Напоминание

«Психологические особенности дирижёрской деятельности»


Автор: Шевченко Наталия Сергеевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 им. Г.В. Свиридова
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Психологические особенности дирижёрской деятельности»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования

Детская школа искусств №1 им. Г.В. Свиридова

г. Курск

Методический доклад

На тему: «Психологические особенности дирижёрской деятельности»

Разработала:

Шевченко Н.С.

Курск 2019

Дирижёрская

деятельность

одна

из

самых

сложных

среди

музыкально–исполнительских профессий. Её структура многокомпонентна, а

проявления многогранны. Поэтому дирижёру предъявляются самые высокие

профессиональные требования. Одним из важных компонентов, во многом

определяющим творческий процесс создания художественного произведения,

является целый комплекс психологических механизмов, лежащий в основе

общения

дирижёра

и

музыкантов.

Так,

например,

что

одно

и

то

же

произведение у разных дирижёров в одном и том же хоре звучит совершенно

по-разному,

слушателями,

а

порой

и

музыкантами

делается

вывод,

что

дирижёрское искусство – это нечто мистическое. В таких случаях отмечают

выдающиеся музыкальные и творческие достоинства дирижёра, его умение

рационально

проводить

репетиции,

большое

творческое

воображение

и

высокую культуру, которая помогает увлечь участников коллектива своей

трактовкой,

своим

пониманием.

Исполнение

музыкального

произведения

коллективом

музыкантов

требует

огромного

взаимопонимания

и

умения

подчинить свои действия единой воле дирижёра, отвечающего за конечный

результат усилий многих музыкантов.

Воспитание

сплочённого

музыкального

коллектива

это

задача,

которая

встаёт

перед

многими

дирижёрами

хоров,

решение

этой

задачи

помимо

чисто

музыкальных

проблем

включает

в

себя

и

некоторые

психологические,

связанные

с

закономерностями

общения

людей

друг

с

другом. Таинственная притягательность дирижёрского искусства заключается

в его неординарности, непохожести на другие виды искусства. А главное, в

умении

дирижёра

подчинять,

воздействовать

на

большую

массу

исполнителей – хор.

Психологические особенности групповой деятельности

С

точки

зрения

психологии

коллектив

есть

группа

людей,

объединяющих

свои

усилия

для

выполнения

общественно

полезной

деятельности. Попадая в общество других людей, человек может довольно

значительно поменять своё поведение. Ещё В.М. Бехтерев установил, что

коллектив может действовать на людей трояко: либо он будет усиливать

личность и увеличивать её возможности, либо она останется безразличной к

коллективу.

Либо

коллектив

выступит

в

роли

тормоза

для

проявления

потенций

личности.

Каков

будет

результат

взаимодействия,

зависит

от

исходных установок, как коллектива, так и личности. Если мысли и чувства

индивида идут в направлении основных дел коллектива, то попавший в неё

индивид будет острее чувствовать, и глубже мыслить; если же установки

индивида будут идти вразрез с коллективом, то последний будет оказывать

тормозящее действие на индивида.

Одним из наиболее существенных психологических явлений, которое

можно наблюдать в группе, – это конформность, под которой понимается

свойственная человеку черта, выражающаяся в его податливости давлению со

стороны группы в ситуации конфликта, когда между его мнением и мнением

группы

имеется

расхождение.

Конформное

поведение

может

играть

в

развитии личности человека двоякую роль. Если индивид находится на более

низкой стадии морального и интеллектуального развития, чем группа, то оно

будет выступать как положительный фактор. Если же индивид по своим

качествам

будет

превосходить

в

каком-либо

отношении

коллектив,

то

давление коллектива будет оказывать на личность разрушающее влияние. Для

успешной

деятельности

коллектива

большое

значение

имеет

его

сплочённость,

понимаемая

как

ценностно-ориентированное

единство,

в

котором

отражается

степень

совпадения

мнений

членов

группы

по

отношению к наиболее значимым для неё объектам. Сближение оценок в

профессиональной

и

нравственной

сфере

сопровождается

ростом

эмоциональной

привязанности

члена

коллектива

к

его

делам,

ростом

внутригрупповых коммуникаций. Большое значение для функционирования

группы имеет совместимость психологических характеристик входящих в неё

индивидов. Было замечено, что такие черты личности, как общительность,

хорошая работоспособность, способность к эмпатии положительно влияют

на успешность совместной деятельности, в то время как подозрительность,

самоуверенность и авторитарность препятствуют ей. Серьёзные помехи в

системе межличностного взаимодействия чаще всего возникают в ситуациях,

когда в группе приходится сотрудничать людям, имеющим разный уровень

профессиональной

подготовки,

способности

к

творческим

решениям,

стремления

к

оригинальным

и

рискованным

решениям.

