Автор: Сидорова Людмила Леонидовна
Должность: преподаватель народного отделения
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: с.Красное Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование современных концепций обучения игре на музыкальных инструментах»
Раздел: дополнительное образование
Использование современных концепций
обучения игре на музыкальных инструментах.
Сидорова Л.Л
преподаватель народного отделения
МБУ ДО «Красненская ДШИ»
Перед современным музыкальным образованием возникло ряд проблем
связанных с новыми тенденциями
в преподавании музыки от решения
которых, зависит современное будущее музыкального искусства, а значит и
культуры. Проблемы чисто профессиональные, ключевым решением которых
является применение современных методов обучения. Конечно у каждого
педагога,
имеющего
опыт
в
данной
области,
долго
и
плодотворно
работающего
есть
свой
метод.
Необходим
модифицированный
подход
к
каждому ученику, исходя из его особенностей.
Современные
научные
исследования
показали,
что
занятия
музыкой
оказывает влияние на общее развитие ребенка, формируя его эмоциональную
сферу.
Совершенствует
образное
мышление,
ребенок
становится
восприимчивым к красоте, как в искусстве, так и в жизни.
Опираясь
на собственный
опыт,
можно определить
возможные
причины недостаточного влияния на процесс фoрмирoвaния музыкального
вкуса у подростка на занятиях музыки: неинтересная подача музыкaльнoгo
мaтeриaлa, преобладание теории над практикой музицирoвaния, оторванность
от
жизни.
Это
значит,
что
учитель
ориентируется
на
выполнение
музыкальной программы, содержание которой может быть неинтересно для
ребенка.
Следовательно
необходимо
найти
такой
метод
обучения,
который
позволит
вoвлeчь
ученика, в
музыкальную
дeятeльнoсть, формируя
устойчивость
духовных
потребностей
личности. Актуальность
проблемы
поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего
музыканта очевидна и продиктована практикой. Основная цель направлена
на формирование творческой личности в различных сферах деятельности.
Основным
источником
музыкального
самообразования
становятся
телевизионные шоу и радиопередачи. В этом есть положительная сторона —
это доступный источник информации. Отрицательным моментом является
низкий качественный уровень информации. Преподаватель музыки не может
ограничить ребенка в выборе источника информации, но он может пoмoчь
рeбeнку сформировать хороший музыкальный вкус. Так же вaжнo вовлекать
школьников
в
музыкaльную
дeятeльнoсть,
основанную
на
методах
твoрчeскoгo oбучeния и формировать у них музыкальную
культуру.
Но
следует учитывать, что используемая на данный момент программа обучения,
не
учитывaeт
явлений
прoисхoдящих
в
сoврeмeннoй
музыке.
Все
это
приводит к возникнoвeнию прoтивoрeчий:
-
между
влиянием
той
музыки,
которую
изучают
школьники
по
программе
и
той
музыкой,
которую
они
получают
из
средств
массовой
информации;
-
между
традиционным
подходом
к
формированию
музыкальной
культуры и современными реалиями.
Каждый человек в самом начале своего жизненного пути проходит три
основных
этапа:
1)поглощение
информации
об
окружающем
мире,
2)повторение чьих-то действий, модели поведения, 3)накопление личного
опыта.
Развитие
личности
формируется
последовательно
и
поэтапно.
Воспитание, которое человек получает в детстве, влияет на восприятие им
мира. Вхождение в общество начинается с первого года жизни, поэтому
такое большое значение для развития личности имеет образ жизни женщины,
образ матери.
Приобщение к музыке начинается в кругу семьи с колыбельной матери.
Когда
мама
поет
колыбельную
песню,
ребенок
невольно
привыкает
к
ощущению
и
знанию,
что
на
свете
есть
такая
вещь
как
звук
поющего
человеческого голоса. Он слышит, что это звучание начинается и кончается,
идет то тише, то громче, в чередованиях этих есть какая-то закономерность,
которую
можно
проследить,
оно
завораживает
и
откликается
на
что-то
внутри тебя, протягивает незримые нити между поющим человеком, мамой, и
малышом. Сегодня наши дети, отчасти глядя на взрослых, очень быстро
начинают
стесняются
петь.
Ведь
петь
плохо
куда
более
стыдно,
чем,
например, плохо рисовать. Почему? Да потому, что голос и движение это
части тебя. Это продолжение нашего тела. Именно поэтому дети всегда
стыдятся за всех, кто им дорог, если те, на глазах других, плохо поют или
неловко
двигаются.
И
наоборот,
очень
гордятся
хорошо
поющей
или
танцующей мамой или юной избранницей или избранником.
