Напоминание

Формирование толерантности у младших школьников в подвижно-игровой деятельности


Автор: Лантушко Наталья Федоровна
Должность: Воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №41 имени Эриха Кестнера
Населённый пункт: г.Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование толерантности у младших школьников в подвижно-игровой деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование толерантности у младших школьников в

подвижно-игровой деятельности

Формирование толерантности у младших школьников должно вестись

по следующим направлениям: изучение неоднородной образовательной

среды, повышение уровня психолого-педагогической компетенции педагогов

и семьи в области толерантности, формирование толерантности к себе и

другим, формирование культуры общения и навыков бесконфликтного

взаимодействия. Этот процесс должен осуществляться с учетом возрастных

особенностей, эмоционально-волевого, когнитивного, мотивационно

-ценностного и поведенческого компонентов.

В русском языке наиболее близким по значению понятию

«толерантность» является «терпение», «терпеть», «терпимость»,

означающее способность терпеть только по милосердию, быть

спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительны.

Опираясь на определение толерантности и её сущности,

изложенное в психолого-педагогической литературе, и учитывая

возрастные особенности исследуемого контингента, я определила

следующие критерии и показатели толерантности младших

школьников как интегрального личностного образования:

- знания об окружающем мире;

- знания своих прав и обязанностей;

- уверенность в себе - адекватная самооценка своих поступков,

действий, собственных сил и способностей;

- ответственность за свои поступки и действия;

- доброжелательность и чуткое отношение к окружающему миру;

- эмпатия (способность сопереживать, сочувствовать, сострадать,

эмоционально оценивать события);

- индифферентность - равнодушие, безразличие, безучастие;

- рефлексия - способность осознавать, осмысливать свои действия и

поступки, знания личных особенностей, достоинств и недостатков;

- отсутствие тревожности, страха;

- выдержка, самообладание (владение собой, умение управлять

эмоциями, поступками);

- способность прощать;

- умение слушать, выслушивать других;

- коммуникабельность;

- умение находить пути взаимопонимания и согласия, решать спорные

вопросы и конфликтные ситуации без агрессии и силового

подчинения;

- способность понять другого и уважительно к нему относиться;

- отказ от доминирования и насилия;

- чувство собственного достоинства;

- признание за другим права иметь свою точку зрения и возможность

свободно её высказывать.

Выделенные критерии и показатели легли в основу структуры

толерантности, включающей эмоционально-волевой, мотивационно-

ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты толерантности.

Уделяя особое внимание подвижно-игровой деятельности, я

исходила из известного положения о том, что игра - один из основных

видов деятельности детей младшего школьного возраста, внутренняя

потребность ребенка. Начальная школа - это тот период, когда детство

является динамичным и пластичным периодом жизни, идет

интенсивное физическое, умственное, нравственное и эстетическое

развитие. Детство - это период и психоэволюции ребенка. Подвижная

игра как один из специфических видов деятельности не только

укрепляет здоровье и функциональные возможности, но и продуцирует

креативность мышления, генерализуя сложные образы, развивая

ассоциативность и творческое начало личности. Она способствует

постижению чувств симпатии, эмпатии, коррекции добра и зла,

потребности и человеколюбия, развивает фантазию и сопереживание.

Если эти качества не развивать с раннего детства, то весьма

сомнительно, что ребенок проявит их будучи взрослым. Воспитывая у

ребенка гамму чувств, мир движений и фантазий, мы способствуем

овладению им знаниями и детерминируем его нравственность.

Правильно подобранные подвижные игры способствуют развитию

многообразных функций: образовательной, оздоровительной,

воспитательной, коммуникативной, творчески-детерминирующей,

адаптивной, когнитивной. Кроме этого, благодаря соблюдению

установленных правил игры блокируют негативные черты характера,

предотвращая девиантное и де-линквентное поведение.

В подвижно-игровой деятельности ребенок расширяет свой

личный жизненный опыт и кругозор, знакомится с играми разных

народов, с их обычаями и традициями, что способствует воспитанию

национальной культуры. Играя с разными детьми и противодействуя

им, каждый ребенок учится оценивать деловые, физические и

нравственные качества других ребят и в сопоставлении с ними

объективно оценивать свои собственные возможности. В процессе

сюжетно-ролевых, имитационных и моделирующих игр с

использованием интерактивных методик, совместного анализа их

результатов у младших школьников формируется позитивное

отношение к сверстникам, улучшается их культура общения,

ускоряется адаптация к школьной среде. В игре, как и в жизни,

деятельность направляется сознанием. И именно поэтому

совершенствуются его психические механизмы, способствующие

формированию целостной личности. В игре дети учатся терпению и

кооперативности - тем качествам, которые делают детей и взрослых

партнерами, способными открыть друг другу свои мысли и чувства в

интересах общего дела. Подвижно-игровая деятельность -

это своеобразная групповая психотерапия, где ребенок хотя бы на

время может освободиться от страхов, злости, печали. Она

приобретает личностную значимость и смысл, которые реализуются в

конкретных игровых навыках коллективного поведения. Крайне важно,

чтобы учитель начальных классов и учитель физической культуры

осуществляли свою деятельность на принципе педагогики

сотрудничества, в основу которой положено продуктивное общение

педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей

между собой, сотрудничество учеников, родителей и учителей.

Одним из способов формирования толерантности могут быть занятия-

тренинги. Для формирования толерантности младших школьников

можно использовать практические тренинговые занятия.

Упражнение «Мировое приветствие» Приветствовать

одноклассников без слов принятыми в различных странах способами:

Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция –

рукопожатие и поцелуй в обе щеки. Индия – легкий поклон, ладони

вытянуты по бокам. Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты

по бокам. Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях

партнера. Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза. Малайзия

– мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками

пальцев. Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами [6,

с. 16].

Упражнение «Изменяющаяся комната» (модификация)

Передвигаться по комнате и реагировать на ее «изменения». При этом

реагировать надо так, как человек обычно поступает в подобных

ситуациях. Вся комната залита ярким оранжевым светом, свет

повсюду – на стенах, на полу. А сейчас в комнату заходит страшный,

ужасный Франкенштейн. Наступает темнота. Вдруг ужасы исчезают,

сквозь окно пробивается лучик света, постепенно становится светлее,

но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, липкой, сладкой. Вы

пробираетесь сквозь нее… А теперь пошел серый дождь. Все вокруг

стало мокрым и печальным [3, с. 113].

Упражнение «Угадай, о ком идет речь» Каждый участник

описывает – по возможности объективно и безоценочно – одного

члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет

речь. Материалы: бумага и карандаши. Члены группы рассаживаются

за столами так, чтобы все могли видеть друг друга. Каждый участник

выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его

особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные

движения. Не следует давать никаких психологических заключений.

Например, нельзя говорить: «Андрей – нервный, сейчас в хорошем

настроении, преисполнен сознания собственного достоинства».

Описание должно быть по возможности более точным, но не

содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить

личность выбранного человека. Членам группы следует работать

аккуратно, чтобы никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На

составление письменного портрета отводится 6 минут. Один за другим

участники зачитывают свои заметки, а остальные каждый раз

отгадывают, кто был описан [6, с. 53].

Упражнение «Добрый день, шалом, салют» Необходимо

приготовить для каждого участника карточку, где написано слово

«здравствуйте» на разных языках, (возможно с помощью членов

группы расширить список слов-приветствий.) Если работа происходит

в поликультурной группе, то можно вписать на карточку среди прочих

приветствия, «родные» для участников. Следует попросить участников

начать игру, встав в круг. Пройти по кругу, держа в руках (или в шляпе)

заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной.

Необходимо предложить членам группы прогуляться по комнате и при

этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его,

затем назвать собственное имя. В заключение можно предложить

участникам кратко обменяться впечатлениями. Эта игра также очень

подходит для поликультурных групп [6, с. 18].

Упражнение «Я – высказывание, ты – высказывание»

Педагог объясняет разницу между «Я-высказыванием» и «Ты-

высказыванием». Например, использование в речи «Я-высказываний»

делает общение более непосредственным, помогает выразить свои

чувства, не унижая другого человека. «Я-высказывание» предполагает

ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень

беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено,

как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека («Ты

опять пришел домой в 11 часов вечера!»). Если мы используем «Ты-

высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает

негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я-

высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам

ответить. Ведущий просит составить «Я-высказывания» для

предложенных ситуаций: 1. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя

в том, что ты списал(ла) контрольную у соседа. 2. Тренер сказал, что

ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды. 3.

Твой учитель постоянно сравнивает твои результаты с результатами

других.

Упражнение «Поэма о толерантности» Первый вариант. Все

участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник

пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться

поэма (например: «толерантность – это уважение и уверенность в том,

что ты будешь понят», «это – возможность найти друзей», «таким

когда-нибудь станет наш мир», «толерантность – это непросто!» и т.д.).

Учитель собирает у участников их листочки и зачитывает их один за

другим как поэму. Второй вариант. Каждый участник пишет свою

строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою

строчку, продолжающую поэму и т.д. После этого, как каждый напишет

по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается учителю.

Поэму можно размножить и раздать всем участникам тренинга. В

завершении устраивается чаепитием [4, с. 81].

Упражнение «Обмен ролями» Участникам предлагается

объединиться в группы: в пары – один участник выполняет роль

родителя, другой роль ребенка. Каждой группе предлагается

установить диалог при разрешении проблемной ситуации. При этом

необходимо придерживаться своей роли. Пример ситуации [3, с. 129]:

– Просьба ребенка о покупке дорогостоящей вещи. – Позднее

возвращение подростка домой и т.д.

Я рассматриваею толерантность как динамическое,

интегральное нравственное качество личности,

характеризующееся уважительным и терпимым отношением к

людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям,

привычкам, социальному статусу их поступкам и действиям, не

приносящим вреда психическому и физическому здоровью;

способностью находить конструктивное решение в спорных и

конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою

индивидуальность

Литература

Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение /ГВ. Безю-

лева, ГМ. Шеламова . - М.: Вербум - М., 2003. - 168 с.

Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. /В Даль.

- М.: Рус. яз., 1982

На путии к толерантному сознанию /отв. ред. А.Г Асмолов. -

М. Смысл, 2000

Солдатова, ГУ Жить в мире с собой и другими: Тренинг

толерантности для подростков /Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д.

Шарова - М.: Генезис. - 2000. - 112 с



В раздел образования