Члены

хора

с

преобладающей конкурентной мотивацией, со стремлением к соперничеству

друг с другом меньше удовлетворены работой, чаще конфликтуют и спорят

друг с другом, а продуктивность их совместной деятельности значительно

ниже.

Отмечая

большое

значение

сплочённости

коллектива

для

эффективности его деятельности, психологи вместе с тем указывают на то,

что слишком тёплые и дружеские отношения, как это ни странно, могут

вредить

успеху

выполняемой

работы.

При

слишком

тёплых

отношениях

члены коллектива большую часть своей энергии направляют не на работу, а

на поддержание хороших межличностных отношений и работа незаметно

отходит на второй план. В социальной психологии существует понятие о

реальной

группе.

Это

устойчивая

общность

людей,

существующая

в

конкретном пространстве и времени, для которой характерны определённые

взаимоотношения

между

её

участниками.

Реальная

группа

может

быть

формальной

(официальной)

и неформальной

(неофициальной).

Примером

формальной,

т.е.

специально

организованной

и

узаконенной

группы,

являются, например, артисты хора или оркестра. Неформальная группа или

ассоциация

-

это

случайно

образовавшаяся

общность

людей,

которая

сложилась на более или менее длительный срок для каких – то совместных

действий, например, слушателей симфонической музыки в концертном зале,

группа туристов и т.д. Как только концерт или путешествие заканчивается,

такие группы распадаются. Высшей формой организации группы является

коллектив. С

точки

зрения

психологии

коллектив

есть

группа

людей,

объединяющих

свои

усилия

для

выполнения

общественно

полезной

деятельности. В этом смысле коллективом является хор. В реальной группе

всегда возникают коммуникативные отношения между участниками группы и

определённые

связи,

выражающиеся

в

межличностных

отношениях.

Внутреннюю

структуру

группы,

кроме

сложившихся

межличностных

отношений, характеризует наличие лидера – руководителя, вожака. Нередко

такого

лидера

выделяет

из

своего

состава

сама

группа:

обучающиеся

выбирают

его

больше

по

внешним

признакам

самого

инициативного,

весёлого или сильного. Чем старше обучающиеся, тем большее значение

придают

они

деловым

качествам,

отвечающим

требованиям

совместной

деятельности.

Это

– неформальный лидер. Однако он имеет определённое

влияние на группу и может в отдельных случаях организовать совместную

деятельность как в позитивном, так и в негативном направлении.

Формальный

лидер

назначается

или

избирается

внутри

коллектива.

Примером

формального

лидера,

назначаемого

администрацией

или

выдвинутого

коллективом

хора

(или

оркестра)

из

своей

среды,

является

дирижёр.

Психологические

особенности

и

качества

дирижёрской

деятельности

Деятельность дирижёра – одна из сложнейших в ряду музыкальных

профессий. Хорошие межличностные отношения с коллективом, помогают

музыкантам и дирижёру быть в хорошем контакте и увлечённо служить

своему

искусству.

Дирижёрская

деятельность

представляет

собой

объединение

рационального

и

эмоционального

подхода,

о н а

многофункциональна и представляет собой целый комплекс деятельностей, в

который

входит:

интерпретационная

(аналитическая),

исполнительская

(эвристиче ская),

управляющая

(реализующая),

р е п е ти ц и он н а я

(педагогическая) и организующая. Перед дирижёром постоянно возникает

практическая необходимость в осуществлении не только художественных, но

и ряда внемузыкальных задач и функций, присущих всем видам человеческой

деятельности.

В

первую

очередь

это

относится

к

механизмам

общения,

коммуникации и психических воздействий.

Идентификация

особый

психический

процесс,

который

близок

к

используемому

в

театральном

искусстве

понятию

«перевоплощение».

Дирижёр

идентифицируется

в

своих

внутренних

действиях

в

данную

образную сферу, но отождествляя себя с определёнными образами, он должен

в

первую

очередь

являться

руководителем

исполнения.

Поэтому,

именно

совокупная целостность образно-эмоциональных и регулирующих действий,

их двуединство и позволяет передать не только внешнюю форму, структуру

произведения,

но

и

содержание

музыки.

Для

успешной

деятельности

дирижёра исключительно важно, чтобы в дирижёре совмещались функции

официального руководителя и социально – психологические качества лидера.

Б.Д.

Парыгин

предлагает

типологию

лидеров

по

следующим

особенностям:

а) по содержанию;

б) по стилю;

в) по характеру их деятельности.

По содержанию деятельности он разделяет лидеров на три типа:

лидер-вдохновитель,

разрабатывающий

программу

деятельности

(в театре это художественный руководитель);

лидер-исполнитель,

организатор

выполнения

уже

заданной

или

намеченной программы (главный дирижёр);

лидер, являющийся одновременно вдохновителем и организатором

(совмещение в одном лице обеих функций).