Плохо петь или танцевать, когда другие делают это хорошо, значит
ощущать как бы свою органическую, врожденную неполноценность, как
неловкость или некрасивость, хотя неумение писать или рисовать относятся к
тем, которые редко заметны в общении. Зато неумение петь, пусть подпевать
и танцевать — слышно и видно. И оценивается невольно как серьезный
недостаток, а не как временное или неважное неумение. Поэтому заставлять
петь и танцевать, незаметно обучая их делать это все лучше и лучше, надо
маленьких
детей
тогда,
когда
они
собой
довольны
и
полагают,
что
ими
довольны все окружающие. И самый простой способ такого обучения —
подражать взрослым. Тогда без труда появляется и привычка к танцам и
пению и удовольствие от них. Когда поет или пляшет наш ребенок, он
вообще не думает об искусстве. Он радуется, самовыражается и делится этой
радостью с другими. Он просто играет. Это очень полезно, потому что дарит
чувство
свободы,
владения
миром,
служит
проверкой
разнообразных
возможностей устройства человека в этом мире и его самопроявлений.
Начав с поощрений детского стихийного самовыражения в пении и
движении
можно
перейти
к
мысли
о
профессиональном
обучении
и
о
выступлениях ребенка, пусть дома, но в роли профессионала, обученного
какому-то искусству. Пение и танец могут быть игрой, но еще не искусством,
когда это естественно делает ребенок. Пение колыбельных песен тоже не
искусство,
но
развивает
детей
эстетически
и
нравственно
и
тем
самым
подводит к восприятию искусства.
Немаловажную
роль
в
развитии
творческих
способностей
ребенка
играет слушание музыки, где необходима помощь родителей. По рассказам
взрослых выпускников музыкальной школы, у которых растут 5-6 летние
дети можно узнать, что в их фонотеке есть репертуар не только детских
песен, но и классической музыки, узнаваемый и любимый ребенком.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения
маленького человека в мир музыки. Естественность и непринужденность
обстановки, совместное слушание музыки — все это определяет большие
возможности для приобщения ребенка к музыке.
На первых занятиях лучше всего исполнять пьесы из программы по
музыке общеобразовательной школы. Узнаваемые песенки дети подпевают,
внимательно
смотрят
на
звучащий
инструмент.
Музыкальное
воспитание
стоит
начать
на
сочетании
трех
элементов:
народной,
классической
и
современной музыки. В работе учителя музыка является и искусством и
школьным
предметом
и
реальной
жизнью.
На
первоначальном
этапе
обучения
репертуар
юных
исполнителей
состоит
из
детского
народного
творчества:
колыбельные,
попевки,
прибаутки,
пляски.
Это
позволяет
развивать чувство, черты характера, которые незримо связывают ребенка с
близкими родственниками, школой, взрослыми людьми. Первые песенки,
выученные двумя руками, дети играют на классном родительском собрании,
где ребенок при помощи звуков, мелодий выражает свои чувства, эмоции
самому близкому человеку — маме. Это первое сольное выступление
в
дальнейшем
может
быть
результативным,
если
мама
и
педагог
помогут
ребенку теплым взглядом, словами поддержки, перед началом игры.
Занимаясь учебным процессом, разучивая пьесы, чтобы сыграть их на
техническом
зачете
или
академическом
концерте,
ребенку
становится
неинтересно
посещать
уроки
специальности.
Он
не
видит
дальнейшей
перспективы реализации выученных произведений. Повторять пьесы просто
для себя не хочется. В итоге, заканчивая школу, в «багаже» сохраняется 2-3
произведения из 10-20 выученных. Со стороны родителей могут поступать
нарекания, что финансовые затраты на обучение не оправдывают себя, за 5
лет ребенок ничего не может сыграть. Эту проблему можно решить, если
ребенку будет интересно обучаться, чего можно добиться если он будет
играть для кого-то.
Дома
слушают
родители,
знакомые,
приходя
в
го сти,
в
общеобразовательной
школе
—
одноклассники.
Поэтому
основным
направлением является концертная деятельность учащихся «знаешь сам —
сыграй другим».
На первых ступенях музыкальных занятий педагогу приходится быть
воспитателем. Начальные занятия музыкой с будущим профессионалом не
отличаются от занятий с ребятами, идущими в музыкальную школу, чтобы
получить в ней лишь общее музыкальное образование. Да и невозможно
сделать
прогноз
кто
из
первоклассников
станет
профессиональным
исполнителем. Были случаи, когда способный, талантливый ребенок бросал,
а
ученик
со
средними
музыкальными
данными
добивался
успехов,
участвовал в конкурсах, концертах, успешно закончил школу.
Далее,
по
мере
выявления
способностей
учащихся,
прояснения
их
музыкального
сознания,
педагогу
приходится
подбирать
репертуар,
приемлемый для индивидуального характера, возраста, настроения ребенка.
