Напоминание

«Вокально-хоровые упражнения, направленные на развитие навыков исполнения различных видов многоголосия в классе вокального ансамбля»


Автор: Шевченко Наталия Сергеевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Вокально-хоровые упражнения, направленные на развитие навыков исполнения различных видов многоголосия в классе вокального ансамбля»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1» им. Г.В. Свиридова

Методический доклад

Тема: «Вокально-хоровые упражнения, направленные на

развитие навыков исполнения различных видов многоголосия

в классе вокального ансамбля»

Выполнила:

Шевченко Наталия Сергеевна

2019 год

Тема: «Вокально-хоровые упражнения, направленные на развитие

навыков исполнения различных видов многоголосия в классе

вокального ансамбля»

1

слайд В музыкальном развитии детей большая роль принадлежит

многоголосному пению, в процессе которого особенно активно развиваются

гармонический

слух,

ладовое

чувство,

чистота

певческой

интонации,

совершенствуются навыки коллективного музицирования.

В русской певческой школе многоголосие имеет давние и устойчивые

традиции. Возникнув в глубине веков, оно заняло ведущее положение в

народном исполнительстве.

2

слайд

Характерные

черты

русского

многоголосия

самостоятельность голосов, мелодическая выразительность каждой партии.

Многоголосие

включает

в

себя

художественный,

психологический,

акустический и музыкально-исполнительский компоненты.

В чем заключаются трудности многоголосного пения? Почему оно не

получается иногда даже в то время, когда учащиеся свободно и уверенно

поют в отдельности каждую партию хоровой партитуры?

Главная причина — слабое развитие, слабый уровень так называемого

гармонического

слуха

учащихся.

Гармонический

слух

позволяет

«подстроиться»

к

звучанию

другого

голоса,

слить

с

ним

звучание

собственного голоса, охватывать вниманием сразу несколько звучащих линий

— линию своей хоровой партии и другого голоса. А такого качества слуха

можно добиться лишь путем специально подобранного песенного материала

и вокально-хоровых упражнений.

Известно, что слушают все, а слышат сравнительно немногие. Это

касается

и

многоголосия.

Не

всякий

ребёнок,

принимающий

участие

в

многоголосном

пении,

действительно

слышит

многоголосие.

Если,

подстроившись к унисону своей партии, он теряется, начинает «плавать»

голосом, едва его слуха и сознания коснется звучание другой партии, то это

значит, что его гармонический слух еще не развит и цель не достигнута.

3

слайд Ученик с развитым гармоническим слухом всегда слышит

другую

партию,

умеет

подстроиться

к

ней,

опирается

на

нее,

как

на

гармоническую основу для своего пения.

Повышение уровня гармонического слуха происходит за счет развития

активности слуха, внимания, и составляет важнейшую задачу музыкального

воспитания,

чему

должно

уделяться

особое

значение

руководителями

коллективов.

2

Обучение

многоголосному

пению

детей

происходит

поэтапно.

Подготовка

начинается

с

самых

первых

музыкальных

занятий,

когда

руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту

исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а

вместе с этим постоянно развивает слух, вокальное мастерство, музыкальную

память,

восприимчивость

и

отзывчивость

поющих.

Параллельно

накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и

разбираться в музыке.

4 слайд Схематично этот длительный и сложный процесс обучения

можно разделить на три этапа:

1. накопление слушательского опыта;

2. подготовительная исполнительская деятельность;

3. формирование навыка пения двух и более голосов.

Первый этап – накопление слушательского опыта – очень важен для

развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить

элементарному

анализу

прослушиваемых

и

исполняемых

произведений.

Нужно

задать

детям

самые

различные

вопросы:

сколько

куплетов

в

произведении, какой голос поет соло, какова хоровая фактура — аккордовая

или

полифоническая,

каков

характер

аккомпанемента,

строение

и

направление мелодии, роль партии сопровождения и т.д. Умение слушать

музыкальную

ткань

будет

развиваться

и

совершенствоваться

на

всем

протяжении

обучения

детей

пению

в

хоре.

Работая

над

многоголосным

произведением, мы постоянно будем обращать внимание поющих на ведущее

значение того или иного голоса, на их самостоятельность или наоборот,

полную слитность.

В

исполнительскую

подготовительную

деятельность

включается

прежде всего выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при

самых разнообразных условиях и особенно при пении без сопровождения.

Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет

сделать важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной

методики воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном

периоде

музыкального

воспитания

открывает

в

будущем

широкие

перспективы в освоении классического наследия и современного творчества.

5 слайд

Многоголосие

отличительная

черта

русского

народного

пения.

6

слайд

В

русской

народной

песне

используются

различные типы

многоголосия:

3

Гетерофония -

это такой наиболее древний принцип соотношения

голосов,

когда

каждый

из

них

воспроизводит

вариант

одной

и

той

же

мелодии. При этом характерно эпизодическое ответвление от унисона.

Пение с бурдоном – это многоголосие, где в основе два голоса, в

котором

второй

голос

является

лишь

одним

выдержанным

звуком,

исполняемым

небольшой

группой

хора,

причем

выдержанный

звук

не

обязательно

должен

находиться

внизу

он

может

быть

в

любом

месте

хорового диапазона.