По стилю руководства:

авторитарный,

демократический,

совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

По характеру деятельности:

универсальный,

т.

е.

лидер,

проявляющий

свои

качества

постоянно;

ситуативный,

проявляющий

их

лишь

в

определённой,

специализированной ситуации.

Воспитание

сплочённого

музыкального

коллектива

это

задача,

которая встаёт перед многими дирижёрами хоров и оркестров; решение этой

задачи

помимо

музыкальных

проблем

включает

в

себя

и

некоторые

психологические,

связанные

с

закономерностями

общения

людей

друг

с

другом.

Психологические

особенности

руководителя

и

их

отражение

в

деятельности рассматривались многими психологами.

Так Курт Левин делит руководителей на три типа:

1) авторитарный тип – указания даются в категорической форме и не

подлежат обсуждению;

2) безразличный тип – руководитель почти не вмешивается

в дела, отчего создаётся анархическая обстановка;

3) демократический тип – руководитель советуется

с подчинёнными, считается с их мнением.

А.

А.

Бодалев

по

особенностям

стиля

руководства

разделил

воспитателей условно, примерно на такие же типы:

1) автократический;

2) либеральный;

3) демократический.

Но самое важное в исследовании Бодалева заключается в том, что стиль

руководства

является

лишь

одним

из

проявлений

психического

склада

воспитателя. На самом деле он отражается и в восприятии других людей, их

оценке и особенностях общения, что проявляется и в деятельности дирижёра.

Так, дирижёры автократического типа переоценивают свою роль в подготовке

программы. Оценка профессиональных качеств хора как коллектива у них

всегда занижена, к отдельным певцам

они относятся свысока, характер

замечаний у них директивный. Недостаточная самокритичность приводит к

тому, что неполадки в ансамбле и строе они относят за счёт хора. Как

правило, дирижёры этого типа не отличаются гибкостью в аккомпанементе.

Часто они являются главными дирижёрами, однако, несмотря на идеальную

дисциплину

и

высокий

уровень

квалификации

руководимых

ими

коллективов, творческая отдача оркестрантов чаще ниже их возможностей, а

исполнение

отличается

определённой

скованностью

и

академическим

холодком.

К

дирижёрам

диктаторам

современники

относили

великого

итальянского дирижёра Артуро Тосканини, про которого Игорь Маркевич

сказал однажды, что сейчас ни один уважающий себя известный коллектив не

стал бы терпеть его постоянные взрывы ярости, оскорбительные реплики,

унижения

и

полное

игнорирование

существующих

повсеместно

норм

и

трудовых положений. Хором можно управлять исходя как из авторитарных,

диктаторских принципов, так и демократических, коллегиальных.

Дирижёры

демократического

склада

доверяют

хору

и

общаются

с

певцами

на

равных,

допуская

сотрудничество

и

творческую

инициативу.

Наиболее яркое исполнение достигается тогда, когда «дирижёр предлагает

свою

концепцию

сочинения,

получая

взамен

большую

исполнительскую

отдачу,

реализацию

этой

концепции

или

даже

дополнений

к

ней.

Стопроцентная

диктатура

дирижёра

вряд

ли

даст

значительный

художественный результат».

Психологические особенности дирижёрской деятельности обусловлены

тем, что его «инструментом» является коллектив музыкантов, состоящий из

множества

личностей,

с

различным

уровнем

подготовки,

разными

характерами и темпераментами и другими психологическими особенностями.

Поэтому важнейшими психологическим качеством, необходимым дирижёру,

является умение общаться с людьми, умение налаживать деловые, творческие

взаимоотношения

с

музыкантами

и

использовать

эти

умения

для

осуществления своих художественных намерений. Выдающийся немецкий

дирижёр Бруно Вальтер главным в дирижёрском призвании считал умение

общаться: «Кто не умеет общаться с людьми, не может влиять на них, –

говорил он, – тот не вполне пригоден для этой профессии». Для того чтобы

держать весь коллектив в состоянии творческой мобилизованности, дирижёр

должен

обладать

большой

уверенностью

в

себе,

выдержкой,

подвижной

психикой. Предвосхищая звучание каждого голоса в хоре, в соответствии с

задуманной

интерпретацией,

дирижёр

должен

вовремя

сдержать

торопящегося

солиста

или,

что

чаще,

подготовить

к

вступлению

равнодушного,

сохраняя

такт.

Дирижёр

всегда

должен

быть

в

форме,

в

творческом состоянии и в мобилизационной готовности, он не имеет права

дать повод к неуверенности за исход выступления. Его волнение артисты

оркестра

должны

воспринимать

как

подъём,

вдохновение.

Необходимы

огромная выдержка, самодисциплина и актёрские качества.

Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива

Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение

между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается

необходимая

связь.