Педагогу
предоставлена
широкая
свобода
применения
программы,
профе ссиона льно
одаренных
детей
ве сти
по
м а кс и м а л ь н о й ,
профессионального типа программе (с расчетом на поступление после школы
в училище, а потом, может и в консерваторию). С учащимися, лишенными
ярко выраженных профессиональных данных (таких большинство). Каждый
из педагогов должен заботиться о том, чтобы ни один из поступивших в
школу ребят не захотел бросить занятия, не утерял любви к музыке.
Важнейшей
особенностью
на
уроках
специальности
является
тематическое построение. Учащиеся, знакомясь с
новой темой,
имеют
возможность выбрать из большого количества произведений, проигранных
педагогом,
ту
любимую,
знакомую
мелодию,
которую
с
желанием
будут
учить.
Тематическое построение программы создает условия для достижения
цельности
урока,
единства
всех
составляющих
его
элементов.
Отбор
произведений
для
разучивания
требует
большой
тщательно сти,
«навязывание»
ученику
произведения
не
всегда
дает
качественное
концертное
выступление.
Для
поддержания
атмосферы
творческой
заинтересованности на уроках, приходится менять схему урока: все зависит
от настроения ребенка, его утомляемости, физических данных.
Эти приемы во многом принципиально отличны от приемов и методов
изучения научных предметов. В любом предмете заучить можно все, но это
быстро забывается, не оставляя следа ни в сознании, ни в душе. Запомнить в
музыке
можно
только
то,
что
понятно
и
эмоционально
прочувствовано.
Основой музыкальных занятий на уроках специальности является активное
восприятие музыки. Только тогда она может выполнить свою эстетическую,
познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по - настоящему
слышать ее и размышлять о ней. Не умеющий слышать музыку исполнитель
никогда не научится хорошо играть.
Настоящее прочувствованное и продуманное восприятие музыки —
основа
всех
форм
приобщения
к
музыке,
потому
что,
при
этом
активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Вне восприятия, музыка, как искусство, вообще не существует.
Все методы и формы занятий на уроках специальности направлены на
духовное развитие ребенка. С каждым годом занятий яснее становится, что
взгляды учащихся на музыку неотделимы от их взглядов на жизнь вообще.
Можно
сказать,
что
музыка
прочувствованная
и
понятая
ребенком
становится важным средством его нравственного воспитания.
Духовному развитию детей способствует не только слушание музыки, но
и другие формы музыкального воспитания — пение в хоре, хореография,
игра в ансамбле.
Таким образом, воспитательные и духовные задачи тесно переплетаются
и поддерживают друг друга. При обучении игре главная задача состоит не в
воспитании
отдельных
талантов,
как
считают
некоторые
родители,
а
в
приобщении к музыке. Чтобы музыка стала духовной потребностью ребенка.
Есть в обучении игре на инструменте и еще один важный воспитательный
момент. Ребенок не просто учится играть, он учится играть для других.
Учится
приносить
людям
радость.
Это
оказывает
на
юного
музыканта
большое
облагораживающее
воздействие.
Принося
добро,
мы
сами
становимся добрее.
Естественными компонентами любого обучения, а тем более обучения
музыке, должны быть увлеченность, радость, интерес к предмету. Именно тут
приходит
на
помощь
музицирование,
превращающее
мучение
в
радость.
Важной
формой
музицирования
являются
семейные
концерты,
концерты
перед одноклассниками в общеобразовательной школе.
Выбирая репертуар на полугодие, следует придерживаться плана работы,
где
включены
внеклассные
мероприятия
для
учащихся:
музыкальные
гостиные,
тематические
беседы
о
музыке,
отчетный
концерт
отделения,
школы.
Ребенок
заранее
знает,
что
его
усилия,
труд,
время,
будут
не
зря
потрачены, что его работа кому-то нужна, и что его выслушают. Ведь ни для
кого не секрет, что в жизненной суете ребенка никто не слышит, не считается
с его мнением.
Нельзя дать точных рекомендаций, следуя которым ребенок полюбит
музыку, каждый идет к этому своим путем. Но если это получится, то к ним в
дом войдет верный друг, который помогает сделать жизнь яркой, интересной,
не оставит в трудную минуту.
Основная работа по внедрению тенденций преподавания музыки,
ложится
полностью
на
плечи
педагога,
которому
надо
уметь
разбираться во всех новых технологиях, методиках. Уметь перестроить
структуру
своего
урока
и
научиться
по-новому,
оценивать
знания
и
способности детей.
Список литературы:
1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.
изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.
2. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском
саду»
3. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду».