ы в а н и е м
противоположностей,
наложением
на
нейронные
и
психологические
структуры информации, извлекаемой из среды.
И
креативность,
и
творческое
мышление,
как
основной
компонент
творческой деятельности, а следовательно и творчество в филогенетическом
плане являются продуктами длительной эволюции, связанной с развитием
Вселенной, биосферы нашей планеты и ее ноосферы.
Необходимо
также
подчеркнуть,
что
понятие
«креативность»
в
настоящее время еще окончательно не оформилось. В различных источниках
приводятся
определения,
значительно
отличающиеся
друг
от
друга
по
содержанию раскрываемого понятия. Так, многие исследователи определяют
креативность как способность человека. Например, по определению Биннига
(Вinnig
G.
Bild
der
Wissenschaft,
H3,
1990,
S.
96),
креативность
–
это
способность к дающему выигрыш преобразованию, переструктурированию и
преумножению имеющейся в распоряжении информации. По определению
Древдаля
(Drevdahl
J.
Factors
of
importance
for
creativity,
J.
of
Clinical
Psychology, H12, 1956, S. 21 - 26), креативность – это способность человека
производить композиции, продукты и идеи, которые являются новыми по
своим
существенным
признакам
и
были
неизвестны
заранее
их
производителям.
А
в
ряде
определений
содержание
понятия
“креативность”
приближается
к
содержанию
понятия
“творчество”,
например,
в
книге
Ф. Бугдаля
(Bugdahl
V.)
приведено
и
такое
определение:
креативностью
называется процесс переплавки в мышлении элементов знаний и опыта из
различных областей в новые идеи. Аналогичные подходы к определению
креативности
прослеживаются
в
работах
Д. Аустина,
Ф. Бэррона,
Р. Кратчфилда,
Дж.П. Гилфорда,
Э. Торранса,
А. Кестлера,
Х. Кребса,
Д. Рэдфорда и др.
Таким
образом,
очевидно,
что
понятие
креативности
требует
дальнейших
уточнений
в
отечественной
педагогике,
дополнительного
теоретического осмысления и согласования в работах исследователей.