Говорят

о

гипнотическом

воздействии

дирижёра

на

сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания

дирижёрского

жеста.

Большое

значение

многие

дирижёры

отдают

зрительному

контакту.

«Глаза

всесильны,-

утверждал

Ю.

Орманди.

Внушающие,

просящие,

убеждающие

глаза

средство

постоянной

коммуникации между исполнителями, – то зеркало, которое отражает каждую

мысль

и

эмоцию

дирижёра».

Очень

важной

проблемой

является

умение

делать своим певцам критические замечания в адрес их исполнения. Многие

из них воспринимают подобные замечания болезненно, так как несколько

замечаний дирижёра одному и тому же музыканту о том, как лучше спеть ту

или иную фразу, может быть воспринято им как урон его профессиональному

престижу. Большую помощь дирижёру могут оказать здесь рекомендации из

книги

Дейла

Карнеги

«Как

завоёвывать

друзей

и

оказывать

влияние

на

людей». В разделе, посвящённом тому, как воздействовать на людей, не

оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого

надо:

начинать

с

похвалы

и

искреннего

признания

достоинств

собеседника;

указывать на ошибки не прямо, а косвенно;

сначала

поговорить

о

собственных

ошибках,

а

потом

уже

критиковать своего собеседника;

задавать

собеседнику

вопросы,

вместо

того,

чтобы

ему

что-то

приказывать;

выражать

людям

одобрение

по

поводу

малейшей

их

удачи

и

отмечать каждый их успех;

Создавать

людям

хорошую

репутацию,

которую

они

будут

пытаться сохранять.

Способность дирижёра к общению является одной из составных граней

его

таланта.

Основным

и

наиболее

развёрнутым

полем

деятельности

и

совместного

общения

дирижёра

и

хора

является

репетиция.

Хор

для

дирижёра

«живой

инструмент»,

которым

он

не

может

располагать

в

самостоятельной подготовительной работе, поэтому, чем меньше у дирижёра

опыта,

тем

дефицитнее

для

него

репетиционное

время.

Вместе

с

тем

установление

числа

репетиций,

организация

самой

репетиции

и

её

продуктивности

серьёзная

проверка

зрелости

дирижёра,

его

психологических качеств. Хорошее знание партитуры и отличное владение

дирижёрской техникой повышают продуктивность репетиций, однако, это не

единственное условие для установления взаимопонимания между дирижёром

и

хором.

Здесь

значительную,

а

иногда

и

определяющую

роль

играют

психологические условия общения.

Дирижирование – это искусство передачи. Нельзя игнорировать роль

личности дирижёра и всё сводить к технике и жесту. Дирижирование есть

специфическая

форма

неречевого

общения.

Суть

общения

дирижёра

и

музыкантов прежде всего заключается в постоянном обмене информацией,

т.е. «музыкальными идеями и импульсами» (Г.Рождественский), а так же во

взаимном психическом заражении друг друга. В дирижировании не может

быть

искусственного

разграничения

на

«выполняющего»

и

«отдающего

распоряжения». Любая попытка разделить единый процесс будет означать, по

существу, ликвидацию самого общения. Дирижер должен способствовать

развитию

разумной

встречной

инициативы

музыкантов,

направляя

их

творческий потенциал на новые интерпретационные идеи.

Итог совместной работы дирижёра и хора – концертное выступление.

Здесь роль дирижёра исключительно велика. Он должен создать творческий

подъём, обстановку праздника, который всегда должен царить на концерте.

От его воли, уверенности в себе и оркестре, от его увлечённости и умении

вселить в музыкантов приподнятость чувств будет зависеть творческий успех

и успех у публики. Наряду с волевой инициативой он должен быть очень

чутким, чтобы проявить гибкость и уступчивость, умение перестроиться, где

возникнет соответствующая ситуация, не растрачивать своё внимание на

мелкие

недочёты

ради

общего

руководства

процессом

музицирования.

Концертное выступление – это всегда психологический и профессиональный

экзамен для дирижёра и хора.

Литература

1.

Готсдинер А. А. Музыкальная психология. – М.,1993. – 190 С.

2.

Грум – Грижимайло Т. Н. Об искусстве дирижёра. – М., 1975. – 256 С.

3.

Ержемский Г. Психология дирижирования. – М.,1983. – 80 С.

4.

Кондрашин К. Мир дирижёра. – Л., 1976. – 190 С.

5.

Мусин И. А. Техника дирижирования. – Л., 1987. – 247 С.

6.

Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 1997. – 384 С.

7.

Рогов Е. И. Общая психология. – М., 1999. – 448 С.

8.

Сивизьянов А. Дирижёрское выражение музыкальных элементов и

стилей. – Ш., 1997. – 372 С.

9.

Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Проблемы,

суждения, мнения. – М., 1994. - 384



В раздел образования