Подголосочная

полифония,

менее

древний

тип,

в

нем

мелодии

голосов

достаточно

индивидуализированы,

здесь

уже

можно

говорить

о

появлении ведущего голоса и подголосков,

«Ленточное» многоголосие – склад со второй, сравнительно молодой

по времени происхождения, в нем основной ведущий голос поддерживается

параллельными движениями остальных мелодических линий, чаще всего в

консонирующий интервал, голоса соотносятся здесь, как варианты;

Имитационная полифония «подражание» - проведение одной и той

же темы поочерёдно в разных голосах.

Аккордово-гармонический – самый молодой по времени образования;

голоса в нем движутся синхронно; созвучия, образуемые в каждый данный

момент, приобретают совершенно определенную значимость.

Гомофонно-гармонический – способ изложения музыкального текста,

при

котором

один

из

голосов-мелодия-

играет

главенствующую

роль,

а

остальные-подчинённую «сопровождение, аккомпанемент».

Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность

единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. С каких же

песен лучше всего начинать обучение многоголосию?

7 слайд Развитие полифонического слуха и мышления певцов –

важная

задача

в

работе

хора.

Именно

в

пении

полифонических

произведений

проявляется

уровень

мастерства

хорового

коллектива.

Начинающему хору еще пока недоступны сложные полифонические формы.

Но

в

репертуаре

должны

быть

произведения

с

элементами

имитаций

и,

конечно, каноны. Пение канонов зачастую представляется довольно легкой

задачей, т. к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем коллективом

одну-единственную мелодию и можно распевать ее на несколько голосов. Но

качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон оказывается очень

непростым

заданием.

Певцам

нужно

иметь

достаточно

развитый

слух,

позволяющий им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии

других голосов.

4

Многоголосием

следует

заниматься

уже

с

самого

начала

работы

вокального коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно

придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны детям и

пробуждали в них любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они

перестают бояться и охотно занимаются многоголосным пением.

С началом работы над многоголосием в его простейших, двухголосных

формах выявляются признаки общего строя — мелодического, связанного с

протяженностью

исполнения

каждого

звука

одной

группой

певцов,

и

гармонического, связанного соответственно с проблематикой вертикальных

соотношений

внутри

интервала.

В

этих

двух

измерениях

следует

рассматривать

любой

интервал.

Вертикальное

выстраивание

различных

интервалов происходит на основе тех же принципов, которые определены их

мелодическим интонированием в связи с ладовыми ощущениями.

Работа над развитием многоголосия обычно проходит на различных

стадиях

репетиционного

процесса.

Например,

при

пении

упражнений

постоянно

проверяется

интонационно-слуховая

готовность

певцов

к

«расщеплению»

унисона.

Чрезвычайно

полезно

использовать

в

качестве

вспомогательного материала упражнения или небольшие произведения, где

унисоны

перемежаются

с

двух-,

трехголосными

созвучиями.

В

таких

упражнениях

вырабатываются

навыки

точного

исполнения

как

созвучия

(например,

интервала,

трезвучия)

после

унисона,

так

и

унисона

после

созвучия. Распространенные варианты такого упражнения — прима, секунда

(или терция) и возвращение в приму. Хоровые упражнения могут также

состоять из одних больших секунд или быть преобразованы в более сложные

построения — квинту, терцию, квинту, септиму, квинту. Такие упражнения

часто применял, например, Владислав Геннадиевич Соколов, а его ученик,

наставник многих из нас, Евгений Дмитриевич Легостаев, также использовал

эти упражнения в работе со своими хоровыми коллективами – как детскими,

так и взрослыми.

Выводы:

Многоголосное

пение

среди

детей

школьного

возраста

является

важным

фактором,

способствующим

повышению

общей

музыкальной

культуры; оно вводит в музыкальное воспитание учащихся новые, более

высокие формы музицирования.

От правильной методики работы над многоголосием, особенно на его

первоначальном этапе, зависят дальнейшие успехи в вокально-хоровом и

слуховом воспитании.

Путь

овладения

многоголосием

идет

вначале

через

изучение

полифонического

двухголосия,

как

легче

осваиваемого

(канон),

а

затем

5

вводятся

элементы

гармонического

голосоведения,

причем

последние

необходимо

включать

как

можно

раньше.

Дальнейшая

работа

над

различными видами многоголосия ведется взаимосвязано, комплексно.

Успешному овладению многоголосным пением способствуют верная

методическая

направленность

педагогических

воздействий

на

учащихся,

создание на занятиях атмосферы заинтересованности, эмоциональности и

позитивности.

Список литературы:

1.Кузнецов

Ю.М.

«Практическое

хороведение»

Учебный

курс

хороведения. – М. «Музыка», 2009.

2.Назаренки И. «Искусство пения» Хрестоматия – М. «Музыка» 1968.

3.Семенюк

В.

«Хоровая

фактура.

Проблемы

исполнительства».

М.

«Композитор» 2008

4.Чесноков

П.

«Хор

и

управление

им.

Пособие

для

хоровых

дирижеров». – М. «Музыка», 1961.

6

Цепочки интервалов и аккордов:

7

Канон

8

9

10

11



В раздел образования