Автор: Морозова Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия №16 «Интерес»
Населённый пункт: город Люберцы, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование практико-ориентированного обучения на уроках математики в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Использование практико-ориентированного обучения на уроках
математики в начальной школе.
Современный мир очень изменчив. Постоянно появляется, что то новое,
старое уходит в прошлое. В постоянно обновляющейся системе образования
одним из важных вопросов является вопрос о формировании и развитии
успешной личности, легко адаптирующейся к изменениям окружающего
мира, самостоятельно решающей встающие перед ней новые задачи,
работающей в коллективе, самостоятельно восполняющей недостающие
знания. Эти способности очень востребованы в современном обществе.
Главным становятся не просто приобретение багажа знаний, а умение
ученика применить полученные знания на практике, возможность работать в
измененных условиях, проводить само осмысление деятельности.
Сотрудники образовательных учреждений должны быть готовы к решению
этих задач, поэтому большое внимание уделяется практико-
ориентированному подходу в обучении.
Практико-ориентированное обучение показывает связи между знаниями и
повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними.
Главная цель такого обучения - формирование у учащихся умений,
необходимых в различных сферах жизни, и понимания того, где, как, когда и
для чего можно употреблять полученные знания в жизни.
Начиная с 1 класса, включаю в уроки задания, направленные на
формирование практических умений. На уроках математики постоянно
использую практико-ориентированные задачи. Такие задачи встречаются на
страницах учебника. Помимо этого, я подбираю, составляю и использую
задачи, позволяющие применять знания учеников в ситуациях повседневной
жизни, при решении задач практического характера.
Я использую такие задачи:
1. Шоколадный батончик стоит 20 рублей. Сколько сдачи ты получишь, если
купишь батончик себе, маме, папе и бабушке, если у тебя есть 100 рублей?
2. В школьной столовой 4 стола, за каждым умещается 10 человек. Занято 2
стола и 8мест. Хватит ли мест тебе и твоим одноклассникам, если вас
11человек.
3. Уроки в школе начинаются в 8 часов и продолжаются 3 часа. Перемены 1
час. Столько же времени занимает дорога. В какое время ты придешь из
школы домой?
4. На счету мобильного телефона Саши 15 рублей. Он отправил СМС 5
друзьям. Стоимость одного СМС 1 рубль. Хватит ли Саше денег позвонить
маме, если звонок стоит 8 рублей?
Успешно решаются такие задачи на уроках- практикумах. Как правило, такие
уроки я подчиняю одному сюжету. На нем ученики делятся на несколько
групп и выполняют работу. Она может быть или одинаковой, или немного
отличающуюся друг от друга. Например, при изучении темы «Величины» (1
класс, УМК «Планета знаний») был проведён урок, на котором дети
готовились идти в поход. У каждой группы своё задание.
1 группа должна посчитать, сколько продуктов мы возьмём с собой. (С
помощью весов дети определяют массу заранее приготовленных продуктов).
2 группа - сколько воды возьмём с собой. (С помощью мерки дети
определяют сколько литров воды убирается в приготовленные ёмкости).
3 группа рассчитать длину пути. (По приготовленной карте дети
рассчитывают расстояние от дома до полянки, измеряя и складывая
расстояние от дома до станции, путь от станции до леса, от леса до речки).
4 группа рассчитать время пути. (С помощью такой же карты, только вместо
расстояния указано время в пути, дети определяют, сколько часов составит
путь к месту назначения).
5 группа должна выбрать поляну для отдыха. (Из двух предложенных полян
необходимо выбрать ту, на которой хватило бы места всему классу, если для
каждого туриста требуется одна квадратная единица).
На столе у каждой команды лежит инструкция к работе. Дети читают её и
выполняют задание по плану. Время - 5 мин.
После того, как работа выполнена, каждая группа рассказывает, какое было
задание и как его выполняли. Потом все вместе мы заполняли
«памятку туриста».
В ходе урока дети закрепили понятия о массе, времени, длине, площади,
объеме. Вывели понятие «Величина» – это такое свойство (признак)
предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа.
Выполняя задания в течение урока, дети складывали в «рюкзачок» фишки за
правильные ответы. Во время рефлексии подвели итог своей работы на уроке
и приводят примеры, г
де нам встречаются величины в жизни?
Большое внимание уделяется практическим упражнениям: закрашиванию,
придумывание орнаментов, классификации, сравнению, определению
лишней фигуры, выделение общих признаков, аппликации.
Развитию познавательных потребностей, организации поиска новых знаний,
повышение эффективности образовательного процесса помогают практико-
ориентированные проекты. В течение года дети защитили проекты «Числа
вокруг нас», «Симметрия в природе», «Математика вокруг нас», «Город -
Геометрия», «В мире линий», «Жизнь нуля- числа и цифры», «Математика в
моей семье».
Использование на уроках математики экскурсий позволяет развивать
способность ориентироваться в окружающей действительности,
создавать условия, необходимые для осуществления учения в опыте.
Например, «Экскурсия в магазин», обогатила знания детей такими
понятиями, как «Деньги», «Купля-продажа», «Товар», «Цена товара»,
«Количество товара», «Стоимость товара», «Чеки».
Экскурсия «Детская площадка» позволила детям глубже понять и осмыслить
изучаемого материала («Проектирование», «Параллельные прямые»,
«Диагональ прямоугольника», «Вершины прямоугольника», «Точка
пересечения», « План».
Экскурсия «Мы по улице идем» способствовала закреплению понятий
«Четные и нечетные числа».
Практико-ориентированное обучение помогает построить учебный процесс
приобретая новые знания и формируя практический опыт их использования
при решении жизненных задач и вопросов.
В своей работе при практико-ориентированном обучении, постоянно
применяю активные и интерактивные методы на уроках, провожу работу в
группах, парах, индивидуально, фронтально, использую раздаточный
материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации,
таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски и
презентаций. Это даёт более высокие результаты, способствует достижению
поставленных целей в формировании универсальных учебных действий,
развивает у учащихся интерес к математике как к предмету, имеющему
большое практическое значение в жизни.